Действенный анализ текста.  подтекст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действенный анализ текста.  подтекст.



Пример внутреннего монолога исполнителя стихотворного или прозаического произведения, по стилю и структуре максимально приближенный к внутренней речи.

И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Тут есть две линии. Первая – рассказ: вы сообщаете, что «вороне где-то бог послал кусочек сыру». Вторая линия – вы изображаете лису, даёте тон лисы. Первое, с чего надо начать, – это учиться рассказывать. Итак, вы взяли басню «Ворона и лисица». Когда вы начали говорить: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…» – у вас должно быть в плане следующее: и вот на эту тему я сейчас расскажу анекдот.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру. На ель Ворона взгромоздясь…» – вот вы начали рассказывать, и это ваша первая задача. Вторая – изображать лису. Эта задача – уже более актёрская. Сначала найдём настоящее внутреннее содержание лисы. Представьте себе, что вам надо обморочить кого-то до такой степени, чтобы он забылся, «разинул рот» и выронил то, что вам нужно. Или вы говорите с пожилой дамой, от которой что-то зависит, с которой вы хотите что-то сорвать. Как бы вы себя вели?

И.А. Крылов «Кот и повар»

И здесь надо искать самочувствие рассказчика какого-то анекдота. Это вам даст настроение заведомо забавное: «Я вас сейчас позабавлю рассказом. Не знаю, будете смеяться или нет, но вот такое происшествие, послушайте…». Рассказывая, вы должны подчеркнуть: «Какой-то повар, грамотей (запоминайте, что он был грамотеем!)… с поварни побежал своей в кабак…». И потом, когда начнёте изображать повара, не забывайте, что он пришёл из кабака, стало быть, вероятно, хрипит. Кроме того, надо найти ответ на вопрос: как повар – грамотей читает нравоучение… коту.Вы уясняете для себя, что такое грамотей, что такое немного подвыпил, что это такое – читать нравоучение. Дошли до слов: «А Васька слушает да ест», – тут непременно нужен какой-то полутон. От непрерывного полного тона рассказа перейти на полутон. Можно в этой фразе «А Васька слушает да ест» сыграть рассказчика, который сам от этой фразы хохочет. Только рассказчик и повар обязательно должны быть разные по тону – этого не упускайте.

М.Ю. Лермонтов «На смерть поэта»

Зажить всей страшной скорбью поэта Лермонтова от смерти поэта Пушкина – это очень большая задача. Вы не сможете быть Лермонтовым – дать лермонтовский голос и лермонтовский темперамент. Вам надо найти в себе, ощутить, как бы вы заговорили, если бы вас сильно захватило аналогичное чувство, но более близкое вам. Допустим, у вас есть друг – как бы вы отозвались, если бы его затравили и убили? Вот что важно почувствовать для того, чтобы развить внутреннюю технику речи, отразить внутренние переживания.

 

 


Раздел II. Сценическое движение

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ И МИМИКА

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает её от речи письменной.Жест чаще всего появляется в такие моменты речи, когда говорящий эмоционально выделяет слово или оборот.

Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намёка, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.

Речевые жесты отличаются от жестов действия: протянул руку к лежащему на столе яблоку; вскинул локоть, защищаясь от удара, – в этих и подобных им жестах не содержится никакого сообщения, то есть, они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно.

Для наиболее распространённых, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения:

РАЗВЕЛ  РУКАМИ  в знак удивления;

ПОЖАЛ  ПЛЕЧАМИ («не знаю»)

ПОКАЧАЛ  ГОЛОВОЙ (знак отрицания)

ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА (от изумления) и т.д.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета:

- Малюсенький такой пузырек, – жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька.

- Вот такой арбузище купил вчера, килограммов на 10! – при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.

- Там течение! Вот так все крутится! – круговое движение кистью, согнутой в локте руки (обычно в горизонтальной плоскости).

Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия:

- Они вот так друг с другом (во вражде), – произнося эту фразу, говорящий ударяет друг об друга плотно сжатые кулаки.

Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями:

Жест предельности или категоричности – сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ и др.:

НЕ БУДУ Я ЭТОГО ДЕЛАТЬ! – жест приходится как раз на «отрицательную» часть высказывания, она выделяется логическим ударением.

 

Жест объединения: плавное горизонтальное движение рукой от себя:

ВСЕМ-ВСЕМ  ЧИТАТЕЛЯМ РАЗДАЙ ЭТОТ ЛИСТОК.

 

Жест отчуждения, неприятия чего-либо: рука резко движется от груди в сторону:

НЕ НУЖНО МНЕ ЛЕКАРСТВА!

 

Жест неопределённости: возвратно-вращательное движение кистью руки с разведенными пальцами:

ТАК, КОЕ-ЧТО НАЦАРАПАЛ…

Это – более или менее общепринятые изобразительные жесты. Но в процессе речи могут возникать такие движения рук, которые обусловлены только данным высказыванием, связаны с конкретной ситуацией. Такие жесты либо уточняют сказанное, либо подкрепляют созданный словесными средствами образ.

 

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ – указывают на предмет и тем самым часто заменяют собой имя предмета, описание его свойств, положения в пространстве и т.п.

Указательные жесты широко используются в устной речи. Обычно они сопровождаются местоимениями и указательными словами ВОТ, ЭТОТ, ТОТ, ТУДА и др.

Указательные жесты делают и головой. Например, однократное движение головой снизу вверх (вариант: снизу вверх в сторону) и возврат в обычное положение означает указание на то, что находится рядом с говорящими, у них на виду:

- Вот этот стол придётся убрать.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ очень разнообразны.

- При удивлении разводят руками.

- В случае предвкушения чего-либо приятного – потирают ладонями друг о дружку.

- Изумление или сомнение выражают поднятием плеч.

- При обращении к собеседнику с настойчивым вопросом часто подчёркивают настойчивость вопроса жестом: ладонь полусогнутой в локте руки обращена вверх и к собеседнику (на уровне груди).

Особую и очень важную роль в системе средств общения играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, принятые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом.

Жест – дополнительное, а не основное средство общения.

Понять человека, который говорит не жестикулируя, можно, хотя при этом надо будет преодолевать некоторое ощущение неестественности, которое возникает в его речи. Тем не менее жест – важный компонент речевого акта: он сообщает речи динамизм, усиливая главное и отсекая само собой разумеющееся, придаёт ей естественность с точки зрения принятых в данном обществе традиций человеческого общения.

Мимика должна быть в тесной взаимосвязи с жестами, а значит, «живой», изменяющейся в процессе речи, во взаимодействии с аудиторией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.007 с.)