Зарубежный опыт формирования и использования внебюджетных фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт формирования и использования внебюджетных фондов



 

Финансовые системы развитых стран, как и российская финансовая система, представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных целевых фондах. Эти фонды являются взаимосвязанными между собой элементами системы, предназначенными для обеспечения финансовыми ресурсами определенных потребностей государства, предприятий и населения. Общая структура финансовых систем развитых государств, таким образом, традиционна: государственные финансы, корпоративные финансы и финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Особенности построения и функционирования государственных финансов развитых стран представляет первостепенный практический и научный интерес. Это объясняется, во-первых, тем, что государственные финансы – приоритетное звено финансовой системы любой страны в целом. Во-вторых, финансы предприятий и домохозяйств в значительно меньшей степени отражают специфику того или иного государственного образования: финансовые потоки в этих сферах достаточно жестко предопределены стандартным в самых разных странах производственным и жизненным циклом, то есть особенности финансовых систем – это прежде всего особенности государственного уровня.

Государственные финансы развитых стран состоят из двух подсистем [21, С.565]:

- централизованные финансы, включающие в свой состав государственный бюджет и внебюджетные специальные фонды;

- децентрализованные финансы – финансы предприятий, корпораций и других организаций государственного и муниципального сектора.

Вторая подсистема централизованных финансов развитых стран представлена внебюджетными фондами, как общегосударственными, так и территориальными. Это специальные целевые фонды – социальные, научно-исследовательские, экономические и военно-политические, которые образуются и используются государством как относительно самостоятельные элементы финансовых систем. Объем ресурсов, перераспределяемых через эти финансовые формирования в ряде развитых стран, сравним с объемами бюджетного финансирования.

Особую нишу в финансово-кредитных системах развитых стран занимают такие внебюджетные фонды, как кредитные. Эти фонды, как правило, находятся в распоряжении кредитных учреждений, формируются за счет банковских ресурсов или эмиссии ценных бумаг и предоставляют свои средства на кредитной основе. Пользователи таких фондов – исполнители государственных заказов или государственных программ.

Социальные фонды в развитых странах предназначены для финансового обеспечения программ социальной безопасности населения, по своему социальному статусу имеющего право пользования ресурсами внебюджетных фондов. Это, как правило, пенсионеры, инвалиды, безработные, временно не трудоспособная часть экономически активного населения и некоторые другие категории граждан. Система фондов социального назначения в развитых странах представлена фондами социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи и некоторыми другими. Формы, структура, порядок образования и использования внебюджетных фондов существенно отличаются по странам, но их сущность, назначение и принципиальное устройство едины.

К основным принципам построения системы внебюджетных социальных фондов в развитых странах относятся: обязательность страхования, объединение рисков, эквивалентность трудового вклада и выплат, бюджетное дотирование, государственные гарантии.

Таким образом, одной из важнейших особенностей социальных внебюджетных фондов является сочетание страхового метода их формирования и бюджетного метода. При этом участие бюджета в развитых странах, как правило, не превышает 20%.

Одной из наиболее представительных систем социальных внебюджетных фондов располагает Франция. В их составе пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; национальный фонд помощи безработным; фонд помощи семьям. Эти фонды объединяются в так называемый социальный бюджет Франции. Социальный бюджет – самая крупная часть специальных фондов, которые по своей величине практически не уступают государственному бюджету страны. Только на пенсионное обеспечение во Франции расходуется 11,8% ВВП [21, С.581].

Формирование социальных фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: взносов предпринимателей (работодателей), дотаций государственного бюджета, платежей страхователей. Структура поступлений – 60:20:20%. Взносы предпринимателей и наемных работников не включаются в состав налоговых платежей, а ставки для наемных работников не превышают 5,7%.

В системе специальных фондов Японии – пенсионные, страховые, сберегательные фонды. Система достаточно разветвленная. В нее входят фонд национальных пенсий, пенсионный фонд наемных работников частного сектора, пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий, а также другие страховые пенсионные фонды. В составе фондов социального страхования – фонды страхования здоровья, страхования от производственного травматизма, страхования от безработицы.

США – единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Ставка налога одинакова для предпринимателей и для наемных работников – 6,2% фонда оплаты труда. В состав взносов в систему социального страхования входят собственно налог на социальное страхование, отчисления на бесплатное медицинское обслуживание и отчисления в федеральный фонд пособий по безработице. В целом комбинированная ставка для работодателей и наемных работников составляет 15,3%. Налоговую форму имеют также платежи во внебюджетные фонды в Канаде: федеральный пенсионный фонд и фонд страхования по безработице формируются налогообложением фонда заработной платы.

Во всех странах существует определенная зависимость страховых выплат от трудового вклада и страхового стажа. В Германии, например, при выплате пособия по безработице учитываются размер последней заработной платы, общий трудовой стаж, наличие детей, возраст. Размер пособия – 56-58% заработной платы. Пособие по безработице в большей части развитых стран выплачивается в течение 6 месяцев. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности также зависят от количества уплаченных страховых взносов. Максимальный размер таких пособий в развитых странах не превышает 85% заработной платы, при этом действует так называемый период ожидания: в ФРГ в первые 10 дней заболевания пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается, в Великобритании – в первые три дня.

Экономические внебюджетные фонды включают в свой состав фонды инвестиционные, модернизации, конъюнктурной адаптации, валютные, а также некоторые другие фонды, главным назначением которых является обеспечение финансовыми ресурсами устойчивого функционирования и развития экономики. Формируются эти фонды, как правило, на основе федерального или центрального бюджета. В ряде стран практикуется привлечение заемных средств и средств социальных фондов. Перераспределение ресурсов экономических фондов осуществляется в виде прямых субсидий отраслям экономики, регионам страны или отдельным предприятиям. Применяется также целевое финансирование программ государственного уровня.

Очень серьезное внимание в развитых странах уделяется научно-исследовательским внебюджетным фондам. Это, как правило, фонды общегосударственные – Национальный научный фонд в США, Фонд национальной корпорации по развитию исследований в Великобритании. Средства этих фондов направляются на финансирование фундаментальных исследований, проведение крупномасштабных научных экспериментов, содержание государственных научных центров и лабораторий. В составе источников формирования научно-исследовательских фондов не только ресурсы государственного бюджета, но и крупных предприятий и корпораций, университетов и колледжей, заинтересованных в результатах исследований и непосредственно участвующих в них [21, С.583].

Децентрализованные государственные финансы представляют подсистему финансов государственных предприятий. Ее специфика отличается в развитых странах не столько особенностями финансовой деятельности, сколько характером отраслевой или организационной структуры. Это, как правило, предприятия отраслей с невысоким уровнем рентабельности (топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, дорожного и жилищного хозяйства и некоторых других отраслей), получающие из бюджета дотации и субсидии или покрывающие свои убытки за счет кредитов. В ФРГ государственные предприятия этих отраслей объединены в крупные концерны, в Великобритании – в государственные корпорации и т.д. В основном эти предприятия призваны создавать благоприятную экономическую инфраструктуру частному капиталу, обеспечивать строительство и эксплуатацию муниципального жилья, содержание дорог, аэродромов, портов. Наличие государственного сектора в экономике развитых стран, таким образом, объясняется решением системных проблем, проблем обеспечения сбалансированности интересов и эффективности экономики страны в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.)