Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль «анатомия и морфология↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БОТАНИКА
МОДУЛЬ «АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ» Методические указания к практическим занятиям для студентов, Обучающихся по специальности «Фармация»
Тверь, 2019 УДК 581.4 581.8 ББК 28.5
Авторы -составители: М.Б. Петрова, Е.А. Харитонова, М.А. Петровская, И.В.Стручкова, Н.В. Павлова, Л.А. Курбатова, Н.В. Костюк, Н.В.Исакова
Рецензенты: заведующая кафедрой управления и экономики фармации с курсами фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава РФ, д.м.н., профессор М.А.Демидова заведующая кафедрой гистологии, эмбриологии и цитологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава РФ, к.б.н., доцент В.Г.Шестакова
Утверждено Центральным координационным методическим советом Ф ГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
Ботаника. Модуль «Анатомия и морфология вегетативных органов»: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Фармация». Петрова М.Б., Харитонова Е.А., Петровская М.А. и соавт. [Электронный ресурс] / Тверской гос. мед. унив., [Тверь]: 2019 г.
Методические указания составлены коллективом кафедры биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России и предназначены в помощь студентам I курса, обучающимся по специальности «Фармация» при подготовке и выполнении практических занятий дисциплины «Ботаника ». Авторы-составители: зав. кафедрой, профессор, доктор биологических наук М.Б. Петрова, доцент, кандидат биологических наук Е.А. Харитонова, ассистент М.А. Петровская, старший преподаватель, кандидат биологических наук И.В.Стручкова, доцент, кандидат медицинских наук Н.В. Павлова, старший преподаватель, кандидат химических наук Л.А. Курбатова, доцент, кандидат биологических наук Н.В. Костюк, асситент Н.В.Исакова
СОДЕРЖАНИЕ
Разнообразие строения растительных клеток. Тургор и плазмолиз. 4 Продукты жизнедеятельности протопласта: клеточная стенка, кристаллические включения. 9 Продукты жизнедеятельности протопласта: запасные питательные вещества, клеточный сок. Пластиды.. 13 Общая характеристика тканей. Образовательные и покровные ткани. 16 Проводящие ткани и проводящие пучки. 20 Основные, механические и выделительные ткани. 27 Анатомическое строение корня. 31 Анатомическое строение и морфология листа. 31 Анатомическое строение стебля травянистых растений. 42 Анатомическое строение стебля древесных растений. 49 Анатомия видоизменений вегетативных органов. 53 Морфологические особенности осевых органов растений. 59 Экологические группы растений. 62 Жизненные формы растений. 64
Изучите правила работы с микроскопом Микроскоп установите против левого плеча в 5-10 см. от края стола. Справа оставьте место для оформления рисунков, записей, приготовления препаратов. Поставив микроскоп на малое увеличение (объектив х8), настройте освещение. Вращайте зеркало до полного освещения поля зрения. После этого местоположения микроскопа менять нельзя. Поместите препарат на предметный столик микроскопа, опустите тубус при помощи макровинта на расстояние около 1 см. до поверхности препарата. Глядя в окуляр, медленно поднимите объектив до получения чёткого изображения. При переходе к большому увеличению, поместите изучаемый объект точно в центр поля зрения. При работе с большим увеличением используйте микровинт. Для смены объективов слегка приподнимите тубус, затем вращением револьверной головки переведите объектив. Осторожно, наблюдая сбоку, опустите объектив к препарату, и, глядя в окуляр, плавно поднимите его до получения чёткого изображения. По завершении работы, переведите микроскоп на малое увеличение, снимите препарат с предметного столика, покройте микроскоп салфеткой.
ПРОДУКТЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТОПЛАСТА: ЗАПАСНЫЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КЛЕТОЧНЫЙ СОК. ПЛАСТИДЫ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Знать: определения основных понятий по теме, особенности жизнедеятельности клетки, типы и строения пластид. Уметь: подготовить микроскоп к работе; настроить микроскоп на заданное увеличение; найти на препарате структуры клетки. Владеть навыками: работы с микроскопом, изготовления временных препаратов, работы с постоянными препаратами.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Выберите один правильный ответ 1. Структурные компоненты растительной клетки 1) двойная клеточная стенка, содержащая гликоген 2) пластиды 3) цитостом 4) сократительные вакуоли 2. К эргастическим веществам клетки относятся 1) склереиды 2) трахеиды 3) включения 4) инициалии 3. Запасные питательные вещества растительной клетки 1) жиры 2) воск 3) терпены 4) стероиды 4. Хромопласты встречаются в плодах 1) рябины 2) яблони Ренет Симиренко 3) огурца обыкновенного 4) крыжовника 5. Одна из форм растительных клеток 1) перициклическая 2) паренхимная 3) астросклереидная 4) униполярная
Эталоны ответов: 1.2), 2.3), 3.1), 4.1), 5.2).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Знать: определения основных понятий по теме, особенности строения и функционирования образовательных и покровных тканей. Уметь: подготовить микроскоп к работе; настроить микроскоп на заданное увеличение; схематично отобразить в альбоме изучаемые структуры. Владеть навыками: микроскопирования; идентификации клеток образовательной и покровной ткани.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Выберите один правильный ответ 1. К покровным тканям относят 1) эпидерму, пробку 2) ксилему, флоэму 3) склеренхиму, колленхиму 4) камбий, мезофилл 2. Эпиблема обеспечивает 1) транспирацию 2) газообмен 3) всасывание раствора 4) рост в толщину 3. Покровный комплекс - корка у растений 1) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка 2) покрывает клубни, корневища и корни 3) находится между древесиной и лубом 4) покрывает нижнюю часть стволов деревьев 4. Образовательная ткань у растений находится 1) под корневым чехликом 2) на почках побегов 3) между древесиной и лубом 4) под корневым чехликом, на почках побегов, между древесиной и лубом 5. Апикальные меристемы располагаются 1) в основании междоузлий 2) на полюсах зародыша 3) по окружности основных органов 4) между флоэмой и ксилемой 6. Эпидерма образована 1) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщенные наружные стенки и устьица 2) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых пропитаны суберином 3) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым 4) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой цитоплазмой 7. Ткань, состоящая из клеток, плотно прилегающих друг к другу, имеющая устьица и чечевички 1) проводящая 2) покровная 3) механическая 4) выделительная 8. Эпидерма образуется из 1) протодермы конуса нарастания 2) камбия 3) пробки 4) флоэмы 9. Интеркалярные меристемы располагаются 1) в основании междоузлий 2) на полюсах зародыша 3) по окружности основных органов 4) между флоэмой и ксилемой 10. камбий - это 1) боковая меристема 2) верхушечная меристема 3) вставочная меристема 4) раневая меристема 11. Перидерма образована 1) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщенные наружные стенки и устьица 2) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых пропитаны суберином 3) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым 4) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой цитоплазмой
