Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденция конституционализации и другие тенденции развития современного российского права
1. Среди многочисленных тенденций развития современного российского права наиболее зримо выделяются такие основные направления его развития, как тенденция конституционализации; тенденция повышения роли и значения индивидуальных актов в механизме правового регулирования современной России; тенденция усиления взаимосвязи и взаимодействия современного российского права с международным правом; тенденции, возникающие в пределах отдельно взятых отраслей права; и др. Однако, несмотря на многочисленность и социальную значимость данных и многих других им подобных тенденций развития современного российского права, ведущую роль среди них играет тенденция конституционализации российского права. 2. Зародившись в рамках национальных государственно-правовых образований в форме писаных правовых актов в конце XVIII в., конституции и порождаемая ими тенденция конституционализации широкого круга общественных отношений в каждой стране проходят свой особый путь развития и совершенствования. В России этот путь начался, как утверждают эксперты, в самом начале XX в. и продолжает развиваться вплоть до настоящего времени, о чем свидетельствует, в частности, принятие Конституции 1993 г. Основными вехами на пути конституционализации России и ее правовой системы в научной литературе рассматриваются: а) акты конституционного значения, принятые до Октябрьской революции 1917 г. В их числе Манифест об учреждении Государственной думы, Закон об учреждении Государственной думы, Положение о выборах в Думу и другие; б) Конституция РСФСР 1918 г.; в) Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г.; г) Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г.; д) Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г.; е) Конституция РФ 1993 г.*(869) Прослеживая процесс конституционализации в России с момента его возникновения и вплоть до наших дней, следует обратить внимание на то, что он, подобно аналогичному процессу в других странах, происходил и рассматривался не спонтанно и не сам по себе, а в тесной связи и взаимодействии с процессом конституционализации, происходящем во всем мире на уровне глобализации и регионализации. В особенности это касается современного этапа развития конституций и, соответственно, - процесса и тенденции конституционализации.
В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Т.Я. Хабриевой о том, что "примета современного этапа конституционного развития России" заключается в том, что оно подчиняется общемировым закономерностям: демократизации и гуманизации конституций; усилению гарантий прав человека; совершенствованию конституционно-правовых основ политической, экономической и социальной сфер общества: развитию механизмов согласования интересов. В значительной мере эти "общемировые закономерности" в формально-юридическом плане отразились в Конституции РФ 1993 г., хотя при этом на пути реализации ряда "закономерных", конституционно закрепленных положений нередко возникают объективного и субъективного характера трудности и нерешенные проблемы, порою оказывающие заметное влияние на эффективность этого Основного закона в обществе и государстве, а вместе с тем - и на общую оценку его социальной роли и значения. Следует заметить, что возникающие при этом проблемы по своей природе и значению являются проблемами как теоретического, так и практического порядка. Как известно, со времени принятия первой постсоветской Конституции России и вплоть до наших дней, в отечественной и, отчасти, в зарубежной литературе было подготовлено и издано без преувеличения множество самых различных по характеру и содержанию работ, посвященных исследованию разных сторон и аспектов данного Основного закона. Однако, несмотря на это, в силу сложности, многоликости, а нередко - и противоречивости рассматриваемой материи, равно как и других объективных и субъективных причин в познании первой постсоветской Конституции с позиций общей теории государства и права и конституционного права, а также - практики реализации содержащихся в ней положений, остается ряд спорных вопросов, требующих дальнейшего исследования и использования при этом иногда нестандартных методов и подходов с учетом происходящих в мире изменений. Они касаются в основном реальной значимости для большинства членов общества и общесоциальной эффективности Основного закона современной России, "заложенного" в нем потенциала и перспектив его дальнейшего развития, а также оценочной характеристики Конституции РФ 1993 г.
