Институт верховной условной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт верховной условной собственности



Редистрибутивные Х-экономики формируются в условиях коммунальной материально-технологической среды.

Коммунальная материально-техническая среда – совокупность условий для реализации хозяйственных функций экономических агентов, требующая для их выживания объединения их коллективных усилий и устремлений для воспроизводства широкого комплекса жизненно необходимых общественных благ.

Коммунальная материально-техническая среда порождает адекватные базовые институты и институциональные формы. Важнейшим из них является специфический институт доминирующей верховной условной собственности, который в юридической практике или теоретических концепциях имеет такие наименования, как институт публичной, общественно-служебной, социалистической, общей-коммунальной собственности и др.

Возникновение этого института, альтернативного институту частной собственности, имеет ряд объяснений. Например, в рамках неоклассической экономической теории обоснованы следующие условия ведения хозяйства, при которых формируется общая собственность: «общая (коммунальная) собственность возникает там тогда, где и когда издержки по спецификации и защите частных прав собственности чрезвычайно высоки. Выгоды же от их установления или равны нулю (если благо имеется в изобилии), или явно меньше затрат, связанных с установлением частных прав собственности». Если же материально-технологические и социальные предпосылки обеспечивают эффективность частных форм собственности, то в экономике развивается соответствующий ей рыночный институциональный комплекс.

Институт верховной условной собственности означает, что владельцем основных ресурсов и средств производства признается – явно или латентно – общество в целом. Это предполагает возможность использования производимых и потребляемых благ всеми членами общества на определённых условиях, по устанавливаемым каждый раз правилам.

В каждый исторический период в разных странах неизбежно обозначаются признаваемые представители этого общественного интереса на верховном уровне управления, сначала в виде лиц (например, князья, цари или императоры), а затем организаций (как правило, государственных органов разного уровня и др.). Они в соответствии с писаными и неписаными правилами несут ответственность за использование имеющихся ресурсов в интересах национального сообщества в целом. Даже если объекты собственности распределены между использующими её хозяйствующими субъектами и закреплены за ними для выполнения определённых задач – а иначе и не может быть в условиях всё возрастающей сложности производства – их действия постоянно подразумевают выполнение наложенных верховным уровнем управления условий, т.е. имеют условный характер, который меняется во времени. Таким верховным уровнем для общества в целом выступает хозяйствующий центр, а для фирмы её руководство.

Историки русского права имели все основания утверждать по отношению к русскому поместью в его первоначальной форме, что собственником поместья оставался московский государь, и что помещик являлся только временным условным владельцем. Действительно, право на землю в России приобреталось трудом на ней и не являлось правом полной и безусловной собственности. Даже при проведении аграрной реформы, направленной на упразднение общины, реформатор П.А. Столыпин отмечал необходимость сохранять условия, которые ограничивали права передачи земельной собственности в России. «Закон наш, – говорил Столыпин, – знает … стеснения и ограничения, и мы, господа, в своём законопроекте ограничения эти сохраняем: надельная земля не может быть отчуждена лицу иного сословия; надельная земля не может быть заложена иначе, как в Крестьянский банк [государственное кредитное учреждение]; она не может быть продана за личные долги; она не может быть завещана иначе, как по обычаю».

Институт редистрибуции

Описанный институт верховной условной собственности характеризует закрепление благ в редистрибутивных Х-экономиках. В свою очередь, движение благ подчиняется действию института редистрибуции, который альтернативен институту обмена в модели Y-экономик. В чём отличие редистрибуции от обмена? Обмены представляют собой горизонтальные потоки продуктов и услуг, имеющих в рыночных экономиках характер товаров, между обособленными хозяйствующими субъектами, частными собственниками. Обмен предполагает прибыль, извлекаемую участниками сделок.

Институт редистрибуции характеризует процесс движения материальных ценностей и услуг (но главное – соответствующих прав) не между независимыми экономическими агентами, как в обмене, а предполагает опосредование этих трансакций хозяйствующим центром.

Редистрибуция как устойчивое отношение исторически возникает тогда, когда большинство хозяйствующих субъектов находятся в зависимости от значимого для них ресурса, когда взаимодействие между ними прямо или косвенно предполагает использование этого общего ресурса, не принадлежащего каждому в отдельности. Такой ресурс является общим благом.

Неоклассики и неоинституционалисты полагают, что в случае такого блага (в теории общественного выбора ему соответствует понятие «общественное благо», а в новой институциональной экономической теории – понятие «коммунальной собственности») также действуют отношения обмена, но учитывающие результаты голосования экономических агентов по поводу использования и распределения такого рода благ. Это справедливо лишь в отношении рыночных экономик.

