Произношение неударных гласных: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произношение неударных гласных:



ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признаётся образцовым. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения. Необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д о мик, гот о вит, принесл а и т.д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук а – м у ка, зам о к – з а мок.

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

ДИКЦИЯ

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С. Станиславский).

Ясное и чёткое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечёткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой. Только постоянная тренировка является непременным условием выработки чёткой дикции. Даже если речь чистая, она всё же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С. Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

Для развитая органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с её помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

 

Краткое описание положения артикуляционного аппарата

И – Э – А – О – У – Ы

Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И – Э – А – О – У – Ы

Под ударением второй звук и т.д.

Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У]. Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.

Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:                  И – Й, Э – Е, А – Я, О – Ё, У – Ю

Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.

Согласные звуки

Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи чёткость, выразительность, помогают формировать слова.

При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках. Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], [Л], [М], [Н], [Р]. Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют ещё сонорными, так как у них нет парных глухих.

При произношении глухих согласных звуков голос не участвует: [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Звуки [Ц], [Ч], [Щ] – сложные, они называются аффрикатами (слитными).

Например:

звук [Ч] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ»;

звук [Щ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ»;

звуки [С] и [З] – свистящие;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] – шипящие.

 

Пример упражнений на согласные звуки

Звук [П] – глухой, звук [Б] – звонкий. Чередовать: П, Б (несколько раз).

ПИ – ПЭ – ПА – ПО –  ПУ – ПЫ,

БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ,

ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО,

БЕ – БЯ – БЕ – БО,

ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ,

БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП,

ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ,

БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.

Можно составлять различные варианты упражнений, чередуя глухой и звонкий звук со всеми гласными.

Отрабатывая произношение отдельных звуков, следует проверять правильность положения частей речевого аппарата.

Более сложны в произношении смягчённые звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).

Тренировать эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.

Например:

ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЁ, ТЮ, ТИ;

ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЁ, ДЮ, ДИ

Структура артикуляционного упражнения может быть следующей:

ТИДДИ – ТЕДДЕ – ТЯДДЯ –

ТЁДДЁ – ТЮДДЮ – ТИДДИ.

 

ТИ – ДИ – ДИ – ТТИ,

ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,

ТЯ – ДЯ – ДЯ – ТТЯ.

 

ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,

ТЮ – ДЮ – ДЮ – ТТЮ.

Чтобы закрепить произношение каждого звука, придумайте слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, пользуйтесь пословицами и поговорками.

Например:

И – Знали, кого били, потому и победили;

Е – Кто сеет да веет, тот не обеднеет;

                                 О – Красно поле пшеном, а речь умом;

У-Ю – Чужим умом умён не будешь,

Сам себя губит, кто людей не любит;

А-Я – Голова без ума, что фонарь без огня,

Ошибайся, да сознавайся;

И-П – Пошёл Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Шёл через пруд – уцепился за прут.

Упал Ипат – пропали пять лопат.

Ы – Каков Мартын, таков у него и алтын.

Для достижения выразительности речи необходимо чётко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.

Примеры:

«Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».

«Протокол про протокол протоколом запротоколировали».

«Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои».

В учебной литературе вы найдёте текстовой материал для самостоятельных занятий дикцией, ряд скороговорок, текстов, упражнений, которыми нужно заниматься систематически, постепенно усложняя их.

Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки).

Например:

При речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т.д.

 

МЫШЦЫ И СЛОВО

В любом тексте актёр должен найти специфический такт слов и увязать его с особенностями помещения – только тогда его можно будет слушать без труда. Таким образом, вы должны учитывать следующее:

1. Индивидуальные особенности речи.

2. Необходимость приспособить эти особенности к помещению.

3. Правильное положение гласных и согласных, что будет затем влиять на резонанс голоса.

4. Как донести смысл слова до слушателя.

В известном смысле упражнение мышц выполнять проще, чем дыхательные упражнения, ибо вы чувствуете от них немедленную помощь и быстрее ощутите новые возможности своего голоса. Действительно, за пять минут вам откроется огромная разница между тем, чем вы были и тем, чем вы можете быть. Но, с другой стороны, они сложнее, поскольку приходится учитывать многие индивидуальные особенности. Например, слишком сильное или слишком слабое акцентирование согласных, глотание гласных и конечных согласных, слишком сильные носовые звуки, игнорирование долготы гласных – всё это может исказить энергию слова. Хотя это и незначительные погрешности, однако, они способны лишить вашу речь нужного эффекта. Часто от малого зависит многое. Подобные маленькие погрешности встречаются и у опытных ак­тёров.

