Краткие теоретические сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические сведения



1. Формирование и совершенствование социально- психологического климата в профессиональном училище – это постоянная практическая задача классных руководителей, мастеров, педагогов, психологической службы и администрации. Создание благоприятного климата требует понимания психологии учащихся, их эмоционального состояния, отношений друг с другом. Для того чтобы изучить социально- психологический климат в группе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

2. Характеристики благоприятного социально- психологического климата:

1. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися; отношения строятся на принципах сотрудничества, доброжелательности; учащимся нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка.

2. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

 3. В группе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

5. Успехи или неудачи отдельных учащихся вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:

1. В группе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело.

5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6. В группе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7. В трудных случаях группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

3. Что необходимо предпринять педагогическому коллективу, чтобы сосредоточить свои действия на решении основной цели — создании в учебном заведении благоприятного психологического климата? Во-первых, необходима система во взаимодействии всех педагогов, четко разграничивающая функции и ведущие направления деятельности каждого для достижения общего результата. Во-вторых, особое значение имеет гуманизация отношений в педагогическом и ученическом коллективе, строящаяся на принятых в учебном заведении принципах, соблюдении прав и обязанностей учащихся и педагогов. Это послужит основой создания благоприятного социально-психологического климата. Здесь важную роль играет социально-психологическая служба в лице социального педагога и педагога- психолога. В-третьих, непрерывное повышение психолого- педагогической культуры, профессиональной компетентности и мастерства педагогических кадров. Естественно, что воспитательная деятельность педколлектива ПУ должна реализовываться с постоянным учетом влияний социума, современной ситуации развития общества. Отметим, что эти усилия останутся безрезультатными, если в учебном заведении будет отсутствовать высокий уровень сопричастности каждого педагога к общему делу. Принципы воспитательного процесса — исходные, общие положения воспитательной деятельности коллектива учебного заведения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации процесса воспитания. Ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

 Требования, предъявляемые к принципам воспитательного процесса:

• обязательность (их нарушение снижает эффективность воспитательного процесса, подрывает его основы);

• комплексность (одновременное применение принципов на всех этапах воспитательного процесса);

• равнозначность (положения равнозначны, необходимо одинаковое внимание ко всем принципам).

К принципам воспитания учащихся профессиональной школы относят:

 1. Личностно - ориентированный подход Приоритетность личности, проектирование ее саморазвития (ценностные ориентации, жизненные и профессиональные планы, установки, мотивы деятельности и поведения).

2. Гуманизация воспитания Ориентация на общечеловеческие ценности. Гуманизация социокультурной среды. Демократизация воспитательного процесса. Свобода творчества. Обеспечение безопасности жизнедеятельности субъектов процесса воспитания (включает правовой аспект, формирование здорового образа жизни, взаимодействие с социумом и т.д.).

3. Связь воспитания с жизнью, трудом Формирование качеств, необходимых молодому специалисту на современном этапе развития общества (профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, коммуникативность, ответственность, профессионализм, социальная мобильность).

 4. Опора на положительное в воспитательном процессе

Настойчивый поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

• личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

• профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

 • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт учащихся, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Презентировать  кейс на одну из предложенных тем:

«Конструктивный педагогический конфликт»;

«Педагогическое моделирование различных образовательных сред»;

«Создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе»;

«Технологии организации компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании»;

«Коллективные и индивидуальные формы организации Итернет-коммуникации в образовании»;

«Особенности организации коммуникации в условиях дистанционного образования».

3. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

4. Записать результаты в тетради для практических работ.

Практические задания

1. Охарактеризуйте основные «климатические зоны» социально-психологического климата.

2. Дайте характеристику признакам благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата.

3. Сформулируйте условия, определяющие эффективность влияния педагога на социально-психологический климат в учебном коллективе.

4. Назовите способы формирования и поддержки благоприятного социально-психологического климата в группе.

Контрольные вопросы:

  1. Признаки благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата.
  2. Способы создания и поддержания благоприятного психологического климата в группе.
  3. Использование разныхсредств коммуникаций в целях создания благоприятной образовательной среды (е-mail, Интернет, телефон и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.01 с.)