Раздел III . Основы актёрского мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III . Основы актёрского мастерства



 

Актёрское мастерство развивает самые хорошие качества у детей. При правильном обучении, индивидуальном подходе к каждому ребёнку, отмечается положительное влияние занятий. Развивается внимание, память. Дети лучше общаются друг с другом, стараются проявлять активность, любознательность. Не иссекаемый поток фантазий, импровизаций, находит выход в игровых упражнениях. Самое главное с первых дней обучения постараться плавно, не отделяя их внутреннее ощущения и состояние, возможно, не навязчиво и совсем не заметно вводить детей в мир творчества. И, конечно, насколько сам педагог будет увлечён, искренен, настолько он получит результат своей работы. Дети очень чувствуют отношение к ним. Для них важно понимать, что их любят, ценят. Обязательно в течении урока надо похвалить, отметить каждого ученика, это вселяет в них уверенность. Очень часто приходят дети с большими проблемами речи, они как правило, стеснительны и зажаты. Важно не фиксировать на этом внимание всех учеников. А за каждое преодоление похвалить. В этом случае помогут и индивидуальные занятия. И совсем не важно, что в дальнейшем не все они будут актёрами. Главное чтобы они выросли людьми духовно богатыми, увлечёнными. И так мы начинаем первый урок, открываем первый занавес.

 

Занятий с Татьяной Головановой для начинающих

Занятие «Знакомство»

Мы знакомимся. Дети рассказывают о себе. Что интересует, какие ещё кружки посещают. Говорим о театре. Задаём вопросы. Дети охотно делятся впечатлениями о просмотренных спектаклях. В каких театрах они были. Что их удивило и поразило. Затем педагог рассказывает о театральной студии, в которой они будут заниматься, о спектаклях, в которых играют дети. И чтобы выйти на сцену, надо научиться её не бояться, обладать хорошей дикцией, уметь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом нам помогут занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Что такое актёрское мастерство? Это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности. Мы будем учиться быть очень внимательными, верить в предлагаемые обстоятельства, уметь импровизировать. Сначала попробуем себя в маленьких ролях и только после определённой учёбы будем делать свой спектакль.

А сейчас мы снова познакомимся. Скорее всего, мы не запомнили фамилии и имена. Это будет наше первое упражнение по актёрскому мастерству. Педагог предлагает назвать фамилию и имя. Следующему ученику повторить, добавить своё имя и фамилию, следующий ученик должен повторить предыдущие фамилии и добавить свои данные. Возможно, ученики не сразу справятся с этим заданием. Начинаем упражнение сначала. Последний ученик должен назвать всех и представить себя. Это простое упражнение тренирует память, мобилизует внимание. В дальнейшем задание усложняем, добавляем свой адрес, число и год рождения, но это надо делать постепенно в течение первого месяца занятий. Дети начинают обсуждать, кто как выполнил задание. Создадим тишину. Переходим к новому упражнению.

«Слушаем тишину»

Как у нас шумно. Давайте послушаем нашу комнату. Какие звуки мы услышим. Скрип стульев, шум лампы, шум воды в батареях. Дети начинают выполнять упражнение. Иногда они начинают придумывать звуки, но пусть это будет так. Главное – они начинают тренировать своё слуховое внимание. Это упражнение можно использовать, когда нужно создать в классе тишину, успокоить ребят. В дальнейшем задание изменяем. Слушаем звуки за окном, за дверью, на 1-ом, 2-ом, этажах…Можно просто слушать воздух. И дети слышат звуки, которыми он наполнен. Не забывать после каждого упражнения похвалить детей, и делать краткий разбор выполнения задания. Затем мы обращаем внимание на то, как мы сидим, как у нас поставлены стулья. Предлагаем ребятам построить полукруг из стульев. Он должен быть красивым и ровным.

