История написания Библии. Состав и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История написания Библии. Состав и структура.



Тема 1

История написания Библии. Состав и структура.

 

Понятие Откровения.

Библия – это книга о Боге, Который открывает себя человеку на человеческом языке как смысл существования, как конечную цель. Поэтому христианство, в отличие от естественных (языческих) религий, называют религией откровения.

Так как естественный ум человека ограничен и склонен к регрессу к язычеству, в Откровении дается то, что выходит за пределы человеческого разума.

Бог дает Откровение уже первым людям – Адаму и Еве. Откровение, сначала передаваясь из поколения в поколение в устной форме, потом было записано св.св. пророками и полностью было раскрыто Иисусом Христом.

Слово Библия происходит от греческого слова «Библиа», которое первоначально обозначало кору папируса. Также в Азии был такой город – Библос. В нем производили папирус для книг. Слово Библия имеет множественное число – «книги».

На древнееврейском языке слово «книги» звучит как «сефарим» - от глагола «сафар», первоначальное значение которого – «сбривать кожу животного». Слово «сефарим» подчеркивает структуру Священного Писания у евреев.

В 1-3 веках по Р.Х. словом Библия называли только Ветхий Завет, но с 4 – го века этим словом уже называют всю совокупность книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Постепенно в латинском языке слово Библия теряет окраску множественного числа, начинает восприниматься как слово в единственном числе.

В 1499 году слово Библия вошло в лексикон русского языка, так как св.св. Кирилл и Мефодий перевели на церковнославянский язык только книги, которые были необходимы для богослужения. Так как в 1453 году пал Константинополь, книги Священного Писания брались для перевода из Рима – отсюда термин Библия пришел на Русь.

В самом Священном Писании термин «Библия» не встречается.

Завет.

Самой раннее разделение Священного Писания – на Ветхий и Новый Заветы.

В древнееврейском языке понятие «завет» передается словом «берит». Это слово переводится как «согласие», «договор», «контракт», «союз». Таким образом «берит» - это договор между Богом и человеком.

В греческом языке однопонятийное слово «дефике» приобрело кроме значения «договор», также и значение «завещание».

Позже слово «берит» стало обозначать документ, подтверждающий союз.

Завещание означает распространение союза на все века, т.е. завещание всех народов следовать союзу Бога и человека.

Термин «Ветхий Завет» впервые употребил Св. Апостол Павел в Послании к Коринфянам (2 Кор. 3, 14).

Термин «Новый Завет» также употребляется в Священном Писании (Иез. 11,19; Иер. 31, 31). Этот термин неоднократно употребляли Иисус Христос и св.св. Апостолы.

История установления завета.

Завет между Богом и первыми людьми устанавливается в раю. Он был нарушен. После потопа Бог заключает завет с Ноем, после – с Симом, Авраамом, Исааком, Иаковом. Завет заключается с некоторым остатком (избранными).

Иисус Христос восстановил своею смертью завет, бывший в раю, со всем человечеством.

Пренебрежение к Ветхому Завету в свое время привело к возникновению различных ересей (например – ереси Маркиона). Доходило до того, что ввиду непонятности некоторых мест в Священном Писании Нового Завета, вызванной незнанием Ветхого Завета, из сферы употребления изымались целые Послания Апостолов, и, даже, Евангелие от Матфея.

Можно сказать, что вся Библия – это книга о Христе.

Ветхий Завет – это детоводитель ко Христу (Галл. 3,4).

«Все, что написано прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15,4).

Сущность Десятисловия и Евангельских Блаженств – любовь Бога к человеку.

Новый Завет – это раскрытие Ветхого Завета.

Блаж. Августин говорил, что Новый Завет скрыт в ветхом; а Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете.

Псалмы были первыми молитвами христиан.

Библия – единая книга о едином Боге.

Новый Завет и Ветхий Завет связаны личностью Иисуса Христа  

Богодухновенность Библии.

Это понятие отличает Библию от других книг. Библия написана людьми, вдохновляемыми Богом (2 Цар. 23,2; Лук. 21,15).

Впервые термин «богодухновенность» употребил Св. апостол Павел. См. также 2Пет 2,21).

К интерпретации понятия «богодухновенность» в настоящее время существуют два подхода.

1. Вплоть до 19 – го века господствующей была точка зрения, согласно которой писатели Библейских книг были простыми, механическими орудиями в руках Божиих, от которых исходили как содержание, так и форма писания. Многие протестантские богословы придерживатся; также не отстали от них и «Свидетели Иеговы».

