Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Поиск

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗРУШАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПРИРОДУ.

История Российского природоохранного законодательства.

Для зашиты среды обитания человека в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство- это раздел правовой охраны природы внутри государства, определяющий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизни.

Историки считают, что природоохранное право впервые появилось в XIII веке. Это был закон короля Эдуарда запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне.

В России начало экологическому праву положили указы Петра I по охране лесов, животного мира, были изданы указы об охоте, созданы первые заповедники, началось организованное лесоводство. Все это были попытки создания комплексного подхода по защите природы.

Такая же попытка была осуществлена в 1917 году путем издания декретов «О земле», «О лесах», «О недрах земли». Однако в них преобладал принцип господства над природой. Такой подход вел к деградации природы и не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности.

В 70-80-е гг. в СССР управлением и охраной природы занималось 18 различных Министерств и ведомств. Начиная с 1988г, в СССР были созданы Государственные комитеты охраны природы. С 1991г такой комитет был упразднен, а вместо него организовано Министерство природных ресурсов.

Данный закон вводит ГЭЭ.

Согласно закону государственная экологическая экспертиза- обязательная мера предшествующая принятию хозяйственного решения. Финансирование проектов и программ производится только при решении ГЭЭ.

Цель ГЭЭ- проверка соответствия хозяйственной деятельности экологической безопасности общества.

ГЭЭ подлежат все предплановые и проектные решения на территории государства не зависимо от их сметной стоимости.

За невыполнение заключений ГЭЭ несут ответственность руководители предприятий и должностные лица, за правильность и обоснованность заключений члены экспертных комиссий персонально.

6 и 7 раздел - сформированы экологические требования к предприятиям и др.

8.

9. раздел – узаконен порядок действия в чрезвычайных экологических ситуациях и на особоохраняемых природных территориях.

10 раздел – экологический контроль

Словарь:

Природоохранное законодательство — это раздел правовой охраны природы внутри государства, определяющий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизни.

Контрольные вопросы:

1. Как впервые появилось экологическое право?

2. Какие природоохранные преобразования осуществлял Петр 1?

3. Как развивалось природоохранное право в России?

4. Назовите главные природоохранные законы в России?

Темы докладов и рефератов:

1.Экологическая обстановка в г. Воронеже.

2.Природоохранное законодательство России.

 

 


 

Лекция 19. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ

ЭКОЛОГИИ

 

План лекции:

Международно-правовые принципы охраны природы

Объекты международного сотрудничества

Международные организации и конференции

Межгосударственное сотрудничество России

Высокий уровень загрязнения атмосферы, воды и почвы вредными для живых организмов отходами производства и потребления, ускорение роста нерационального использования природных ресурсов и энергии, интенсивное использование всех подсистем географической среды; ухудшение экологических систем и ландшафтов, гибель некоторых уникальных территориальных природных комплексов, сокращение, а в некоторых случаях уничтожение популяций отдельных видов растений и животных приобрели глобальный характер. Поэтому решение проб лем природопользования не может ограничиваться территорией того или иного государства. Необходимо объединение усилий всего международного сообщества. Этому служит международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Одно из важнейших направлений международного сотрудничества – международно-правовая охрана окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные правовые принципы были выбраны совместными усилиями членов международного сообщества (государств а, международные организации и конференции). Они изложены во многих документа, основными из которых являются: решения генеральной Ассамблеи ООН (1962, 1968, 1980 годы), решения Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972 год), Заключительного а кта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 год), Всемирной Хартии природы (1986 год), решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) и др. В обобщенном виде эти принципы можно с формулировать следующим образом:

- приоритетность экологических прав человека;

- суверенитет государств на природные ресурсы своей территории;

- недопустимость экологического благополучия одной страны за счет нанесения экологического вреда другой;

- эколог ический контроль на всех уровнях;

- свободный международный обмен экологической информацией;

- взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;

- разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.