Для человека с особенно неясной речью или специфическим акцентом помощью будет правильная концентрация энергии на слове и недопущение монотонного произношения гласных и согласных. Не существует совершенно правильного способа произносить – всё это индивидуальное явление. Если произносить каждый звук совершенно стандартно, то звук вовсе не обязательно будет правильным, ибо он формален. Задача не в том, чтобы сгладить индивидуальные особенности или регионализмы речи. Проблема в том, как совместить особенности речи с требованиями текста – это очень тонкая вещь. Здесь необходимо найти «золотую середину» – общеприемлемую норму произношения и тем самым связать индивидуальные особенности речи и характер текста. Но вы должны увериться, что это именно приемлемый вариант. Если у вас хороший слух, вы можете сделать это сами. Конечно, поначалу звучание будет искусственным, будет недоставать ритмической свободы. Но чем больше вы будете упражняться, тем легче у вас будет получаться – мышцы автоматически станут работать правильно. Это вроде того, как тренируются спортсмены, готовясь к какому-либо конкретному заданию.

Конечно, задачи у вас могут быть разнообразными, однако с самого начала, вне зависимости от того, имеете ли вы стандартное произношение или нет, необходимо отрабатывать весь комплекс упражнений и уже затем отби­рать для себя одно из них – это вам нужно для того, чтобы найти энергию в тех мышцах, которые ответственны за произнесение гласных и согласных. Действительно, у актёра может быть резкий и негибкий голос, но если энергия находится в слове, а слово вбирает в себя эмоции и стремления и связывает их воедино, такой голос может быть привлекательным, и нам приятно его слушать. Это опять-таки двустороннее движение: актёр придаёт словам смысл, и они сообщают ему нечто, если только он слышит, что они говорят. Вы должны исследовать и знать основные правила движения мышц, ответственных за формирование слов, и убедиться в том, что они достаточно развиты и способны производить гласные и согласные звуки с использованием правильной энергии, и достаточно гибки, чтобы реагировать на малейшие нюансы речи.

Существует множество способов модулирования, акцентирования и выделения любого слова. Кроме того, обнаружив энергию этих мышц, вам надо научиться легко приспосабливаться к особенностям аудитории. В большом театре или в маленькой студии звуковое выражение вашей мысли и чувства зависит от ясности слова. Очевидно, что происходящее в вашем теле является частью этого. Вы найдёте, что в большой аудитории требуется большая сила и фрикция согласных, поэтому нужно будет произносить согласные несколько длиннее обычного. Чем мощнее голос вам необходим, тем большее количество согласных надо интонационно разбить в слове. Это легко понять, если вы намереваетесь говорить в каменном здании, например – в церкви. Если вы увеличиваете громкость голоса, вы собьёте речь, но, если вы увеличите число согласных – речь станет отчётливой. Именно мышечная энергия в словах позволяет уменьшить громкость до минимума и вместе с тем позволяет слышать слова. С другой стороны, в студии от вас требуется большая точность, контроль и как можно меньшее интонационное выделение звуков. При меньшей громкости вам потребуется большая эластичность обычного голосового диапазона – и это весьма трудная задача. Чтобы правильно произносить, мышцы должны быть в высшей степени чувствительными. Естественность речи может привести к монотонности произношения.

Обнаружив правильную энергию и установив контроль над этими мышцами, вы поймёте, что теперь слова выходят без усилия и подчинены вашей воле. Вы сможете свободно растягивать слова и ускорять ритм речи. Теперь вы должны понять, где найти эту энергию. Прежде чем обратиться к согласным в этом аспекте, поясним, что такое согласный звук. Согласный – это звук, на котором останавливается или задерживается поток воздуха или озвученный поток – на губах или языке. Для некоторых согласных необходимо мягкое нёбо, а положение челюсти всегда имеет большое значение. Когда звуковой поток совершенно останавливается – это взрывной согласный, а если только частично – фрикативный согласный. Кроме того они могут быть звонкими и глухими. Звонкие – когда затронуты голосовые связки, глухие – когда связки не затронуты.

Всё это, конечно, понятно, дело лишь в том, сколько мышечной энергии вы используете. Существует бесконечно много разнообразия в типах воздушного давления, вибрации и времени на произнесение согласных. Гласный отличается тем, что поток воздуха свободно проходит через рот и всегда озвучен. В формировании гласного участвуют губы, язык, однако челюсти и положение мягкого нёба особо влияют на его качество. Одни гласные называются чистыми, другие – дифтонгами. Одни длинные, другие краткие.

