Комплекс упражнений, включающий разделы «Сценическое движение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс упражнений, включающий разделы «Сценическое движение»



И «Основы актёрского мастерства»

Цель: активация общего тонуса, актёрского самочувствия

Задачи: 1. Общий физический разогрев (тонус);
              2. Выявление и проработка физических (мышечных) зажимов;
              3. «Разогрев» актёрских чувств (актёрское, сценическое самочувствие);
              4. Вспоминаем работу в актёрском ансамбле (начальный этап, парные упражнения).

Участники могут вести «Дневник тренингов» – самостоятельные записи упражнений занятий и ответы к упражнениям – «Какие я испытал ощущения во время упражнения?», «Для чего я делал это упражнение?»

Упражнения (групповые):

1. Разогрев ушных раковин (аккупунктурный разогрев) – подёргать 15-20 раз ухо за мочку вверх-вниз, за верхний кончик, в стороны; активное растирание (до покраснения и тепла);

2.Общая физическая разминка – вращения, сгибания-разгибания (кисти, локти, плечи, шея, голова, корпус, бёдра, колени, ступни);

3. «Кулак» – постепенное дозированное напряжение отдельных групп мышц. Последовательность: кулаки, предплечья и локти, плечи, шея и торс, живот и таз, бёдра, колени и икры, стопы. Всё тело становится «сжатым кулаком». Напряжение длится насколько это возможно (2-3 минуты). Расслабление, встряхивание конечностей. Повторить 2-3 раза. Можно усложнять упражнение, напрягая только одну половину тела: верхняя половина – нижняя половина, правая половина – левая половина. Упражнение выполняется без задержек дыхания! Со временем необходимо научиться напрягать отдельные группы мышц, указанных педагогом.

4. Классическая «арка Лоуэна» (дзэн-буддисткие медитативные практики) – участники распределяются по аудитории, не мешая друг другу, ноги на ширине плеч, кулаки упираются в поясницу (только не в бока!), прогиб назад – тело создаёт дугу (голову не запрокидывать!). Стоять до появления напряженной дрожи в некоторых мышцах (2-3 минуты, можно «отвлекаться», детально вспоминая дорогу из дома в учреждение). Расслабиться, встряхнуться. Повторить 2-3 раза. Болезненность и дрожание выделяют проблемные, «зажатые» группы мышц.

5. «Электрический ток» – положение стоя, все мышцы расслаблены, начинаем мелко вибрировать (как будто по телу течёт слабый электрический ток). Последовательность: пальцы, кисти, руки до плеча, параллельно присоединяются ноги до бёдер, плечи и голова, бёдра и корпус, всё тело «бьёт электрическим током»! Продолжительность каждого подхода 4-6 минут. Расслабиться, встряхнуться. Повторить 2-3 раза. Упражнение выполняется без задержек дыхания!  После выполнения последнего подхода даётся команда «полностью расслабить все мышцы»! При точном понимании команды все участники должны «рухнуть» на пол в полном расслаблении (следить, не «отключаясь патологически», за партнёрами рядом, чтобы не травмироваться). Важно «отключить мозги»! Упавшие должны растечься по полу как медузы. Абсолютная релаксация.

6. «Гнев» – название упражнения не произносится педагогом вслух, чтобы не провоцировать наигрыш! Из положения лёжа (предыдущее упражнение), начать монотонно стучать ладонью (кулаком) по полу (следить за болевым порогом!), постепенно перейти в положение сидя на коленях (на корточках), продолжать стучать, при желании присоединить стук ногами, присоединить мотание головой в стороны («отрицание»), продолжать с нарастающей силой (следить за болевым порогом!). Можно добавлять слова: «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!». Максимальная амплитуда должна сопровождаться звуками и даже криками. Если участники не разогреты (зажаты), можно озвучить такой вариант выплёскивания негативной энергии. Важно «отключить мозги», снять общепринятое воспитание! Перерыв 5-7 минут.