При этом если одни авторы характеризуют ее как "одно из главных достижений постсоветской эпохи" и не без оснований считают, что "этим достижением надо дорожить" и что "необходим бережный и осторожный подход к Конституции"*(870), то другие авторы-исследователи, не отрицая огромной социально-политической и иной значимости постсоветской Конституции, в то же время воздерживаются от столь возвышенной и однозначной оценки данного документа. Констатируя тот неоспоримый факт, что "имеющиеся конституционные институты зачастую существуют как бы в формально-правовом плане" и что реальное использование конституционных норм таково, "что приводит к их обесцениванию", исследователи-специалисты в области конституционного права уже с первых лет существования данного одного "из главных достижений постсоветской эпохи" ставили вопрос о необходимости его реформирования. При этом подчеркивали, что оно требуется как в связи "с конструкцией конституционно-правовых институтов", так и в связи с "неясностью многих конституционных положений". Следует заметить, что аналогичная оценка действующей российской Конституции сохраняется и поныне. Несмотря на то, резонно замечает по этому поводу С.А. Авакьян, что Основной закон был призван "стать фундаментом общественного климата", однако в реальности оказалось, что "Конституция и жизнь пока сильно расходятся". Указывая на перекосы, "которым попустительствует конституционное регулирование", автор - один из ведущих специалистов в области конституционного права не без доли сарказма замечает, что создатели Конституции, по-видимому, "даже не представляли, что создают фундамент совсем другого общества, которого они и сами вряд ли желали"*(871). Помимо отмеченных спорных вопросов, касающихся оценочного характера, реальности и эффективности тех или иных положений Основного закона современной России, в научной литературе вполне естественно акцентируется внимание и на других спорных положениях, а также - на "белых пятнах" в исследовании природы, характера, особенностей модели, самобытности и самодостаточности первой постсоветской Конституции России. Нет необходимости, в силу очевидности, доказывать, что удовлетворительное решение их имеет огромное не только и даже не столько теоретическое и методологическое, сколько практическое, точнее - политико-правовое, значение. Это - во-первых. А во-вторых, что в современных условиях - условиях глобализации и регионализации, сопровождаемых углублением взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга государственно-правовых образований, конституционно значимые и иные им подобные вопросы не могут быть познаны и успешно разрешены, как это было раньше, на относительно узкой в теоретическом и методологическом плане, сугубо национальной основе, без учета определенного воздействия на происходящие в стране процессы извне и без учета возникающих на современном этапе развития государственно-правовой материи новых веяний и разработок в сфере общей теории права и конституционного права.
В плане более глубокого и разностороннего познания сущности, содержания, социальной роли и назначения Конституции современной России, равно как и любого иного государства и общества, теоретически и методологически важным представляется обратить внимание, прежде всего, на то, как, в каких условиях и под влиянием каких - объективных и субъективных - факторов данный Основной закон формируется и в каких социально значимых направлениях для всего общества, а не только для его отдельных слоев и классов, он развивается. Исследованию данных и других, тесно связанных с ними вопросов в отечественной литературе традиционно уделяется значительное внимание. Поэтому нет необходимости применительно к Конституции РФ обстоятельно останавливаться на их рассмотрении. Следует отметить лишь с общетеоретических и методологических позиций, во-первых, что необходимость принятия Конституции 1993 г., как и во всех подобных случаях, была объективно обусловлена возникновением принципиально нового, по сравнению с прежним, государственного образования и, соответственно, - сменой государственного режима, требующего для своего закрепления и развития новой конституции и создания на ее основе нового, обслуживающего этот режим, текущего законодательства. Во-вторых, что на процесс разработки и принятия новой Конституции России оказывали как позитивное, так и негативное влияние многочисленные внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы. Разумеется, это не могло не сказаться соответствующим образом на характере и содержании, а также на других сторонах создаваемого документа. Говоря о влиянии внутренних факторов на процесс формирования Конституции России, следует обратить внимание в первую очередь на состояние в данный период страны и общества, психологический настрой населения, наконец, на соотношение сложившихся в обществе под влиянием различных факторов социальных сил. В подобных случаях исследователи традиционно апеллируют к многократно подтвержденному самой жизнью положению, сформулированному еще в XIX в. Ф. Лассалем, о том, что "действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране" и что она "тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил"*(872). Или же обращаются к высказыванию В.И. Ленина, согласно которому "сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и проч., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе"*(873).