12. Камбий у растений 1) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка 2) покрывает клубни, корневища и корни 3) находится между древесиной и лубом 4) образует мякоть листа 13. Первичные меристемы образуются из 1) меристемы зародыша 2) камбия 3) пробки 4) эпидермы 14. Ткань, обеспечивающая защиту органов растений от неблагоприятных воздействий среды 1) проводящая 2) покровная 3) механическая 4) выделительная 15. функции устьиц 1) всасывание воды 2) поглощение органических веществ 3) газообмен, транспирация 4) выделение нектара 16. Эпидерма у растений 1) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка 2) покрывает клубни, корневища и корни 3) находится между древесиной и лубом 4) образует мякоть листа 17. к образовательным тканям относятся 1) ксилема и флоэма 2) губчатый и столбчатый мезофилл 3) верхушечная меристема и камбий 4) колленхима и склеренхима 18. зародыш семени образован меристемой 1) первичной 2) вторичной 3) боковой 4) вставочной 19. Феллема развивается из 1) эпидермы 2) феллогена 3) раневой меристемы 4) вставочной меристемы 20. Ткань растений, клетки которой способны к активному делению 1) покровная 2) основная 3) образовательная 4) механическая Эталоны ответов: 1.1), 2.3), 3.4), 4.4), 5.2), 6.1), 7.2), 8.1), 9.1), 10.1), 11.1), 12.3), 13.3), 14.2), 15.3), 16.1), 17.3), 18.1), 19.2), 20.3). КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Определение растительной ткани. 2. Особенности тканей растений. Понятие идиобластов. 3. Классификация тканей растений в зависимости от выполняемой функции. 4. Классификация тканей растений по времени функционирования. 5. Классификация тканей растений по составу клеточного материала. 6. Классификация тканей растений по форме клеток. 7. Классификация тканей растений по времени и особенностям образования. 8. Образовательные ткани: виды клеток, их характеристика. 9. Виды меристем в зависимости от расположения в растении. 10. Цитологическая характеристика меристем. 11. Рост клеток меристемы: особенности симпластического и интрузивного роста. 12. Покровные ткани: первичные, вторичные, третичные, их расположение в растении. 13. Эпидерма: происхождение, функции, типы клеток. 14. Собственно эпидермальные клетки, их характеристика, форма. 15. Устьичный аппарат: функции, клеточный состав, механизм действия, типы устьичных аппаратов. 16. Понятие и виды трихом. Кроющие трихомы: особенности, классификация, функции. 17. Ризодерма (эпиблема): характеристика, специфичность выполняемых функций. 18. Перидерма: виды клеток: феллоген (пробковый камбий), феллема (пробка), феллодерма. Особенности строения, расположение в теле растения, формирование. 19. Чечевички: строение, функции. 20. Корка (ритидом): особенности клеток и строения, расположение в организме растения, формирование. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Изучите и зарисуйте микропрепараты: а). Клетки эпидермиса листа герани (ок.7, об.40) Изучите постоянный препарат. Найдите разные клетки эпидермы: основные клетки, или собственно эпидермальные; замыкающие клетки устьиц; клетки простых кроющих и железистых волосков. Изучите строение устьица. Обратите внимание на неравномерность утолщения оболочки у замыкающей клетки: она более толстая на стороне, обращенной к межклетнику. Пользуясь микрометрическим винтом рассмотрите строение клеточной стенки. Найдите поры. При рассмотрении внутреннего содержимого клеток обратите внимание на пластиды, находящиеся в основных клетках эпидермы (лейкопласты), а также в замыкающих клетках устьиц (хлоропласты). Рассмотрите волоски. У кроющих волосков верхушка заостренная, а у железистых имеется головка. Зарисуйте фрагмент эпидермы при малом увеличении, сделайте обозначения: основные клетки, устьица, хлоропласты, простые волоски, железистые волоски. Эпидерма нижней стороны листа пеларгонии (Pelargonium): 1 - основные клетки эпидермы, 2 - замыкающие клетки устьица, 3 - устьичная щель, 4 - кроющий волосок, 5 - железистый волосок (трихома), 6 - околоволосковые клетки, 7 - побочные клетки. б) Конус нарастания стебля (ок.7, об.40) Изучите постоянный препарат конуса нарастания. На препарате хорошо видны плотно прилегающие друг к другу клетки с крупным ядром в центре. Обратите внимание на зачатки листьев по бокам. Зарисуйте фрагмент конуса нарастания на малом увеличении. Сделайте обозначения: зачатки листьев, конус нарастания. Отдельно крупно зарисуйте 2-3 клетки. Сделайте обозначения: ядро, цитоплазма, клеточная стенка.
Верхушечная меристема побега:1 - конус нарастания; 2 - зачатки листьев;3 - зачаток боковой почки.
