Методические указания к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к практическим занятиям



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Х.М.БЕРБЕКОВА»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ПЕДИАТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-5-Х КУРСОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

 

НАЛЬЧИК 2017

УДК-616.3

ББК-56.06

М-54

 

Жетишев Р.А., Теммоева Л.А., Камышова Е.А., Керимов М.Б., Пазова Ж.Ю., Архестова Д.Р.

Перечень контрольных вопросов, заданий на самостоятельную работу, практических навыков и умений: Учебно-методическое

пособие. - Нальчик: Каб.-Балк.ун-т, 2017.- 18 с.

 

Рецензент:

Кандидат медицинских наук, зав. отделением РДКБ С.Б. Индрокова

 

 

 

В учебно-методическом пособии представлены перечень контрольных вопросов, заданий на самостоятельную работу, практических навыков и умений, список необходимых терминов к теме, план составления истории болезни.

Издание предназначено для самостоятельной работы студентов 5 курса по специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Педиатрия». 

 

 

УДК 616.3

ББК 56.06

М - 54

 

© Кабардино-Балкарский государственный

университет, 2017

Клинические практические занятия

Практическое занятие №1

Организационные принципы оказания медицинской помощи детям. Осмотр здорового и больного ребенка. Сбор анамнеза у детей и их родителей.

Вопросы к занятию:

1. Организационные принципы оказания медицинской помощи детям в Российской Федерации.

2. Принципы этики и деонтологии в педиатрии.

3. Изучение разделов педиатрической истории болезни.

4. Сбор анамнеза у детей и их родителей.

 

Термины к занятию: перинатальный анамнез, антенатальный период, интранатальный период, вакцинальный анамнез.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучение схемы академической истории болезни ребенка.

2. Порядок расспроса и физикального обследования ребенка.

Практические навыки:

1. Оформление академической истории болезни ребенка.

Наглядные пособия:

Схема академической истории болезни ребенка

 

Практическое занятие №2

Практическое занятие №3

Общий осмотр здорового и больного ребенка. Анатомо-
физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки,
лимфатических узлов, костно-мышечной системы у детей

Вопросы к занятию:

1. Анатомо-функциональные особенности, методика исследования кожи у детей. Семиотика патологических проявлений ей стороны кожи при соматических и инфекционных заболеваниях.

2. Подкожно-жировая клетчатка у детей раннего возраста. Характеристика изменений подкожно-жировой клетчатки при паратрофии. Понятие о
тургоре тканей.

3. Анатомо-функциональные особенности, методика исследования
лимфатических узлов у детей. Семиотика изменений лимфоузлов при различных заболеваниях.

4. Особенности строения костей у детей различного возраста. Методика исследования и оценка развития костной и мышечной систем. Семиотика
поражений опорно-двигательного аппарата.

Термины к занятию: лануго, комочки Биша, роднички, черепные швы, бурый жир, лимфаденопатия, полиадения, «костный возраст», гипокинезия, симптом «веревочки».

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:

а) опросить мать;

б) определить эластичность кожи;

в) определить толщину подкожного жирового слоя;

г) оценить тургор тканей.

д) оценить тонус мышц, значение данного показателя в клинике;

е) оценить количество зубов у конкретного больного в соответствии с
календарным возрастом;

ж) выявить признаки поражения костной системы у конкретного больного;

з) выявить признаки поражения кожи у конкретного больного;

и) оценить лимфатические узлы у конкретного больного.

Практические навыки:

1. Оценка кожных покровов у детей.

2. Определение толщины кожной складки.

3. Определение тургора мягких тканей.

4. Определение мышечного тонуса у детей разного возраста.

5. Методика проведения манжеточной пробы, проб жгута, щипка.

6. Измерение размеров большого родничка.

7. Методика осмотра и характеристика зубов у детей.

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5.

Практическое занятие №  6.

Практическое занятие № 7.

Практические навыки:

1. Оценка общего анализа крови ребенка в возрасте 5 дней, 6 месяцев, 12 месяцев, 5 лет.

2. Методика пальпации печени у ребенка раннего возраста.

3. Методика пальпации селезенки у ребенка раннего возраста.

Практическое занятие № 8.

Практические навыки:

1. Оценка общего анализа крови детей с различной тяжестью железодефицитной анемии.

2. Составление плана обследования больного с железодефицитной анемией, оценка комплекса обмена железа.

3. Методика пальпации печени и селезенки у детей, оценка результата

4. Расчет дозы препаратов железа при лечении железодефицитной анемии различной степени тяжести.

 

Практическое занятие № 9.

Практические навыки:

1. Пальпация большого родничка и черепных швов.

2. Осмотр и характеристика зубов у детей.

3. Оценка психомоторного и физического развития.

4. Определение мышечного тонуса.

5. Оценка содержания кальция и фосфора в крови.

6. Методика выявления симптомов скрытой спазмофилии.

7. Неотложная терапия ларингоспазма, судорожного синдрома при спазмофилии.

8. Измерение окружности головы.

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11.

Недоношенные дети

Вопросы к занятию:

1. Причины невынашивания.

2. Классификация недоношенности.

3. Внешние признаки недоношенности.

4. Анатомо-физиологические особенности органов и систем недоношенных детей.

5. Причины, варианты задержки внутриутробного развития, клиническая характеристика.

6. Особенности ухода за недоношенным ребенком.

7. Вскармливание недоношенных детей.

Терминология: лануго, крипторхизм, сурфактант, респираторный дистресс синдром, ателектаз, недоношенность, парентеральное питание, ранний неонатальный период.

