Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к выполнению практической работы

Поиск

Ознакомьтесь с правилами работы с определителем.

Определительные таблицы семейств, родов и видов построены по принципу, принятому в большинстве ботанических определителей, в форме дихотомических таблиц. Этот принцип заключается в сравнении признаков, рассматриваемых альтернативно, т. е. взаимоисключающе. Каждая ступень таблицы содержит тезу (т. е. набор определенных признаков растения или целый комплекс характерных признаков) и антитезу (т. е. набор признаков противоположного значения). Тезы отмечаются в ступени слева порядковым номером, а антитезы — знаком «плюс». В конце тезы и антитезы стоят цифры, указывающие номер ступени, к которой следует перейти дальше, если признаки, указанные в тексте, соответствуют определяемому растению. Внимательно читая текст каждой ступени и сравнивая его с определяемым растением, постепенно подходят к названию определяемого семейства, а затем рода и вида. Рядом с порядковым номером некоторых ступеней в скобках поставлено число, показывающее номер предшествующей ступени, от которой сделана отсылка сюда (на данную ступень). Это необходимо для того, чтобы при ошибочном определении можно было идти обратным путем и найти ту ступень, в которой была допущена ошибка. Цифры, поставленные после названия семейства, обозначают страницу книги, к которой следует обратиться дальше, чтобы определить, к какому роду принадлежит наше растение.

Разнообразие одревесневших побегов у деревьев, кустарников.

Рассмотрите, изучите и схематично зарисуйте предложенные побеги древесных растений.

Заполните таблицу:

Вид растения Тип ветвления побега и его характеристика Тип почек, их характеристика Почкорасположение, его характеристика
       
       

 

Изучите морфологические признаки вегетативных органов цветковых растений.

Рассмотрите предложенные Вам гербарии цветковых растений. Изучите каждый вегетативный орган и определите его морфологические признаки, по которым можно определить его систематическое положение. Попробуйте установить видовую принадлежность растения с помощью определителя, учитывая только морфологические особенности вегетативных органов. Объясните, почему не всегда это возможно. Заполните таблицу:

 

    Вид растения КОРНЕВАЯ СИСТЕМА: виды корней, тип КС, видоизменения имеются (охарактеризовать) / отсутствуют ПОБЕГ: вид по длине, почко- или листорасположение, видоизменения имеются (охарактеризовать) / отсутствуют СТЕБЕЛЬ: форма на поперечном сечении, цвет, характер поверхности, видоизменения имеются (охарактеризовать) / отсутствуют ЛИСТ черешковый / сидячий прилистники (+ или -) форма листовой пластинки, край листовой пластинки, основание листовой пластинки, верхушка листовой пластинки видоизменения имеются (охарактеризовать) / отсутствуют
         
         

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Темы рефератов:

1. Понятие о ветвлении. Классификация и биологическое значение ветвления.

2. Эволюция формы тела высших растений как результат приспособления к жизни на суше.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Знать: определения основных понятий по теме, морфологические признаки вегетативных органов как результат адаптации к действию экологических факторов.

Уметь: сопоставлять морфологические особенности вегетативных органов цветковых растений с условиями их обитания.

Владеть навыками: сочетанного использования морфологического и экологического критериев в видовой диагностике лекарственного сырья.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

 

Выберите один правильный ответ


  1. Группа холодолюбивых организмов

1) криофилы

2) гигрофилы

3) термофилы

4) ксерофилы

  1. У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы

1) питания

2) дыхания

3) роста

4) цветения

  1. Экологически безопасный способ борьбы с сорняками

1) агротехнический (механический)

2) химический

3) применение радиоактивного излучения

4) применение огнеметов

  1. Транспирация – это

1) биологическое испарение воды растениями

2) всасывание воды и питательных веществ корнями растений

3) передвижение воды и питательных веществ в растениях

4) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза

  1. Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов

1) феромоны

2) фунгициды

3) фитонциды

4) детергенты

  1. Теплолюбивые растения – это

1) психрофилы

2) термофилы

3) эфемероиды

4) гигрофилы

  1.  Нехолодостойкие растения переносят температуру

1) от 0 до +3

2) от +3 до +8

3) от 0 и ниже

4) от+8 до +20

  1.  Льдоустойчивые растения переносят температуру

1) от 0 до +3

2) от +3 до +8

3) ниже 0

4) от +3 до +5


               Эталоны ответов: 1.1), 2.4), 3.1), 4.1), 5.3), 6.3), 7.2), 8.3).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Факторы среды, их влияние.

2. Экологические группы растений по отношению к свету.

3. Экологические группы растений по отношению температуре.

4. Экологические группы растений по отношению к воде.

5. Экологические группы растений по отношению к механическому и химическому составу почвы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Разделитесь на равные группы и определите каждая свою тему.

