Формы и мотивы правомерного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и мотивы правомерного поведения



 

1. Правомерное, как и любое иное поведение человека, может осуществляться в различных формах. Речь идет, прежде всего, о таких непосредственных формах выражения правомерного поведения, как вербальные (словесные) формы, складывающиеся из различных высказываемых индивидом мнений, оценок, суждений, и реальные (практические) формы, заключающие в себе определенные действия людей.

На основании "сопоставления этих действий, - верно подмечается в литературе, - с представлениями о должном и неправильном", которые зафиксированы и отражены в различных моральных и иных социальных предписаниях, человеческое поведение может оцениваться обществом положительно, если оно "не противоречит общепринятым эталонам поступков", а человек руководствуется ими в повседневной жизнедеятельности*(794).

Будучи урегулированной с помощью норм права, такая форма поведения людей традиционно рассматривается как правомерное поведение.

Наряду со своими непосредственными формами, правомерное поведение неразрывно связано с различными формами реализации права. Правомерное поведение (действия, поступки, согласующиеся с правовыми предписаниями) в зависимости от характера может выступать в формах соблюдения, использования, исполнения или применения права. В юридической литературе вполне обоснованно утверждается, что соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права государственными органами и должностными лицами составляет суть правомерного поведения.

2. При этом мотивы такого поведения могут быть самыми разнообразными. Диапазон их широк: от глубокого осознания и понимания необходимости правомерного поведения в интересах всего общества, тех или иных его слоев или лиц до вынужденного следования правовым велениям в силу потенциально существующей угрозы государственного принуждения.

Добровольность следования правовым велениям в значительной мере обусловливается уровнем развития правового сознания в обществе, уровнем развития культуры людей и их понимания важности и необходимости выполнения правовых требований для укрепления правопорядка и законности. Не в меньшей мере добровольность зависит от самих нормативно-правовых актов: их соответствия или несоответствия интересам всего или хотя бы основной части общества.

Человеку, находящемуся в полном здравии и отдающему отчет в своих действиях, нет необходимости нарушать действующее законодательство, если оно отвечает его интересам. Если же законодательство расходится с интересами отдельного человека, социального слоя, класса или основной части общества, то это заведомо создает предпосылки для его нарушения.

3. Следует заметить, говоря о мотивах правомерного поведения людей, что на протяжении всего тысячелетнего пути развития российского общества, государства и права эти мотивы никогда не оставались и не могли оставаться неизменными. По мере эволюции российского общества, смены на территории России различных типов государства и права, равно как и развития окружающей человека социально-экономической, политической, идеологической и иной среды, многие мотивы правомерного поведения людей значительно изменялись и совершенствовались в плане правового сознания и мировоззрения.

При этом нельзя не заметить, что если на одних этапах и в пределах одних периодов развития российского общества и государственно-правовой системы более четко выделялись одни мотивы правомерного поведения членов всего общества, различных социальных слоев и групп, то на других - появлялись более четко иные мотивы.

Вполне очевидным при изучении российской общественно-политической и государственно-правовой жизни в разные периоды ее развития является, в частности, то обстоятельство, что в дооктябрьский период, особенно в середине века, основными мотивами правомерного поведения в России были, наряду с моральными постулатами, высокий уровень доверия к государственной власти в лице "справедливого царя-батюшки", а вместе с тем - и к действовавшему на данных этапах праву.

Особую роль при этом играли идеи "православного христианского самодержавия", отождествлявшие самодержавную власть с властью отца в семье и представлявших подданных его детьми.

Значительное влияние в рассматриваемый период на процесс формирования положительных мотивов правомерного поведения оказывали также идеи служения самодержавной власти и ее носителя-самодержца "общему благу, славе и чести российского народа".

Будучи ярким приверженцем этих идей, Петр I заявлял в своем "Манифесте о вызове иностранцев в Россию" 1710 г., что со времени вступления на престол все его старания и намерения клонились к тому, чтобы сим государством управлять таким образом, чтобы все его подданные, попечением его "о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние"*(795).

