Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действенный анализ текста. подтекст.
Пример внутреннего монолога исполнителя стихотворного или прозаического произведения, по стилю и структуре максимально приближенный к внутренней речи. И.А. Крылов «Ворона и лисица» Тут есть две линии. Первая – рассказ: вы сообщаете, что «вороне где-то бог послал кусочек сыру». Вторая линия – вы изображаете лису, даёте тон лисы. Первое, с чего надо начать, – это учиться рассказывать. Итак, вы взяли басню «Ворона и лисица». Когда вы начали говорить: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…» – у вас должно быть в плане следующее: и вот на эту тему я сейчас расскажу анекдот. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру. На ель Ворона взгромоздясь…» – вот вы начали рассказывать, и это ваша первая задача. Вторая – изображать лису. Эта задача – уже более актёрская. Сначала найдём настоящее внутреннее содержание лисы. Представьте себе, что вам надо обморочить кого-то до такой степени, чтобы он забылся, «разинул рот» и выронил то, что вам нужно. Или вы говорите с пожилой дамой, от которой что-то зависит, с которой вы хотите что-то сорвать. Как бы вы себя вели? И.А. Крылов «Кот и повар» И здесь надо искать самочувствие рассказчика какого-то анекдота. Это вам даст настроение заведомо забавное: «Я вас сейчас позабавлю рассказом. Не знаю, будете смеяться или нет, но вот такое происшествие, послушайте…». Рассказывая, вы должны подчеркнуть: «Какой-то повар, грамотей (запоминайте, что он был грамотеем!)… с поварни побежал своей в кабак…». И потом, когда начнёте изображать повара, не забывайте, что он пришёл из кабака, стало быть, вероятно, хрипит. Кроме того, надо найти ответ на вопрос: как повар – грамотей читает нравоучение… коту.Вы уясняете для себя, что такое грамотей, что такое немного подвыпил, что это такое – читать нравоучение. Дошли до слов: «А Васька слушает да ест», – тут непременно нужен какой-то полутон. От непрерывного полного тона рассказа перейти на полутон. Можно в этой фразе «А Васька слушает да ест» сыграть рассказчика, который сам от этой фразы хохочет. Только рассказчик и повар обязательно должны быть разные по тону – этого не упускайте. М.Ю. Лермонтов «На смерть поэта» Зажить всей страшной скорбью поэта Лермонтова от смерти поэта Пушкина – это очень большая задача. Вы не сможете быть Лермонтовым – дать лермонтовский голос и лермонтовский темперамент. Вам надо найти в себе, ощутить, как бы вы заговорили, если бы вас сильно захватило аналогичное чувство, но более близкое вам. Допустим, у вас есть друг – как бы вы отозвались, если бы его затравили и убили? Вот что важно почувствовать для того, чтобы развить внутреннюю технику речи, отразить внутренние переживания.
Раздел II. Сценическое движение ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ И МИМИКА Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает её от речи письменной.Жест чаще всего появляется в такие моменты речи, когда говорящий эмоционально выделяет слово или оборот. Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намёка, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств. Речевые жесты отличаются от жестов действия: протянул руку к лежащему на столе яблоку; вскинул локоть, защищаясь от удара, – в этих и подобных им жестах не содержится никакого сообщения, то есть, они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно. Для наиболее распространённых, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения: РАЗВЕЛ РУКАМИ в знак удивления; ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ («не знаю») ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ (знак отрицания) ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА (от изумления) и т.д. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета: - Малюсенький такой пузырек, – жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька. - Вот такой арбузище купил вчера, килограммов на 10! – при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое. - Там течение! Вот так все крутится! – круговое движение кистью, согнутой в локте руки (обычно в горизонтальной плоскости). Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия:
- Они вот так друг с другом (во вражде), – произнося эту фразу, говорящий ударяет друг об друга плотно сжатые кулаки. Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями: Жест предельности или категоричности – сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ и др.: НЕ БУДУ Я ЭТОГО ДЕЛАТЬ! – жест приходится как раз на «отрицательную» часть высказывания, она выделяется логическим ударением.
Жест объединения: плавное горизонтальное движение рукой от себя: ВСЕМ-ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ РАЗДАЙ ЭТОТ ЛИСТОК.
Жест отчуждения, неприятия чего-либо: рука резко движется от груди в сторону: НЕ НУЖНО МНЕ ЛЕКАРСТВА!
Жест неопределённости: возвратно-вращательное движение кистью руки с разведенными пальцами: ТАК, КОЕ-ЧТО НАЦАРАПАЛ… Это – более или менее общепринятые изобразительные жесты. Но в процессе речи могут возникать такие движения рук, которые обусловлены только данным высказыванием, связаны с конкретной ситуацией. Такие жесты либо уточняют сказанное, либо подкрепляют созданный словесными средствами образ.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ – указывают на предмет и тем самым часто заменяют собой имя предмета, описание его свойств, положения в пространстве и т.п. Указательные жесты широко используются в устной речи. Обычно они сопровождаются местоимениями и указательными словами ВОТ, ЭТОТ, ТОТ, ТУДА и др. Указательные жесты делают и головой. Например, однократное движение головой снизу вверх (вариант: снизу вверх в сторону) и возврат в обычное положение означает указание на то, что находится рядом с говорящими, у них на виду: - Вот этот стол придётся убрать.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ очень разнообразны. - При удивлении разводят руками. - В случае предвкушения чего-либо приятного – потирают ладонями друг о дружку. - Изумление или сомнение выражают поднятием плеч. - При обращении к собеседнику с настойчивым вопросом часто подчёркивают настойчивость вопроса жестом: ладонь полусогнутой в локте руки обращена вверх и к собеседнику (на уровне груди). Особую и очень важную роль в системе средств общения играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, принятые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом. Жест – дополнительное, а не основное средство общения. Понять человека, который говорит не жестикулируя, можно, хотя при этом надо будет преодолевать некоторое ощущение неестественности, которое возникает в его речи. Тем не менее жест – важный компонент речевого акта: он сообщает речи динамизм, усиливая главное и отсекая само собой разумеющееся, придаёт ей естественность с точки зрения принятых в данном обществе традиций человеческого общения. Мимика должна быть в тесной взаимосвязи с жестами, а значит, «живой», изменяющейся в процессе речи, во взаимодействии с аудиторией.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.007 с.) |