Иная ситуация возникает в том случае, когда зависимость от общего или коммунального блага распространяется на основную массу экономических агентов, и отношения обмена не играют главной роли.Это могла быть либо зависимость от действия единой системы заливного рисоведения (как в Китае и других странах Юго-Восточной Азии), или ирригационной системы орошения, как в Египте, или зависимость от системы речных путей или доступа к использованию большого количества земель для аграрного производства, требовавших общего использования и охраны, как в России. В такой коммунальной материально-технологической среде объективно требуется согласование хозяйственных трансакций не только между двумя совершающими их субъектами, но и с другими участниками хозяйственной жизни, поскольку все они действуют в условиях единого нерасчленимого технологического комплекса. В этом случае стремление экономических агентов к минимизации трансакционных издержек, выявленное Р. Коузом приводит к тому, что основная масса необходимых согласований сосредоточивается в одном органе, который начинает выполнять функции центра. В нём аккумулируется необходимая информация, определяются очередность и иные правила пользования общим благом, равно как и концентрируются ресурсы, необходимые для поддержания координирующей роли центра.

Поэтому, в отличие от модели обмена, предполагающего две стороны хозяйственного процесса, что и выражается соответствующей парой взаимопроникающих фаз «купля-продажа», схема редистрибуции включает в себя три стороны: пару хозяйствующих субъектов и опосредующего их отношения центра. Иными словами, в рамках редистрибуции выделяются три составляющие её фазы – «аккумуляция – согласование – распределение». Соответствующие им операции касаются не только ресурсов (благ, услуг, продуктов), но и соотносимых с ними правовых норм (учёта, контроля и т.д.).

На первый взгляд отношения, возникающие между двумя хозяйствующими субъектами и в рыночных, и в редистрибутивных экономиках, идентичны – и в том, и в другом случае на поверхности явлений мы наблюдаем передачу ресурсов или произведённой продукции от условного субъекта А к субъекту В и, соответственно, обратное получение денежной или материальной компенсации за отчуждение переданных ценностей или оказанные услуги. Но институциональные механизмы этого видимого процесса различны, что и отражено на схеме.

Рисунок – Схема взаимодействия хозяйствующих субъектов при обмене и редистрибуции

В рыночной Y-экономике процесс горизонтального взаимодействия в формах купли и продажи выступает основным, главным, что и показано жирной стрелкой, соединяющей субъектов А и В в модели обмена. Пунктирные стрелки обозначают опосредованные связи рассматриваемых субъектов с другими участниками рынка. Эти связи выражаются в том, что условия сделок между конкретными субъектами определяются складывающейся рыночной конъюнктурой, т. е. уровнем цен, издержек, наличием аналогичных и альтернативных товаров, действующими правилами и др.

В редистрибутивных Х-экономиках процесс взаимодействия между субъектами А и В является следствием процесса согласований, осуществляемых на уровне центра (С) и обусловленного процессами аккумуляции и распределения ценностей и услуг. Поэтому названные процессы обозначены жирными стрелками, подчёркивающими главное содержание отношений редистрибуции, а непосредственные контакты между хозяйствующими субъектами в этом контексте – пунктирными стрелками, акцентирующими внимание на вторичности, обусловленности этих отношений.

В качестве примера, иллюстрирующего такой тип отношений, можно привести действие долго создававшегося «рынка электроэнергии» в современной России. На уровне федерального центра для обеспечения этой деятельности создан Федеральный оптовый рынок электрической энергии мощности. Его задачей является аккумуляция (не в физическом, конечно, смысле, а в информационном) объёмов энергии, производимой АЭС, ТЭС, ГЭС и другими предприятиями, а также суммирование потребности в энергии у различных потребителей (регионов, предприятий). На основе согласования этих объёмов специальными комиссиями регионального и федерального уровня определяются структура тарифов на электроэнергию и тепло, включающая цены на те или иные виды энергии, дифференцированные для разных групп производителей и потребителей. Итогом согласительных процедур является распределение энергии, т.е. определение цепочек производителей и потребителей и фиксирование объёмов распределяемой энергии.

Другими словами, на основе цикла редистрибуции формируется множество подходящих пар субъектов А, А1… и В, В1… – в данном случае поставщиков и потребителей энергии, взаимодействующих на основе предписанных в ходе согласования правил, но по сути обеспечивающих аккумуляцию энергии и потребление распределённой энергии в рамках общего так называемого «рынка энергетических мощностей». Редистрибуция при этом «одевается» в рыночные формы, предполагающие взаимодействие производителей и потребителей в определённых сегментах по жёстко нормированным правилам.

