Разминка (комплекс упражнений из разделов «сценическая речь» и «сценическое движение») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разминка (комплекс упражнений из разделов «сценическая речь» и «сценическое движение»)



Колонетика. Упражнения на различные группы мышц тела:                                 

1. Круговые движения головой.

2. «Ветер». Исходная позиция: ноги на ширине 10 см, колени немного согнуты, спина прямая. Правая рука на животе, левая поднята вверх. Корпус слегка наклонён вправо. Зафиксировать стойку. Слегка покачивать тело вправо. Держать от 20 до 50 сек.

3. «Пловец». Исходная позиция та же. Руки отведены назад и максимально подняты вверх. Голова зафиксирована прямо вперёд.

4. «Закрытая книга». Ноги вместе, носки прямо, колени не сгибать. Сложиться пополам, обхватить руками лодыжки, постараться коснуться грудью ног.

5. Наклоны. Ноги на ширине плеч, колени не сгибать. Достать ладошками до пола между ног

6. «Силачи». С максимальным напряжением рук имитировать сгибание и разгибание подковы

Упражнения на полу:

1. «Свечка». Лёжа на спине, ноги согнуть в коленях, расстояние между ног 10 см, оторвать плечи от пола, руки вытянуть вперёд, поясницу зафиксировать на полу. Лёгкие покачивания вперёд. От 20 до 50 сек.

2. «Крест». Принять положение сидя. Правая нога согнута в колене перед собой, левая нога согнута в колене и отведена максимально назад. Правая нога остаётся на полу, левая – отрывается от пола. Корпус держать прямо, руки сложены одна на одну перед собой (как на парте). Держать 20-50 сек.

3. «Перекрутка». Положение лёжа. Руки разведены в стороны, правая нога вытянута прямо, левую согнуть в колене и завести вправо, стараясь достать до пола. Главное – удержать плечи на полу.

4. «Кошка»

Упражнения на напряжение и расслабление:

1. Всё тело расслаблено, напрягается поочерёдно правая и левая рука (по 10 секунд).

2. Всё тело расслаблено, напрягается поочерёдно правая и левая нога (по 10 секунд).

3. «Пасть льва». Напрячь всё тело, широко открыть рот, насколько возможно высунуть язык.

4. Максимально сморщить лицо «Фу», максимально вытянуть лицо «О».

5. «Черепаха»

6. Напряжение и расслабление живота.

7. «Перетягивание каната» справа налево и слева направо, сверху, снизу. Максимально напряжены руки.

8.   «Пробиваем стену». Поочерёдно правым и левым плечом упереться в воображаемую стену.

9. «Поднимаем потолок». Две руки поднять на уровне головы ладошками вверх. С максимальным усилием одновременно двумя руками поднимать воображаемый потолок. Напряжено всё тело.

10. «За стеклом».

11. Расслабиться полностью, лёжа на полу. Обязательно сопровождать голосом (затылок «тает», щёки «тают» и т.д., поочерёдно называя части тела)

Упражнения на дыхание:

1. Исходная позиция: положить руки туда, где «живёт» дыхание (на ладонь ниже пупка). Грудь и плечи не поднимать. Вдох не грудью, а диафрагмой и животом. После каждого упражнения сделать глубокий вдох, руки поднять вверх. На выдохе сбросить руки и сказать «Ха».

2. Вдох. Выдох на приседании. Тёплым воздухом «согреть» воображаемое зеркальце.

3. Вдох. Зафиксировать. На выдохе тонкой струйкой дуть в ладошку. «Лёгкий ветерок».

4. Вдох. Выдох отрывистый. Сопровождать словом «тук» (Мячик)

5. Вдох. Зафиксировать. Покачать животом 10 раз.

6. Вдох. Сказать скороговорку: «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.»  Досчитать до 22, не прерывая дыхания.

7. Упражнения на опору дыхания. Говорить любую скороговорку, на каждом слове качая животом. Сначала без звука, затем со звуком. Следить за активной артикуляцией.

 

Упражнения на артикуляцию:

1. Цоканье языком. Громко – «кони», тихо – «часики»

2. «Пасть льва». Нижнюю челюсть опустить очень низко.