«Строим полукруг»

С построения полукруга в дальнейшем будем начинать каждый урок. На первый взгляд задание кажется простым. Но оно очень хорошо концентрирует внимание детей. «Полукруг у нас получился правильным. Только очень было шумно». Предлагаем детям всё сделать тихо, не двигать стульями, не разговаривать друг с другом. Объяснить, что за кулисами, во время выступлений надо быть аккуратным, собранным, и мы будем этому учиться. Задача педагога на первом занятии обратить внимание на каждого ученика и похвалить его. В заключение урока дать домашнее задание. Понаблюдать, какое было утро, когда мы шли в школу, и что очень привлекло ваше внимание.

Занятие

Начинаем наше занятие с построения полукруга. Как правило, на втором занятии всё происходит очень шумно. Предлагаем послушать тишину и построить полукруг очень тихо. Слушаем тишину и попробуем одновременно всем встать и одновременно всем сесть, без команды педагога. На следующих занятиях задание усложняем. Круги из стульев, треугольники, сесть спиной к окну, стене. Но всё делать одновременно. Всем ученикам садиться и вставать, поднимать и ставить стулья, как один человек. Если это будет получаться, значит, мы достигли определённого внутреннего внимания. На следующих занятиях, выполняя упражнение со стульями, мы делаем всё одновременно и попробуем сосчитать, сколько педагог сделает хлопков ладонями и сколько по столу. Возможно, задание получится не сразу. Упражнение делаем постепенно, понадобиться много уроков, когда дети научатся концентрировать внимание. Первый месяц занятий можно только учиться строить полукруг и всем вместе вставать. Нет необходимости заставлять детей долго и нудно выполнять одно и то же задание. Нужно чувствовать настроение детей и уметь быстро переключать их внимание на другие темы занятий.

«Представить, если бы…»

Это упражнение дети всегда выполняют с удовольствием. Оно способствует развитию фантазии, импровизации, чувства веры. Педагог предлагает представить, что в руках у него не шапка, а например, котёнок, или ёжик, а сейчас это будет щенок. Предметы можно менять и задание также. Желательно заранее запастись реквизитом. В этом упражнении видно, насколько каждый из учеников может поверить в задание и его выполнить. От урока к уроку задания усложняются. Например, представим, что руки у нас в тесте. Вспомните ощущение теста на руках, очистите руки. А сейчас руки у нас в масле, пластилине, глине. Ученик не должен демонстрировать в показе, а вспомнить и поверить в предлагаемые обстоятельства.

Вспомнить ощущение вкуса разных фруктов, сладостей. Представим, что мы едим очень вкусный арбуз, нет – он оказался не спелым, а сейчас мы едим яблоко сладкое. Вспомните ощущение вкуса яблока. Молодцы! Нет! Яблоко кислое и горчит. Пока ученики выполняют упражнение, надо обратить внимание, насколько они верят в предлагаемые обстоятельства. Добиваться чувства веры. Верили, что в руках у них не шапка, а котёнок, чувствовали вкус арбуза и яблока. Чтобы ученики не демонстрировали задание, а верили, что это происходит сейчас в настоящее время и всё что они делают, правда. И конечно, с учениками необходимо говорить о театре, спектаклях. Я стараюсь не отделять актёрское мастерство от теории, по ходу объяснять для чего нужны данные упражнения. Например, говорим о том, что на сцене всё сделано руками художников, бутафоров. Но актёры играют так, что мы верим им, и всё что их окружает на сцене, – реквизит, декорации, бутафория – нам кажется настоящим. Действия на сцене может происходить зимой или летом, ночью или днём, но актёр должен уметь передать состояние времени. Вот эти упражнения и тренируют наше воображение, органы слуха, осязания, зрительное внимание. Детям первого года обучения теорию надо объяснять доходчиво и просто, приводить больше практических примеров.

Упражнение «Переходы»

Представим, что нам надо пройти через узкую трубу, чтобы достать котёнка, или через пропасть по узкой доске, или через болото по кочкам. Задание можно выполнять индивидуально или группой учеников. «Переходы» могут быть через воду, снег, песок, лес. Мы также повторяем упражнения предыдущего урока, меняя задачи. В заключение делимся своими наблюдениями домашнего задания.