Данное положение и высказывание об отражении в Конституции соотношения сложившихся в обществе социальных (классовых) сил и их борьбы за содержание Основного закона, касаются не только процесса его разработки и принятия, когда, по словам одного из разработчиков проекта Конституции 1993 г. В.Д. Зорькина, "велись бои за каждую строчку этой Конституции", поскольку победившим в 1991 г. силам в лице "радикальных демократов" казалось "вполне логичным закрепить до конца свое политическое превосходство, очистив политические институты от противников"*(874). В неменьшей степени положение о соотношении и борьбе различных социальных сил относится также и к процессу функционирования, реализации конституционных установлений на практике. Это в полной мере подтверждается двадцатилетней практикой существования и функционирования Конституции Российской Федерации, когда, в том числе по причине противостояния различных социальных сил, ряд положений Основного закона или не реализуется вообще или же под давлением той или иной стороны в процессе реализации деформируется. Ситуация в принципе не изменилась и после того, как, по справедливому замечанию Б.С. Эбзеева, Конституция "из способа закрепления строя патерналистского государства с характерной для него неограниченной правовыми рамками властью" на начальном этапе своего существования и функционирования стала на более поздних этапах законом, закрепляющим строй правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности*(875). Что касается внешних факторов, оказавших, наряду с внутренними факторами, влияние на процесс формирования Конституции РФ и разработки если не ключевых, то, по крайней мере, весьма важных конституционных положений, то здесь, очевидно, следует указать на два обстоятельства. Первое связано с влиянием на российский конституционный процесс конституционных актов ряда западных государств (Франция, США, Германия и другие) и заимствования у них некоторых устоявшихся принципов и положений. В частности, принципа разделения властей; принципа "идеологического многообразия"; формы частной собственности, которая признается и равным образом защищается, наряду с государственной, муниципальной и иными формами собственности; и др. Второе обстоятельство связано с влиянием на российский конституционный процесс западных либеральных и неолиберальных политико-правовых концепций, касающихся "государства всеобщего благоденствия" (российский термин - "социальное государство"); социально-экономических прав граждан - их фактического непризнания западными теоретиками и практиками как таковых или признания в виде неких "привилегий"; принципа "политического многообразия" - политического плюрализма; и др.
Особое значение при этом имеет развивающийся в виде тенденции на глобальном, региональном и на национальном уровне, включая отчасти СССР и постсоветскую Россию, парламентаризм, основным кредо которого является система организации государственной власти с доминированием в ее структуре высшего представительного органа - парламента, и конституционализм. В отечественной и зарубежной литературе нет общего понятия и, как верно констатируют исследователи, даже общего "согласованного подхода" в понимании конституционализма*(876). Хотя изучению данного явления и разработке отражающей его концепции, особенно в последние годы, с развитием процессов глобализации и регионализации, отечественными и зарубежными учеными уделяется повышенное внимание. При этом в одних случаях авторы ограничиваются в основном указанием на трудности в определении понятия конституционализма (как такового) вообще и регионального (европейского и т.п.) конституционализма в частности, и на основных путях и средствах их преодоления. В других случаях предпринимаются попытки как отечественными, так и зарубежными авторами, использования описательного подхода к познанию конституционализма, определения его в узком и широком смысле*(877). Наконец, в третьих случаях исследователи, не достигнув консенсуса в определении понятия конституционализма, пытаются рассматривать его как "универсальную" тенденцию на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также в формальном и реальном (фактическом) плане. Существуют и другие подходы к определению общего понятия конституционализма. Однако не в них как таковых и даже не в самом формально-юридическом его определении сейчас дело, а в том, какой смысл вкладывается в термин "конституционализм", какими признаками и чертами "наделяется" это явление, делающими его не только социально значимым, но и способным оказывать влияние на конституционно-правовое развитие разных регионов (например, на Западную Европу в лице Европейского союза) и национальных государств, включая постсоветскую Россию. Набор этих признаков и черт, как свидетельствует анализ специальной отечественной и зарубежной литературы, посвященной рассмотрению различных сторон конституционализма, весьма широк и разнообразен. Но