I группа – «Суходольный луг»

II группа – «Сосновый бор»

III группа – «Пресный водоем»

IV группа – «Прибрежная растительность»

V группа – «Болото»

VI группа -  «Ельник»

VII группа -  «Мелколиственный лес»

         

Тип занятия можно обозначить как виртуальный музей. Каждая группа должна подготовить и защитить свой проект не более чем на 10 минут. В случае превышения лимита времени, «экскурсия» прекращается.

     Задача каждой группы подготовить яркую и запоминающуюся презентацию-экскурсию по вашему музею. Например, первая группа готовит проект – музей многообразия адаптивных типов и экологических групп покрытосеменных растений «Широколиственный лес». Помните, что в каждом музее должна быть экспозиция. Подготовьте свои экспонаты. Тип экспонатов подбирается по Вашему усмотрению с учетом Ваших возможностей. Это может быть компьютерная презентация, распечатанные фотографии, какие-нибудь макеты ваших экспонатов, гербарные материалы и т.д.

     Помните, что главное правило любого экскурсовода – завладеть вниманием публики. Вспомните всё, что вам нравится или не нравится в музеях или экскурсоводах и покажите свой вариант идеальной экскурсии.

     У каждой группы экскурсоводов будет своя аудитория, например, иностранцы, начальная школа, студенты стоматологического факультета, работники ботанического сада, военные... Тип аудитории решит жребий перед выступлением. Экскурсоводы должны отлично ориентироваться в материале и завладеть вниманием аудитории любого типа. В свою очередь, задача аудитории (оставшихся групп) заключается в том, чтобы «вжиться» в выполняемую ими роль экскурсантов и задавать после экскурсии соответствующие вопросы.

 


ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Знать: определения основных понятий по теме, особенности экологических групп растений.

Уметь: применять свои теоретические знания на практике

Владеть: знаниями базовой программы по теме.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ     


1. Многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем  и ветвями

1) кустарники

2) кустарнички

3) деревья

4) травы

2.  Низкорослые многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами

1) деревья

2) кустарники

3) кустарнички

4) полукустарники

3. Многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы

1) деревья

2) кустарники

3) кустарнички

4) травы

4.  Растения с относительно короткоживущими надземными побегами

1) деревья

2) кустарники

3) кустарнички

4) травы

5. Однолетние, многолетние, двулетние жизненные формы растений встречаются у

1) деревьев

2) кустарников

3) кустарничков

4) трав

6.  Полынь и астрагал относятся к

1) полукустарникам

2) кустарникам

3) кустарничкам

4) травам


 

             Эталоны ответов: 1.3), 2.2), 3.3), 4.4), 5.4), 6.3).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Жизненные формы растений. Классификация.

2. Основные экологические понятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Разделитесь на три равные группы и определите каждая свою тему.

I группа – «Южная и Северная Америка»

IIгруппа – «Евразия»

IIIгруппа – «Африка»

     Тип занятия можно обозначить как виртуальный музей. Каждая группа должна подготовить и защитить свой проект не более чем на 20 минут.

     Задача каждой группы подготовить яркую и запоминающуюся презентацию-экскурсию по вашему музею. Например, первая группа готовит проект – музей многообразия форм и экологических групп растений Южной и Северной Америки. Помните, что в каждом музее должна быть экспозиция. Подготовьте свои экспонаты. Тип экспонатов не имеет значения. Это может быть компьютерная презентация, распечатанные фотографии либо какие-нибудь макеты ваших экспонатов.

     Помните, что главное правило любого экскурсовода – завладеть вниманием публики. Вспомните всё, что вам нравится или не нравится в музеях или экскурсоводах и покажите свой вариант идеальной экскурсии.

     У каждой группы будет своя аудитория  (иностранцы, начальная школа, студенты стоматологического факультета, работники ботанического сада, военные). Тип аудитории решит жребий. Вы должны отлично ориентироваться в материале и завладеть вниманием аудитории любого типа. В свою очередь задача аудитории – оставшихся двух групп – также «вжиться» в выполняемую ими роль.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Е. И. Барабанов, С. Г. Зайчикова. Ботаника. Учебник. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2013 г. - 592 с.

2. Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника: учебник / С. Г. Зайчикова, Е. И. Барабанов. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. — 288 с.: ил.

3. http://vmede.org/sait/?page=1&id=Biologiya_botanika_zai4ikova_2013&menu=Biologiya_botanika_zai4ikova_2013 – учебник в электронной форме

Дополнительная:

4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – СПб., Спец Лит, Издательство СПХФА, 2001

5. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – Москва, «Колос С», 2002

6. Долгачёва В.С., Алексахина Е.М. – М.:Academia, 2003. 416 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.008 с.)