Порядок формирования и использования фондов социального и медицинского страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок формирования и использования фондов социального и медицинского страхования



Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования Российской Федерации, который представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, назначение которого состоит в управлении финансами государственного социального страхования.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 07 августа 1992 г. № 822.

Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные сред­ства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федераль­ной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответству­ющих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд СС входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. Основными задачами Фонда являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования;

- разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными Фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях, ассигнований из бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий, доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольных взносов граждан и юридических лиц, прочих доходов (за путевки, оплаченные за счет средств Фонда).

Средства фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, социального пособия на погребение, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством, создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда социального страхования на всех уровнях, обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда социального страхования, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда, участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Представленная на рисунок2 блок-схема финансовых потоков, скла­дывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в ней отражено то положение, что, большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодате­лей, а меньшая (примерно 1 / 4 ) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятия­ми, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные поступления по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с За­коном РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Рисунок 2 - Блок-схема финансовых потоков ФСС РФ

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше, не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных лиц.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных отделениях - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в размере 4 % от фонда оплаты труда.

Начиная с 1993 года и по настоящее время, от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ от 27. 10. 1994 года № 29-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные внебюджетные фонды» [6] с 01. 01. 1994 года при проведении избирательных кампаний в Федеральное Собрание РФ, представительские и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в ФСС не начисляются на: средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке, доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе, доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний. Перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ.

В определении и уплате единого социального налога большое значение приобретает введенная в его механизм регрессивная шкала налога и ставок распределения между различными фондами в зависимости от размера выплаченных доходов (до 100 000 руб., от 100 001 до 300 000 руб., от 300 001 до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.). Размер ставки и соответственно сумма налогового платежа в различных разрядах шкалы варьируется также от вида налогоплательщиков. Тем не менее действует единый принцип для всех налогоплательщиков: чем выше сумма налогового дохода - тем ниже ставка.

С 1 января 2005 года в статью 241 НК РФ были внесены изменения. Размеры страховых взносов по единому социальному налогу изменены. Для организаций, выступающих в качестве работодателей, кроме организаций-работодателей, выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей:

а) Пенсионный фонд – 20%:

- лица 1966 года рождения и старше уплачивают 6% в федеральный бюджет, 14% на страховую часть трудовой пенсии;

- лица 1967 года рождения и моложе уплачивают 6% в федеральный бюджет, 10% на страховую часть трудовой пенсии; 4% на накопительную часть трудовой пенсии;

б) Фонд социального страхования – 3,2% и 0,2% от несчастного случая на производстве;

в) Фонд медицинского страхования – 2,8%, где 0,8% в федеральный фонд ОМС и 2% в территориальный фонд ОМС.

Таким образом, ставка единого социального налога составляет 26 %. Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей:

а) Пенсионный фонд – 15,8 %:

- лица 1966 года рождения и старше уплачивают 5,5% в федеральный бюджет, 10,3% на страховую часть трудовой пенсии;

- лица 1967 года рождения и моложе уплачивают 5,5% в федеральный бюджет, 6,3% на страховую часть трудовой пенсии, 4,0% на накопительную часть трудовой пенсии;

б) Фонд социального страхования – 2,2%;

в) Фонд медицинского страхования – 2%, где 0,8% в федеральный фонд ОМС и 1,2% в территориальный фонд ОМС.

С 1 января 2005 года регрессивная шкала ставок представляет собой не льготу, а установленный порядок исчисления налога, и применение ее всеми налогоплательщиками обязательно. Фактически в результате произошедших изменений налоговая нагрузка возрастает для выплат в диапазоне от 260001 до 290000 рублей. В остальных случаях сумма ЕСН, подлежащая уплате налогоплательщиком, будет ниже, чем в предшествующие годы. И с введением новых ставок ЕСН становится однозначно выгоднее выплаты работникам включать в расходы, чем всяческими путями платить за их счет. Реальная экономия на налогах (снижение совокупного налогового бремени по ЕСН и налогу на прибыль) составит при этом около 18% по сравнению с действовавшим ранее порядком. Ставки ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных производителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2- Ставки ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд соц. страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральн. Фонд обязатель ного мед. страхования Территор. Фонды обязатель ного мед. страхования
До 280000 руб. 20,0% 3,2% 0,8% 2,0% 26,0%
От 280001 до 600000 руб. 56000руб.+ 7,9% с суммы, превыш. 280000 руб. 8960руб.+ 1,1% с суммы, превыш. 280000 руб. 2240руб.+ 0,5% с суммы, превыш. 280000руб. 5600руб.+ 0,5% с суммы, превыш. 280000руб. 72800 руб.+ 10,0% с суммы, превыш. 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 81280руб.+2,0% с суммы, превыш. 600000руб. 12480руб. 3840руб. 7200руб. 104800+ 2,0% с суммы, превыш. 600000 руб.

Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей применяются следующие налоговые ставки, которые представлены в таблице 3. При этом право на применение регрессивной ставки возникает с момента достижения соответствующей необходимой суммы налоговой базы конкретного физического лица, и не зависит ни от каких дополнительных условий.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты)- для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц (ст.242 НК РФ). Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, датой осуществления выплат признается день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

Таблица 3- Ставка ЕСН для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд соц. страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральн. Фонд обязат.мед. страхования Территор. Фонды обязат.мед. страхования
До 280000 руб. 15,8% 2,2% 0,8% 1,2% 20,0%
От 280001 до 600000 руб. 44240руб.+ 7,9% с суммы, превыш. 280000 руб. 6160руб.+ 1,1% с суммы, превыш. 280000 руб. 2240руб.+ 0,5% с суммы, превыш. 280000руб. 3360руб.+ 0,6% с суммы, превыш. 280000руб. 56000 руб.+ 10,0% с суммы, превыш. 280000 руб.
Свыше 600000руб. 69520руб.+2,0% с суммы, превыш. 600000руб. 9680руб. 3520руб. 5280руб. 88000+ 2,0% с суммы, превыш. 600000 руб.  

Исчисление единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, производится в следующем порядке. Определяется налоговая база отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Для этого из общей суммы доходов, начисленных работодателем за налоговый период в пользу каждого отдельного работника в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных ему материальных, социальных или иных благ, исключаются доходы, не являющиеся объектом налогообложения, а также выплаты, не подлежащие налогообложению. Кроме того, из налоговой базы вычитаются суммы льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Далее определяются суммы налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и в каждый из внебюджетных фондов (ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС). Суммы определяются как процентная доля от налоговой базы, соответствующая налоговой ставке. В течение отчетного периода (отчетными периодами по налогу признаются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года - статья 240 НК РФ) по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей. Авансовые платежи рассчитываются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Сумму налога, подлежащую уплате в ФСС РФ, налогоплательщики уменьшают на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование. Но только в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом №167-ФЗ (п.2ст.243 НК РФ)[4]. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

По итогам отчетного периода налогоплательщики определяют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей. Эта разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, то есть не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.

По состоянию на 01.01.2005 г. на учете в налоговом органе стоит 459 плательщиков авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе – 267 юридических лиц и 53 индивидуальных предпринимателя. Общее поступление единого социального налога и сумм, поступивших в счет погашения задолженности прошлых лет по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды по району показаны в таблице 4.

Таблица 4- Общее поступление ЕСН и сумм, поступивших за счет задолженности прошлых лет по страховым взносам, руб.

Период

 

Фактически поступило ЕСН

Кроме того: ЕСН в ТФОМС

всего

в том числе:

ЕСН в ТФОМС

за счет отчислений от ЕНВД

в денежном выражении расходы, произведен ные на ГСС за счет отчислений от ЕНВД
1 2 3 4 5 6 7
2002 г. 14201,7 11813,4 1840,7 547,6 1220,5 48,2
2003 г. 12401,5 10804,7 1239,1 357,7 1272,5 31,7
2004 г. 16755,2 13548,9 1563,2 258,3 1355,4 29,4

Соотношение размера социального налога с суммой всех налогов, а также анализ поступления налогов и платежей наглядно показывает нам о поступлении их в бюджеты разных уровней (приложение А). По состоянию на 1 октября 2002 года погашено задолженности прошлых лет по страховым взносам во внебюджетные социальные государственные фонды в общей сумме – 3541,3 руб., в том числе по Радищевскому – 2126,2 руб., Старокулаткинскому – 1415,1 руб., остаток задолженности прошлых лет по состоянию на 01.10.2002 года по МРИ МНС РФ № 12 составляет 49628,0 руб.

Выполнение бюджетных заданий за 9 месяцев 2002 года по поступлениям авансовых платежей по единому социальному налогу, причитающихся к внесению в федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды характеризуются следующим образом:

- при плане бюджетных назначений на 9 месяцев 2002 года, доведенных в сумме 33750,6 руб. фактическое выполнение составило 25941,8 руб.(77 %);

- задание по ЕСН в части зачисляемой в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 3278,8 руб., фактически поступило – 2588,8 руб. (79 %).

По состоянию на 01.10.2002 года недоимка по единому социальному налогу составила (с учетом территориального фонда медицинского страхования) – 20760,2 руб., в том числе в ТФОМС – 2704,5 руб. Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет – 4262,8 руб. Вышеуказанная задолженность сложилась по 252 налогоплательщикам единого социального налога, из них у 223 плательщиков задолженность превышает 1,0 руб.

28 июня 1991 года введен Закон РФ «О медицинском страховании граждан РФ» [13]. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь. Средства обязательного медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь. Средства обязательного медицинского страхования (ОМС) аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ называемых территориальными фондами ОМС.

Участниками обязательного медицинского страхования являются: страхователи (для неработающего населения - местные органы исполнительной власти, для работающих предприятия, учреждения, организации), застрахованные - все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России, Федеральные и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС), страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС, медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.

На основании нормативных актов плательщиками взносов в Фонды обязательного медицинского страхования являются: предприятия, учреждения, организации,  филиалы и представительства иностранных юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда, без вычета соответствующих налогов и независимо от источников финансирования в суммах, округленных в установленном порядке до рубля.

Страховые взносы не начисляются на следующие виды выплат: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных), стоимость выданной спецодежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты, моющих средств, обезвреживающих средств, стипендии, дивиденды, начисляемые на акции, все виды пособий, выплачиваемых из средств Фонда социального страхования РФ.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения страховых взносов в фонды ОМС осуществляется Федеральными, Территориальными фондами ОМС, органами государственной налоговой службы РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.027 с.)