наиболее значимыми из них являются следующие: а) тесная связь конституционализма с принципом Rule of Law (господства, верховенства права) и с другими "демократическими принципами"; б) ограничение прерогатив парламента в ряде стран строгими рамками Конституции. Во Франции, США и других странах "Конституция, а не парламент обладает верховенством" (Supreme); в) наделение "политическим мандатом и ответственностью правительства"; г) признание "высокой значимости Конституции как правовой основы государства и социального контракта между гражданами"; и др. Аттестуя конституционализм как "идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса", и представляя правовое государство как "реальное воплощение идеи и применение принципов конституционализма", отечественные авторы акцентируют внимание также и на других признаках и чертах данного явления. В частности, указывается на то, что конституционализм содержит в себе целый "ценностный ряд как неотъемлемую часть правосознания и правовой культуры"*(878). Из этих и иных положений, признаков и черт складывается общее представление о конституционализме как о явлении и отражающем его понятии, оказавшем, как представляется, судя по формально-юридическому содержанию действующей российской Конституции, на процесс ее разработки и принятия определенное влияние. Однако, говоря об этом, не следует упускать из поля зрения тот факт, что речь идет о традиционном конституционализме, появившемся в арсенале западной политико-правовой идеологии во второй половине XX в. и ассоциирующемся с национальными государствами и их конституционно-правовыми актами. В настоящее время в западной конституционно-правовой теории, как известно, в связи с процессами глобализации и регионализации развиваются новые идеи и теории, касающиеся наднациональных конституций и наднационального конституционализма, которые, несомненно, оказывают и по мере их развития будут оказывать определенное воздействие на конституционно-правовые процессы, происходящие в разных странах. В-третьих, помимо внутренних и внешних факторов, оказавших влияние на процесс разработки и принятия первой постсоветской Конституции, с теоретической и методологической точки зрения в плане ее глубокого всестороннего изучения представляется важным обратить внимание на характер данного Основного закона, а также на то общее и особенное, что Конституцию современной России объединяет с другими конституционными актами и что ее среди них выделяет. При выявлении характера действующей российской Конституции специалистами в области конституционного права довольно традиционно указывается на то, что она: а) имеет основополагающий характер, который заключается в регулировании ею наиболее важных общественных отношений, а также в том, что она "является базой движения общества по пути исторического прогресса"; б) обладает стабильностью, основывающейся на "незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет" и проявляющейся в длительности действия Конституции "без внесения существенных изменений"; в) отличается реальностью в том смысле, что соответствует фактически существующим общественным отношениям, и в том, что Конституция "должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ"; г) обладает народностью, поскольку, как и предшествующие нынешнему Основному закону прежние российские Конституции, "выражает интересы народа". Это проявляется в том, что "именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций" и что "народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового Основного закона"*(879). В принципе разделяя данные и им подобные суждения, высказанные относительно характеристики Конституции РФ как акта, обладающего основополагающим характером и стабильностью, весьма затруднительно, однако, сообразуясь с современной российской действительностью, говорить о ее "реальности", как она обычно понимается, и о ее "народности". В данном случае, как представляется, имеет место, мягко говоря, "перебор". Несомненно, что реальная, а не формальная Конституция должна отвечать потребностям всего общества и интересам всех граждан, реально гарантировать и защищать их права. Но это - декларация, конституционно-правовая теория, которая гласит о том, что должно быть, а не что есть на самом деле. Практика же, реальность, ассоциирующаяся с чудовищным материально-финансовым или иным фактическим неравенством в стране; с непомерным, заработанным "в поте лица" богатством одних - небольшой кучки, как правило, приближенных к власти людей, и проживающих на грани нищеты остальной весьма значительной части общества; с перманентной безработицей и прочими социальными и иными невзгодами - эта практика и реальность свидетельствует об обратном. А именно - о том, что в ряде случаев конституционные декларации по отношению к "рядовым" законопослушным гражданам, как правило, остаются ничем иным, как обычными декларациями, порождающими индифферентное отношение