2. С другой т.зр., которой придерживаются православные и католики. Бог не писал Библию собственноручно, но с помощью людей. Библия есть одновременно и слово Божие, и слово человеческое – «синергия».

Откровение не сообщается людям как какое – либо научное знание.

Богодухновенность – это особое воздействие Духа Божия на дух человека, в результате которого человек, сохраняя в себе свою волю и индивидуальность, становится орудием Божии.

Содержание- Божие; форма – человеческое.

Здесь сочетается Божественное и человеческое; эти сферы различить практически невозможно.

 

Тема 2.

Тема 3.

Происхождение мира

Политеизм.

1. Дуализм (от лат. дуалис – двойственный) – Платон, Аристотель: «Мир возник в результате воздействия Божественного начала на начало материальное. Таким образом, мир творится из материи, существующей вечно.

2. Пантеизм (от греч. «пан» - все; «теос» - Бог). «Все есть Бог. мир творится из Бога. Бог творит мир из самого себя».

Христианство не принимает ни пантеизм, ни дуализм.

Для христианства характерен строгий монотеизм. Мир творится Богом из ничего.

«… Бог сотворил мир из ничего» (2 Мак. 7, 23).

Учение о Боге – Троице, который создал мир из ничего.

Бог творит все по свободной воле. Мир есть выражение премудрости, силы, благости Бога.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1, 1).

Мир имеет начало, история – циклична. Мир не вечен.

Слово «сотворил»: в еврейском языке употребляется слово «бара» и «аса».

Слово «бара» употребляется в Библии только 3 раза и означает творение из ничего.

Слово «аса» означает преобразование из уже существующего материала.

«В начале» сотворил – «бара»; появляется «душа живая» (5-й день творения) – «бара»; «появление человека» - «бара».

Бог – Элоhiм- множественное число. Здесь не нужно видеть отголосков многобожия. В еврейском языке множественное число иногда означает какое – либо превосходство. Лучше перевести – «божество».

«Бога не видел никто, никогда» - это значит то, что человек не может познать Бога полностью.

Под святостью понимают всю совокупность свойств Божиих. Любовь есть та связь, которая соединяет человека с Богом.

Бог всегда выше, совершеннее тех свойств, которые могут быть ему приписаны.

«Небо и земля» - это совокупность всего творения. Небо – слово – символ, которое обозначает духовный план бытия; земля – символ, который обозначает материальный план бытия (суша появилась на третий день творения). Под землей понимается первоначальное вещество.

Мир двойственен, сотворен Единым Богом, и потому един, его объединяет одна цель. Возникает единство земного и небесного.

Таким образом, библейское учение о сотворении мира имеет строго единый характер (Единобожие),

Тема 4.

Тема 5.

Литература: Троицкий. Философия христианского брака.

Замысел Бога в отношении человека раскрывается во «владычестве над землей», в греческом тексте значение – «предводительствовать», «начальствовать» (соотносимо со словами «в начале»; I гл. кн. Бытия); «возделывание Эдемского Сада» (II гл. кн. Бытия).

Человек должен был свой ум, чувства устремить к Богу, стать Богоподобным, устранить разделенность мира.  

Владычество человека над миром должно было быть Божественным, без насилия, происходить так, как поступает любящий отец.

Человек призван к союзу с Богом, стать Богом по благодати (не по природе), человек был призван превзойти свой предел, стать безграничным и бессмертным.

 В Эдемском саду человек должен был «возделывать землю», трудится, чтобы уподобиться Богу.

Рай – на еврейском букв. «ган», что означает (на белорусском есть такое слово «заганок») «некое обособленное место, сад, огород».

Греческий перевод – «парадосис» («прекрасный сад»).

На славянском языке слово «рай» созвучно слову «радость» (бел. – «вырай»). Рай – это некоторое место, в котором человеку радостно; это место, в котором человеку безопасно.

Английский, французский, немецкий языки – «параданайс» (сад).

Рай был в Эдеме, «на Востоке» (оригинал – на «Востоках»). Вульгата – «в начале»; рай (общение с Богом) изначален, «от сотворения мира».

Рай обозначен четырьмя реками – Тигр (Хиддекиль), Евфрат, Фисон, Гихон. Место нахождения рек Фисон и Гихон неизвестно. Таким образом, рай как – бы находился между небом и землей, жизнь человека должна происходить как в соответствии с земным, так и небесным.

