Краткие теоретические сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические сведения



1. Термин «portfolio» был заимствован педагогикой из политики и бизнеса. Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения учащегося в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

Педагогическая идея портфолио предполагает:

• смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

• интеграцию количественной и качественной оценок; • доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся/студентов;

2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

 3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

• портфолио документов;

• портфолио достижений;

• рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами портфолио должен включать три обязательных элемента:

1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

Создание единых европейский образцов портфолио, например «Европейский языковой портфолио», принятый советом Европы, соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году. Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

 

2. Любое усвоение знаний строится на усвоении учащихся/студентов учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся ПТУЗ проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

 • описание реальной проблемной ситуации;

 • альтернативность решения проблемной ситуации;

 • единая цель и коллективная работа по выработке решения;

 • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

 • эмоциональное напряжение учащихся.

 Сложной задачей для педагога, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и преподавателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

3. Представить магистрантами мультимедийногопроекта на одну из предложенных тем:

· «Тестовые технологии оценки достижений учащихся»;

· «Оценка достижений учащихся: поиск новых подходов»;

· «Технология портфолио как средство управления образовательной деятельностью учащихся»;

· «Компьютерные технологии проверки и оценки знаний и умений учащихся ПТУЗ»;

· «Технологии безотметочного обучения»;

· «Диагностическое сопровождение мониторинга образования»;

· «Психолого-педагогическая диагностика как составная часть решения педагогических задач»;

· «Принятие диагностических решений на основе анализа поступков учащихся»;

· «Психодиагностика в воспитании»;

· «Кейс-технологии как средство оценки достижений обучаемых».

4. Записать результаты в тетради для практических работ.

Практические задания

1. Охарактеризуйте основные подходы к оценке достижений учащихся.

2. Сформулируйте педагогические условия и критерии содержательной оценки учебной деятельности школьников.

3. Раскройте систему оценки результатов обучения в тестовой технологии, в технологии рейтинговой оценки.

4. Охарактеризуйте особенности использования кейс-технологий процессе проверки оценки достижений обучаемых.

5. Перечислить педагогические задачи, которые позволяет реализовать технология портфолио.

Контрольные вопросы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика поступков.
  2. Применение психодиагностических методик для изучения учащихся/студентов с целью выбора педагогом способа деятельности.
  3. Современные технологии оценки достижений учащихся.
  4. Реализация педагогическихзадач через использование технологии портфолио.

Тема 4. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса

Практическое занятие 4.1 (2 часа)

Тема: Сущность, основные характеристики взаимодействия педагога и семьи учащегося

Цель: углубление и систематизация знаний о педагогическом взаимодействии.

План:

1. Понятие педагогического взаимодействия.

2. Взаимодействие педагога и семьи в воспитании ребенка: задачи и принципы.

3. Содержание и формы совместной деятельности ПТУЗ и семьи. Методика проведения родительского собрания.

4. Формы взаимодействия педагогов и родителей.

5. Моделирование конкретных педагогических ситуаций, возникающих в системе «родители, учащийся, педагог».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.013 с.)