Необходимо тренировать каждую мышцу отдельно, для чего необходимо держать рот открытым. В этих целях используется специальная распорка. Она должна быть не толще карандаша, её ставят между зубами, и таким образом рот открыт. На ней имеются выемки для установки зубов. Размеры распорки самые разнообразные: 7/8 дюйма, 3/4, 5/8 дюйма. При желании можно использовать распорку в 1/2 дюйма. Размер следует подбирать индивидуально.

Если вы можете пользоваться распоркой и не чувствовать при этом напряжения в челюстях – используйте её. В этом случае эффект упражнений значительно возрастёт. Если же вам она мешает, можно от неё отказаться, в то же время с помощью зеркала выработать наиболее правильное и удобное положение рта. Для этого растяните немного губы, положив пальцы в уголки рта. Это основной способ изолировать движение мышц рта от движений других мышц.

Распорка используется отнюдь не для отработки произношения. Она предназначена для того, чтобы вы поняли принцип движения мышц. И, наконец, во время выполнения упражнений не стоит обращать внимания на механику словообразования, но говорить нормально и свободно. Выполняя эти упражнения, не нужно торопиться. Потом скорость придёт сама. Необходимо только почувствовать действие мышц во всей его полноте. При произнесении согласных нельзя злоупотреблять давлением звукового потока, равно как и недооценивать его значение. Кроме того, не следует забывать и о том, что мышцы не только отвечают за физическое оформление слова, но и обладают своей собственной естественной вибрацией и резонансом – это способствует полнозвучию речи. Это особенно заметно при присоединении парных согласных:

П – Б; Т – Д; К – Г; С – З; Ф – В; Ш – Ж

Гласные звуки, как и согласные, находятся в прямой зависимости от мышц – но почувствовать это труднее. Почувствовать это можно при работе с дифтонгами.

Качество голоса обеспечивается также правильным сочетанием гласных и согласных. В этом случае звук и слово слиты. Упражнения на отработку гласных и согласных звуков должно выполняться комплексно.

В формировании гласных и согласных задействованы немногие мышцы, однако при произнесении отдельных звуков в движении мышц существует определённая специфика (например, это заметно в таких звуках, как «б», «л», «о» и т.п.) При выполнении упражнений по артикуляции вы бессознательно двигаете головой, как бы выталкивая наружу звуки. Это, конечно, приводит к напряжению шеи и перекрывает горло, а также напрягает язык и нёбо.

Энергия, необходимая для произнесения слова – это энергия мышечная: другого усилия не требуется. Любое напряжение шеи и горла уменьшает ясность речи. Напряжение – пустая, ненужная энергия. Все те мышцы, которые не используются в процессе речи, должны быть расслаблены. Слова обладают собственной энергией, поэтому вам нет необходимости выталкивать их. Выталкивая слова, вы лишаете их значения, искусственно ограничиваете их.

Звук начинается с дыхания, озвучивается и переходит в слово. Когда идея, звук и слово сливаются воедино, вы достигаете ясности. Экономя силы в процессе речи, вы перестаёте использовать акцентирование слов. Сокращается практика акцентирования согласных, так как это сбивает ритм слова. Отказавшись от подобного рода ограничений, вы открываете для себя, что принцип положительной энергии – это твёрдость без напряжения. Упражнения имеют несколько уровней. Что касается практического их значения, они необходимы для выработки чистой речи, для произнесения её в аудитории и для перемещения модуляции во внешние органы речи – с тем, чтобы мышцы и резонирующие пространства рта и носа участвовали в формировании звука.

 

  Изгиб в пояснице, приводящий к плохой позе.   Положение, при кото­ром спина выпрямлена и вытянута вверх, а голова держится прямо, так что линия затылка является продолжением линии спины.   Свободное положение лёжа    на полу. Спина плоская и расправленная, колени согнуты.  
  Положение, при котором шея и плечи напряжены, так что шейный ре­зонатор не открыт и не свободен.   Кисти рук положены сбоку на область рёбер – хорошее положение для дыхания. Все остальные части тела расслаблены.   Положив руки на область рёбер сзади, педагог показывает,     где происходит наиболее интенсивное движение рёбер.  
 

 

 

    Верхняя часть туловища расслабленная,

повисла, перегнувшись вперёд.

Голова и плечи полностью опущены и тяжёлые.

  Руки вытянуты вверх           над головой, готовые упасть вниз.  

Упражнения:

1. Вставьте распорку между зубами и выполняйте упражнения на развитие мышц языка и губ.