Слово «нагар» (река) имеет и другое значение («распространять», «расщирять»). Таким образом, гармония с Богом должна быть распространяться.

То, что человек должен был трудиться в раю, подчеркивает его активное начало. Человек через труд должен был совершенствоваться, хранить «рай» (хранить себя от зла).

Союз или завет Бога с человеком являлся первобытной религией. Человеку дается одна – единственная заповедь: запрет вкушения плодов от древа познания добра и зла «под угрозой смерти» («умря умрешь»). Древо находилось «посреди рая», т.е. являлось средоточием человеческой жизни.

Древо познания добра и зла противопоставляется древу жизни: выбор между добром и злом. Библия под словом «познал» обозначает соединение познающего и познаваемого.

«Вкусить» на древнееврейском языке может означать «испытать что – либо на себе». Через вкушение запретного плода человек познал зло.

Эта заповедь запрещает допускать смешение добра и зла в душе человека, чтобы не исказился образ Божий, ибо в Боге зла нет; это запрет воспринимать в свою душу зло наравне с добром; не пускать зло в свою душу.

По словам Св. Григория Богослова «древо познания – это упражнение для свободы человека. Плод, сорванный не вовремя, доставил человеку не сладость, а горечь. Выполняя заповедь, человек должен был согласовывать свою волю с волей Бога, обожиться. 

 

   

 

 

 

Тема 6.

Тема 7.

Каин и Авель

Братьями при жертвоприношении двигали разные мотивы. Первое указание на то, что культ, без очищения сердца, ничто.

С другой стороны мы видим, что Авель приносит Богу самое лучшее (открытость сердца); а с другой – Каин привязан к земле; приносит Богу «то, что негоже».

Жертва становится посредником, знаком молитвы, раскаяния о грехах и благодарения.

    Для христианства характерно желание вступить с Божеством в союз, обрести с ним единство через общую трапезу, через это исповедуя перед Божеством свою зависимость от него.

Таким образом, видно, что жертвоприношение без сердечной расположенности, не имеет никакого значения.

Каин «огорчился» (по более точному переводу – «разгневался»). Бог пытается, в отличие от Адама, остановить Каина.

Бог побуждает Каина к самоисследованию – «грех лежит у дверей», т.е. рядом, влечет к себе, «но ты господствуй над ним».

Это говорит о том, что первородный грех не всесилен и может быть побежден.

Бог предоставляет Каину возможность раскаяться, но не предотвращает своим всемогуществом, совершению убийства. Обратное означало бы отнятие от человека свободной воли.

Каин не внял предупреждению, завлек Авеля на поле (поле – символ свободы), и убивает его. Им завладела зависть.

Бог проклинает Каина, так как ранее проклял отца лжи – дьявола, человекоубийцу.

Каин «затрепетал», так как испугался «мщения». Бог дает время опомниться, так как желает, чтобы человек избрал свободу от зла добровольно.

Каин и Авель – это образ двух половин человечества. Пастух Авель оказался духовно выше, чем более цивилизованный Каин. Авель – это прообраз всех гонителей праведников; на его примере Бог открывает следующую истину – праведность в греховном мире не несет благоденствия и часто сопряжена со страданиями и даже со смертью.

Авель стал первым страдальцем за веру.

Каин – архетип бездуховного человека. Существуют два пути – Каина и Авеля.

Убийство Каином Авеля – символический образ ветхозаветной жизни до потопа.

Вся жизнь Каина происходит вне пределов Божиих.

Каин поселился в земле Нод (земля скитания) и строит первый город – Енох («воспитанник»), который был воспитан, конечно же в духе Каина. Каин возводит ограждение вокруг города.

Город некоторые толкователи понимают в символическом смысле как «место, огороженное от Бога».

Быт. 4, 4 – 17.

Из отрывочных сведений о потомках Каина мы видим, что они являются «родителями цивилизации».

В основу жизни потомков Каина положено стремление к обогащению. Иувал – родоначальник музыкантов – его искусство, красота, замыкается в самом себе, это – молитва, не доходящая до Бога.

Тувалкаин – ковач (первый кузнец) – потомки Каина начинают вооружаться.

Этимология имен Иувал, Тувалкаин этимологически связаны с корнем «Буль» - «развиваться», «расширяться».