Занятие

Строим полукруг. Повторяем упражнение «знакомство», добавляя номер дома, квартиры. Работаем с воображаемым предметом. Делаем «переходы». Беседуем с учениками, как они сейчас понимают, что такое актёрское мастерство и для чего мы выполняем все наши упражнения. И предлагаем новое задание на внимание.

«Зеркало»

Упражнение выполняют два человека. Один ученик смотрит в зеркало, другой – его отражение. Предлагаем сделать пред зеркалом какие-нибудь действия. Например, рассмотреть себя, ты сам себе очень нравишься, нет, недоволен своей внешностью. Задания на действие могут быть разными. Второй ученик (отражение) должен одновременно повторять действия первого ученика. В дальнейшем дети сами придумывают разные ситуации перед зеркалом. На первом этапе главное не торопиться, ученик перед зеркалом должен движения делать плавно, медленно. Когда будет впечатление, что ученик действительно находится перед зеркалом, упражнение сделано верно. «Зеркало» очень хорошо показывает способности учеников, способность к импровизации, фантазии. Дети не должны повторять друг друга, а придумывать свои предлагаемые обстоятельства.

Посмотрим на наш класс. Что у нас не так. Наведём порядок. Возможно, некрасиво лежат книги, мусор, обувь плохо стоит. Предлагаем детям внимательно посмотреть и навести порядок. Упражнение всегда выполняется шумно, дети иногда начинают поправлять и дублировать друг друга. Стоп! Мы продолжаем выполнять упражнение, но за стеной спит маленький ребёнок, и мы будем наводить порядок в классе очень тихо. Молодцы, а сейчас мы немного отдохнём. Вспомним наше домашнее задание. Кто желает поделиться своими наблюдениями? Занятие можно закончить любой творческой темой. Предложить почитать стихи.

 

 

Занятие

Строим полукруг, работаем со стульями, выполняем переходы, «зеркало», повторяем предыдущие упражнения. Предлагаем ученикам делать разбор некоторых заданий. Что, на их взгляд, получилось, а что не очень. Мы будем учиться излагать свои мысли, анализировать, правильно и тактично делать замечания. Подключаем зрительное внимание, наведём в классе порядок. И как всегда, дел хватает всем. Продолжаем упражнения на зрительное внимание.

Педагог кладёт на стул разные вещи. Книгу, ручки, ключи – всё, что посчитает нужным. Вызывает ученика, на счёт до пяти он должен запомнить положение предметов. Затем мы просим его отвернуться и меняем положение предметов. Задача ученика – всё вернуть в исходное положение. В какой-то момент можно не менять положение вещей, или просто немного повернуть стул. Вызывая нового ученика, положение вещей меняем.

«Мои наблюдения»

Мы вспоминаем, какое сегодня было утро, как выглядели деревья, какое было небо, что интересного они видели по дорогу в школу. Задача педагога направить ученика на такие наблюдения. В дальнейшем это будет хорошей творческой копилкой для начинающего артиста. Мы задаём домашнее задание. Наблюдаем за походками людей, как ходит толстый человек, худой, старый человек (запрет на больных людей), как мы едим, интересные наблюдения в школьной столовой. На следующем уроке дети будут делиться своими наблюдениями.

Занятие

Строим полукруг, повторяем упражнения на внимание, меняя темы задач. Большая часть урока будет посвящена наблюдениям.

Это первая самостоятельная работа учеников, выход на сценическую площадку, поэтому замечания педагога должны быть осторожными, желательно отметить вначале, что получилось, похвалить и лишь потом сказать о недостатках. Мы смотрим походки, наблюдения в столовой, на перемене. Дети принимают участие в обсуждении. Надо направлять детей к наблюдениям необычным, интересным, что привлекло их внимание.

Некоторые дети очень долго не могут перебороть страх работы перед аудиторией. Стараюсь их не торопить, пусть они посмотрят пока на своих товарищей. Иногда в течение учебного года они принимают участие только в коллективных упражнениях. Но потом случается чудо, и в индивидуальных показах они начинают поражать своим талантом. В течение всего года мы продолжаем наблюдать, дети очень любят наблюдения за животными.