к Основному закону и правовой нигилизм. В современных российских условиях, когда речь идет о реальности постсоветской Конституции, которая, скажем, провозглашая, что "труд свободен" и что "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду" (ст. 37), но при этом, в отличие от Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 38), никак этот "свободный труд" не обеспечивает - в этих условиях можно говорить о ее реальности как "прожективной" модели Конституции лишь гипотетически, апеллируя не к настоящему, а к будущему. Что касается "народности" действующей Конституции, то, исходя из ее настоящей сущности, а также из истории ее формирования, принятия и двадцатилетнего опыта ее функционирования, когда она фактически "обслуживала" и защищала, прежде всего, интересы чиновников разных рангов, образно говоря, сидящих в банках, а также на нефтяных и газовых трубах олигархов, - исходя из этого постсоветскую Конституцию было бы более точно и ближе к реальности именовать не "народной", а условно-элитарной, если можно считать элитой стоявших вокруг первого Президента России людей. Рассмотрение в подобных случаях в виде элитарных по своей природе и характеру конституционных актов не является, как известно, чем-то необычным, а тем более, оригинальным в современной юридической и социологической литературе "цивилизованных" стран, включая, в том числе, США. В подтверждение этому можно сослаться на работу известных американских авторов Т. Дая и Л. Циглера под названием "Ирония демократии", в которой они, установив, что "Америкой правят не массы", а "очень незначительное меньшинство" (tiny minorities), именуемое элитой, которая принимает "все ключевые политические, экономические и социальные решения"*(880), пришли к вполне логичному выводу об элитарном характере не только текущего законодательства, но и самой Конституции США. В силу того, что "массы людей не принимали никакого участия в подготовке и принятии Конституции", рассуждают исследователи, "есть основания полагать, что они неизбежно будут находиться к ней в оппозиции". Осознавая это, элита предусмотрительно закрепила в самом этом документе - в Конституции - ряд положений, защищающих "свои политические и экономические интересы от угрозы (from threats) со стороны народных масс"*(881). Сравнивая характер Конституции США и постсоветской Конституции России, можно заключить, что у последней есть все основания, исходя из ее "прожективной" модели и одной из его главных изначальных задач, как справедливо отмечают исследователи - закрепления позиции "сильного Президента РФ", именоваться не "народной", а "элитарной" Конституцией. Наряду с выявлением природы и характера действующей Конституции России, с теоретических и методологических позиций важное значение в процессе ее познания имеет, как представляется, определение у нее общих с другими конституциями черт, которые их объединяют, и выявление у нее особенностей, которые ее среди них выделяют. При выявлении и рассмотрении общих черт акцент с необходимостью делается на формально-юридической стороне Конституции РФ и других государств, поскольку их фактическая сторона в каждой отдельной стране конкретизируется и индивидуализируется, приобретая при этом в рамках общего частный характер. Среди общих черт, ставящих Конституцию России - Основной закон общества и государства как общеродовое, однопорядковое явление в один ряд с другими конституциями - аналогичными явлениями, необходимо выделить следующие: обладание высшей юридической силой; регулирование наиболее важных общественных отношений; выступление в качестве основы правовой системы государства; проявление в качестве основы организации государственной власти и управления обществом; выступление в виде выразителя основных юридических ценностей, связанных с правами и свободами человека и гражданина; наличие особого порядка принятия и изменения. Кроме названных общих черт конституций в отечественной и зарубежной литературе обращается внимание также на такие их черты, как многогранный и многоаспектный характер конституционных актов, позволяющий исследователям рассматривать их в качестве "универсальных" регуляторов общественных отношений, возникающих в самых различных сферах жизни общества и деятельности государства. Выделяя и обстоятельно рассматривая различные грани и аспекты конституционных актов, западные авторы, специализирующиеся в области конституционного права, зачастую проводят мысль о том (и пытаются доказать), что в каждой стране фактически существует не одна, а несколько Конституций, каждая из которых охватывает лишь ту или иную сферу. В качестве самостоятельных актов предлагается рассматривать, в частности, экономическую, политическую, юридическую, социальную конституции и "конституцию по безопасности (security constitution)"*(882). Несомненно, построение такого ряда конституционных конструкций позволяет более глубоко и обстоятельно сосредоточиться на