Критерии применения специальных налоговых режимов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии применения специальных налоговых режимов



Специальные налоговые режимы представляют собой отличный от общеустановленных правил порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Условия применения специальных налоговых режимов определяются налоговым законодательством.

Применение специальных режимов налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные режимы налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.  

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных налоговым законодательством.

На сегодняшний день Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

1. Упрощенная система налогообложения.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. Патентная система налогообложения.

 

1. Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Налоговым кодексом РФ (статья 346.12) установлены условия применения УСН и ограничения. Эти условия и ограничения таковы:

1) средняя численность работников за налоговый (отчетный) период должна составлять не более 100 человек;

2) доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн. рублей. Предельный размер указанных доходов ежегодно, не позднее 31 декабря, индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Коэффициент-дефлятор на 2016 год установлен в размере 1,329. С 1 января 2016 года с учетом нового коэффициента-дефлятора налогоплательщик утратит право применять УСН, когда его выручка превысит 79,74 млн. руб. Чтобы перейти на УСН с 2017 года, выручка за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн. руб. Исключением являются налогоплательщики, которые до перехода на УСН применяли исключительно режим ЕНВД. У них нет доходов, которые нужно учитывать при смене налогового режима.

3) остаточная стоимость основных средств организации, подлежащих амортизации не должна быть выше 100 млн. руб.;

4) доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале компании - не более 25%.

На некоторые организации ограничение в 25% участия других компаний не распространяется. Это:

5) организации, где уставный капитал состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

- некоммерческие организации, в т.ч. потребкооперации, которые действуют в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1;

- хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, действующие в соответствии с вышеуказанным Законом.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

2. Банки.

3. Страховщики.

4. Негосударственные пенсионные фонды.

5. Инвестиционные фонды.

6. Иные организации и индивидуальные предприниматели, указанные в статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения (доходы или доходы за минусом расходов). Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

 Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили
60 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Для перехода на ЕНВД нужно, чтобы соблюдались несколько условий:

1. ЕНВД должен быть официально введен на территории, где организация или ИП осуществляет предпринимательскую деятельность.

2. Вид деятельности, который осуществляет организация или ИП, должен быть включен в перечень видов деятельности в местном нормативном акте по ЕНВД.

Перейти на уплату ЕНВД нужно в порядке, установленном пунктом 3 статьи 346.28 НК РФ. На ЕНВД можно перейти добровольно, это не обязанность, а право налогоплательщика.

ЕНВД не применяется:

- в отношении видов предпринимательской деятельности, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

- если организация является крупнейшим налогоплательщиком;

- если в отношении торговой деятельности, подпадающей под ЕНВД, на территории муниципального образования или города федерального значения установлен торговый сбор в соответствии с главой 33 НК РФ;

- в отношении организаций и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- в отношении организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;

- учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, если такие услуги являются неотъемлемой частью процесса функционирования этих учреждений и оказываются непосредственно данными учреждениями;

- организациями и ИП, которые оказывают услуги по сдаче в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций в рамках деятельности, предусмотренной подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (такой запрет содержится в подпункте 5 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ);

- органами государственного или муниципального управления.

Организации и ИП, ведущие помимо предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести их раздельный учёт. То есть, если ИП совмещает два режима - например, УСН и ЕНВД, то фактически он должен вести две различных ветки учета. Хозяйственные операции и обязательства в отношении предпринимательской деятельности, а также имущество, подлежащие обложению ЕНДВ, учитываются отдельно от операций и имущества по деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

По общему правилу, налогоплательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года. Формы заявлений о постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941. Если организация или ИП перестает быть плательщиком ЕНВД, то ей необходимо сняться с соответствующего учета в налоговых органах.

3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система соглашений о разделе продукции ( СРП) устанавливается налоговым законодательством. СРП представляет собой специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и отвечают следующим условиям:

1. Соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», и признания аукциона несостоявшимся;

2. При выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;

3. Соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Данный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.

4. Система налогообложения для с/х товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

ЕСХН устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

- средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;

- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (оказанных услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

5. Патентная система налогообложения. Для налогоплательщиков, желающих применять патентную систему налогообложения, установлены некоторые ограничения. В частности, необходимо соблюдать следующие условия:

- средняя численность наемных работников, привлекаемых предпринимателем по всем видам осуществляемой деятельности, не должна превышать 15 человек;

- максимальный размер годовой выручки, полученной от деятельности в рамках патентной и упрощенной систем, не должен превышать 60 млн. руб.

Виды деятельности, для которых можно применять патентную систему налогообложение, перечислены в статье 346.43 НК РФ. В основном они относятся к бытовым услугам населению.

Патентная система не применяется в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Единый сельскохозяйственный налог.

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве. Как и все остальные специальные налоговые режимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций. Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном НК РФ. Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

1) Организации и индивидуальные предприниматели:

- производящие сельскохозяйственную продукцию;

- осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);

- реализующие эту продукцию.

Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет. Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

    2) Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.

3) Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия: в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;

4) Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

- организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

- казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

- продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;

- продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года № 458.

Освобождение от налогов. Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на прибыль организаций;

- налога на имущество организаций;

- налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

- налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод). Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета. Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.

Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года № 169н.

Налоговый период - календарный год. Отчетный период - полугодие.
Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6%. С 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН.При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным
НК РФ. По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

- организации - по месту своего нахождения;

- индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года. Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

 При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Для перечисления ЕСХН в бюджет налогоплательщики оформляют платежное поручение по установленным правилам с заполнением соответствующих реквизитов. Коды бюджетной классификации (КБК) для перечисления налога представлены в таблице 1 (Приложение 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.225.95 (0.068 с.)