3. «Салазки». Положить указательные пальцы на основание челюсти. Активно двигать нижней челюстью.

4. «Горячая картошка». Губы плотно сжаты, челюсти максимально раздвинуты. Зафиксировать.

5.   Позёвывание.

6.   «Индюк». На расслабление.

7.   Улыбочка – «пятачок». Улыбнуться широко – сжать и выпятить вперёд губы.

8.   «Пятачок» по кругу. Сжатыми губами делать круговые движения.

9.   Круговые движения языком. Губы сомкнуты, челюсти раздвинуты.

10. «Качели». Движения высунутым языком вверх-вниз. Рот открыт.

11.  «Глотание» языка. Рот слегка приоткрыт, язык сложить пополам вверх-вниз.

12.   Жевание языка, губ.

13. «Колокольчик». Губы сложены буквой «О», твёрдым языком быстрые движения из стороны в сторону, задевая уголки губ.

14. «Болтушка». Быстрые движения языком вверх-вниз, задевая верхнюю губу. С голосом и без голоса.

15. Вдох. Руки положить на щёки. На выдохе медленно, максимально опуская челюсть вниз, сказать «ха». Щёки «текут».

16. «Шкатулка». Кулак упирается в основание ярёмной ямки, большой палец упирается в нижнюю челюсть. При выполнении упражнения нижней челюстью делать усилие. Говорить:

бао - вао - гао;

жао - лао - тао;

шао - зао - чао;

вay- лау - кау и т.д.

17. «Звучащий палец». Указательный палец правой руки держать поднятым вверх. Говорить скороговорку: «Около кола колокола, около ворот коловорот». После каждого слова «макать» палец в открытый рот. Затем делая пишущие движения по воздуху произнести скороговорку быстро полностью.

18. Кисть правой руки сжата в кулак, локоть отведён в сторону. Даём команды:

«Палец» – большой палец вверх.

«Второй» – выставляем указательный палец

«Локоть» – резкое движение локтя в сторону

«Голова» – круговое вращение головой

«Всё трясётся» – трясётся всё тело.

 

ДЫХАНИЕ АРТИСТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ДВИЖЕНИИ (для музыкальных театров)


Как и певческое дыхание, так и танцевальное, должно быть подчинено воле певца. Даже если певец и не задумывается о том, как он дышит, всё же существуют определённые требования, которым он должен следовать. Так, например, при пении необхо­димо дышать глубоко, спокойно, при вдохе не поднимая плеч, не напрягая шею. Вдох должен происходить во время музыкальных и текстовых пауз, выдох – соответствовать длине интервала, силе и характеру звука. В танце вдох также происходит во время пла­стических пауз. Чтобы дыхание сильно не учащалось, необходима хорошая физическая форма, то есть исполняемые движения не должны представлять большой сложности для исполнителя. Для певца, использующего танец, необходимо умение быстро перехо­дить от одного вида дыхания к другому.

Наиболее физиологически правильным и распространённым считается смешанный вид дыхания – рёберно-диафрагматический или костно-абдоминальный. Для того чтобы освоить технику смешанного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, научиться сознательно регулировать ритм дыхания и правильное соотношение вдоха с выдохом, можно использовать целый комплекс специальных упражнений постепенно возрастающей трудности. Сначала это статические подготовительные упражнения, на­правленные на развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, далее – упраж­нения с включением работы различных мышечных групп, в различных положениях, с по­степенным нарастанием темпа. Дыхательная гимнастика должна включать в работу не только звукообразующую мускулатуру, но и всё тело, не нарушая при этом ритма звуч­ности пения, не вызывая «зажима» певческого аппарата и одышки. Приобретённые на­выки закрепляются во время упражнений с творческими задачами и усиленными нагруз­ками (бег, прыжки, танец), где важно скоординировать деятельность дыхательного и сердечно-сосудистого аппаратов, а также во время изучения ритмо-двигательных, рече-  и вокально-двигательных координаций.

Пение – это дыхание. Правильное певческое дыхание не отличается от правильного природного, правильного физиологического. Слишком сложное объяснение механизма дыхания может нанести вред – рефлекторность естественного может быть заблокирована вследствие сознательных усилий, направленных на его регуляцию.