Показать домашнего любимца – кошку, собачку, хомячка и т.д. – одно из любимых заданий моих учеников. Как кошка спит, как собачка просит есть, играет, как хомячок прячет еду, задания можно придумывать разные. К концу первого года из этих упражнений можно придумать номер «Цирк», где будут выступать дрессировщик со своими дрессированными животными. Наблюдения хорошо тренируют внимание, воображение. В показе ученик в действии  пытается создать характер, образ, играет и импровизирует.

Занятие

Строим полукруг. Слушаем тишину. Работаем со стульями. Выполняем переходы, упражнения на внимание. Переходим к новому разделу.

«Предлагаемые обстоятельства»

Задание состоит в том, чтобы развивалось чувство веры в предлагаемые обстоятельства, в умение делать правильную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попробуем его рассмотреть, сколько ему лет, какого он цвета, возможно, его уже перекрасили. А сейчас это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, постараемся поверить в новые предлагаемые обстоятельства. Желающие выполняют упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не можете их взять, за вами наблюдают. Стул заминирован – ваши действия. У кого-то стул превращается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул это трёхколёсный велосипед, вам три годика. Задача педагога добиваться верных оценок, учить действовать в самом простом задании. Вызываем ученика и просим его постоять перед ребятами. Остальным даём задание рассмотреть товарища, как он одет, какая у него причёска, какого цвета у него глаза. Конечно, после такого осмотра ученик кроме неловкости ничего испытывать не будет. А сейчас даём задание ученику рассмотреть книгу и потом её описать, все остальные продолжают рассматривать товарища.      

При правильном выполнении упражнения ученик уже не будет испытывать чувства неловкости. Он занят – у него задание  как можно больше узнать о книге. В каком году она была напечатана, кто автор, какого цвета она, много ли людей её читало. Таким образом, мы разъясняем, что на сценической площадке всегда надо искать, придумывать для себя действие и верить в то, что я делаю, подключая к этому творческому процессу своё внимание, фантазию, импровизацию. Всё, чему мы научились, выполняя предыдущие задания. На каждом уроке, темы заданий на предлагаемые обстоятельства меняем. Например, представим, что я заблудился в лесу, на вокзале, жду друга, замёрз, жду очереди в зубной кабинет. В дальнейшем эти упражнения будут первым этапом для перехода к этюдам, к выполнению сложных элементов актёрского мастерства.

Занятие

Строим полукруг. Хорошо, когда ученики начинают строить полукруг правильно без напоминания педагога, перед началом урока. Выполняем упражнения на внимание. Продолжаем задания «я в предлагаемых обстоятельствах». Переходим к разделу «работа с воображаемым предметом». Предлагаем ученикам совершить какие-то физические действия. Например, почистить картошку, отжать тряпку, принести ведро с водой, погладить бельё. Сколько мы приблизительно тратим силы на каждое действие.

В задании обращаем внимание на мышечное напряжение. На объём предмета. Для наглядности просим ученика перенести стул. Затем просим проделать это с воображаемым стулом. Ученик будет пытаться вспомнить, сколько сил он потратил на перенос стула, как он двигался. Объясняем, что эти упражнения тренируют наше правильное существование на сцене. Зритель должен верить нам. Например, что мы передвигаем на сцене тяжёлые камни, несём тяжёлые мешки, выполняем физические действия по событиям спектакля. Ученикам даём на дом подготовить задание на любое физическое действие.

С чего начать, как организовать детей, учить правильному существованию на сценической площадке. Темы занятий можно менять, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Учитывая темы, упражнения разрабатывает и подбирает педагог, включая в занятия сценическую речь, сценическое движение, уроки грима. Иногда полезно целый урок посвятить чтению стихов, поговорить об авторах. Заранее дать задание подготовить любимые стихи, затем будут басни, которые попробовать с ними разыграть, почитать маленькие сказки и тут же их сыграть этюдным методом. Идти от простого к сложному и быть вместе с детьми. Тогда можно надеяться на результат, который порадует учеников и зрителей.

