Изучите и зарисуйте микропрепараты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучите и зарисуйте микропрепараты



а) Крахмальные зёрна в эндосперме зерновки пшеницы (ок.7, об.40)

Рассмотрите постоянный микропрепарат. Рассмотрите крахмальные зерна двух типов: мелкие округлые и линзовидные. На более крупных зернах едва видна концентрическая слоистость.

Обратите внимание на алейроновый слой клеток, расположенный под семенной оболочкой и окрашенный в красновато-лиловый цвет. В клетках алейронового слоя отчетливо видны алейроновые зерна.

Зарисуйте клетку эндосперма и сделайте обозначения: клеточная оболочка, мелкие крахмальные зёрна, крупные, слоистые крахмальные зёрна, алейроновые клетки, алейроновый слой.

 

Запасные вещества в зерновке пшеницы (Triticum aestivum) на поперечном срезе:

1 - околоплодник, 2 - кожура семени, 3 - алейроновый слой, 4 - ядро, 5 - клетки эндосперма с крахмальными зернами, 6 - крахмальные зерна.

 

б) Крахмальные зёрна в клетках клубня картофеля (ок.7, об.40)

       С помощью лезвия сделайте соскоб с клубня картофеля и поместите его на предметное стекло в каплю воды. При этом из разрушенных клеток в воду переходят крахмальные зерна, в результате чего она мутнеет. Каплю накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. При большом увеличении хорошо видны овальные и яйцевидные зерна крахмала с эксцентрической слоистостью и центрами кристаллизации крахмала. Зарисуйте несколько различающихся между собой зерен. Приподнимите покровное стекло, капните на препарат каплю йода. Наблюдайте окрашивание зёрен в тёмно-синий цвет.

Зарисуйте клетку клубня картофеля, сделайте обозначения: простые, сложные и полусложные крахмальные зерна.

в) Крахмальные зёрна в клетках кукурузы (ок.7, об.40)

Разрежьте и извлеките кончиком иглы небольшие кусочки эндосперма кукурузы, перенесите их в каплю воды на предметное стекло, разрыхлите иглой, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат под микроскопом. Крахмальные зерна кукурузы простые, многогранные, со сглаженными углами. В центре их видна трещина, по форме напоминающая штрих, галочку или звездочку. Приподнимите покровное стекло, капните на препарат каплю йода. Наблюдайте окрашивание зёрен в тёмно-синий цвет.

Зарисуйте клетку эндосперма кукурузы, сделайте обозначения: простые и многогранные крахмальные зёрна.

Крахмальные зерна различных видов растений:

А - картофель (Solanum tuberosum); Б - пшеница (Triticum aestivum); В - овес (Avena sativa); Г – рис посевной (Oryza sativa); Д - кукуруза (Zea mays); Е - гречиха (Fagopyrum sagittatum).

1 - простое крахмальное зерно, 2 - сложное, 3 - полусложное.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

      Тема реферата:

1. Использование трофических включений человеком.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНЕЙ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Знать: определения основных понятий по теме, особенности строения и функционирования образовательных и покровных тканей.

Уметь: подготовить микроскоп к работе; настроить микроскоп на заданное увеличение; схематично отобразить в альбоме изучаемые структуры.

Владеть навыками: микроскопирования; идентификации клеток образовательной и покровной ткани.

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

 

Выберите один правильный ответ


1. К покровным тканям относят

1) эпидерму, пробку

2) ксилему, флоэму

3) склеренхиму, колленхиму

4) камбий, мезофилл

2. Эпиблема обеспечивает

1) транспирацию

2) газообмен

3) всасывание раствора

4) рост в толщину

3. Покровный комплекс - корка у растений

1) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка

2) покрывает клубни, корневища и корни

3) находится между древесиной и лубом

4) покрывает нижнюю часть стволов деревьев

4. Образовательная ткань у растений находится

1) под корневым чехликом

2) на почках побегов

3) между древесиной и лубом

4) под корневым чехликом, на почках побегов, между древесиной и лубом

5. Апикальные меристемы располагаются

1) в основании междоузлий

2) на полюсах зародыша

3) по окружности основных органов

4) между флоэмой и ксилемой

6. Эпидерма образована

1) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщенные наружные стенки и устьица

2) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых пропитаны суберином

3) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым

4) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой цитоплазмой

7.  Ткань, состоящая из клеток, плотно прилегающих друг к другу, имеющая устьица и чечевички

1) проводящая

2) покровная

3) механическая

4) выделительная

8.  Эпидерма образуется из

1) протодермы конуса нарастания

2) камбия

3) пробки

4) флоэмы

9. Интеркалярные меристемы располагаются

1) в основании междоузлий

2) на полюсах зародыша

3) по окружности основных органов

4) между флоэмой и ксилемой

10.   камбий - это

1) боковая меристема

2) верхушечная меристема

3) вставочная меристема

4) раневая меристема

11.  Перидерма образована

1) плотно сомкнутыми живыми клетками, имеющими утолщенные наружные стенки и устьица

2) плотно сомкнутыми мертвыми клетками, стенки которых пропитаны суберином

3) длинными клетками с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым

4) молодыми тонкостенными клетками с крупным ядром и густой цитоплазмой

 

12. Камбий у растений

1) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка

2) покрывает клубни, корневища и корни

3) находится между древесиной и лубом

4) образует мякоть листа

13. Первичные меристемы образуются из

1) меристемы зародыша

2) камбия

3) пробки

4) эпидермы

14. Ткань, обеспечивающая защиту органов растений от неблагоприятных воздействий среды

1) проводящая

2) покровная

3) механическая

4) выделительная

15. функции устьиц

1) всасывание воды

2) поглощение органических веществ

3) газообмен, транспирация

4) выделение нектара

16. Эпидерма у растений

1) покрывает листья, зеленые стебли и все части цветка

2) покрывает клубни, корневища и корни

3) находится между древесиной и лубом

4) образует мякоть листа

17. к образовательным тканям относятся

1) ксилема и флоэма

2) губчатый и столбчатый мезофилл

3) верхушечная меристема и камбий

4) колленхима и склеренхима

18. зародыш семени образован меристемой

1) первичной     

2) вторичной 

3) боковой 

4) вставочной 

19.  Феллема развивается из

1) эпидермы

2) феллогена

3) раневой меристемы

4) вставочной меристемы

20.  Ткань растений, клетки которой способны к активному делению

1) покровная

2) основная

3) образовательная

4) механическая


      Эталоны ответов: 1.1), 2.3), 3.4), 4.4), 5.2), 6.1), 7.2), 8.1), 9.1), 10.1), 11.1), 12.3), 13.3), 14.2), 15.3), 16.1), 17.3), 18.1), 19.2), 20.3).

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Определение растительной ткани.

2. Особенности тканей растений. Понятие идиобластов.

3. Классификация тканей растений в зависимости от выполняемой функции.

4. Классификация тканей растений по времени функционирования.

5. Классификация тканей растений по составу клеточного материала.

6. Классификация тканей растений по форме клеток.

7. Классификация тканей растений по времени и особенностям образования.

8. Образовательные ткани: виды клеток, их характеристика.

9. Виды меристем в зависимости от расположения в растении.

10. Цитологическая характеристика меристем.

11. Рост клеток меристемы: особенности симпластического и интрузивного роста.

12. Покровные ткани: первичные, вторичные, третичные, их расположение в растении.

13. Эпидерма: происхождение, функции, типы клеток.

14. Собственно эпидермальные клетки, их характеристика, форма.

15. Устьичный аппарат: функции, клеточный состав, механизм действия, типы устьичных аппаратов.

16. Понятие и виды трихом. Кроющие трихомы: особенности, классификация, функции.

17. Ризодерма (эпиблема): характеристика, специфичность выполняемых функций.

18. Перидерма: виды клеток: феллоген (пробковый камбий), феллема (пробка), феллодерма. Особенности строения, расположение в теле растения, формирование.

19. Чечевички: строение, функции.

