Порядок формирования и использования Пенсионного фонда РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок формирования и использования Пенсионного фонда РФ



Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он образован Постановлением Верховного совета РСФСР от 22 декабря 1990 г в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. С момента образования Пенсионного фонда РФ было выработано несколько видов пенсионных сис­тем. Одна из них представляет собой минимальную защиту преста­релых, предоставляя некоторый минимум средств независимо от тру­дового вклада (стажа, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) прин­ципу: последующее поколение финансирует предыдущее. Другая мо­дель работает по накопительному принципу: страховые взносы по­мещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую ком­панию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.

Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каж­дый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений.

Распределительная система является полным антиподом накопи­тельной пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенси­онеры получают деньги на свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену. Следовательно, уровень бла­гополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от эко­номического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая модель более зависима от изменений в экономической сфере или от социально-политической ситуации. Однако ни в первом, ни во вто­ром случае не удастся избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том, чтобы боль­ше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности преумножить средства.

Управление финансами государственного пенсионного обеспечения предусматривает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении в РФ, капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов. В РФ насчитывается свыше 38 млн. пенсионеров, ежегодно на пенсию выходят еще около 2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35-40% средней зарплаты, что приводит к резкому снижению уровня дохода граждан после выхода на пенсию, и, естественно, к необходимости продолжать работать после ее назначения (в среднем каждый 5-ый пенсионер вынужден трудиться). Несмотря на регулярные индексации, реальный размер пенсий за годы реформ снизился более чем в 3 раза.

Пенсионный фонд (ПФ) РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствие законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде РФ», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ»)[16].    

Постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.1993 г. предусмотрено, что вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Сбор страховых взносов в ПФ РФ осуществляется на основании ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 – ФЗ от 15.12.2001 года [4]. Этот закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование / ОПС / в РФ осуществляется ПФ РФ. Фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОПС в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ РФ перед застрахованными лицами. Страхователями по ОПС являются: работодатели, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Обязательным страховым обеспечением по ОПС являются:

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета ПФ РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Суммы страховых взносов, поступившие на застрахованное лицо в бюджет ПФ РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Средства бюджета ПФ РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, который является консолидированным. Средства бюджета ПФ РФ имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФ;

- финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности страховщика;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

В соответствии с действующим законодательством доходы Пенсионного фонда РФ образуются за счет части единого социального налога, соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд, средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований, добровольных взносов физических и юридических лиц. Контроль за использованием средств бюджета ПФ осуществляется Счетной палатой, наблюдательным советом страховщика. Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетный период это- первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассматривает разницу между суммой страховых взносов и суммой авансовых платежей.

Расходование средств ПФ РФ осуществляется на основании ФЗ «О государственном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15. 12. 2001года [5]. Этот федеральный закон устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами закона, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы. При достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости; либо в целях компенсации вреда, нанесенного в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Право на пенсию имеют: граждане РФ при соблюдении условий для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России.

Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению: федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане.

Им назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу лет- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Блок-схема финансовых потоков ПФР представлена на рисунок 1. Она отражает не только направления движения средств, но и при­мерные их пропорции.

Рисунок 1 - Блок-схема финансовых потоков ПФР

В настоящее время практика формирования доходов Пенсионного фонда РФ нуждается в доработке. Ее анализ убеждает в необходимости решения трех наиболее острых проблем, от которых во многом зависит дальнейший рост уровня пенсионного обеспечения в стране. Во-первых, надлежит уже в самое ближайшее время применять меры, которые будут способствовать повышению уровня собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Во-вторых, необходимы поиски и включение в практику финансирования пенсионного обеспечения новых дополнительных источников и, в-третьих, следует в перспективе определить границы, условия и механизм контроля за коммерческим использованием временно свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.007 с.)