 

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

(Этот материал можно отнести к категории конспектов. Составитель М. Корзун)

Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение. Психофизический тренинг является неотъемлемой частью каждого урока по мастерству актёра, даже если предстоит провести лекционное занятие.

Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим направлениям (темам):

1. Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры».

2. Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.

3. Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

4. Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Необходимо специально оговориться, что такое разбиение на темы имеет целью только обозначение направлений работы и является достаточно условным, так как большинство упражнений (кроме части разогревающих процедур) охватывает сразу несколько тем. Упражнения по мере их освоения, а также в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.

Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если мы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, мы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст нам возможности полностью сосредоточить своё внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актёрского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц нужно продолжать до тех пор, пока учащиеся не научатся по требованию педагога моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Но создание «контролёра» (способности механически находить и убирать излишнее напряжение) возможно только при длительной и кропотливой работе. На начальной стадии необходимо помочь учащимся научиться определять, где у них излишнее напряжение, убирать его, оставляя напряжения столько, сколько нужно для данной позы или действия.

Освободиться от зажимов учащимся помогают такие упражнения, как расслабление по счёту, напряжение – расслабление, перекат напряжения, упор, зажимы по кругу, «огонь – лёд», «ртуть», «растём», «потянулись – сломались», «пластилиновые куклы», «спагетти», «марионетки (подвески)».

Будущие актёры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чём-то (на объекте) и отключать всё мешающее, научиться по своей воле переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами – развить у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой.

Внимание, мышечная свобода, воображение, вера в предлагаемые обстоятельства – являются основой творческой импровизации. Внимание, воображение, оценку предлагаемых обстоятельств ещё называют элементами органического действия. Все они неразрывно связаны между собой. С утратой одного из них теряются и все остальные. Если внимание актёра рассеялось, то и воображение перестаёт работать. А как только замолкает воображение, становится невозможной и оценка предлагаемых обстоятельств. И наоборот, «зацепившись» за любой из элементов, мы вызываем и все остальные. Спросив себя, «а что если бы…», мы вызываем и внимание к предлагаемым обстоятельствам, и их оценку.

Внимание, сосредоточенное на каком-то сценическом предмете, непременно приводит к оценке этого предмета, его качеств, всего, что вы должны с ним сделать в данных условиях, которые вы тоже начинаете воспринимать и оценивать.

Развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут, например, такие упражнения: «слушаем тишину», «осёл», «вопрос – ответ», «десять секунд», «печатная машинка», «ДА и НЕТ не говорить», «эстафета», «переключение внимания».

Принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актёрскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих «чувства локтя». Упражнения по наработке коллективного «чувства локтя» у начинающих обучение актёрскому мастерству целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции. К этой группе упражнений относятся: «стулья», «японская машинка», «рулетка», «волшебная палочка», «руки-ноги», «ритмы», «оркестр», «передача позы», «бык и ковбой».

Воображение – особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия».

Воображение и фантазию развивают следующие упражнения: «скульптор и глина», «не очень реальный предмет», «рядом с художником».

«Играть роль» – значит предстать перед зрителем не самим собой, а кем-то другим. Такую игру и называют перевоплощением. Играющий актёр осуществляет действия, цель которых включает в себя цели изображаемого им на сцене лица, но не тождественна им. В этом и заключается своеобразие актёрской игры. Оставаясь собой, актёр должен стать другим. Не превратиться в другого, а перевоплотиться. В перевоплощении самая глубокая сущность актёрского искусства.

Один («Я») строит поведение, а другой («образ») его осуществляет. Но в актёрском искусстве осуществление никогда полностью не совпадает с планом поведения. План меняется в процессе его осуществления, хотя он всё же остаётся исполнением роли. Потому и неизвестно, где «Я» и где «образ». В этом и заключается чуть ли не главный секрет актёрского творчества: перевоплощение – это, в сущности, путь, направленный к нему, а не само перевоплощение. Актёр на спектакле каждый раз достигает его заново, и работа его над ролью есть, по сути дела, выработка определённого направления к конечной цели.