Нигде в Библии цивилизация не отождествляется со злом. Это – попытка обойтись без Бога.

Увлекаясь материальными побуждениями, каиниты не уделяют внимания духовной жизни.   

Рост цивилизации не означает нравственного совершенства; не всегда внешнее преуспеяние есть знак «богоизбранности» человека.

Ламех (7-й по счету потомок Каина). И взял … две жены». Ламех горделиво воспевает жестокость и месть перед своими женами. Злобой и высокомерием пышут его слова, в ним слышится стремление потомков Каина воздавать своим обидчикам «непропорциональным злом».

Сиф («Шев» - «положенный», «утвержденный», «основание»). Ева надеялась на то, что Сиф положит начало благочестивого племени людского.

Во время Сифа начали призывать имя Господа.

Енох (7-й от Адама) – сифит. «И ходил Енох перед Богом, и не стало его …».

Ходить перед Богом – значит, сознавать свою связь с Богом, означает открытость перед Богом. Количество лет, прожитых Енохом, свидетельствует об их полноте. Енох не вкусил смерти, как и пророк Илия.

Проповедь Еноха, донесенная до нас Посланием Св. Апостола Иуды, относится больше к временам апокаллиптическим. Тем, Енох не познал смерти, Господь свидетельствует допотопному человечеству, что определение смерти временно, и подлежит отмене.

В Откровении Иоанна Богослова указано, что «два светильника» - Енох и Илия. И они также пройдут через смерть.

Библейское долголетие людей – это особый промысел Божий. Такое долголетие было необходимо для сохранения Божественного Откровения.

Утратив возможность бессмертия, человек обрел долголетие. Однако, в связи с распростронением зла на земле, количество лет жизни сохранено до 120 лет.

Когда произошел потоп – один из самых сложных вопросов в Библии. Определить время потопа очень сложно, из – за ошибок переводчиков в цифрах, обозначающих годы жизни патриархов. Таким образом, текст Библии не дает точной хронологии.

Сын Адама уже подобен Адаму, но не Богу.

Библейское выражение «сын такого – то мужа родил такого – то», не означает, что они являются отцом и сыном.

Таким образом, исчисление хронологии, не входит в цели Библии. Для нравственности хронология несущественна, безразлична.

 

Тема 8.

Потоп

Бытие, главы 6 -8.

Библия несколько раз говорит о потопе как о явлении, захватившем весь мир.

Поверхность земли свидетельствует, что в давние времена произошло великое наводнение. Описание потопа имеется у многих народов (у язычников причиной потопа выступает соперничество богов; в Библии – крайнее развращение людей, связанное с браками сынов Божиих и сынов человеческих).

У иудеев и протестантов существует толкование о том, что ангелы брали в жены дочерей человеческих. Это толкование ложно тем, что противоречит идее о единстве рода человеческого.

Под сынами Божиими следует понимать сифитов; дочери человеческие – из племени каинитов.

Исполины … По толкованию Лопухина, это были: «люди, отличающиеся сознательным попранием всякой правды, действующие совершенно независимо от Бога».

Диалог между Богом и людьми прекращается; в исполинах мы видим культ тела. Иерархия ценностей рушится, перевертывается. Сразу после сказания об исполинах говорится о потопе.

Господь избирает Ноя и определяет «пусть дни их будут 120 лет». Нельзя воспринимать этот срок как ограничение долготы жизни человека. Этот срок Господь дал людям для покаяния.

В течение 120 лет Ной строит свой ковчег на суше. Это – красноречивая проповедь о необходимости покаяния. Ной терпел насмешки, несправедливость.

«И увидел Господь Бог, что все мысли их и помышления были зло». Таким образом, причина потопа – крайнее развращение людей, которое превратилось в грубую плоть. «И раскаялся Господь …». Это выражение крайней скорби Бога о человеке.

Отец Ноя Ламех («Ослабевший», «пришедший в упадок»).

«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (в роде нечестивых).

«Ной ходил перед Богом», спас человечество, обеспечивает продолжение жизни на земле».

У Ноя было три сына – сим, Хам и Иафет. Возможно, Господь видит, что потомки Ноя также развратятся, и, поэтому «изолирует» его от нечестия с помощью уничтожения части человечества, утратившей всякий смысл своего существования.

Потоп явился необходимым следствием духовной смерти первобытного развратившегося человечества, сохранять которое было вредно.