Также отношения редистрибуции проявляются в рамках единого предприятия. Например, цехи и службы на заводе вступают в определённые отношения не на основе выбора себе того или иного партнёра, а на основании обусловленного технологией процессом согласования на уровне завода в целом механизма редистрибуции. В соответствии с этим предусмотрены объёмы получаемых от них и поставляемых им продуктов и услуг (аккумуляция и распределение), а также правила осуществления этих поставок.

Поскольку хозяйственные взаимодействия в редистрибутивных экономиках предполагают не две, а три необходимых стороны, то такие взаимодействия, во-первых, имеют более протяжённый во времени характер, и, во-вторых, более сложную структуру, не всегда различимую даже в ходе специального анализа.

Институт редистрибуции реализуется в разнообразных институциональных формах, таких, например, как планы, система тарифов и нормативов. Известно, что разработка официальных государственных планов была неотъемлемой частью советского планового хозяйства, планы являются основой современной экономической политики ряда азиатских государств, таких, как Япония (пяти- и семилетние планы), Южная Корея, Китай и др. В Японии планы, прогнозы и научно-технические программы разрабатывают правительственные учреждения и министерства. Поскольку в планы могут вноситься изменения по предложениям деловых кругов, планирование в Японии называют адаптивным. В планах определяются не только цели развития национальной экономики, но также выделяемые для их реализации государственные ресурсы и инструменты для достижения поставленных целей. Практика показывает, что японские предприниматели обычно учитывают рекомендации планов-программ.

Институт кооперации

Основным институтом, определяющим характер взаимодействия между участниками экономической деятельности в редистрибутивных Х-экономиках, как показывает практика, выступает не конкуренция, а кооперация.

Институт кооперации отражает потребность в организации координированных действий участников хозяйственного процесса в коммунальной материально-технологической среде.

Этот процесс можно сравнить с движением лодки с гребцами на борту. Очень быстро выясняется, что эффективное продвижение лодки, в которой они все находятся, невозможно без согласованных действий направляющих её ход гребцов. Точно также модель редистрибутивной Х-экономики невозможна без института кооперации, поддерживающего функционирование такого рода экономических систем. Действие института кооперации обеспечивает непрерывность функционирования экономической сферы общества, поскольку через его посредство участники хозяйственной деятельности получают как необходимые производственные ресурсы, так и условия собственного воспроизводства. Институт кооперации может даже поддерживать менее успешных субъектов, но не вытесняет их из экономического пространства.

Кооперация экономических агентов институционализируется естественным образом тогда, когда она является более эффективной для вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот, чем использование их конкурирующими производителями. Доминирование института кооперации связано с распространённостью в Х-экономиках тех благ, которые принято называть общественными благами. Известно, что «особая природа общественных благ заключается в том, что их потребление может быть только совместным и равным: чем больше достаётся одному домохозяйству, тем больше, а не меньше достаётся любому другому». В связи с этим выделяются два их специфических свойства – неисключаемость и несоперничество. Институт кооперации проявляет себя как в рамках отдельных экономик, так и союзов государств, если в них по тем или иным причинам доминируют институты редистрибутивной
Х-экономики. В 1949-1991 гг. таким союзом был Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший СССР и восточно-европейские социалистические страны. Анализ процессов кооперации стран-членов СЭВ в работе венгерского экономиста Сандора Ауша показывал: СЭВ для своих менее развитых членов создавал «тепличные условия», т.е. вместо конкуренции здесь действовал институт кооперации. Поддержка менее развитых стран обеспечивала достижение основной цели организации – экономическое развитие интернациональной социалистической системы в целом.

Институт служебного труда

Как строятся трудовые отношения в редистрибутивных Х-экономиках? Аналогично тому, как институт обмена (купли-продажи) в рыночных экономиках пронизывает все стороны общественной жизни и является определяющим для трудовых отношений, обусловливая куплю-продажу рабочей силы через институт найма, так и редистрибуция определяет существо привлечения рабочей силы к труду.

Институт служебного труда определяется как деятельность «для другого» – общества, коллектива, лица, в отличие от деятельности «для себя».