рассмотрении роли и значения Основного закона в различных сферах жизни общества и деятельности государства. Однако при этом остаются весьма спорные вопросы относительно такого рода "отраслевых" конституций, построенных фактически на гипертрофировании отдельных сторон и аспектов Основного закона. Суть этих вопросов заключается, прежде всего, в том, можно ли такого рода конституции рассматривать в виде основополагающих актов не только в "своих", непосредственно охватываемых ими, но и в других сферах? Обладают ли они свойствами универсальности, как традиционный Основной закон, по отношению друг к другу и к обычным законам? Наделяются ли они высшей юридической силой? И как в таком случае они, будучи "узкопрофильными", "отраслевыми" конституциями, соотносятся друг с другом? Возникает целый ряд и других, им подобных вопросов, искусственно порожденных стремлением создать в каждой отдельно взятой стране вместо одной существующей несколько отличающихся друг от друга конституций. Вряд ли это оправданно как с теоретико-методологической, так и с политико-правовой, практической точки зрения. Ибо ничем не оправданно вносится сумятица в сложившиеся и многократно подтвержденные самой жизнью конституционно-правовые теории и представления, порождается много вопросов и не дается на них удовлетворительных ответов. В перечне общих черт, ставящих Конституцию современной России в один ряд с конституционными актами других стран и с прежними российскими конституциями, следует указать также, с точки зрения общей теории права, на их позитивистский характер. В научной литературе верно подмечалось по этому поводу, что в действующей Конституции РФ "текстуально заявлены все критерии национального позитивного права как универсальной нормативной целостности, необходимой для обеспечения каждому содержательно конкретизированной возможности пользования своими правами, свободами во всякой конституционно значимой ситуации"*(883). Аналогично обстоит дело с позитивистским характером конституций и в других странах. Причем вполне резонно констатируют западные исследователи, "позитивистские конституции" существуют не только в национальных, но и в наднациональных правовых системах, в частности, в правовой системе Евросоюза*(884). Разумеется, по мере развития общества и государства позитивистский характер конституционных, равно как и других, нормативно-правовых актов, претерпевал и претерпевает определенные изменения. Это связано, в частности, с тем как справедливо отмечает В.Д. Зорькин, что "в конституциях, принятых после Второй мировой войны, возобладали идеи о неотъемлемых, прирожденных правах и свободах человека"*(885). Конституция 1993 г., наряду с конституциями современных цивилизованных государств, тоже содержит в себе ряд положений, касающихся "неотъемлемых, прирожденных прав и свобод человека". Более того, она, в отличие от многих других Конституций, прямо закрепляет, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2). Но от этого она, так же как и другие конституции, закрепляющие такого рода естественно-правовые положения, отнюдь не меняет своего позитивистского характера и не становится, скажем, естественно-правовой конституцией. В сохранении позитивистского характера выражается одно из проявлений общности Конституции современной России с конституциями других стран и вместе с тем ее преемственности от всех предшествовавших ей отечественных конституций. 5. Будучи позитивистским, элитарным, многогранным и многоаспектным по своему характеру Основным законом постсоветского Российского государства, а также имея ряд иных общих черт с основными законами других стран и с предшествовавшими отечественными конституциями, действующая Конституция России, наряду с общими чертами, обладает и своими особенностями. В отличие от общих черт, которые проявляются в основном на формально-юридическом уровне, отличительные особенности постсоветской Конституции России выступают преимущественно в практическом плане, проявляются в основном в процессе реализации или наоборот, нереализации содержащихся в ней положений. Хотя отдельные особенности Основного закона России проявляются и на формально-юридическом уровне. Речь идет, в частности, о таких его формально-юридических особенностях, как: прямое действие Конституции РФ; закрепление положения об идеологическом многообразии и политическом плюрализме; утверждение принципа равноправия субъектов РФ при их фактическом и формально-юридическом неравенстве (республики и остальные субъекты); закрепление особого положения частной собственности, о защите и охране которой, в отличие от других форм собственности, дважды (ст. 8 п. 2 и ст. 35 п. 1) говорится в Конституции; установление весьма широкого круга прав и свобод человека и гражданина, включая право на достоинство, право на свободу, личную неприкосновенность и право на жизнь; закрепление положения, согласно которому "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина" является