Бог поставляет с Ноем завет. Ной – новый Адам, от которого произойдет новая, праведная ветвь человечества.

Ковчег имело следующие размеры – 150 м (длина); 26 м (ширина); 12 м (ковчег).

Первое указание на чистых и нечистых.

После того, как Ной вошел в ковчег, начался потоп. Все обитатели земли, кроме семейства Ноя, погибли в водах потопа.

Дождь шел сорок дней (40 – это период испытаний).

По окончании потопа, Ной вышел из ковчега, в котором он прожил один год и 10 дней. Ной сразу же устраивает жерственник Богу.

Бог обетует, что больше не будет наводить потоп на землю; полагает радугу – вечное знамение завета с Ноем.

В этих словах есть предупреждение человеку: если люди будут милосердны друг к другу, Бог будет милосерден к ним.

Радуга – связующее звено между небом и землей, напоминание завета Бога и Ноем.

«Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю». Отличие от завета с Адамом – отсутствие «обладания и владычествования» над землей». Поэтому животные и боятся человека; человек становится тираном по отношению к ним.

Человек начинает употреблять в пищу мясо животных.

«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Разрывается связь человека с животным миром. Существует толкование, что человек начал питаться мясом животных еще в допотопное время.

Разрешение вкушать мясную пищу дается Богом из-за того, что потомки Ноя более слабы по сравнению с допотопным человечеством, и к нему Бог предъявляет не такие строгие требования.

Кровь – жизнь – воздержание от крови означает уважение к жизни.

«Ибо я взыщу …» - запрет убийства, насилия, так как человек создан по образу Божию; запрет быть жестокими.

В построении ковчега мы видим символическое указание на Церковь Христову, где верующие находят свое спасение; воды потопа – это очистительные воды Св. Крещения.

 

 

Тема 8.

Родословие сынов Ноевых

 

Быт. 10-11. Указанные главы заключают в себя родословие трех сыновей Ноевых – Сима, Хама и Иафета. Данный раздел известен под именем «таблицы народов» или «этнографической таблицы», так как имеет своей целью выяснить происхождение и расселение первобытного человечества по разным странам древнего мира.

«Таблица народов» преследует три цели: 1) Утверждает истину единства человеческого рода; 2) Устанавливает факт родства богоизбранного еврейского народа с другими племенами той же семитической расы; 3) Показывает нам судьбы божественного промышления в мировой истории народов.

Сыны Иафета:

--- Гомер - киммерийцы, населявшие берега Каспийского и Аральского морей и оттуда впоследствии расселившиеся на запад, в пределы современной Германии (кимвры и тевтоны) и островов Британии;

--- Магог - скифы, обитавшие по берегам Азовского моря и в пределах Кавказа; некоторые считают Магога армянами;

--- Мадай – первобытные арийцы, жившие в западной Азии (Мидия), откуда большая их часть со временем выселилась на восток и получила название индусов, а меньшая осталась на месте и получила название мидян;

--- Иаван – греки, прежде всего ионяне;

--- Елиса (внук Иафета) – также означает греков;

--- Фувал, Мешех – ученые полагают, что первоначально обе данные народности обитали в верховьях Тигра и Евфрата, между Мидией и Скифией, т.е. в Колхиде и Иберии, расположенных на юге современного Кавказа; Фувал – предположительно иберы или грузины;

--- Фирас – по мнению ученых, то же, что классические «тиренцы» - древнейшее пелазгическое народонаселение сначала древней Лидии и Фракии, отсюда Греции и наконец Италии.    

Сыны Гомера:

--- Аскеназ – основываясь на том, что современные евреи называют Германию «Аскеназ», большинство еврейских толковников видят здесь указание на немцев; во времена пророка Иеремии эта народность жила в пределах Армении или Малой Азии; существует гипотеза, что по имени этой народности получило свое название Черное море (Понт Евксинский);

--- Рифат – пафлагоняне (северо – запад Малой Азии либо горы Рифейские на севере Каспийского моря);

--- Фогарма – по традиции был родоначальником жителей Армении.

Сыны Иавана:

--- Елиса – одна из приморских народностей Греции;

--- Фарсис – одна из наиболее отдаленных финикийских колоний, находившаяся в современной Испании и славившаяся богатством своих свинцовых и медных рудников;

--- Киттим – доевне – исторический Китион, столица острова Кипр;

--- Доданим – дарданийцы или Трояне, одна из древнейших малоазийских ветвей греческой народности.