Помимо названных мотивов правомерного поведения членов российского общества в дооктябрьский период, определенное влияние на их формирование оказывала религия - традиционное религиозное сознание русского человека, а также страх не только "небесного", но и "земного" наказания за совершение правонарушений в виде разного рода преступлений, система и состав которых, как правило, довольно четко определялись в законодательстве.

В качестве одного из примеров можно сослаться на Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в котором, наряду с определением понятия преступления, давался обширный перечень наказаний за их совершение.

4. Рассматривая преступление как "всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права и безопасность общества или частных лиц"*(796), Уложение узаконивало весьма значительный перечень наказаний за совершение преступлений в виде смертной казни; "работы в рудниках без срока" и "наказание плетьми сто ударов"; "ссылка на поселение в отдаленнейших местах Сибири" и "наказание плетьми от двадцати до тридцати ударов"; "лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы"; "лишение всех прав состояния и смертельная казнь"; и др.*(797)

Рассматривая мотивы правомерного поведения граждан России в советский период, следует обратить внимание на то, что помимо моральных, исторических, национальных и иных мотивов, на позитивное отношение людей к действующему праву значительное влияние оказывали такие факторы-мотивы, как неподдельный патриотизм, который наиболее ярко проявлялся в годы Великой Отечественной войны и в другие трудные для страны годы; гордость за свой народ и свою великую державу - Советский Союз; высокий уровень доверия к советской власти со стороны подавляющего большинства членов советского общества; убежденность в справедливости действовавшего законодательства по отношению к трудовому человеку и непримиримости его к тунеядству и к тем людям, которые пытались жить за счет других людей.

Значительное влияние на формирование позитивных мотивов правомерного поведения в рассматриваемый период, кроме названных факторов, оказала занимавшая монопольное положение в СССР и других бывших социалистических странах марксистско-ленинская идеология.

Речь при этом идет, разумеется, не только и даже не столько о ее идеализированных постулатах, связанных с построением "светлого будущего" - коммунистического общества, которые на серьезном академическом и прагматическом уровне воспринимались лишь не многими людьми.

В данном случае имеются в виду те многочисленные идеологические положения, касающиеся повседневной жизнедеятельности простых людей, которые не только декларировались в марксистско-ленинской идеологии, носителем которой была Коммунистическая партия, но и, будучи закрепленными в законодательстве, проводились в жизнь.

В Конституции СССР 1977 г. в связи с этим констатировалось, что советский народ, "руководствуясь идеями научного коммунизма", "опираясь на великие социально-экономические и политические завоевания социализма" и "сохраняя преемственность идей и принципов первой советской Конституции 1918 г., Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г., закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции"*(798).

5. В постсоветский период развития российского общества и государства перечень мотивов правомерного поведения людей, по сравнению с советским периодом, сдвигается в сторону традиционного для населения капиталистических стран повседневного и повсеместного, порою весьма упрощенного прагматизма, и нередко - откровенного эгоизма.

Исследуя мотивы правомерного поведения российских граждан в современный, постсоветский период было бы неверным, как представляется, с одной стороны, полностью отрицать моральные, социальные, экономические, политические и иные мотивы правомерного поведения граждан, которые сложились в предшествующие периоды развития российской государственно-правовой системы.

А с другой - не замечать того общеизвестного факта, что проводившаяся в 90-е гг. в стране так называемая приватизация государственной собственности и радикальные "реформы" оказали огромное негативное влияние не только на демографию страны, но и на культуру, образование, науку и на морально-политические устои общества.

В результате этих и иных, им подобных "демократических" преобразований вкупе с необдуманными заимствованиями ряда идей и концепций типа теории "оптимизации" из арсенала "цивилизованных" стран, в российском обществе и государстве идет ускоренный процесс подмены ряда исторических и национальных ценностей западными, американизированными псевдоценностями. Во главу угла при этом ставится не сам человек, а принадлежащий ему материальный и финансовый капитал.

Разумеется, что подобная трансформация, происходящая в идеологии и в других сферах жизни постсоветского общества и государства, не может соответствующим образом не отразится на мотивах как правомерного, так и любого иного поведения в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.007 с.)