обязанностью государства; и др. Данные и другие формально-юридические особенности Основного закона страны дополняются особенностями, возникающими в процессе их реализации. В современной России, так же как и в любой другой стране, социально значимые положения, закрепленные в конституционном порядке, формально-юридически, как общеизвестно, далеко не всегда одинаково претворяются в жизнь, реализуются фактически. При этом речь идет не только и даже не столько, скажем, о разных формах, приемах и методах реализации тех или иных конституционных положений, сколько о разных уровнях их реального обеспечения и осуществления. Пытаясь оценить действующий Основной закон России как с формально-юридической, так и с фактической стороны - со стороны его реального воздействия на различные сферы жизни общества и государства, необходимо обратить внимание, прежде всего, на то, что Конституция РФ 1993 г. способствовала после разрушения СССР сохранению целостности Российского государства; создала условия для установления в стране определенного правопорядка и поддержания принципа законности и конституционности; способствовала созданию предпосылок в стране для формирования и развития демократического, правового и социального государства. Однако, отдавая дань должного действующей уже в течение более чем 20-летнего срока Конституции России, следует в то же время указать на то негативное с тонки зрения интересов всего общества, что совершалось под сенью Конституции в 90-е гг. и что происходит перманентно под ее прикрытием сейчас. Весьма банальным представляется перечень тех "славных" событий и явлений, которые происходили в столь же "славные" 90-е гг. Это - приватизация "по понятиям", порождение сверхбогатых и сверхбедных; раскол "социума" по материальному и всем иным, обусловленным им признакам; деградация общества; демографическая яма; ослабление государства, разгул чиновничьей коррупции и криминала; и т.д. и т.п. Нелигитимность возникшей при этом собственности, равно как и неоднозначность всех иных, связанных с ее использованием "проектов", является, образно говоря, миной замедленного действия как для будущего общества, так и для государства. Нелигитимность такого рода собственности, верно подмечает В.Д. Зорькин, "это в итоге главная причина неэффективности российской экономики, обусловливающая и ее "сырьевой перекос", и вывоз капиталов из страны, и отсутствие потенциала для инновационного развития, низкую инвестиционную привлекательность России"*(886). Если перечень "славных" событий и явлений 90-х гг. является банальностью, то не банальным, а требующим своего специального исследования и осознания представляется тот факт, что все эти события и явления происходили не сами по себе, а под воздействием той социально-политической и иной среды, которая хотя и в номинальной степени, но закреплялась и охранялась Конституцией. Аналогичным образом обстоит дело и в настоящее время, когда под эгидой Конституции совершаются такие рукотворные события и явления, которые не всегда в полной мере сообразуются и учитывают интересы общества, да и самого Российского государства. Речь идет, в частности, о продолжающейся приватизации стратегически важных объектов, рассматриваемой экспертами как "сценарий ликвидации государства"*(887), об абсолютизации рынка, насаждаемого практически во всех сферах жизни общества как некоего универсального средства решения не только экономических, но и иных возникающих в обществе проблем; о недооценке социальной значимости и подмены ведущей роли в любом жизнеспособном обществе труда производителя материальных и иных благ активностью ничего не производящего посредника, который раньше именовался спекулянтом, а ныне - бизнесменом; о проведении в стране по западному образцу так называемых реформ в сфере отечественного образования и науки, приводящих, как свидетельствует опыт их осуществления, к постепенному снижению их уровня и последующему за этим их разрушению; и др. Изучение позитивных и негативных сторон действующей Конституции России, несомненно, создает предпосылки для ее дальнейшего развития и совершенствования как Основного закона в формально-юридическом плане и - повышения ее роли и значения в практическом отношении. Вместе с тем это способствует осознанию власть имущими необходимости корректировки в интересах всего общества и Российского государства нынешнего, далеко не бесспорного экономического и социально-политического курса, по которому идет страна к виртуальному "светлому будущему". В этом плане - в плане повышения роли Основного закона в жизни общества и корректировки социально-экономического и иного курса развития страны значительную роль может сыграть всестороннее исследование тенденции конституционализации российского общества, государства и права и практическое использование при этом накопившегося позитивного опыта.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.055 с.) |