А - продольный разрез; Б - конус нарастания (внешний вид и разрез); В - клетка первичной меристемы; Г - клетка из сформировавшегося листа. 1 - конус нарастания, 2 - первичный бугорок, 3 - вторичный бугорок (бугорок пазушной почки), 4 - примордии (зачаточные листьев). в) Поперечный разрез ветки бузины (ок.7, об.40) Рассмотрите постоянный препарат поперечного среза ветки бузины. При малом увеличении на поверхности стебля обычно видны полуразрушенные плоские клетки эпидермы, за ними следуют правильные радиальные ряды пробки. Протопласты клеток отмерли. Только во внутренних, более мелких клетках кое-где заметны ядра, еще не успевшие разрушиться. Под пробкой лежит слой плоских тонкостенных клеток с живым содержимым. Это вторичная меристема - феллоген (пробковый камбий). Внутрь от него находится слой хлорофиллоносной паренхимной ткани - феллодерма. Расположение ее клеток совпадает с лежащими над ней клетками феллогена, из которого она дифференцировалась. Только по расположению можно отличить клетки феллодермы от лежащей глубже основной ткани коры. Три рассмотренных слоя (пробка, пробковый камбий и феллодерма) вместе составляют перидерму. Обратите внимание на расположение клеток. Найдите чечевичку. Рассмотрите ее строение при малом увеличении. Она имеет двояковыпуклое очертание. Большая часть чечевички заполнена рыхло расположенными, имеющими большие межклетники, более или менее округлившимися клетками, которые чередуются с более плотными слоями клеток. Выполняющая чечевичку ткань образуется еще до появления сплошного слоя пробкового камбия в результате деления паренхимных клеток, лежащих под устьичным аппаратом. В наружной части этой ткани имеются трещины. Пробковый камбий под чечевичкой усиленно делится, на что указывают несколько слоев, им отложенных, но они не успевают дифференцироваться в постоянную ткань и на вид не отличаются от камбия. Зарисуйте перидерму при большом увеличении. Сделайте обозначения: фелемма, феллоген, феллодерма, эпидерма. Отдельно зарисуйте строение чечевички. Сделайте обозначения: феллоген, выполняющие клетки.
Перидерма (А), внешний вид чечевичек (Б), чечевичка на поперечном срезе ветки бузины (Sambucussibirica) (В): 1 - остатки эпидермы, 2 - пробка (феллема), 3 - феллоген (пробковый камбий), 4 - феллодерма, 5 - чечевичка, 6 - выполняющая ткань.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Основные ткани: особенности клеток, функции, классификация. 2. Ассимиляционная ткань, выполняемые функции, особенности строения. 3. Запасающие ткани, их роль, расположение, разновидности. 4. Водоносная ткань, функции, особенности строения, расположение. 5. Воздухоносная ткань (аэренхима), функции, особенности строения, расположение. 6. Передаточные клетки. 7. Механические ткани: особенности клеток, функции, расположение, классификация. 8. Колленхима, особенности строения, функции, расположение. 9. Склеренхима, особенности строения, функции, расположение. 10. Склереиды, их виды. 11. Выделительные (секреторные) ткани: особенности клеток, функции, расположение, классификация. 12. Наружные выделительные ткани, их виды. 13. Железистые волоски, эмергенцы, нектарники, гидатоды, пищеварительные железки, их характеристика. 14. Внутренние выделительные ткани, их виды. 15. Выделительные клетки, вместилища, млечники, смоляные ходы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Изучите гербарий На имеющемся гербарном материале рассмотрите строение листьев и черешков различных растений. Заполните таблицу «Морфология листа». Таблица Морфология листа
