Банк психодиагностических методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банк психодиагностических методик



Методика «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха»

Цель: выявление адекватности понимания обучающимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Возраст: 6,5–8 лет (1–2 классы).

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

Вопросы для беседы:

1. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?

При утвердительном ответе «Да» педагог задает вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?».

При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.

2. Какие задания ты любишь: трудные или легкие?

При ответе «У меня всегда получается» педагог прекращает опрос.

Критерии оценивания:

Ответы:

Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т. д.

«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.

«Везение» – просто не получилось, потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – ребенок ссылается на способности, везение;

С (средний уровень) – 2 балла – ребенок ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий;

В (высокий уровень) – 3 балла – ребенок ссылается на недостаточность усилий.

Методика «Лесенка»

Цель: исследование самооценки ребенка.

Оцениваемые УУД: самооценка, когнитивный компонент.

Возраст: 6,5–7 лет (1 класс).

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция:

– Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни: почему?

После ответа ребенка, его спрашивают:

1. Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть.

2. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама.

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала» Неадекватно завышенная само- оценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» Завышенная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже Адекватная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала» Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. В 1 классе неадекватно завышенная самооценка рассматривается как незначительное отклонение в развитии личности.

Самооценка детей 6–7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного и начального школьного возраста (1 класс) рассматривается как отклонение в развитии личности.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если у ребёнка заниженная самооценка;

С (средний уровень) – 2 балла – неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

В (высокий уровень) – 3 балла – адекватная самооценка.

Методика «Хороший ученик»

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 8–11 лет (2–4 классы).

Метод оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик»?

Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; даёт адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1 балл – называет только успеваемость;

2 балла – называет успеваемость и поведение;

3 балла – даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если ребёнок называет только успеваемость;

С (средний уровень) – 2 балла – если ребенок называет успеваемость и поведение, неадекватно завышенная или завышенная самооценка;

В (высокий уровень) – 3 балла – если ребенок даёт характеристику по нескольким сферам, даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

Модификация методики определения самооценки
(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Цель: определение уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: когнитивный компонент самооценки.

Возраст: 10–11 лет (4 класс).

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция:

– Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках.

Укажите свое место на ступеньках всех лестниц:

Здоровье 1. Самые здоровые 2. Очень здоровые 3. Здоровые 4. Более или менее здоровые 5. Среднего здоровья 6. Более или менее больные 7. Больные 8. Очень больные 9. Самые больные Умственное развитие 1. Самые умные 2. Очень умные 3. Умные 4. Более, менее умные 5. Среднего ума 6. Более, менее неумные 7. Неумные 8. Глупые 9. Самые глупые
Характер 1. С прекрасным характером 2. С хорошим характером 3. С более или менее хорошим характером 4. С неплохим характером 5. С обычным характером 6. С неважным характером 7. С плохим характером 8. С очень плохим характером 9. С тяжелым характером Счастье 1. Чрезмерно счастливы 2. Очень счастливы 3. Счастливы 4. Более или менее счастливы 5. Не очень счастливы 6. Мало счастливы 7. Несчастливы 8. Очень несчастливы 9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опы-та – экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно, насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой; во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?» Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья – себя или окружающий мир; необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности:

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 3–6-й ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1–2-й ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7–9-й ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если у ребёнка заниженная самооценка (7–9-я ступенька лесенки);

С (средний уровень) – 2 балла – неадекватно завышенная или завышенная самооценка (1–2-я ступенька лесенки);

В (высокий уровень) – 3 балла – адекватная самооценка (3–6-я ступенька лесенки).

Методика исследования учебной мотивации школьников
(М. Р. Гинзбург)

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Возраст: 8–11 лет (2–4 классы).

Форма: опросник.

Инструкция для обучающихся:«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак +».

Анкета

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;                     c

б) мне нравится учиться;                         c

в) я чувствую себя взрослым;                 c

г) я люблю хорошие отметки;                c

д) хочу получить профессию;                 c

е) у меня хорошие друзья.                      c

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;                   c

б) хорошие оценки и похвала учителя;           c

в) общение с друзьями;                           c

г) ответы у доски;                                    c

д) познание нового и выполнение задания;     c

е) готовиться к жизни.                             c

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;              c

б) больше знать и уметь;                         c

в) мне покупали красивые вещи;            c

г) у меня было больше друзей;              c

д) меня любила и хвалила учительница; c

е) приносить пользу, когда вырасту.     c

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(-а);                    c

б) в дневнике стоит хорошая отметка;             c

в) учительница будет рада;                     c

г) дома меня похвалят;                            c

д) смогу побольше поиграть на улице;           c

е) я узнаю больше нового.                      c

Обработка результатов.