Кончик языка

Произнесите твёрдо и ритмично: «ла», «лала», «лалала». Повторять несколько раз.

Энергия сосредоточена на кончике языка. Язык опускается вниз после каждого «ла».

То же самое с «тетете», «дедеде».

Задняя часть языка

Произнесите твёрдо и ритмично: «кекеке», «гегеге», «тетете», «дедеде», «какака», «гагага».

Упражнения для губ

Произнесите твёрдо и ритмично: «пепепе», «мемеме»,«папапа», «мамама», «бабаба».

Во время выполнения упражнения напрягать мышцы языка и губ. Они также способствуют звукообразованию: «аа», «оо», «аи», «маа», «май».

Передняя часть языка

При выполнении упражнения заднюю часть языка держать расслабленной.

Передняя часть языка изогнута кверху: «АХ», «ЛАХ», «ТАХ», «ДАХ», «НАХ», «И-И», «А», «АИ», «ТАЙ», «ДАЙ», «НАЙ», и т.д.

Язык движется вниз: «ИА», «ЛИА», «ТИА», «ДИА», «НИА», «ЭА», «ЛЭА», «ТЭА» и т.д.

Убрать распорку и произнести: «ввввввв», «ззззззз» – несколько раз, фиксируя вибрацию губ и языка.

Во всех этих упражнениях скорость не обязательна. Здесь интересна чёткость мышечных движений; самое важное – следить за вибрацией при произнесении согласных, ибо модуляция должна исходить из того места, где рождается слово. Голос должен идти от диафрагмы и оформляться в слова при помощи губ и языка. Здесь нет места усилию, равно как и напряжению в горле.

2.   Для того, чтобы открыть горло. Убрать распорку.

а) Опустить челюсть, расслабить язык и шею. Заставить работать мышцы задней части языка и нёба, произнести «гегеге» – очень твёрдо, прижимая язык к задней стенке нёба, и чувствуя напряжение в нём. Затем опустить язык и расслабить его.

б) Повторять: «гегеге» –  прижимая нёбо и язык к задней стенке полости рта.

                 «гегеге» – язык и нёбо опушены.

Отметить разницу в звучании: «гегеге» – напряжение, «гегеге» – расслабление, «а» – опущение языка и нёба.

Затем с расслабленным языком и нёбом произнести:

«гегеге»«а»

«гегеге»«аи»

«гегеге»«и»

Согласные должны быть чёткими, гласные открытыми.

в) Диафрагмальное дыхание. Пропеть «аи» и «и».

Повторить это, при этом поднимая и опуская руки и голову следить за тем, чтобы голова всякий раз опускалась до упора.

Рассмотренные упражнения не призваны выработать в актёре технику речи, но предложены только для того, чтобы дать ему почувствовать открывшуюся в нём способность автоматически применять подобные приёмы в нужной ситуации. Применение комплекса упражнений зависит от уровня требований каждого человека: одни стремятся выработать в себе только свободу речи, другие хотят просто поддерживать себя в форме.

Во всяком случае, в ходе работы всегда необходимы самоконтроль и самоанализ.

1. Если дикция у вас не совершенна, то на физическом уровне это можно поправить с помощью упражнений. Впрочем, этот недостаток иногда бывает связан с отсутствием полной ясности мысли.

2. Чрезмерно взрывной характер согласных и слишком выделенная речь часто связаны с недостаточной верой в свои возможности.

3. Опущение окончаний слов технически может быть преодолено, однако этот недостаток также бывает связан с некоторой путаницей в мыслях и опять-таки с неверием в свои силы.

4. Напряжение челюсти и малая мобильность губ бывает отчасти привычкой, но в то же время это объясняется нерасположенностью человека к общению.

5. Отрывистое произнесение гласных имеет причиной то, что в наше время очень немногие способны слышать мелодичность гласных звуков. Иногда это происходит от нежелания проявить свои эмоции.

6. Недостаточная длительность воздушного потока и оглушение звонких согласных означает лишь то, что вы слишком быстро выдыхаете воздух, а это иногда связано с навязчивым желанием понравиться зрителю.

7. Слишком сильное звучание речи иногда объясняется чрезмерным эмоциональным возбуждением говорящего.

Таким образом, самоанализ – чрезвычайно важная привычка. Кроме того, любая конструктивная критика со стороны должна вами выслушиваться и анализироваться.

Несколько советов при работе с текстом:

1. Диафрагмальное дыхание.

2. Проговаривать часть текста с усиленной работой мышц, физически акцентируя гласные и согласные. Это помогает добиться свободной работы органов речи.

