Классификация правонарушений и их основные виды в разные периоды развития российского общества и государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация правонарушений и их основные виды в разные периоды развития российского общества и государства



 

1. Исходным при рассмотрении данной и других теоретически и практически значимых правовых тем является современное понимание правовой материи, включая сложившееся в научной юридической литературе представление о видах правонарушений и их классификации, которое экстраполируется, с известными изменениями, на все прежние этапы и периоды развития российского общества и государства.

В соответствии с современным пониманием видов правонарушений и их классификации правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении.

По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера, применяемого при этом взыскания, все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

Особенность административных проступков заключается в том, что они совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за их совершение предусматривается административная ответственность. Она может выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишении права управления транспортными средствами и др.

Согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой "трансформацию" административной ответственности в уголовную.

Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.

Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и другие), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений, имеющих интеллектуальную ценность, как для конкретных лиц, так и для всего общества. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц либо организаций.

2. Современное представление о понятии, различных видах правонарушений и их классификации формировалось в российской правовой теории и законодательстве, также как и представление о многих других правовых явлениях, на протяжении всего исторического пути развития российского общества и государства, начиная с Древней Руси и кончая современным постсоветским обществом и государством.

При этом каждому периоду развития российского общества, государства и права в этих вопросах были свойственны свои особенности, обусловленные самыми различными социально-экономическими, политическими, духовными и многими другими факторами, оказывавшими и оказывающими огромное влияние на повседневную жизнь российского общества и государства, на уровень развития в стране правовой культуры населения и юридической практики.

Так, для дооктябрьского периода развития российского общества и государства, находившихся на разных этапах их эволюции, были свойственны такие особенности в вопросах, касающихся правонарушений и их классификации, как: а) отсутствие в условиях Древнего государства четкого разграничения между правонарушениями в виде уголовных преступлений и гражданско-правовыми деликтами. Известный русский ученый-историк С.В. Юшков убедительно доказывал в связи с этим, что в древнерусском праве нельзя говорить, в частности, об обязательствах из причинения вреда, поскольку они отождествляются с преступлением*(806); б) преобладание в условиях сословно-представительной монархии и на последующих этапах дооктябрьского периода развития российского уголовного права описания конкретных составов правонарушений в виде преступлений по сравнению с общей частью уголовного права. Нормы общей части этого права в более развернутом плане появились лишь в Соборном уложении 1649 г. в виде отдельных разрозненных статей*(807); в) формирование и совершенствование на протяжении всего дооктябрьского периода развития российского права общей теории и понятийного аппарата, касающегося правонарушений, их отдельных видов, а также их классификации. Речь идет, в частности, о разработке и введении в научный оборот при Петре I термина "преступление для обозначения уголовного правонарушения" вместо прежнего термина "лихое дело", именовавшего на всех предшествовавших этапах эволюции Русского государства уголовное правонарушение. Имеется в виду также разработка и внедрение в практику таких понятий, как система преступлений, система наказаний, отразившихся в специальном акте, под названием Уложение о наказаниях 1845 г., и другие; г) выделение из совокупности всех, совершаемых на различных этапах развития российского общества и государства правонарушений в виде преступлений, наиболее опасных для нормальной жизнедеятельности общества и государства и, соответственно, наиболее жестко наказуемых преступных деяний. Это, как правило, преступления против устоев российского общества и государства, против христианской веры и государственной власти в лице монарха, против "хуления" Православной Церкви и ее канонов.

Тот "кто пресвятую матерю божию деву Марию и святых ругательными словами поносит", говорится, например, в Артикуле воинском (1715 г.), тот будет "телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть". А тот, кто "услышит такое хуление, и в принадлежащем месте благовременно клевету не подаст", будет рассматриваться как "причастник богохуления" и будет лишен "живота или своих пожитков"*(808).

Кроме названных особенностей дооктябрьского периода развития российского общества и государства, касающихся правонарушений в виде уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов, между которыми не всегда проводилась четкая грань в рассматриваемый период, следует указать также и на другие особенности. В частности, - на такую особенность, как подразделение (классификация) правонарушений на преступления и проступки, которое изначально фиксировалось в Военно-уголовном уставе, заменявшем собой в 1839 г. Артикул воинский 1715 г., а также в Уложении о наказаниях 1845 г. - "первого настоящего российского уголовного кодекса"*(809).

В соответствии с классификацией правонарушений, зафиксированных в данных правовых актах, выстраивалась также система следующих за ними наказаний.

Наиболее четко это прослеживалось в Уложении о наказаниях 1845 г., подразделявших последние на уголовные и исправительные, а кроме того выделявших "особенные наказания за преступления и проступки по службе".

В числе этих наказаний значились такие, как "исключение из службы" и "отрешение от должности", "вычет из жалования" и "перемещение с высшей должности на низшую", "удаление от должности", и др.*(810)

При этом предусматривалось, что "исключенный из службы лишается права вступить снова в какую-либо государственную службу, участвовать в выборах и быть избираемым в должности по назначению дворянства, городов и селений". А "отрешенный от должности лишается права, в течение трех лет со дня отрешения, поступать снова на службу государственную и общественную"*(811).