Лекция 20

Таблица 6 Основные международные ор ганизации по охране природной среды

Название, год возникновения Сфера деятельности
ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, 1972 Руководство межправительственными программами, проблемы здоровья человека, охрана земель, вод, недр, лесов, животного и растительного мира, генетика.
ЮНЕСКО, 1948 Учет и организация охраны ценных природных объектов, отнесенных к всемирному наследию, экологическое образование, просвещение, культура, программа «Человек и биосфера».
МСОП– международный союз охраны природных ресурсов, 1948 Сохранение естественных экосистем, редких и исчезающих видов животных и растений, организация заповедников, ведение Международной Красной книги.
ФАО –Всемирная продовольственная организация, 1945 Проблемы сельскохозяйственных и продовольств енных ресурсов, использование лесов, земель, охрана биологических ресурсов Мирового океана, охрана и воспроизводство животных, являющихся объектом охоты и промысла.
ВОЗ –Всемирная организация здравоохранения, 1946 Охрана здоровья человека в аспекте его вз аимодействия с окружающей средой, санитарно-эпидемиологический мониторинг, санитарно-гигиеническая экспертиза качества окружающей природной среды.
МАГАТЭ –Международное агентство по атомной энергетике,1957 Разработка правил строительства и эксплуатации АЭ С, установление норм радиационной безопасности, оценка воздействия радиации на окружающую природную среду.
ВМО –Всемирная метеорологическая организация, 1947 Глобальный мониторинг состояния окружающей среды, изучение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом.
ИМО –Международная морская организация, 1948 Разработка международных конвенций об охране морей от загрязнения, изучение и охрана морских биологических ресурсов. В состав ИМО входит комитет защиты морской среды.

Названные принци пы содержатся и в Соглашении стран СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанном в Москве в феврале 1992 года. Для координации экологической деятельности стран СНГ создан Межгосударственный экологический совет. Основан такж е международный экологический фонд стран СНГ в Минске.

Основными объектами международного сотруднич ества являются те, по поводу которых разные страны вступают в экологические отношения: это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, разделяемые природные ресурсы.

Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию г осударств. Первые – это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Вторые -–это объекты, входящие в юрисдикцию государ ств: международные реки, моря, озера; объекты мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений.

В ноябре 1972 года конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и п риродного наследия: заповедников, национальных парков, резерватов, памятников культуры. Международные организации оказывают материальную помощь государствам в их содержании и охране за счет средств специальных фондов.

Международные организации и конференци и.Охраной окружающей природной среды занимаются многие международные организации. Ведущая роль принадлежит ООН и ее специализированным органам. Одним из головных органов ООН является Экологический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют на циональные и региональные комиссии и комитеты.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана в декабре 1972 года. ЮНЕП имеет Совет уполномоченных, Совет по координации и Фонд окружающей среды. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: 1) здоровье человека; 2) охрана земель и пресных вод; 3) защита мирового океана; 4) охрана животных и генетических ресурсов; 5) энергетические ресурсы; 6) образование; 7) торговля, экономика, технология. В рамках ЮНЕП работают и другие междунар одные организации:

Организация объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) создана в 1948 году. Штаб-квартира находится в Париже;

Имеются и другие между народные организации, занимающиеся проблемами экологии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Международный регистр потенциально токсичных веществ (МРПТХВ), Бюро ООН по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО) и многие другие.

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде состоялась 5-16 июня 1972 года. Приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) проход ило в Хельсинки в августе 1975 года с участием всех европейских стран, США и Канады. Оно приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности.

Венская встреча представителей СБСЕ прошла в ноябре 1986 года. В итог овом документа содержатся рекомендации по сокращению выбросов серы, углеводородов и других загрязняющих атмосферу веществ; по разработке способов захоронения опасных отходов; по развитию совместной программы наблюдений за распространением загрязнений на бо льшие расстояния в Европе; сокращению производств озоноразрушающих веществ; исследованию роли углекислого газа в глобальном потеплении климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию проходила в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 года. Конференция была организована для подведения итогов 20-летней деятельности по охране природы после Стокгольмской конференции. В ней участвовало 15 тыс. делегатов из 178 стран. Она провозгласила принципы устойчивого развития всех стран и народов, которые предполагают прогре сс и движение вперед нынешнего поколения без лишения таковой возможности будущих поколений.

Межгосударственное сотрудничество России. В последние годы деятельность по международному природоохранному сотрудничеству в России значительно активизировалась. Одн им из важнейших направлений стало участие в общеевропейском процессе под названием «Окружающая среда для Европы». В октябре 1995 года в Софии прошла Общеевропейская конференция министров окружающей среды. В ходе ее подготовки Россия активно взаимодействова ла с Комитетом по экологической политике ООН. Основными итоговыми документами были «Декларация Министров» и «Экологическая программа для Европы».

Кроме учас тия в международных проектах у России наблюдается активное двухстороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды с Великобританией, Германией, Данией, Индией, Канадой, Китаем, Нидерландами, Норвегией, Республикой Корея, США, Финляндией, Францией, Швецией и др.

Но сотрудничество России в области охраны природы не исчерпывается деятельностью организаций, о которых сказано выше. Оно охватывает различные неформальные общественные движения, партию «зеленых» и многие другие и постоянно расширяется.

 


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗРУШАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПРИРОДУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 2058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.89 (0.009 с.)