Парные упражнения

(Пары формируются произвольно, однако желательно с учётом физических данных, пары в процессе тренинга могут меняться)

7. «Пластилиновый (глиняный) человек» – «пластилиновость» или «глиняность» определяют сами участники. Один партнёр пластилин (глина), другой скульптор. Положение «пластилина» сидя или лёжа (сгруппироваться, собраться в комок, в кучку). Скульптор вылепливает по своему усмотрению статую. «Пластилин» при этом тягучий, эластичный, но липкий и мягкий, «глина» – скользкая, эластичная, но достаточно упругая. После создания статуи «пластилиновые люди» постепенно расплавляются и растекаются под палящим солнцем, а «глиняные» высыхают, трескаются и рассыпаются. Повторить ещё раз, партнёры меняются местами.

8. «Приклеенный человек» – один из партнёров становиться ведущим, другой ведомым. Указательный палец ведущего приклеивается к какой-либо части тела ведомого (палец, кисть, локоть, плечо, лоб, пупок, для усложнения возможны – лопатка, поясница, колено и т.п.), и они «склеенные» начинают (медленно, чувствуя друг друга) двигаться в разном темпо-ритме и положениях по всей аудитории. Важно удерживать «склейку»! Повторить ещё раз, партнёры меняются местами.

9. «Зеркало» – партнёры встают лицом друг к другу (не мешая соседним парам!). Один (заранее договорившись «кто за кем») выполняет простые движения (не поворачиваться более чем на 90 градусов – партнёры должны хорошо видеть друг друга) – второй зеркально повторяет их. Повторить 3-4 раза, партнёры меняются местами.

10. «Сиамские близнецы» – партнёры в паре встают друг к другу спинами (плотно соприкасаясь, как сросшиеся сиамские близнецы) и закрывают глаза. Партнёры по очереди (заранее договорившись «кто за кем») определяют (угадывают) небольшие или средние по амплитуде движения партнёра. Повторить 3-4 раза. Разговаривать надо тихим голосом, не мешая остальным.

11. «Корабли и капитаны» – партнёры делятся на «капитана» (ведущий) и «корабль» (ведомый с завязанными, честно закрытыми глазами). Равномерно рассредоточиваются по аудитории (капитаны и корабли в разных концах комнаты). Задача «капитана» провести свой «корабль», не столкнув его с остальными «кораблями», в «порт назначения» – место в комнате, которое «капитану» на ухо сообщил педагог. «Капитану» разрешено давать следующие команды – «вперёд-назад, столько-то шагов», «повернуться налево, направо, на столько-то градусов», «стоп», «задний ход столько-то шагов». Упражнение выполняется всеми парами одновременно. Партнёры разговаривают обычным голосом, не мешая остальным. Повторить 2-3 раза, поменяться местами. Возможно усложнение – педагог становится «блуждающим айсбергом» – ходит по аудитории и мешает «кораблям».

 

РАБОТА С ОБРАЗОМ

Отработанное умение вживаться в разные роли даёт внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены – «Ведь это не я делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д.»

В этом упражнении предлагается попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом участники сами смогут расширить список подобных типажей.

- Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).

- Продавец с востока (цыганка).

- Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).

- Разозлённый начальник, устраивающий разнос.

- Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Задача участника – войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нём длительное время.

После того как один участник отыграл эти 5 спектаклей, партнёры-наблюдатели оценивают, насколько хорошо получилась каждая из ролей. Можно вместе подумать, что стоит изменить в игре, что добавить к тому или иному образу.

Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это – один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей? Очень просто. Раздобудьте видеозапись с выступлением оратора, который вам нравится, и стиль которого вы хотели бы перенять.

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности копируйте голос, интонации, речь. Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать. Это нормально. Но через некоторое время вдруг, как по щелчку, вы почувствуете, что ваше тело включилось в игру и стало двигаться, жестикулировать в манере вашей модели. Чтобы такой «щелчок» произошел, важно делать это упражнение не менее 15 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Подражая одному человеку, вы рискуете стать его «двойником». Возьмите лучшее от нескольких ораторов, переосмыслите всё это – и создайте свой уникальный стиль.

