Основная цель и’тикафа и почему мусульмане оставили эту сунну? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная цель и’тикафа и почему мусульмане оставили эту сунну?



 

Вся хвала принадлежит Аллаху!

 

Первое: И’тикаф является одним из тех настоятельно рекомендуемых деяний (сунна муаккада), которые Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – прилежно соблюдал.

 

В жизни мусульман – не считая тех из них, над кем смилостивился Господь – эта сунна уже не находит воплощения. Аналогично ситуация обстоит и с многими другими суннами, которых мусульмане умертвили или почти довели до смерти.

 

Причин тому несколько. Среди них:

1) Низкий уровень веры во многих душах.

 

2) Растущий интерес к прелестям и наслаждениям мирской жизни, который приводит к бессилию перед отказом от них даже на короткий промежуток времени.

 

3) Недооценка Рая в сердцах многих людей. Их склонность к отдыху и покою. Нежелание переносить трудности и’тикафа, пусть даже на пути довольства Аллаха, свят Он и велик.

 

Тот же, кто познал величие Рая и его блаженств, пожертвует и собою, и тем, чем он дорожит, в целях его достижения. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Воистину, награда Аллаха дорогостоящая. Воистину, наградой от Аллаха является Рай!». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, а аль-Альбани назвал его достоверным (2450).

 

4) У многих людей любовь к Посланнику – мир ему и благословение Аллаха – ограничивается лишь словами и не воплощается в поступках. Не выражается она и в воплощении на практике многочисленных пророческих обычаев, среди которых и и’тикаф.

 

Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и часто поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).

 

Ибн Касир – да помилует его Аллах! – говорит (3/756): “Этот почтенный аят является великой основой для следования образцу поведения Посланника Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – в его словах, поступках и состояниях”.

 

Некоторых праведных предшественников поражало то, как люди оставляли и’тикаф, вопреки тому, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха – соблюдал его регулярно.

 

Ибн Шихаб аз-Зухри говорил: “Мусульмане удивляют. Они перестали соблюдать и’тикаф, хотя Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – с того момента как прибыл в Медину и до самой смерти не оставлял его”.

 

Второе: И’тикаф, который Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – регулярно соблюдал в конце своей жизни – это и’тикаф последних десяти дней Рамадана.

 

Это определённое количество дней по праву считается этапом воспитательного совершенства, положительные результаты которого быстро начинают проявляться в жизни человека в период тех дней и ночей, которые он проводит в и’тикафе. Позитивный след от него остаётся и в последующих днях жизни, которые человек проживает до следующего Рамадана.

 

К тому же, насколько сильно мы – мусульманское общество – нуждаемся в оживлении этой сунны и исполнении её должным образом, таким образом, каким исполнял её Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – и его сподвижники.

 

Сколь великим будет успех тех, кто станет твёрдо придерживаться сунны после того, как люди впали в беспечности, а мусульманская община деградировала.

 

Третье: Главной целью и’тикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределения.

 

Муслим (1167) передаёт, что Абу Са’ид аль-Худри – да будет доволен им Аллах! – сказал: “Посланник Аллаха – мир ему и благословение – соблюдал и’тикаф первые десять дней Рамадана, затем в серединной декаде месяца он соблюдал его под турецким шатром (то есть в маленькой палатке), на входе в который висел кусок ткани. [Как-то раз] он взял рукой эту ткань и перекинул её на палатку. После высунул свою голову и обратился к людям. Когда они подошли к нему, он сказал: «Я соблюдал и’тикаф первые десять дней, надеясь застать эту ночь. Затем соблюдал его следующие десять дней. Затем ко мне пришли и сказали: “Воистину, она в десяти последних днях”. Потому, если кто из вас желает соблюдать и’тикаф, пусть соблюдает его». И тогда люди стали соблюдать и’тикаф вместе с ним”.

 

В этом хадисе содержится ряд установок:

 

1. Основной целью и’тикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределения, а также готовность к простаиванию её в молитвах и оживлению её поклонением.

 

Причина тому – великая значимость этой ночи. Всевышний Аллах сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (Св. Коран, 97: 3).

 

2. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – усердно надеялся застать эту ночь, пока не узнал, в каком времени она бывает. Он начал с первых десяти дней, затем продолжил следующие десять дней, и так продолжал пребывать в и’тикафе до конца месяца, пока его не известили о том, что она настаёт в одном из последних десяти дней.