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (см. таблицу):

Вариант ответа

Количество баллов

Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 Вопрос № 4
а) 0 1 2 5
б) 5 2 5 2
в) 3 3 0 3
г) 2 0 1 0
д) 4 5 3 1
е) 1 4 4 4

Итоговый уровень мотивации определяется по количеству набранных баллов:

1-й уровень – 17–20 баллов – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

2-й уровень – 13–16 баллов – высокий уровень учебной мотивации;

3-й уровень – 9–12 баллов – нормальный (средний) уровень мотивации;

4-й уровень – 5–8 баллов – сниженный уровень учебной мотивации;

5-й уровень – 1–4 – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если мотивация по методике относится к 4-му или 5-му уровню (сниженный и низкий уровень мотивации);

С (средний уровень) – 2 балла – если мотивация по методике относится к 3-му уровню (нормальный уровень);

В (высокий уровень) – 3 балла – если мотивация по методике относится к 1-му и 2-му уровню (очень высокий и высокий уровень).

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
(заполняет учитель)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Респонденты: обучающиеся 1–4 классов.

Форма (ситуация оценивания): наблюдение учителя.

Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией: отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.

Критерии оценивания

Уровень Критерий оценки поведения Дополнительный диагностический признак
1. Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
2. Реакция на новизну Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории Оживляется, задает вопросы о новом факти-ческом материале, включается в выполне-ние задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет
3. Любопытство Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает
4. Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней:

1 – отсутствие интереса;

2 – реакция на новизну;

3 – любопытство;

4 – ситуативный учебный интерес;

5 – устойчивый учебно-познавательный интерес;

6 – обобщенный учебно-познавательный интерес.

1-й уровень может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса;

2-й и 3-й уровни – как низкий;

4-й уровень – удовлетворительный;

5-й уровень – как высокий;

6-й уровень – как очень высокий.

Феномены:

1. трудности выполнения задания 2 или еще хуже – невозможность выполнения после экспериментатора – явная патология зрительно-моторной координации.

2. феномен «первого кубика» – интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения.

3. все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого – замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого.

4. движения – следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности.

5. критические задания – это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации к более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования.

6. инверсия рисунка – испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; встречается чаще при психоорганике.

7. ротация – поворот рисунка на 90 градусов.

8. конфузии – изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе – при явно выраженной психоорганике.

9. игнорирование – этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета – вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы – вместо квадрата начинают кубики раскладывает в полоску.

Критерии оценки:

Н – низкий уровень – ребенок не понимает задание, выполняет более одной минуты;

С – средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью, затрачивает время до одной минуты;

В – высокий уровень – ребенок понимает инструкцию с первого предъявления, выполняет самостоятельно, затрачивает время до 30 секунд.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл;

С (средний уровень) – 2 балла;

В (высокий уровень) – 3 балла.

Оценка уровня сформированности логических операций
«классификация и обобщение»

Используемая методика: «Четвертый лишний?».

Стимульный материал: 4 карточкис картинками.

Учащимся предлагается серия предметных картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей ин-струкции:

– На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является «лишним». Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является «лишним». А теперь три оставшиеся картинки объедини по общему для них признаку.

Критерии оценивания:

Н – низкий (1 балл) – выполнил одно задание правильно;

С – средний (2 балла) – выполнил 2–3 задания правильно;

В – высокий (3 балла) – выполнил все 4 задания правильно.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – выполнил одно задание правильно;

С (средний уровень) – 2 балла – выполнил 2–3 задания правильно;

В (высокий уровень) – 3 балла – выполнил все 4 задания правильно.

Оценка уровня сформированности логической операции
«установление аналогий»

Используемая методика: «Установление парных аналогий».

Ребенку предлагается найти парные аналогии.

Стимульный материал:

1. Школа – ученик; больница – …

2. Задача – решение; вопрос – …

3. Часы – время; градусник – …

4. Луг – трава; лес – …

5. Рабочий – город; крестьянин – …

6. Море – вода; небо – …

7. Июль – лето; апрель – …

8. Охотник – ружьё; рыбак – …

9. День – обед; вечер – …

10. Дождь – сырость; жара – …

Критерии оценивания:

Н – низкий уровень – устанавливает 5 и менее аналогий;

С – средний уровень – устанавливает 6–8 аналогий;

В – высокий уровень – устанавливает 9–10 аналогий.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – устанавливает 5 и менее аналогий;

С (средний уровень) – 2 балла – устанавливает 6–8 аналогий;

В (высокий уровень) – 3 балла – устанавливает 9–10 аналогий.