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Знать: определения основных понятий по теме, морфологические особенности строения почек, ос- новные типы ветвлений побега, типы корневых систем. Уметь: сопоставлять морфологические признаки вегетативных органов растения с его видовой при- надлежностью. Владеть навыками определения таксона покрытосеменного растения (класс, семейство, род, вид) по его морфологическим особенностям. ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ Выберите один правильный ответ 1. ЧАСТИ ТЕЛА РАСТЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ ПИТАНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ 1) генеративными 2) сифональными 3) вегетативными 4) сифонокладиальными 2. К ВЕГЕТАТИВНЫМ ОРГАНАМ ОТНОСЯТ 1) цветок, плод 2) корень, стебель, лист 3) лепестки и гинецей 4) чашелистики и андроцей 3. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАВНОГО КОРНЯ 1) корнеплод 2) корнеклубень 3) клубень 4) микориза 4. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ КОРНЕЙ 1) корнеплод 2) корнеклубень 3) клубень 4) микориза 5. КОРНИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ РАСТЕНИЯ НА ЗЫБКОМ ИЛИСТОМ ГРУНТЕ 1) контрактильные 2) воздушные 3) столбовидные 4) ходульные 6. КОРНИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ДЕРЕВУ РАЗРАСТИСЬ В СТОРОНЫ, ПОКРЫВАЯ БОЛЬШУЮ ПЛОЩАДЬ 1) столбовидные 2) ходульные 3) воздушные 4) контрактильные 7. БАКТЕРИАЛЬНЫЕ КЛУБЕНЬКИ НА КОРНЯХ БОБОВЫХ СПОСОБНЫ СЛУЖИТЬ В КАЧЕСТВЕ 1) органов, защищающих растение от бо- лезнетворных бактерий 2) дополнительного источника химически связанного азота 3) органов, увеличивающих ассимиляци- онную поверхность тела растения 4) органов вегетативного размножения растений 8. К ВИДОИЗМЕНЕНИЯМ КОРНЕЙ МОЖНО ОТНЕСТИ 1) корнеплод, корневые клубни, стебле- корневой тубероид 2) корни-зацепки, микоризы, луковицы 3) ходульные корни, воздушные корни, дыхательные корни, столоны 4) корневище, стеблекорневой тубероид 9. ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ В КАЖДОМ УЗЛЕ НАХОДИТСЯ ПО ОДНОМУ ЛИСТУ 1) спиральное (очередное) 2) мутовчатое 3) супротивное 4) многорядное 10. ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ В КАЖДОМ УЗЛЕ НАХОДИТСЯ БОЛЕЕ ДВУХ ЛИСТЬЕВ 1) спиральное (очередное) 2) мутовчатое 3) супротивное 4) многорядное 11. ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ В КАЖДОМ УЗЛЕ НАХОДИТСЯ ДВА ЛИСТА 1) спиральное (очередное) 2) мутовчатое 3) супротивное 41 4) многорядное 12. ТРОЙЧАТОСЛОЖНЫМ НАЗЫВАЕТСЯ ЛИСТ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ 1) трех листочков, прикрепляющихся к общему черешку в одной точке 2) трех листочков, прикрепляющихся к общему черешку в разных точках 3) листочков, прикрепляющихся группами по три к общему черешку в одной точке 4) листочков, прикрепляющихся группами по три к общему черешку в разных точ- ках 13. СЛОЖНЫЙ ЛИСТ, ЛИСТОЧКИ КОТОРОГО РАСХОДЯТСЯ РАДИАЛЬНО ОТ ОБЩЕГО ЧЕРЕШКА 1) непарноперистосложный 2) парноперистосложный 3) пальчатосложный 4) дваждыперистосложный 14. СЛОЖНЫЙ ЛИСТ, ЛИСТОЧКИ КОТОРОГО РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ РАХИСА 1) тройчатосложный 2) перистосложный 3) пальчатосложный 4) двудольчатосложный 15. НАЗВАНИЕ ЛИСТА, ЕСЛИ ГЛУБИНА НАДРЕЗА ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ МЕНЕЕ ЧЕМ ДО ПОЛОВИНЫ ШИРИНЫ ПОЛУПЛАСТИНКИ 1) лопастной 2) раздельный 3) рассеченный 4) выемчатый 16. НАЗВАНИЕ ЛИСТА, ЕСЛИ ГЛУБИНА НАДРЕЗА ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ ГЛУБЖЕ ПОЛОВИНЫ ШИРИНЫ ПОЛУПЛАСТИНКИ 1) лопастной 2) раздельный 3) рассеченный 4) выемчатый 17. НАЗВАНИЕ ЛИСТА, ЕСЛИ ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА РАСЧЛЕНЕНА ДО СРЕДНЕЙ ЖИЛКИ 1) лопастной 2) раздельный 3) рассеченный 4) выемчатый 18. СУПРОТИВНОЕ ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ – ЛИСТЬЯ РАСПОЛАГАЮТСЯ 1) по одному на каждый узел 2) по два на каждом узле и обычно перекрёстно-попарно 3) по три и более на каждом узле 4) в розетке 19. ПРОИСХОЖДЕНИЕ УСИКОВ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПРИКРЕПЛЕНИЯ РАСТЕНИЯ К ОПОРЕ 1) цветковое 2) листовое 3) генеративное 4) корневое 20. ВИДОИЗМЕНЕНИЕМ ЛИСТЬЕВ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ УСИКИ 1) винограда 2) гороха 3) чечевицы 4) вики Эталоны ответов: 1.3), 2.2), 3.1), 4.2), 5.4), 6.1), 7.2), 8.2), 9.1), 10.2), 11.3), 12.1), 13.3), 14.2), 15.1), 16.2), 17.3), 18.2), 19.2), 20.1). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Типы ветвлений побега. 2. Типы почек, их строение. 3. Типы побегов по: продолжительности жизни, отношению к субстрату, длине, расположению в пространстве. 4. Специализация и метаморфозы побегов. 5. Многообразие форм стебля. 6. Корневые системы, типы, характеристика. 7. Специализация и метаморфозы корней.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Выберите один правильный ответ
1) криофилы 2) гигрофилы 3) термофилы 4) ксерофилы
1) питания 2) дыхания 3) роста 4) цветения
1) агротехнический (механический) 2) химический 3) применение радиоактивного излучения 4) применение огнеметов
1) биологическое испарение воды растениями 2) всасывание воды и питательных веществ корнями растений 3) передвижение воды и питательных веществ в растениях 4) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза
1) феромоны 2) фунгициды 3) фитонциды 4) детергенты
1) психрофилы 2) термофилы 3) эфемероиды 4) гигрофилы
1) от 0 до +3 2) от +3 до +8 3) от 0 и ниже 4) от+8 до +20
1) от 0 до +3 2) от +3 до +8 3) ниже 0 4) от +3 до +5 Эталоны ответов: 1.1), 2.4), 3.1), 4.1), 5.3), 6.3), 7.2), 8.3).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Факторы среды, их влияние. 2. Экологические группы растений по отношению к свету. 3. Экологические группы растений по отношению температуре. 4. Экологические группы растений по отношению к воде. 5. Экологические группы растений по отношению к механическому и химическому составу почвы. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Разделитесь на равные группы и определите каждая свою тему. I группа – «Суходольный луг» II группа – «Сосновый бор» III группа – «Пресный водоем» IV группа – «Прибрежная растительность» V группа – «Болото» VI группа - «Ельник» VII группа - «Мелколиственный лес»
Тип занятия можно обозначить как виртуальный музей. Каждая группа должна подготовить и защитить свой проект не более чем на 10 минут. В случае превышения лимита времени, «экскурсия» прекращается. Задача каждой группы подготовить яркую и запоминающуюся презентацию-экскурсию по вашему музею. Например, первая группа готовит проект – музей многообразия адаптивных типов и экологических групп покрытосеменных растений «Широколиственный лес». Помните, что в каждом музее должна быть экспозиция. Подготовьте свои экспонаты. Тип экспонатов подбирается по Вашему усмотрению с учетом Ваших возможностей. Это может быть компьютерная презентация, распечатанные фотографии, какие-нибудь макеты ваших экспонатов, гербарные материалы и т.д. Помните, что главное правило любого экскурсовода – завладеть вниманием публики. Вспомните всё, что вам нравится или не нравится в музеях или экскурсоводах и покажите свой вариант идеальной экскурсии. У каждой группы экскурсоводов будет своя аудитория, например, иностранцы, начальная школа, студенты стоматологического факультета, работники ботанического сада, военные... Тип аудитории решит жребий перед выступлением. Экскурсоводы должны отлично ориентироваться в материале и завладеть вниманием аудитории любого типа. В свою очередь, задача аудитории (оставшихся групп) заключается в том, чтобы «вжиться» в выполняемую ими роль экскурсантов и задавать после экскурсии соответствующие вопросы.