 

Такое поведение является величайшим усердием в поиске Ночи предопределения.

 

3. Сподвижники – да будет доволен ими Аллах! – следовали примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение. Они начали соблюдать и‘тикаф, и до конца месяца не прекращали его вместе с Пророком. Так происходило по причине их активности в подражании ему.

 

4. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – проявлял к своим сподвижникам снисхождение и милосердие. Он знал насколько трудно соблюдать и’тикаф и поэтому предоставил им свободу выбора: продолжать соблюдать его вмести с ним или прекратить. Он сказал: «Потому, если кто из вас желает соблюдать и’тикаф, пусть соблюдает».

 

Помимо этого, у и’тикафа есть, и другие назначения. Среди них:

 

1) Максимальное отрешение от людей, при котором человек полностью концентрируется на Аллахе, всемогущ Он и велик.

 

2) Облагораживание сердца посредством целостного обращения к Аллаху, благословен Он и возвышен.

 

3) Прерывание всех связей для предания себя чистому поклонению в виде намазов, молитв, поминаний Аллаха и чтения Корана.

 

4) Оберегание поста от всех удовольствий и наслаждений, которые могут плохо на него повлиять.

 

5) Ограничение дозволенных мирских дел и воздержание от многих из них, имея возможностью заняться ими.

 

 

 

Условия и’тикафа.

 

Тот, кто соблюдает и’тикаф (будь то мужчина или женщина), должен быть мусульманином, как минимум мумайизом, не должен находиться в состоянии полового осквернения, и у него не должно быть в момент соблюдения и’тикафа месячных и послеродовых кровотечений. И’тикаф, соблюдаемый неверным, либо не достигшим тамйиза ребёнком, либо тем, кто находится в состоянии полового осквернения, либо женщиной в период месячных или послеродовых кровотечений, будет недействительным. (Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна")

 

Намерение.

Имам Ибн Рушд сказал: “Мы не знаем разногласий относительно необходимости намерения”. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/430.

 

Желающий совершить и'тикаф должен иметь искреннее намерение сделать это ради Аллаха, чтобы получить за это великую награду, а не для того, чтобы весело провести время в кругу других затворников или еще по какой-либо иной причине.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет награды у того, кто не надеялся на нее». ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4/206. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

 

 

Итикаф можно совершать только в мечетях, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». (Сура Аль-Багара: 187).

[Имам Аль-Бухари использовал это в качестве доказательства того, что мы указали выше.

Аль-Хафиз Ибн Хаджр сказал: «Доказательством, содержащемся в этом хадисе является то, что если бы итикаф можно было совершать в каком-либо другом месте помимо мечети, то запрещение вступления в интимную связь не было бы указано в особенности, потому что согласно единому мнению учёных интимная связь запрещена во время итикафа. Таким образом, использование слова «мечети» означает, что итикаф можно совершать только в мечетях»].

 

Аиша сказала: «Тому, кто совершает итикаф является сунной не выходить (из мечети) если это не по нужде. Он не должен присутствовать на похоронах, прикасаться к своей жене, или вступать с ней в интимную связь. Итикаф можно совершать лишь в той мечети, где совершается джамаат (намаз). И тому, кто совершает итикаф, является сунной поститься (в день, когда он совершает итикаф)». [Этот хадис привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Следующее за этим сообщение Аиши также приведено Абу Давудом, и оно приведено в «Сахих Абу Давуд» (2135) и «Аль-Ирва» (966)].

 

(Из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан").

 

И‘тикаф следует совершать в мечети, где совершаются обязательные и пятничные молитвы, чтобы совершающему и‘тикаф не приходилось покидать мечеть, в которой он находится, ради совершения пятничной молитвы, поскольку её совершение обязательно. ‘Аиша упомянула об этом в приведённом выше хадисе: «И не может быть неотлучного пребывания в иной мечети, кроме той, в которой совершается пятничная молитва». [Аль-Байхакы приводит слова Ибн Аббаса: «Поистине, более всего Аллаху ненавистны нововведения, а к нововведениям относится неотлучное пребывание в домашних мечетях»].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.012 с.)