Выполняя цепь сценических задач и действуя таким образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра. В результате возникает взаимодействие, борьба. Актёр должен уметь общаться. Это не так просто. Для этого он должен научиться не только действовать, но и воспринимать действия партнёра, ставить себя в зависимость от партнёра, быть чутким, податливым и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнёра, подставлять себя под его воздействие и радоваться всякого рода неожиданностям, неизбежно возникающим при наличии настоящего общения.

В чём проявляется общение? Во взаимозависимости приспособлений. Сценическое общение налицо тогда, когда едва заметное изменение в интонации одного вызывает соответствующее изменение в интонации другого. При наличии общения реплики двух актёров музыкально между собой связаны: раз один сказал так, другой ответил непременно этак, и никак не иначе. То же самое относится и к мимике. Чуть заметное изменение в лице одного влечёт за собой ответное изменение в лице другого.

Искусственно, внешним путем, этой взаимозависимости сценических красок добиться невозможно. К этому можно прийти только изнутри, путём подлинного внимания и органического действия со стороны обоих. Если нарушена органика поведения хотя бы одним из партнёров, общения уже нет.

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия: «согласованные действия», «тень», «зеркало», «предмет по кругу»,  «фраза по кругу», «сиамские близнецы», «разговор через стекло».

Упражнения на бессловесное общение: «встреча», «бег в резинке», «машина».

Для актёра очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек владеет мимикой, хорошо выражает свои эмоции на лице, то и партнёру легче с ним общаться и зрителю легче понять сцену. Кроме комплекса упражнений на тренировку мимических мышц лица полезно в тренинг включить упражнение «Десять масок».

На сцене нужно действовать. Действие, активность – вот на чём зиждется драматическое искусство, искусство актёра. Само слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствовало слово аctio, то самое слово, корень которого – act –  перешёл и в наши слова: «активность», «актёр», «акт». Драма на сцене есть совершающееся у нас на глазах действие, а вышедший на сцену актёр становится действующим.

Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную), и его можно разложить на составные действия более мелкого объёма. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие (мобилизация).

Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании. Оценка – это момент, в течение которого нужно, образно говоря, «уложить в голову» нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить, что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.

С внешней, мышечной стороны оценка – это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность. Природа оценки родственна тому явлению, которое называют словом «удивляться». Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени оценки, то есть длительные, трудные оценки.

На первых порах проще овладеть оценкой в делах, требующих срочных, простых физических действий (выключить чайник, открыть, схватить, бежать, прятаться и т.д.)

 

Упражнения на оценку:

«Три дела одновременно»

Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону. Если получится, добиться того, чтобы все три дела были для учащегося достаточно важны (не отмахивается ни от одного), оценки возникнут сами.

«Пулемётная очередь оценок»

На любое слово партнёра, на любой предмет учащийся должен сделать ряд оценок с общим подтекстом «не может быть!», «неужели!».

В процессе выполнения различных упражнений тренинга педагог постоянно следит за тем, чтобы учащиеся не забывали об оценке.

Пристройка начинается немедленно после оценки – в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. Пристройка – это, в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия.

Прежде всего, пристройки могут быть разделены на две группы: пристройка для воздействия на неодушевленные предметы  и  пристройка для воздействия на партнёра.

Пристраиваясь к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах. Причём главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнёра.

Пристройки для воздействия на живого человека можно разделить на группы: «пристройки сверху», «пристройки снизу» и промежуточная группа пристроек – «наравне».

Пристройки «снизу» и «сверху» отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны. Мускульная мобилизация пристройки «сверху» противоположна мускульной мобилизации пристройки «снизу».

