Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические сведения

Поиск

1. Рефлексия - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Рефлексия — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов рефлексии. Элементарная рефлексия заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид рефлексии присущ почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Рефлексия помогает нам учиться на своих ошибках. Научная рефлексия направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая рефлексия находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п.

Высшим видом рефлексии является философская рефлексии — размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.

Со времен Сократа рефлексия считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути дела, именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря рефлексии, вскрывающей и устраняющей человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным духовный прогресс человечества.

В настоящее время в педагогической и психологической науке активно изучается рефлексия. Её развитие необходимо начинать с первых шагов формирования профессиональных качеств, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все другие свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Педагогу недостаточно иметь знания по рефлексии и рефлексивные умения. Необходима именно рефлексивная компетентность как интегральная характеристика, позволяющая эффективно решать нетипичные задачи профессиональной деятельности.

2. Рефлексивная компетентность – интегративное качество личности будущего педагога, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение кооперативного, интеллектуального, коммуникативного и личностного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность студента эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Формирование адекватного реагирования на возникающие проблемные моменты в профессиональной деятельности требуют развития достаточного уровня рефлексивной компетентности (рефлексивная компетентность – интегративное качество личности будущего педагога, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение кооперативного, интеллектуального, коммуникативного и личностного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность студента эффективно осуществлять педагогическую деятельность). При этом важную функцию выполняют такие рефлексивные механизмы, как осмысление, переосмысление, преобразование. Конструктивное, творческое поведение в проблемной ситуации формируется за счет разворачивания рефлексии на интеллектуальном и личностном уровнях. Рефлексивная компетентность расширяет рамки возможных действий субъекта деятельности за счет творческого осмысления и преодоления критического момента, позволяя наиболее продуктивно и гармонично построить личностно-ситуационное взаимодействие.

Рефлексивные процессы присутствуют на каждом из этапов решения педагогической задачи, по-разному проявляя себя.

3. В рефлексивной позиции «эксперт по подаче информации» преподаватель делает предметом анализа свои планирующие действия, т.е. рефлексивные процессы его сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующий характер. Рефлексивную оценку своих проективных действий преподаватель делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями учащихся, возможностями их развития. Это позволяет ему совершать превращение сложного в простое, неинтересного в увлекательное, что является одним из важнейших профессиональных умений преподавателя.

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

3. Записать результаты в тетради для практических работ.

Практические задания

1. Раскройте смыл профессионального саморазвития педагога.

2. Сущность педагогической рефлексии.

3. Охарактеризуйте виды педагогической рефлексии.

4. Взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства педагога.

5. В чем состоит сложность рефлексивно-оценочной деятельности педагога?

 

Контрольные вопросы:

  1. Сущность и виды педагогической рефлексии в решении профессиональных задач.
  2. Технология рефлексивно-оценочной деятельности педагога.
  3. Критерии и показатели роста профессиональной компетентности педагога.
  4. Педагогический идеал и цели самообразования и самовоспитания педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.006 с.)