Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и мотивы правомерного поведения
1. Правомерное, как и любое иное поведение человека, может осуществляться в различных формах. Речь идет, прежде всего, о таких непосредственных формах выражения правомерного поведения, как вербальные (словесные) формы, складывающиеся из различных высказываемых индивидом мнений, оценок, суждений, и реальные (практические) формы, заключающие в себе определенные действия людей. На основании "сопоставления этих действий, - верно подмечается в литературе, - с представлениями о должном и неправильном", которые зафиксированы и отражены в различных моральных и иных социальных предписаниях, человеческое поведение может оцениваться обществом положительно, если оно "не противоречит общепринятым эталонам поступков", а человек руководствуется ими в повседневной жизнедеятельности*(794). Будучи урегулированной с помощью норм права, такая форма поведения людей традиционно рассматривается как правомерное поведение. Наряду со своими непосредственными формами, правомерное поведение неразрывно связано с различными формами реализации права. Правомерное поведение (действия, поступки, согласующиеся с правовыми предписаниями) в зависимости от характера может выступать в формах соблюдения, использования, исполнения или применения права. В юридической литературе вполне обоснованно утверждается, что соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права государственными органами и должностными лицами составляет суть правомерного поведения. 2. При этом мотивы такого поведения могут быть самыми разнообразными. Диапазон их широк: от глубокого осознания и понимания необходимости правомерного поведения в интересах всего общества, тех или иных его слоев или лиц до вынужденного следования правовым велениям в силу потенциально существующей угрозы государственного принуждения. Добровольность следования правовым велениям в значительной мере обусловливается уровнем развития правового сознания в обществе, уровнем развития культуры людей и их понимания важности и необходимости выполнения правовых требований для укрепления правопорядка и законности. Не в меньшей мере добровольность зависит от самих нормативно-правовых актов: их соответствия или несоответствия интересам всего или хотя бы основной части общества.
Человеку, находящемуся в полном здравии и отдающему отчет в своих действиях, нет необходимости нарушать действующее законодательство, если оно отвечает его интересам. Если же законодательство расходится с интересами отдельного человека, социального слоя, класса или основной части общества, то это заведомо создает предпосылки для его нарушения. 3. Следует заметить, говоря о мотивах правомерного поведения людей, что на протяжении всего тысячелетнего пути развития российского общества, государства и права эти мотивы никогда не оставались и не могли оставаться неизменными. По мере эволюции российского общества, смены на территории России различных типов государства и права, равно как и развития окружающей человека социально-экономической, политической, идеологической и иной среды, многие мотивы правомерного поведения людей значительно изменялись и совершенствовались в плане правового сознания и мировоззрения. При этом нельзя не заметить, что если на одних этапах и в пределах одних периодов развития российского общества и государственно-правовой системы более четко выделялись одни мотивы правомерного поведения членов всего общества, различных социальных слоев и групп, то на других - появлялись более четко иные мотивы. Вполне очевидным при изучении российской общественно-политической и государственно-правовой жизни в разные периоды ее развития является, в частности, то обстоятельство, что в дооктябрьский период, особенно в середине века, основными мотивами правомерного поведения в России были, наряду с моральными постулатами, высокий уровень доверия к государственной власти в лице "справедливого царя-батюшки", а вместе с тем - и к действовавшему на данных этапах праву. Особую роль при этом играли идеи "православного христианского самодержавия", отождествлявшие самодержавную власть с властью отца в семье и представлявших подданных его детьми. Значительное влияние в рассматриваемый период на процесс формирования положительных мотивов правомерного поведения оказывали также идеи служения самодержавной власти и ее носителя-самодержца "общему благу, славе и чести российского народа".