20. Корка (ритидом): особенности клеток и строения, расположение в организме растения, формирование.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Изучите и зарисуйте микропрепараты:

      а). Клетки эпидермиса листа герани (ок.7, об.40)

Изучите постоянный препарат. Найдите разные клетки эпидермы: основные клетки, или собственно эпидермальные; замыкающие клетки устьиц; клетки простых кроющих и железистых волосков. Изучите строение устьица. Обратите внимание на неравномерность утолщения оболочки у замыкающей клетки: она более толстая на стороне, обращенной к межклетнику. Пользуясь микрометрическим винтом рассмотрите строение клеточной стенки. Найдите поры. При рассмотрении внутреннего содержимого клеток обратите внимание на пластиды, находящиеся в основных клетках эпидермы (лейкопласты), а также в замыкающих клетках устьиц (хлоропласты). Рассмотрите волоски. У кроющих волосков верхушка заостренная, а у железистых имеется головка.

Зарисуйте фрагмент эпидермы при малом увеличении, сделайте обозначения: основные клетки, устьица, хлоропласты, простые волоски, железистые волоски.

Эпидерма нижней стороны листа пеларгонии (Pelargonium): 1 - основные клетки эпидермы, 2 - замыкающие клетки устьица, 3 - устьичная щель, 4 - кроющий волосок, 5 - железистый волосок (трихома), 6 - околоволосковые клетки, 7 - побочные клетки.

       б) Конус нарастания стебля (ок.7, об.40)

       Изучите постоянный препарат конуса нарастания. На препарате хорошо видны плотно прилегающие друг к другу клетки с крупным ядром в центре. Обратите внимание на зачатки листьев по бокам.

Зарисуйте фрагмент конуса нарастания на малом увеличении. Сделайте обозначения: зачатки листьев, конус нарастания.

Отдельно крупно зарисуйте 2-3 клетки. Сделайте обозначения: ядро, цитоплазма, клеточная стенка.

Верхушечная меристема побега:1 - конус нарастания; 2 - зачатки листьев;3 - зачаток боковой почки.

А - продольный разрез; Б - конус нарастания (внешний вид и разрез); В - клетка первичной меристемы; Г - клетка из сформировавшегося листа.

1 - конус нарастания, 2 - первичный бугорок, 3 - вторичный бугорок (бугорок пазушной почки), 4 - примордии (зачаточные листьев).

     в) Поперечный разрез ветки бузины (ок.7, об.40)

Рассмотрите постоянный препарат поперечного среза ветки бузины. При малом увеличении на поверхности стебля обычно видны полуразрушенные плоские клетки эпидермы, за ними следуют правильные радиальные ряды пробки. Протопласты клеток отмерли. Только во внутренних, более мелких клетках кое-где заметны ядра, еще не успевшие разрушиться. Под пробкой лежит слой плоских тонкостенных клеток с живым содержимым. Это вторичная меристема - феллоген (пробковый камбий). Внутрь от него находится слой хлорофиллоносной паренхимной ткани - феллодерма. Расположение ее клеток совпадает с лежащими над ней клетками феллогена, из которого она дифференцировалась. Только по расположению можно отличить клетки феллодермы от лежащей глубже основной ткани коры. Три рассмотренных слоя (пробка, пробковый камбий и феллодерма) вместе составляют перидерму. Обратите внимание на расположение клеток. Найдите чечевичку. Рассмотрите ее строение при малом увеличении. Она имеет двояковыпуклое очертание. Большая часть чечевички заполнена рыхло расположенными, имеющими большие межклетники, более или менее округлившимися клетками, которые чередуются с более плотными слоями клеток. Выполняющая чечевичку ткань образуется еще до появления сплошного слоя пробкового камбия в результате деления паренхимных клеток, лежащих под устьичным аппаратом. В наружной части этой ткани имеются трещины. Пробковый камбий под чечевичкой усиленно делится, на что указывают несколько слоев, им отложенных, но они не успевают дифференцироваться в постоянную ткань и на вид не отличаются от камбия.

Зарисуйте перидерму при большом увеличении. Сделайте обозначения: фелемма, феллоген, феллодерма, эпидерма.

 Отдельно зарисуйте строение чечевички. Сделайте обозначения: феллоген, выполняющие клетки.

Перидерма (А), внешний вид чечевичек (Б), чечевичка на поперечном срезе ветки бузины (Sambucussibirica) (В):

1 - остатки эпидермы, 2 - пробка (феллема), 3 - феллоген (пробковый камбий), 4 - феллодерма, 5 - чечевичка, 6 - выполняющая ткань.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.038 с.)