Сыны Хама:

--- Хуш – кушиты или касдим были теми первобытными протохалдеями, которые составили основное зерно так называемой сумерийско – аккадийской народности, положившей начало халдейско – вавилонской цивилизации и культуре. Со временем, эти кушиты, уступили свою территорию семитам, сначала перекочевали в аравийские степи, а отсюда, около 2000 до Р.Хр., были переселены фараоном в Египет и водворены на жительство в Нубии;

--- Мицраим – Египет;

--- Фут – Ливия, лежавшая на северо – западе Африки, по соседству с Нубией;

--- Ханаан – Палестина (до времени завоевания ее евреями при Иисусе Навине).

Сыны Хуша:

--- Сева - север Нубии, в области Мерое либо Иемен или Южная Аравия;

--- Хавила – хавлотеи населяли берег африканский, пограничный с Баб – эль – Мандебским проливом, а в дальнейшем – оазисы Ливийской пустыни;

--- Савта – Эфиопия или т.н. «Счастливая Аравия»;

--- Савтеха – восточный берег Персидского залива, в области Кармания;

--- Раама … Сыны Раамы – Шева и Дедан – приморская область Аравии.

Библия свидетельствует, что первоначальное зарождение государственной жизни произошло в области южной Вавилонии или Халдеи, где средоточием ее были города: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне; что затем эта жизнь стала отливать на север, где основала новый центр, в виде Ниневии и окружающих городов, и что, преобладающее влияние кушитов в первой халдейско – вавилонской монархии постепенно должно было уступить свое место семитическому элементу ассирийско – ниневийской монархии.

От Мицраима произошли:

--- Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим – думают, что древнейшее переселение филистимлян происходило из Каслухим, т.е. северо – африканского побережья Средиземного моря, а другое, позднейшее – из Кафторим, т.е. с острова Крита. Анализ самого имени филистимлян (пелешет – переселенец), указывает на них, как на переселенцев или выходцев; а древнейшие народные саги называют их именно выходящими из Египта.   

От Ханаана родились:

--- Хет – родоначальник хеттеев, могущественного сирийского племени, страшного некогда и для самого Египта, оставившего после себя следы высокой культуры;

--- Иевусей – иевусеи жили в горах Иерусалима, до дней Давида, который покорил их;

--- Аморрей – аморреи – одно из сильнейших племен ханаанских, имевшее по восточную сторону Иордана два сильных царства – Есевон и Васан.

Сыны Сима:

--- Елам – «горная страна», Сузин (Сузан, Сузиана);

--- Ассур – родоначальник ассирийцев; в Ассирию еще очень рано было сделано вторжение кушитов, чем и объясняется то обстоятельство, что вся цивилизация и культура ассирийской монархии стоит в несомненном родстве с халдейско – вавилонско1 цивилизацией;

--- Арфаксад – один из прямых праотцев еврейского народа, это имя означает народ, «сопредельный с халдеем»; южная, приморская долина Евфрата, гл. резиденция – г. Ур Халдейский;

--- Луд - малоазиатская провинция Лидия; впоследствии семиты уступили ее арийцам;

--- Арам - страны, лежащие по берегам Тигра и Евфрата, за исключением Вавилона.

Сыны Арама:

--- Уц – дал свое имя стране Уц, откуда впоследствии вышел Иов (Иов 1, 1) и которая была расположена на юго – востоке Палестины, по пути к Аравийской пустыне; позднейшая Трахонитида.

Арфаксад родил Каинана («приобретение»); Каинан родил Салу;

Сала («посланец», «выселенец», может быть, из южных пределов земли Арфаксада) родил Евера – само по себе имя Евер означает человека, перешедшего через реку, и, следовательно, заключает в себе мысль о переселении этого патриарха из – за какой – то реки, вероятно, реки Евфрат.

У Евера родились два сына:

--- Фалек – по более правильному чтению еврейского подлинника – Пелег (разделение; разветвление: вавилонское разделение или выделение той ветви семитов, которая имела ближайшее отношение к богоизбранному народу»);

--- Иоктан – родоначальник целого ряда кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, во главе с Иектанидой; по всей вероятности, это было вторичное население Аравии – хамиты были вынуждены удалится в Африку)

Фалек родил Рагава («друг»); Рагав родил Серуха («крепость»; «сила»); Серух родил Нахора («борец); Нахор родил Фарру (от глагола tarath – «обращаться, выселяться, уходить»).