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и в некоторых других последовавших за ним правовых актах подводился своего рода итог эволюции различных видов правонарушений, их особенностей и их классификации, вместе с "сопутствующим" им наказаниями, в дооктябрьский период развития российского общества и государства.

3. Вполне естественно, что эволюция различных видов правонарушений и их классификация имели свои особенности не только в дооктябрьский, но и в послеоктябрьский - советский и постсоветский периоды.

Что было характерно в этом отношении для советского периода? Каковые особенности эволюции различных видов правонарушений и их классификации наблюдались в данный период? Отвечая на данные и им подобные вопросы, следует обратить внимание на такие особенности, как, во-первых, радикальные изменения в социально-классовом характере правонарушений и их различных видах, обусловленных происходившими в жизнедеятельности российского общества и государства в этот период весьма значимыми событиями.

Речь идет прежде всего о событиях, связанных с осуществлением Октябрьской революции, установлением в стране диктатуры пролетариата, национализацией частной собственности, коллективизацией сельского хозяйства и др.

Имеется в виду тот факт, что значительное влияние на изменение характера российского права и методов его реализации, включая борьбу с новыми видами правонарушений (дезертирство, диверсионная деятельность и т.п.), оказала Великая Отечественная война.

Во-вторых, эволюция, наметившегося в ранние годы существования советской государственно-правовой системы процесса разграничения правонарушений в виде преступлений с правонарушениями в виде административных и иных проступков, и достигшая своего формально-юридического апогея в 80-е гг.

Именно в эти годы, наряду с понятием преступления, неоднократно отражавшегося в уголовном праве, были приняты отдельные административно-правовые акты, в которых четко определялось понятие административного проступка как "противоправного виновного деяния, за которое предусматривалась административная ответственность" и на основе которых определялся состав данного правонарушения*(812). Это были, в частности, такие нормативно-правовые акты, как принятые в октябре 1980 года "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях" и принятый в июне 1984 г. на базе этих Основ "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".

В-третьих, формально-юридическое и фактическое сочетание государственных и общественных мер борьбы с правонарушениями на различных этапах развития советского общества и государства.

Привлечение общественности к борьбе с противниками советского строя и с криминалом, определенная опора на общественное мнение в первые годы становления советской власти и в течение всего последующего периода развития Российского государства стало одной из особенностей его внутренней политики в рассматриваемое время*(813).

Разумеется, это в значительной степени сказалось также, помимо всего прочего, на характере и мерах государственного воздействия на нарушителей действовавшего законодательства.

Так, в годы становления и первоначального развития Советского государства в одних законодательных актах предписывалось наказывать лиц, совершивших преступления, "по всей строгости закона, предавать революционному суду", имея при этом в виду такие меры наказания, как лишение свободы и расстрел. В то же время как в других актах предусматривались такие меры, как штраф, конфискация имущества и принудительные общественные работы.

Кроме того, как отмечают исследователи, на данном этапе развития российского общества, государство "не ограничилось известными видами уголовного наказания и существенно дополнило их оригинальными мерами, вроде выдворение из города, лишение продовольственных карточек, объявления врагом народа, опубликования в списках врагов народа, объявления вне закона, лишения политических прав"*(814).

Многие из этих и других им подобных наказаний за совершенные преступления, первоначально закрепленные в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, принятых в декабре 1919 г. Наркоматом юстиции, позднее трансформировались в значительной своей части в ряде других, последовавших за Руководящими началами актах.

Отчасти это имело место в таких актах, как УК РСФСР 1922 г., Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., УК РСФСР 1926 г. и других уголовно-правовых законодательных актах.

На более поздних этапах развития российского общества и государства трансформация различных видов правонарушений в виде преступлений и отчасти - в виде проступков вместе в "сопутствующими" им мерами наказания или "мерами социальной защиты", как они именовались еще в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., - отражалась в актах уголовно-правового характера, таких, в частности, как Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г., а также - в актах административно-правового характера 80-х гг.

В плане классификации и идентификации различных видов правонарушений и следовавших за ними наказаний, основной акцент законодателя и правоприменителя традиционно ставился, начиная с 20-х гг., со времени принятия в 1922 г. УК РСФСР, в котором впервые стали выделятся Общая и Особенная части, и вплоть до настоящего времени, не на классификации и более четком разграничении преступлений и проступков, а на классификации только преступных деяний*(815).

Такого рода подход к классификации и идентификации различных видов правонарушений, акцентирующий внимание преимущественно на классификации преступлений, использовался не только в советский период, но и применяется в настоящее время, в постсоветский период.

Следует, однако, заметить, что в отличие от прежних уголовно-правовых актов, в частности, от УК РСФСР 1960 г., который закреплял только понятие преступления, Уголовный кодекс постсоветской России, принятый в мае 1996 г., проводит грань между преступлением и деяниями, содержащий признаки преступления, но в силу малозначительной общественной опасности, не являются таковыми.

"Не является преступлением, - гласит статья 14 (п. 2) этого Кодекса, - действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности, не представляющее общественной опасности"*(816).

В данном случае прослеживается стремление законодателя выделить среди правонарушений, наряду с преступлениями и административными и иными проступками, также уголовно-правовые проступки. Станет ли это шагом вперед в развитии юридической науки и практики или же ее тормозом, покажет будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.02 с.)