Будучи ярким приверженцем этих идей, Петр I заявлял в своем "Манифесте о вызове иностранцев в Россию" 1710 г., что со времени вступления на престол все его старания и намерения клонились к тому, чтобы сим государством управлять таким образом, чтобы все его подданные, попечением его "о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние"*(795). Помимо названных мотивов правомерного поведения членов российского общества в дооктябрьский период, определенное влияние на их формирование оказывала религия - традиционное религиозное сознание русского человека, а также страх не только "небесного", но и "земного" наказания за совершение правонарушений в виде разного рода преступлений, система и состав которых, как правило, довольно четко определялись в законодательстве. В качестве одного из примеров можно сослаться на Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в котором, наряду с определением понятия преступления, давался обширный перечень наказаний за их совершение. 4. Рассматривая преступление как "всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права и безопасность общества или частных лиц"*(796), Уложение узаконивало весьма значительный перечень наказаний за совершение преступлений в виде смертной казни; "работы в рудниках без срока" и "наказание плетьми сто ударов"; "ссылка на поселение в отдаленнейших местах Сибири" и "наказание плетьми от двадцати до тридцати ударов"; "лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы"; "лишение всех прав состояния и смертельная казнь"; и др.*(797) Рассматривая мотивы правомерного поведения граждан России в советский период, следует обратить внимание на то, что помимо моральных, исторических, национальных и иных мотивов, на позитивное отношение людей к действующему праву значительное влияние оказывали такие факторы-мотивы, как неподдельный патриотизм, который наиболее ярко проявлялся в годы Великой Отечественной войны и в другие трудные для страны годы; гордость за свой народ и свою великую державу - Советский Союз; высокий уровень доверия к советской власти со стороны подавляющего большинства членов советского общества; убежденность в справедливости действовавшего законодательства по отношению к трудовому человеку и непримиримости его к тунеядству и к тем людям, которые пытались жить за счет других людей. Значительное влияние на формирование позитивных мотивов правомерного поведения в рассматриваемый период, кроме названных факторов, оказала занимавшая монопольное положение в СССР и других бывших социалистических странах марксистско-ленинская идеология. Речь при этом идет, разумеется, не только и даже не столько о ее идеализированных постулатах, связанных с построением "светлого будущего" - коммунистического общества, которые на серьезном академическом и прагматическом уровне воспринимались лишь не многими людьми. В данном случае имеются в виду те многочисленные идеологические положения, касающиеся повседневной жизнедеятельности простых людей, которые не только декларировались в марксистско-ленинской идеологии, носителем которой была Коммунистическая партия, но и, будучи закрепленными в законодательстве, проводились в жизнь.
В Конституции СССР 1977 г. в связи с этим констатировалось, что советский народ, "руководствуясь идеями научного коммунизма", "опираясь на великие социально-экономические и политические завоевания социализма" и "сохраняя преемственность идей и принципов первой советской Конституции 1918 г., Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г., закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции"*(798). 5. В постсоветский период развития российского общества и государства перечень мотивов правомерного поведения людей, по сравнению с советским периодом, сдвигается в сторону традиционного для населения капиталистических стран повседневного и повсеместного, порою весьма упрощенного прагматизма, и нередко - откровенного эгоизма. Исследуя мотивы правомерного поведения российских граждан в современный, постсоветский период было бы неверным, как представляется, с одной стороны, полностью отрицать моральные, социальные, экономические, политические и иные мотивы правомерного поведения граждан, которые сложились в предшествующие периоды развития российской государственно-правовой системы. А с другой - не замечать того общеизвестного факта, что проводившаяся в 90-е гг. в стране так называемая приватизация государственной собственности и радикальные "реформы" оказали огромное негативное влияние не только на демографию страны, но и на культуру, образование, науку и на морально-политические устои общества. В результате этих и иных, им подобных "демократических" преобразований вкупе с необдуманными заимствованиями ряда идей и концепций типа теории "оптимизации" из арсенала "цивилизованных" стран, в российском обществе и государстве идет ускоренный процесс подмены ряда исторических и национальных ценностей западными, американизированными псевдоценностями. Во главу угла при этом ставится не сам человек, а принадлежащий ему материальный и финансовый капитал. Разумеется, что подобная трансформация, происходящая в идеологии и в других сферах жизни постсоветского общества и государства, не может соответствующим образом не отразится на мотивах как правомерного, так и любого иного поведения в обществе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.007 с.) |