Пристраивающийся «снизу» тянется к партнёру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнёра, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнёра. В каждое мгновение он готов к ответу. Пристройку «сверху», наоборот, характеризует тенденция быть выше партнера, « выпрямить позвоночник». То есть «подняться» над партнёром.

Пристройка «наравне» характеризуется соответственно мышечным освобождением, или даже  – разболтанностью, небрежностью.

Пристройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они автоматически, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнёру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели.

При выборе упражнений следует добиваться реальной занятости внимания учащихся каким-либо делом, например:

«Вход в пристройке»

Учащийся должен войти в помещение, используя различные виды «входов».

«Царь горы»

Один из учащихся отвечает на все реплики партнёров в пристройке «сверху». Если другому учащемуся удаётся «скинуть его с горы», то он сам забирается на гору.

«Детские стихи»

Выберите несколько детских стихов (например, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского и т.д.) Учащиеся должны исполнить их от лица какого-либо персонажа с определённой пристройкой к слушателям.

Многие особенности пристроек (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела. Вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной – в отношении веса к силам человека. Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три веса: тяжёлый, лёгкий и с достоинством.

Во время выполнения упражнений тренинга перед учащимися ставится задача: изменить вес по схеме: что-то делали – вдруг произошло (увидели, услышали, заметили, поняли) что-то неожиданное – это оказалось большой неприятностью («потяжелели»), или большой радостью («полегчали»).

Мобилизация – это та или иная концентрация внимания человека на цели. Мобилизации предшествует «мобилизованность» – степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела,                      в частности, в подтянутости спины – позвоночника. Максимально и минимально «целеустремлённые» походки и их промежуточные стадии, заданные педагогом в процессе тренинга, помогут учащимся найти отличия в физическом выражении «сложной мобилизации» от «простой».

Такие характеристики действия, как темп и ритм (темпо-ритм) отрабатываются в упражнениях   «повторяй за мной», «ритм – ритм», «пять скоростей» и др.

Творческий процесс экспериментален на всём его протяжении. И на каждом этапе – это не столько следование уже имеющимся планам и намерениям, сколько естественно складывающееся отступление от них, их пересмотр. Приспособления (внешняя форма выявления, актёрские краски) не должны готовиться заранее, а должны возникать непроизвольно, импровизироваться в процессе сценического общения. Это большая и сложная тема, которая осваивается учащимися в процессе работы над этюдами, а затем и над ролью. В психофизический тренинг можно ввести простейшие упражнения на импровизацию, такие как «импровизация со словами», «правда – неправда», «спортивный экспромт».

Органическое действие актёра подчинено законам жизненного действия. Без познания законов жизненного действия (это одна из задач психофизического тренинга) невозможно освоить сценическое действие. В рамках психофизического тренинга педагог по мастерству актёра, решая задачи, определённые изучаемой темой (например, психологический жест), выбирает упражнения и наполняет их содержанием с учётом индивидуальных способностей учащихся, степени освоения учащимися предыдущих тем и своего видения той стадии, на которой учащиеся находятся в данный момент на пути к конечному результату.

Упражнения для психофизического тренинга

«Осёл»  «Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя. Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок – указание на игрока – название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное «включение» в игру, ошибка в имени приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника»

«Печатная машинка»  Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достаётся несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише – это  хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка – общими  двумя хлопками.

«Японская машинка» Группа рассаживается в полукруг. Учащиеся рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается номер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задаёт темп. Темп отбивается всеми учащимися группы следующим образом: на счёт «раз» – удар ладонями обеих рук по коленям, на счёт «два» – щелчок пальцами правой руки, на счёт «три» – щелчок пальцами левой руки и т.д. Одновременно со щелчком правой руки ведущий начинает игру, произнося свой номер «Ноль». На щелчок левой руки он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. Например: «Ноль – два». Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом учащиеся, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать своё приглашение взглядом.

Учащийся, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продолжает игру. Ошибками считаются: 1) сбой темпа;                     2) неправильное называние своего номера; 3) неправильное называние номера партнёра,            4) приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); 5) приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.098 с.)