Быт. 11, 27: «Фара родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота». Аврам, что значит «отец возвышений» ставится на первое место не потому, что он был старше других, но по причине особой важности его теократической роли; имя Арана имеет помимо личного, еще и местное значение – термином Харран обозначалась северо – западная часть Месопотамии.

Быт. 11, 29: «… имя жены Аврамовой – Сара…» - «госпожа»; доводилась Авраму сестрой, но не родной, а или сводной (от разных матерей), или даже племянницей, будучи родной сестрой Милки и дочерью Арана.

Быт. 11, 31: «И взял Фарра Аврама, сына своего …, чтобы идти в землю Ханаанскую…». … это было сделано им в силу особого божественного повеления, имевшего своею целью сохранение дома Фары от заражения всеобщим идолопоклонством.        

 

    

Грех Хама.

Быт. 9, 18 – 29.

Слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда – вообще «имя»; слово «Хам», вероятно значит «жгучий, темный, смуглый»; слово «Иафет» значит «распространение».

Хам же был отец Ханаана – по объяснению Златоуста: «Писание хочет этим указать на крайнее невоздержание Хама, на то, что столь великое бедствие (потоп0, и такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его …».

Быт. 9, 21. Допотопное человечество совершенно было незнакомо с употреблением вина … и легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало … Эти ошибки лаже праведников являются лучшим предостережением для нас против нашей самонадеянности и наиболее действенным лекарстовм в тех случаях, когда нами овладевает отчаяние и малодушие ввиду нашей греховности.

Быт. 9, 22: в поспешности Хама рассказать братьям, что он видел, видна испорченная натура; в поступке его видна злобная радость в унижении отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда.

Быт. 9, 35 – 27. «… проклят Ханаан…». Ориген, следуя иудейской традиции, объясняет это тем, что отрок Ханаан будто бы первый заметил непристойное положение своего деда и указал на него своему отцу Хаму. Златоуст: … Ной хотел и наказать Хама… и вместе с тем, не нарушить благословения, данного уже Богом … Ной, наложив проклятие на Ханаана … особенно близкого и дорогого Хаму, нанес ему наиболее чувствительное наказание. «Раб рабов будет он братьев своих». Указанное пророчество полностью сбылось впоследствии: завоевание земли обетованной; финикияне и ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами.

«… благословен Господь Бог Симов…» … Это означает, что потомство Сима будет стоять в особых, исключительно близких отношениях к Иегове, в качестве родоначальников богоизбранного еврейского народа, и что из него произойдут патриархи и пророки – служители Бога на земле и, наконец, из него потом произойдет и сам Христос Спаситель.

«да распространит Бог Иафета …» … Комментаторы обращают внимание на различие божеских имен …: в благословении Симу Бог назван Иеговой, т.е. Богом завета и откровений, в благословении же Иафета – Элогимом, т.е. универсальным Владыкой и Творцом мира. Количественному распространению иафетитов отвечает и его интеллектуальное превосходство.

«… и да вселится он в шатрах Симовых». … пророчество оправдалось в двояком смысле: и в смысле политическом, когда римляне покорили иудеев и разрушили самый Иерусалим, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову, вступили язычники.

Таким образом, возлюбленному первенцу Ноя – Симу, предрекается особое божественное благоволение; неблагодарному Хаму возвещается отвержение, рабство; на судьбе младшего сына – Иафету, исполниться евангельское пророчество, «что последние да будут первыми».

«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет…». По вычислениям некоторых библеистов, траста пятидесятый год послепотопной эпохи падает на пятьдесят восьмой год жизни Авраама.

Шестьсот лет допотопной жизни Ноя позволяли ему видеть еще Мафусала и слышать из его уст рассказы о первобытных временах, полученных Мафусалом непосредственно от самого Адама, а триста пятьдесят лет послепотопного периода открывали возможность личной беседы и передачи священных традиций Аврааму, откуда через две – три посредствующих ступени (Иаков, Левий, Кааф), все это и чисто естественным путем могло дойти и до бытописателя Моисея, который помимо этого, был и озарен также особым сверхъестественным божественным Откровением.

 

Вавилонское столпотворение

Быт 11, 1-9.

Быт. 11.1: «язык один» - слова (дела) общие (буквальный перевод с оригинала).

