Методика «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха»



Цель: выявление адекватности понимания обучающимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Возраст: 6,5–8 лет (1–2 классы).

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

Вопросы для беседы:

1. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?

При утвердительном ответе «Да» педагог задает вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?».

При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.

2. Какие задания ты любишь: трудные или легкие?

При ответе «У меня всегда получается» педагог прекращает опрос.

Критерии оценивания:

Ответы:

Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т. д.

«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.

«Везение» – просто не получилось, потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – ребенок ссылается на способности, везение;

С (средний уровень) – 2 балла – ребенок ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий;

В (высокий уровень) – 3 балла – ребенок ссылается на недостаточность усилий.

Методика «Лесенка»

Цель: исследование самооценки ребенка.

Оцениваемые УУД: самооценка, когнитивный компонент.

Возраст: 6,5–7 лет (1 класс).

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция:

– Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни: почему?

После ответа ребенка, его спрашивают:

1. Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть.

2. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама.

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала» Неадекватно завышенная само- оценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» Завышенная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже Адекватная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала» Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. В 1 классе неадекватно завышенная самооценка рассматривается как незначительное отклонение в развитии личности.

Самооценка детей 6–7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного и начального школьного возраста (1 класс) рассматривается как отклонение в развитии личности.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если у ребёнка заниженная самооценка;

С (средний уровень) – 2 балла – неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

В (высокий уровень) – 3 балла – адекватная самооценка.

Методика «Хороший ученик»

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 8–11 лет (2–4 классы).

Метод оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик»?

Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; даёт адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1 балл – называет только успеваемость;

2 балла – называет успеваемость и поведение;

3 балла – даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если ребёнок называет только успеваемость;

С (средний уровень) – 2 балла – если ребенок называет успеваемость и поведение, неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

В (высокий уровень) – 3 балла – если ребенок даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

Модификация методики определения самооценки
(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Цель: определение уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: когнитивный компонент самооценки.

Возраст: 10–11 лет (4 класс).

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция:

– Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках.

Укажите свое место на ступеньках всех лестниц:

Здоровье 1. Самые здоровые 2. Очень здоровые 3. Здоровые 4. Более или менее здоровые 5. Среднего здоровья 6. Более или менее больные 7. Больные 8. Очень больные 9. Самые больные Умственное развитие 1. Самые умные 2. Очень умные 3. Умные 4. Более, менее умные 5. Среднего ума 6. Более, менее неумные 7. Неумные 8. Глупые 9. Самые глупые
Характер 1. С прекрасным характером 2. С хорошим характером 3. С более или менее хорошим характером 4. С неплохим характером 5. С обычным характером 6. С неважным характером 7. С плохим характером 8. С очень плохим характером 9. С тяжелым характером Счастье 1. Чрезмерно счастливы 2. Очень счастливы 3. Счастливы 4. Более или менее счастливы 5. Не очень счастливы 6. Мало счастливы 7. Несчастливы 8. Очень несчастливы 9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опы-та – экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно, насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой; во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?» Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья – себя или окружающий мир; необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности:

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 3–6-й ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1–2-й ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7–9-й ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если у ребёнка заниженная самооценка (7–9-я ступенька лесенки);

С (средний уровень) – 2 балла – неадекватно завышенная или завышенная самооценка (1–2-я ступенька лесенки);

В (высокий уровень) – 3 балла – адекватная самооценка (3–6-я ступенька лесенки).

Методика исследования учебной мотивации школьников
(М. Р. Гинзбург)

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Возраст: 8–11 лет (2–4 классы).

Форма: опросник.

Инструкция для обучающихся:«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак +».

Анкета

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;                     c

б) мне нравится учиться;                         c

в) я чувствую себя взрослым;                 c

г) я люблю хорошие отметки;                c

д) хочу получить профессию;                 c

е) у меня хорошие друзья.                      c

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;                   c

б) хорошие оценки и похвала учителя;           c

в) общение с друзьями;                           c

г) ответы у доски;                                    c

д) познание нового и выполнение задания;     c

е) готовиться к жизни.                             c

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;              c

б) больше знать и уметь;                         c

в) мне покупали красивые вещи;            c

г) у меня было больше друзей;              c

д) меня любила и хвалила учительница; c

е) приносить пользу, когда вырасту.     c

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(-а);                    c

б) в дневнике стоит хорошая отметка;             c

в) учительница будет рада;                     c

г) дома меня похвалят;                            c

д) смогу побольше поиграть на улице;           c

е) я узнаю больше нового.                      c

Обработка результатов.

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (см. таблицу):

Вариант ответа

Количество баллов

Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 Вопрос № 4
а) 0 1 2 5
б) 5 2 5 2
в) 3 3 0 3
г) 2 0 1 0
д) 4 5 3 1
е) 1 4 4 4

Итоговый уровень мотивации определяется по количеству набранных баллов:

1-й уровень – 17–20 баллов – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

2-й уровень – 13–16 баллов – высокий уровень учебной мотивации;

3-й уровень – 9–12 баллов – нормальный (средний) уровень мотивации;

4-й уровень – 5–8 баллов – сниженный уровень учебной мотивации;

5-й уровень – 1–4 – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если мотивация по методике относится к 4-му или 5-му уровню (сниженный и низкий уровень мотивации);

С (средний уровень) – 2 балла – если мотивация по методике относится к 3-му уровню (нормальный уровень);

В (высокий уровень) – 3 балла – если мотивация по методике относится к 1-му и 2-му уровню (очень высокий и высокий уровень).

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
(заполняет учитель)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Респонденты: обучающиеся 1–4 классов.

Форма (ситуация оценивания): наблюдение учителя.

Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией: отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.

Критерии оценивания

Уровень Критерий оценки поведения Дополнительный диагностический признак
1. Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
2. Реакция на новизну Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории Оживляется, задает вопросы о новом факти-ческом материале, включается в выполне-ние задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет
3. Любопытство Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает
4. Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней:

1 – отсутствие интереса;

2 – реакция на новизну;

3 – любопытство;

4 – ситуативный учебный интерес;

5 – устойчивый учебно-познавательный интерес;

6 – обобщенный учебно-познавательный интерес.

1-й уровень может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса;

2-й и 3-й уровни – как низкий;

4-й уровень – удовлетворительный;

5-й уровень – как высокий;

6-й уровень – как очень высокий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 6614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.052 с.)