Наиболее существенными характеристиками служебного труда являются:

v Централизованный механизм регулирования трудовых отношений. Какие бы важнейшие элементы этого регулирования мы ни взяли, можно видеть, что они регламентируются или инициируются, как правило, не «снизу», со стороны работников и их ассоциаций или предприятий, а со стороны верховной власти, правительства. Это выражалось, например, в создании «трудовых нормативов» для выполнения тех или иных работ, или «уроков» во время Петра I. В советское время централизованный механизм в виде государственного плана по труду и социальным вопросам, «развёрстанного» по территориям и предприятиям, получил наиболее полное своё воплощение.

v Стремление к полной занятости населения. Можно сказать, что в редистрибутивных экономиках резервы рабочей силы находятся «внутри» хозяйственной системы, формируя её постоянный мобилизационный ресурс. В целях достижения полной занятости в княжеской Руси предпринимались постоянные меры борьбы с беглым населением, что позже выразилось в прикреплении крестьян к земле (крепостное право), а городского населения – к местам проживания. Этому служило введение паспортной системы и прописки в царское время, а также необходимость службы для всех слоёв населения, включая дворян и помещиков, затем борьба с тунеядством в СССР. Программы достижения полной занятости принимались на всех партийных съездах советского времени.

v Наконец, служебный и наёмный труд всегда отличались характером и структурой вознаграждения работников. Для служебного труда оно имеет более сложную структуру и носит,как правило, смешанный денежно-материальный характер. Сложная структура трудового вознаграждения выражается в формировании заработка не столько в зависимости от результата труда, сколько от «служебных» параметров – трудового стажа, статуса, важности отрасли для всей экономики, выполнения предписанных обязанностей, определяющих получение премии, и т.д. Поэтому в странах с доминированием институтов Х-экономики, например, в России, столь существенно различаются величины так называемого «оклада» – основы трудового вознаграждения, и всего заработка. В Японии система трудового вознаграждения также имеет сложную структуру, отражающую оценки стажа работы и ранг (статус) работника. Именно они доминируют при установлении уровня оплаты труда. Что же касается зависимости вознаграждения от результативности работы, то его доля составляет всего 10% во всей оплате труда японских работников.

Смешанный денежно-материальный характер трудового вознаграждения при действии института служебного труда выражается в том, что его компоненты, помимо ставок заработной платы, могут включать предоставление питания, проживания, медицинского обслуживания, образования и т. д. Эти дополнительные компоненты предоставляются либо в денежной, либо в натуральной форме. Также с рабочим местом часто связаны возможности получения (приобретения) разнообразных товаров – от продуктов до жилья и загородных участков (дач).

В истории России это была и «фабричная лавка, которая отпускает харчи по удешевлённым ценам» в 1917 г., и заводские магазины, и «столы заказов», и закрытые распределители советской эпохи. Также работники обеспечивались участками под огород. Но если в Германии, откуда этот опыт был привезён в Россию в 1907 г., эти участки сдавались им в аренду под небольшую плату, то в России и далее, в СССР они выделялись бесплатно при условии работы получателей в том или ином учреждении или предприятии.

Предоставление жилья является самым существенным компонентом, характеризующим особенности трудового вознаграждения в условиях служебного труда. В России даже в «период развития капитализма» (конец XIX-начало XX вв.), как отмечал В.В. Святловский, в отличие от Запада, рабочие пользовались жилыми помещениями от фабрикантов, и лишь менее 20 % жили на квартирах «на стороне». Он также приводит данные о том, что по отчётности Министерства финансов в 1895 г., 75 % рабочих на фабричных квартирах жили в них бесплатно. По прошествии 100 лет бесплатное жилье в современной России постепенно заменяется льготной или безвозмездной ипотекой для приобретения жилья, предоставляемой работодателем.

Пожалуй, самым ярким выражением института служебного труда в Х-экономиках является система пожизненного найма, исторически присущая Японии. Министерство труда Японии даёт следующее определение пожизненному найму: «Практика компаний нанимать основных работников напрямую из университетов, планируя их будущее обучение и развитие в рамках компании или корпоративной группы вплоть до достижения ими пенсионного возраста, гарантируя постоянную работу в данной компании, кроме непредвиденных случаев». Как отмечает А. Кушнир, в развитии данной системы были использованы традиционные модели, сформировавшиеся в японском обществе восходящие к ценностям и практикам крестьянской и самурайской общины. Система пожизненного найма поддерживается «принципом старшинства», предполагающим выплаты за выслугу лет работы в данной компании или государственном учреждении, должностной рост в зависимости от возраста и стажа работы, последовательность иерархии переходов с одной должности на другую и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.016 с.)