Хамелеон

Были ли вы когда-нибудь в ситуации: у вас масса людей, несколько ролей и вы не уверены кому, какую отдать? Вот способ, дающий возможность любому испытать себя, свои способности в подборе различных ролей – и возможность одновременно развлечься. Сделать столько копий пьесы, сколько в ней ролей. Напишите имя героя большими буквами на каждой копии. Теперь наугад раздайте роли и попросите начать чтение ролей, вне зависимости от того, какое имя написано сверху на копии. Не обращайте внимания, кому досталась роль: женщине или мужчине, старому или молодому. Пусть читают. Каждую минуту подавайте команду «Перемена!». При этом все передают копии налево, и участники начинают читать новые роли. Это не только стимулирует развитие характера (роли), но позволяет вам испытывать людей в ролях, которые при обычных обстоятельствах им не доступны. И каждый выигрывает.

Зеркало

Когда на сцене много актёров, возникает необходимость работы «командой»: выработка чувства общего ритма и темпа, взаимопомощи, воспроизводства слов, вызывающих в других чувства эмоции. Это то, что часто называют «химией». Некоторые театральные труппы владеют её секретом, другие – нет. Можно ли натренировать актёров в этом направлении?

Одно из упражнений, могущих нам помочь, называется «Зеркало». Разделите свою команду на пары. Пусть встанут лицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикой показывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется, накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действия лидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, если лидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съёмке, облегчая второму участнику возможность их повторения. Когда все пары достигнут определённого успеха, следует указание поменяться ролями. И лидерство переходит к другому.

Упражнение станет целесообразным тогда, когда лидерство будет переходить без команды извне, тогда, когда сами участники почувствуют, что цель упражнения достигнута, и они могут поменяться ролями. Это стимулирует распределение функций актёров в диалоге и даёт возможность сконцентрировать творческие усилия.

Игра на вмешательство

Лучший способ помочь людям улучшить их актёрские способности – заставить их почувствовать себя свободно во всевозможных импровизированных ситуациях. Актёры не всегда должны полагаться лишь на слова заранее написанного сценария, они должны импровизировать свои собственные строки. И когда они это делают, возникает высокая вероятность того, что их строки будут мотивированы их собственными реальными мыслями. И результатом станет воспроизводство естественно звучащих строк, что само по себе является ключом к актёрскому мастерству. Мы называем это «вести интеллектуальную игру».

Существует много разновидностей импровизаций, советуем вам попробовать следующий вариант.

Заставьте двух актёров (по желанию) вообразить себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди, в гостинице на регистрацию, в парке и т.п. Задайте им тему, и пусть начинают импровизировать. Попросите остальных членов труппы внимательно следить за актёрами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могут сказать – «Вмешиваюсь!». В этот момент двое играющих сценку должны замереть. Вмешивающийся либо становится дополнительным действующим лицом, либо замещает собой любого из актёров по выбору. Он либо начинает сцену заново, используя ту же тему, либо абсолютно изменяет её, ценность (и юмор) данного поступка заключается в приобретении способности приспосабливаться друг к другу и воспроизводить естественно звучащие строки. Побуждайте ваших актёров быть как можно более естественными.

 

АТМОСФЕРА

Контекст общения, общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, то, что возникает из эмоционального отношения к ситуации, к происходящему, к другим в целом. «Жизнь полна атмосфер, мы не живём в пустом пространстве» (М. Чехов). Атмосфера и субъективные чувства человека – явления самостоятельные: личное чувство может быть созвучно атмосфере либо чуждо ей.

Упражнения:

1. Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой. Представьте атмосферы:

- уюта,

- благоговения,

- одиночества,

-  радостного предчувствия.

2. Не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас, в вашем окружении.

3. Сделайте лёгкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте его до тех пор, пока ваша рука не будет пронизана атмосферой. Не играйте своим движением в атмосферу, не старайтесь чувствовать её. Представляйте её с возможной ясностью, когда она появится в вашем окружении, вы почувствуете её, пробудятся индивидуальные чувства.

4. Произнесите одно слово в гармонии с атмосферой. Произнесите короткую фразу. Добавьте к фразе простое движение.

5. Произнесите ту же короткую фразу, но в другой атмосфере. Какое движение вам хочется сделать сейчас? Какие образы и ощущения у вас возникают?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.027 с.)