Первый этап – установление правильного физиологического дыхания. Все упражнения начинаются с хорошего активного выдоха, сопровождающегося заметными усилиями (с лёгким наклоном вперёд). Затем следует рефлекторный вдох. В результате такого тренажа у студента создаётся навык правильного дыхания. При усвоении связи «активный выдох – физиологический вдох» постепенно отпадает необходимость в концентрации внимания на выдохе, он тоже делается легко и незаметно.

Второй этап направлен на то, чтобы раскрыть неиспользуемый объём лёгких. Активизация этого резерва достигается с помощью упражнений, построенных на двух различных принципах:

- дыхание при неправильном статичном положении тела (сидя на корточках, наклонившись набок, наклонившись вперёд или назад, развернув плечи в сторону, назад при фиксированном положении таза). Сами упражнения могут быть очень разнообразны – главное, что они всегда отвечают требованиям подготовки актёра-вокалиста; медленный (всегда активный, сознательный) выдох – медленный (бессознательный) вдох; быстрый резкий выдох – быстрый резкий вдох; комбинация между ними с задержкой и без задержки после выдоха и вдоха. Все эти упражнения делаются в положении внешней статики;

- парадоксальное дыхание – тренаж в динамике. Природа заставляет делать выдох на сгибании тела, вдох при его разгибании. В предлагаемом упражнении делается всё наоборот: разгибание тела – «выдох», сгибание – «вдох». Благодаря большим волевым усилиям, необходимым для подобного дыхания, исключается возможность узаконить его как привычку. Ещё одно упражнение – динамическое, статическое и парадоксальное дыхание, используются разные ритмы дыхания объединяющее в себе цели и результаты упражнений двух типов. При его исполнении чередуются динамическое, статическое и парадоксальное дыхание, чередуются разные ритмы дыхания, увеличивается объём лёгких, то есть тренируются все варианты дыхания, возникающие в процессе сценического действия. Также оно способствует снятию мышечного и психического зажима. Наклонившись вперёд, опустив руки до пола после «выдоха» начать поворот туловища по кругу – вправо, назад, влево, вперёд. В обратную сторону. В это время происходит процесс «вдох-выдох» в разных комбинациях.

1. «Вдох» до наклона набок – «выдох» до наклона назад, «вдох» – наклон набок, «выдох» – наклон вперёд (затем меняется направление движения и чередование «выдох» – «вдох»).

2. «Вдох» до наклона назад – «выдох» до наклона вперёд (меняется направление движение и чередование «вдох» – «выдох».

3. «Вдох» во время всего вращения до наклона вперёд – «выдох» в статичном положении при наклоне вперёд.

4. Круг слева – «вдох», круг справа – «выдох» (смена направления движения).

Третий этап тренажа – воспитание устойчивости дыхания. Оно должно развиваться в двух направлениях:

1. Воспитание устойчивого дыхания, не зависящего или мало зависящего от физической нагрузки, постоянного ритма дыхания при сохранении его глубины и физиологичности. Упражнения динамические – бег (на месте, галоп), прыжки (на месте, на одной ноге, в высоту, в длину), приседания и подъёмы (на куб или стул); упражнения из интенсивной гимнастики, акробатики: упражнения на пресс (поднимание рук и ног, дотягивание до ног, круги и ножницы) Во время исполнения этих упражнений актёр должен читать или петь (материал должен быть лёгким для исполнения). Комбинации могут быть самыми разными, сочетающие разные скорости и силу движения, а также разные тексты. В динамических упражнениях текст произносится по заданию педагога в разных вариантах – медленно, с нормальным ритмом, шёпотом, вслух, но без крика; то же при пении, например: исходное положение – лёжа на полу. Поднимая ноги, пропевать вокализ «и», опуская ноги – вокализ «и» (шёпотом, вслух, чередуя). То же при исходном положении сидя на стуле и других подобных. Постепенно добавлять логической и эмоциональной нагрузки текста.

2. Упражнения для быстрого восстановления ритма дыхания. Если ритм всё-таки потерян, артист должен уметь быстро восстановить его. Этот навык воспитывается теми же самыми упражнениями, но текст произносится или поётся после окончания упражнения, то есть после того, как интенсивная нагрузка нарушила ритм дыхания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.015 с.)