Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие теоретические сведения
Взаимодействие ПТУЗ и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие ПТУЗ и семьи- источник и важный механизм их развития. Жизнь учащегося состоит из двух важных сфер: ПТУЗ и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество ПТУЗ и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и ПТУЗ. Сотрудничество семьи и ПТУЗ становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так преподавателя жалуются на отсутствие интереса у родителей к жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в ученическом коллективе. В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в ПТУЗ показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со ПТУЗ и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, преподаватель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и ПТУЗ. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для учащегося в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания учащегося. Преподаватель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Преподаватель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов родителей со ПТУЗ, а также несогласованные действия ПТУЗ и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию учащегося. Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с учащимися преподавателю поможет опора на следующие нравственные нормы: · чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность; · активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь); · уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения; · повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности); · тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности); · терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни учащегося, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье учащегося, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Необходимость и важность взаимодействия ПТУЗ и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со ПТУЗ, поэтому главными задачами педагогов являются следующие: · обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи; · оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений учащегося зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в ПТУЗ и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе ПТУЗ и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и учащимся в конкретной ситуации. Теоретические основы взаимодействия семьи и ПТУЗ Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития учащегося. Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы: · Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса. · Организация совместного творчества преподавателей, учащихся и их родителей. · Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава. В работе используются типологии семье, учитывающие различия семейных структур: 1. по структуре власти в семье; 2. количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная); 3. наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская); 4. количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная). Взаимодействие ПТУЗ и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие ПТУЗ и семьи- источник и важный механизм их развития. Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге. Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон. Сотрудничество ПТУЗ и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: · Единым объектом (субъектом воспитания); · Общими целями и задачами воспитания учащихся; · Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; · Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия. Основой сотрудничества ПТУЗ и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания: 1. обеспечение качественного образования учащихся; 2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии; 3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; 4. подготовка школьников к школьной жизни; 5. формирование потребности в здоровом образе жизни. Для решения этих задач используются следующие средства: · организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем; · привлечение родителей к определению перспектив развития учащегося и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение; · участие родителей в анализе достижений учащегося, его трудностей и проблем; · поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей. Педагоги, руководство общеобразовательной ПТУЗ привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в ПТУЗ и классе, считая мнение родителей определяющим. Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха учащегося, проявляют заинтересованность в делах учащегося и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в ПТУЗ. В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в группе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года. В работе с родителями решаются следующие основные задачи: · формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании учащегося, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе ПТУЗ и класса; · формирования субъективной позиции родителей в работе ПТУЗ и класса, при проведении различных форм работы с семьей и учащимися; · формирование психолого-педагогической культуры родителей; · развитие отношений уважения и доверия между родителями и учащимися; · индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «преподаватель-родитель». Ход ра боты: 1. Ознакомиться с теоретическими сведениями. 2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания. 3. Записать результаты в тетради для практических работ. Практические задания 1. Основные воспитательные функции семьи. 2. Назовите условия успешного воспитания в семье. 3. Цель и задачи взаимодействия педагогов и семьи. 4. Средства, способствующие развитию взаимодействия ОУ и семьи. 5. Приведите примеры различных форм привлечения родителей к сотрудничеству со школой.
6. Сформулируйте правила педагогической этики общения с родителями. Контрольные вопросы:
Практическое занятие 4.2 (2 часа) Тема: Пути развития взаимодействия других субъектов образовательного процесса Цель: углубление и систематизация знаний о формах педагогическом взаимодействии других субъектов образовательного процесса. План: 1. Формы взаимодействия 2. Социально-педагогический комплекс ОУ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.026 с.) |