Тема 1. Профессиональная задача 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Профессиональная задача



Тема 1. Профессиональная задача

Практическое занятие 1.1 (2 часа)

Тема: Деятельность педагога по осуществлению анализа и разрешения профессиональных задач в условиях модернизации образования

Цель: углубление и систематизация знаний о компетентной деятельности педагога по осуществлению анализа и разрешения профессиональных задач в условиях модернизации образования

План:

1. Профессиональная компетентность педагога.

2. Сущность и специфика профессиональной задачи.

3. Типы и виды профессиональных задач и их характеристка.

4. Преобразование ситуации в профессиональную задачу.

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

3. Записать результаты в тетради для практических работ.

План:

1. Компоненты процесса принятия решений в педагогической деятельности.

2. Алгоритмический или квазиалгоритмический способы решения задачи.

3. Эвристическая программа анализа ситуаций и решения задач.

4. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основеконкретных педагогических ситуаций.

Краткие теоретические сведения

1. Проблема классификации педагогических задач также является достаточно сложной. Выделяют учебные задачи, задачи как средство обучения, как путь достижения цели, как часть педагогического процесса и др. Опираясь на позицию И. А. Шакирова о характере личностных проявлений в педагогических ситуациях, можно выделить деятельностные, поведенческие задачи и задачи-отношения.

Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учащихся и преподавателя. Например, учащийся отрешенно смотрит в окно и не слышит вопроса преподаватель, обращенного к нему. В зависимости от того, к какому типу задач отнесет эту ситуацию преподаватель, он и будет выбирать способы ее решения. Если – к деятельностному, то будет стимулировать интерес учащегося к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения.

2. Процесс решения задачи состоит из следующих этапов:

1) анализ ситуации и характера затруднений;

2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться;

3) поиск путей и средств достижения поставленной цели;

4) анализ полученного результата;

5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи.

3. При решении педагогической задачи можно опираться на следующие алгоритмы:

Вариант 1. Алгоритм решения педагогической задачи

1.Выделите проблему(мы) из педагогической ситуации. (Примеры: асоциальное поведение, нарушение учебной дисциплины, низкая самооценка, подростковый кризис, конфликт отношений и т.п.)

2.Предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин.

3.Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы. Предложите варианты решения.

Вариант 2. Алгоритм анализа педагогической задачи

1. Характеристика педагогической системы.

Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.

Дайте оценку уровня развития педагогической системы.

Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

2. Выявление объектов и субъектов воспитания.

Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).

Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов.

Определите стили отношений, руководства, общения педагога.

Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.

Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.

Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.

Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.

Конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Вариант 3. Алгоритм решения педагогической задачи

1. Выдвижение гипотезы.

Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.

Прогнозирование их результативности.

Рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога.

Выбор методов педагогического воздействия.

Определение соответствующих методических приемов.

Выбор организационных форм.

Подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.

3. Детализация.

Продумывание оперативной структуры действий педагога.

4. Анализ предполагаемых результатов.

Характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

Вариант 4. Алгоритм анализа педагогической ситуации

1. Интерпретация педагогической ситуации, основанная на профессионально-понятийном аппарате.

2. Психологическое и педагогическое содержание действий педагога (родителя).

3. Психологическое содержание действий воспитанника (воспитанников).

4. Оптимальный вариант выхода из ситуации (решения педагогической задачи).

5. Разработка стратегии поддержки (тезисы).

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

3. Записать результаты в тетради для практических работ.

Практические задания

1. Охарактеризуйте действия преподавателя, необходимые для реализации функции управления педагогической системой в процессе решения задач.

2. Назовите основные модели педагогических решений.

3. Охарактеризуйте место и роль целеполагания в процессе принятия решений.

4. Раскройте психологическую структуру умения анализировать педагогическую ситуацию и схему постановки педагогической задачи.

5. Составьте две педагогические задачи, определите их тип и решите с использованием алгоритма.

 

Контрольные вопросы:

  1. Классификационные модели педагогических решений.
  2. Алгоритмический или квазиалгоритмический способы решения задачи.
  3. Эвристическая программа анализа ситуаций и решения задач.
  4. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основеконкретных педагогических ситуаций.

 

Практическое занятие 1.3 (2 часа)

Тема: Рефлексия процесса решения профессиональной задачи педагога как основной показатель роста профессиональной компетентности

Цель: углубление и систематизация знаний о педагогической рефлексии в решении профессиональных задач.

План:

1. Сущность и виды педагогической рефлексии в решении профессиональных задач.

2. Рефлексивная компетентность.

3. Технология рефлексивно-оценочной деятельности педагога.

Тема 1. Профессиональная задача

Практическое занятие 1.1 (2 часа)

Тема: Деятельность педагога по осуществлению анализа и разрешения профессиональных задач в условиях модернизации образования

Цель: углубление и систематизация знаний о компетентной деятельности педагога по осуществлению анализа и разрешения профессиональных задач в условиях модернизации образования

План:

1. Профессиональная компетентность педагога.

2. Сущность и специфика профессиональной задачи.

3. Типы и виды профессиональных задач и их характеристка.

4. Преобразование ситуации в профессиональную задачу.

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

3. Записать результаты в тетради для практических работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.013 с.)