3. Очень полезно пропеть часть текста или перейти на речитатив.

4. «Гудеть» некоторое согласные («в», «з» и др.)

5. Отрывки текста произносить достаточно громко, акцентируя слова.

6. Обращать внимание на правильность интонации.

 

ДЫХАНИЕ

Звучный, гибкий, красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? Да, это так.

С одной стороны, дыхание – акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырёх типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счёт сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нём активно работают только верхушки лёгких.

Грудное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счёт изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма – главная дыхательная мышца – малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счёт изменения продольного объёма грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межрёберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определённый тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счёт изменения объёма грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межрёберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Диафрагма – сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет её от полости живота. Эта внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос». Во время вдоха под влиянием импульсов из центральной нервной системы диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объём грудной клетки, а вследствие сокращения межрёберных дыхательных мышц одновременно увеличивается поперечный объём грудной клетки, и в результате общий объём грудной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмосферный воздух устремляется в лёгкие, расправляя их подобно кузнечным мехам. Сокращение брюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряжённом состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Так происходит вдох. Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объём которой уменьшается, а рёбра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объём грудной клетки. Таким образом общий объём грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.

В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путём тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из лёгких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межрёберных мышц. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух – одна из сложнейших задач.

Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 – задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 – выдох.

Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

Упражнение 3. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счёта не ускорять, воздух не добирать.

Упражнение 4. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха:

«Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*:

раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка» и так далее.

Упражнение 5. Каждую строфу приведённого ниже стихотворения «Дом, который построил Джек» в переводе С.Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

Вот дом, который построил Джек.

____________
А это пшеница, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.

____________

А это весёлая птица синица, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.
____________
Вот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.
____________
Вот пёс без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.
____________
А это корова безрогая, боднувшая старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.
____________
А это старушка седая и строгая, которая доит корову безрогую, боднувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.
____________
А это ленивый и толстый пастух, который бранится с коровницей строгою, которая доит корову безрогую, боднувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.

____________
Вот два петуха, которые будят того пастуха, который бранится с коровницей строгою, которая доит корову безрогую, боднувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном амбаре хранится в доме, который построил Джек.

Упражнение 6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя – не стану есть!

Упражнение 7. Представьте, что ваша грудь и лёгкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:

Ух ты, ох ты!
Мы надели кофты,
Руки радостно в бока,
Да с парнями «гопака»!
Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!
Пляшем, сердце веселя!

Упражнение 8. Проведите игры-соревнования:

а) «Кто дольше?»:

- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з).

б) «Кто больше?»:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);

- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).

Комплекс упражнений на правильное дыхание:

1. Выполняется на полу в положении лёжа. Спина максимально прямая. Согните ноги в коленях и немного раздвиньте их. Это поможет держать спину прямо. Постарайтесь почувствовать спиной пол. Выровнять плечи. Почувствовать плечи, шею и руки свободными, равно как и суставы. Добейтесь полной релаксации и скажите себе: Спина ровная. Плечи ровные и свободные. Запястья свободны. Локти свободны. Шея свободна. И мышцы отреагируют на эти команды. Важно при этом ничего не делать, дать мышцам подчиниться командам. Вы почувствуете одновременно напряжение и свободу мышц. Затем переходите к дыхательным упражнениям.

2. Положите руки на нижнюю часть грудной клетки, туда, где расположена наибольшая выпуклость, так как именно там будет наблюдаться наибольшее движение.

а) Вдохните через нос и выдохните весь воздух; подождите, пока не почувствуете, что межрёберные мышцы начинают двигаться, затем снова медленно вдохните и почувствуйте, как рёбра расширяются в области спины и по бокам. Постарайтесь не поднимать верхнюю часть грудной клетки. Повторите это несколько раз.

б) Вдохните, затем медленно выдохните на счёт «10»; убедитесь, что межрёберные мышцы контролируют дыхание. Увеличивайте счёт до «15» и затем до «20».

в) Вдохните. Положите одну руку на диафрагму и делайте несколько выдохов, ровно, но твёрдо, чтобы почувствовать, откуда идёт выдох. Затем делайте это со звуком «Р», имитируя барабанную дробь. Затем со звуками «АХ», «АИ» и «И», соединяя дыхание с произнесением звука.

г) Вдохните, чтобы открыть рёбра. Положите одну руку на диафрагму и медленно выдыхайте через открытый рот. Затем снова вдохните и на счёт «6» выдыхайте (при этом считать вслух). Продолжайте выдох с одновременной декламацией отрывка текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.106 с.)