Строительство башни выступает символом гордыни и самостоятельности людей.

Имя Божие не упоминается, люди хотят жить только для себя.

Тем самым имя Господне обесславливалось людьми.

Люди рассчитывают, что вершина башни достанет до небес («голова в небесах»). Человек становится сам для себя идолом.

Быт.11,4: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу земли». … строители … хотели поставить памятник своему выдающемуся искусству, … создать такой опорный пункт владычества, откуда удобно было бы простирать свою власть на другие народы, … желали помешать осуществлению божественного пророчества о всеобщем рассеянии потомков Хама.  

Быт. 11, 5: Бог в своем действии уподобляется человеку (антропоморфизм). В каждом случае употребления в Библии антропоморфизмов, это означает тайну. В этом случае Господь вмешался в дела человеческие, сошел – проявил свою власть.

Люди надеялись, что они воздвигают грандиозное строение – башню, однако в глазах Божиих их труды ничтожны.

Для того, чтобы рассмотреть замысел людей, Богу приходится сходить с небес. Бог не допустил, чтобы человечество сплотилось для богопротивных целей. Этим рассеянием Господь предотвращает возможность крайнего религиозного и нравственного развращения (пример – сплочение каинитов и сифитов). Господь видит, что люди не остановятся, если не предпринять мер.

Быт. 11,7: «сойдем же и смешаем там язык их…». Обращение Бога «к равночестным Себе», т.е. к Лицам Пресвятой Троицы. Полную новозаветную антитезу … представляет собой чудо сошествия св. Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную способность полного взаимного понимания. 

Быт. 11, 8: «И рассеял …». Быт. 11,9: … Вавилон (от глагола «балал» - смешение»).

Господь не стал уничтожать народы Вавилона, Он разделил их языки, отсюда – язычники.

Ученые – лингвисты пришли к выводу, что изначально существовал некий протоязык.

При строительстве башни Господь смешал понятия людей, так, что они в силу своей греховности, эгоистичности, перестали понимать друг друга.

Слова «построим себе город» могут пониматься как замысел построить себе цивилизацию на насилии, без Бога.

Вавилонская башня – символ технократизма, самодовлеющей, антигуманной механистичности.

Любые попытки построить цивилизацию без Бога, обречены на неудачу.

Таким образом, причиной рассеяния является отступление от Бога.

Если гордость и ненависть разъединяет людей, то доброта Божия – объединяет.

Знаменательный факт вавилонского столпотворения и последовавшего за ним рассеяния народов произошел в эпоху Фалека (Пелега), жившего приблизительно в половине 6 – го века после потопа. … этот факт … заканчивает собой эпоху универсальной истории всего человечества и начинает историю одного богоизбранного потомства Симова. … Судя по описаниям Геродота и Плиния, эта знаменитая башня неоднократно достраивалась и перестраивалась, имея в цветущую пору своей истории значение главного храма или пантеона вавилонских божеств…

Идолопоклонство распространяется так широко, что даже отец Авраама – Фарра, служил идолам. 

 

 

Тема 9.

Исав и Иаков (Быт. 25, 19 – 34).

Исаак, подобно своему Отцу, подвергся испытанию своей веры. Жена его была бездетна 20 лет. Он не отчаялся и молился Богу. И услышал Господь его, и зачала Ревека.

Роды были тяжелые. В животе матери младенцы начали биться друг с другом. Так бились два народа. Больший из них будет служить младшему. Борьба между братьями не стихла и в момент рождения. Первым вышел Исав («красный весь как кожа, косматый).

Иаков вышел вторым, держась своей рукой за пятку Исава. Исааку в этот момент было 60 лет.

Исав был человеком темпераментным и стал искусным охотником, человеком полей и лесов; Иаков – тихий, домосед.

Иаков в нравственном отношении стоит ниже, чем Авраам – он муж хитрости. Иаков энергичен, настойчив, упорен в достижении поставленных целей.

Эти черты характера будут использованы, чтобы закрепиться в Ханаанской земле. В то же время, Иаков способен к душевному росту. Испытание жизни делают его чище. Это все отличает его от Исава.

От Исава произошли идумеи (эдомитяне); от Иакова – израильтяне (Евреи).

Несмотря на быстрый рост количества идумеев, в свое время они были порабощены израильтянами 0Иоанн Гиркан; за 120 лет до Рождества Христова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.177 с.)