Схема изучения социально-психологической адаптации
ребенка в школе (экспертная оценка учителя)

(Э. М. Александровская)

Цель: определение характера взаимоотношения с одноклассниками как компонента социально-психологической адаптации ребенка в школе.

Оцениваемые УУД: коммуникация как общение, а именно – умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Возраст: 6,5–11 лет (1–4 классы).

Форма (ситуация оценивания): наблюдение учителя.

В 1 классе методика Э. М. Александровской входит в обязательный диагностический минимум изучения адаптации первоклассников к школе (результаты по 5-й шкале используют для внесения в сводную таблицу мониторинга).

Критерии оценивания:

· продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

·умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

· взаимопомощь по ходу рисования;

· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1-й уровень – низкий уровень (1 балл) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2-й уровень – средний уровень (2 балла) – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3-й уровень – высокий уровень (3 балла) – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл;

С (средний уровень) – 2 балла;

В (высокий уровень) – 3 балла.

Методика «Совместная сортировка»
(Г. В. Бурменская)

Цель: оценивание уровня развития коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). 

Возраст: 7–11 лет (1–4 классы).

Описание задания: ученикам, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям. Инструкция: «перед вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(-ой) из вас будут принадлежать красные и желтые фишки,
а другому(-ой) – круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, то есть разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как вы разделили фишки и почему».

Материал: каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных, ромбовидных) и лист бумаги.

Показатели уровня выполнения задания:

1-й уровень – низкий уровень (1 балл) – задание не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением правила; дети не пытаются договориться, не могут прийти к согласию, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2-й уровень – средний уровень (2 балла) – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) не удается;

3-й уровень – высокий уровень (3 балла) – фишки разделены на четыре кучки: 1) общая (4 фишки), где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, красные и желтые круги и треугольники; 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек); 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек, дети контролируют действия друг друга.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл;

С (средний уровень) – 2 балла;

В (высокий уровень) – 3 балла.

Методика «Дорога к дому»
(модифицированное задание «Архитектор-строитель»)

Цель: оценивание уровня развития умений выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Возраст: 9–11 лет (3–4 классы).

Описание задания: двоих учеников усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 1), другому – карточка с ориентирами-точками (рис. 2). Первый ребенок диктует, второй – действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 3).  

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать по образцу. Но делать это мы будем под диктовку друг друга. Для этого один из вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой – карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй – следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, затем другой, потом вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать».

        Рис. 1                                         Рис. 2                                       Рис. 3

Показатели уровня выполнения задания:

1-й уровень – низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2-й уровень – средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3-й уровень – высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл;

С (средний уровень) – 2 балла;

В (высокий уровень) – 3 балла.

 

 

* Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом исследования особенностей развития познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. м.: Айрис-Пресс, 2005.

 

Банк психодиагностических методик

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант)
(Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5–7 лет (1 класс).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа.

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?

1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь себе, что мама тебе говорит: «Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год?» Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает, кто такой «хороший ученик». Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу. Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа «А» и школа «Б». В школе «А» такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе «Б» другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает… Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь: шоколадку, игрушку – или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника;

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1.  А – да. Б – не знаю, нет.

2.  А – называет школьные предметы, уроки. Б – перемены, игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.).

3.  А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода).

4.  А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях. Б – нет ответа или неадекватное объяснение.

5.  А – нет. Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда).

6.  А – школа «А». Б – школа «Б».

7.  А – вопросы о школе («учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу?» и пр.). Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?».

8.  А – выбор отметки. Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1.  п оложительное отношение к школе, чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2.  проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3.  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0 – отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

1 – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошколь-

ной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

2 – возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами;

3 – сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0-й уровень – обязательные вопросы 1, 3, 5 – Б. в целом преобладание ответов типа Б;

1-й уровень – обязательные вопросы 1, 3, 5 – А; 2, 6 – Б. В целом равенство или преобладание ответов А;

2-й уровень – обязательные вопросы 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают;

3-й уровень – обязательные вопросы 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) – 1 балл – если у ребёнка 0 или 1-й уровень;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.189 с.)