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Знать: определения основных понятий по теме, особенности экологических групп растений. Уметь: применять свои теоретические знания на практике Владеть: знаниями базовой программы по теме. ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ Выберите один правильный ответ 1. Многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем и ветвями 1) кустарники 2) кустарнички 3) деревья 4) травы 2. Низкорослые многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами 1) деревья 2) кустарники 3) кустарнички 4) полукустарники 3. Многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы 1) деревья 2) кустарники 3) кустарнички 4) травы 4. Растения с относительно короткоживущими надземными побегами 1) деревья 2) кустарники 3) кустарнички 4) травы 5. Однолетние, многолетние, двулетние жизненные формы растений встречаются у 1) деревьев 2) кустарников 3) кустарничков 4) трав 6. Полынь и астрагал относятся к 1) полукустарникам 2) кустарникам 3) кустарничкам 4) травам
Эталоны ответов: 1.3), 2.2), 3.3), 4.4), 5.4), 6.3). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Жизненные формы растений. Классификация. 2. Основные экологические понятия. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Разделитесь на три равные группы и определите каждая свою тему. I группа – «Южная и Северная Америка» IIгруппа – «Евразия» IIIгруппа – «Африка» Тип занятия можно обозначить как виртуальный музей. Каждая группа должна подготовить и защитить свой проект не более чем на 20 минут. Задача каждой группы подготовить яркую и запоминающуюся презентацию-экскурсию по вашему музею. Например, первая группа готовит проект – музей многообразия форм и экологических групп растений Южной и Северной Америки. Помните, что в каждом музее должна быть экспозиция. Подготовьте свои экспонаты. Тип экспонатов не имеет значения. Это может быть компьютерная презентация, распечатанные фотографии либо какие-нибудь макеты ваших экспонатов. Помните, что главное правило любого экскурсовода – завладеть вниманием публики. Вспомните всё, что вам нравится или не нравится в музеях или экскурсоводах и покажите свой вариант идеальной экскурсии. У каждой группы будет своя аудитория (иностранцы, начальная школа, студенты стоматологического факультета, работники ботанического сада, военные). Тип аудитории решит жребий. Вы должны отлично ориентироваться в материале и завладеть вниманием аудитории любого типа. В свою очередь задача аудитории – оставшихся двух групп – также «вжиться» в выполняемую ими роль.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Е. И. Барабанов, С. Г. Зайчикова. Ботаника. Учебник. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2013 г. - 592 с. 2. Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника: учебник / С. Г. Зайчикова, Е. И. Барабанов. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. — 288 с.: ил. 3. http://vmede.org/sait/?page=1&id=Biologiya_botanika_zai4ikova_2013&menu=Biologiya_botanika_zai4ikova_2013 – учебник в электронной форме Дополнительная: 4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – СПб., Спец Лит, Издательство СПХФА, 2001 5. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – Москва, «Колос С», 2002 6. Долгачёва В.С., Алексахина Е.М. – М.:Academia, 2003. 416 с.
БОТАНИКА
МОДУЛЬ «АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ» Методические указания к практическим занятиям для студентов,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.013 с.) |