Задание для самостоятельной работы

1. Изучение блока дополнительной информации по теме.

4. Работа с больными:

а) сбор акушерско-гинекологического анамнеза для выявления причин невынашивания и срока гестации;

б) определение внешних признаков недоношенности;

в) расчет суточного объема питания для недоношенного ребенка калорийным способом, составление меню;

г) оценка физического и психомоторного развития недоношенного ребенка;

д) рекомендации родителям по уходу за недоношенным ребенком при выписке из стационара;

е) оценка имеющихся лабораторных анализов и назначение недостающих;

ж) отработка на больном практических навыков и умений к данному разделу.

Практические навыки:

1. Оценка мышечного тонуса.

2. Рефлексы орального и спинального автоматизма, их особенности в зависимости от срока гестации;

3. Определение объема разового и суточного кормления недоношенных детей.

Практическое занятие №12.

Сепсис. Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных

Вопросы к занятию:

1. Этиология гнойно-септических заболеваний у новорожденных.

2.Формы локализованной гнойной инфекции, клиническая картина, лечение.

3. Факторы риска развития сепсиса у новорожденных детей, основные
звенья патогенеза, классификация.

4. Клинические и лабораторные критерии диагностики сепсиса, понятие о системной воспалительной реакции.

5. Принципы лечения сепсиса и его осложнений.

Терминология: омфалит, эритродермия, флебит, эксфолиация, инфекции, везикулопустулез, пемфигус новорожденных, нозокомиальные, септицемия, септикопиемия.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:

а)   собрать анамнез для выявления источника, причин инфицирований, путей передачи инфекции в антенатальном, интранатальном и постнатальном
периодах жизни:

б)   обследовать больного для выявления патологических проявлений, позволяющих диагностировать гнойно-септическую инфекций;

в)   оценить имеющиеся результаты лабораторного обследования и назначить недостающие;

г) сформулировать диагноз гнойно-септической инфекции;

д)   назначить комплексное лечение;

е)   принять меры, предупреждающие развитие гнойно-септического заболевания у данного ребенка;

ж) дать рекомендации по диспансеризации после выписки ребенка домой.

Практические навыки:

1. Оценка общего анализа крови.

2. Методика забора крови на стерильность.

3. Методика бактериологического исследования, отделяемого из пупочной ранки, глаз, гнойничков, кала, спинномозговой жидкости, оценка результата.

4. Оценка состояния и обработка пупочной ранки.

 

Практическое занятие № 13.

Практическое занятие № 14.

Вопросы к занятию:

1. Определение и причины асфиксии новорожденных.

2. Оценка состояния новорожденного, родившегося в асфиксии.

3. Основные принципы оказания первичной помощи новорожденным при асфиксии.

4. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия, основные синдромы острого и восстановительного периодов.

5. Определение и причины родовой черепно-мозговой травмы.

6. Клиническая картина при кровоизлияниях в мозг различной локализации.

7. Причины развития родовой спинальной травмы.

8. Клиническая картина акушерских парезов и параличей при различной локализации травмы.

9. Принципы лечения перинатальной энцефалопатии в различные периоды заболевания.

Термины к занятию: асфиксия новорожденного, кардио-респираторная депрессия, кефалогематома, эпидуральное кровоизлияние, субдуральное кровоизлияние, супра- и субтенториальное кровоизлияние, парез Дюшена- Эрба, парез Дежерина-Клюмпке, парез Кофферата, парез Керра.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:
а)собрать анамнез для выявления причин гипоксии плода, асфиксии, внутричерепной или спинальной родовой травмы;
б)обследовать больного для выявления причин патологических симптомов и синдромов, позволяющих диагностировать перинатальное поражение мозга;
в)оценить имеющиеся результаты инструментального и лабораторного обследования и назначить недостающие;
г)назначить комплексное лечение;
д)дать рекомендации по диспансеризации после выписки ребенка домой.

Практические навыки:

1. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.

2. Оценка характера рефлексов орального и спинального автоматизма.

3. Пальпация швов, родничков, измерение окружности головы.

4. Техника проведения люмбальной пункции у новорожденных детей.

Практическое занятие № 15

Бронхиальная астма у детей

Вопросы к занятию:

1. Определение, эпидемиология, факторы риска развития бронхиальной астмы у детей.

2. Классификация бронхиальной астмы у детей. Клиническая характеристика приступного периода, астматический статус. Особенности течения бронхиальной астмы у детей раннего возраста.

3. Диагностика и дифференциальная диагностика бронхиальной астмы
у детей.

4. Современная программа лечения бронхиальной астмы у детей. Образовательные программы при бронхиальной астме. Понятие о базисной терапии. Аллергенспецифическая иммунотерапия. Комбинированная фармакотерапия. Ступенчатый принцип лечения.

5. Неотложная помощь1 при остром приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе.

6. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы в детском
возрасте.

Термины к занятию: атопия, гиперреактивность дыхательных путей, триггеры, астматический статус, астма-школа, пикфлоуметрия, системы доставки лекарственных препаратов в дыхательные пути, бета-адрено-
миметики, астматический статус, ингаляционные глюкокортикостероиды.

З адание на самостоятельную работу:

1.Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:

а) изучить анамнез болезни и жизни, сделать выводы об их значении в развитии заболевания;

б) определить основные признаки бронхиальной астмы у ребенка;

в) изучить и охарактеризовать данные дополнительных исследований;

г) поставить диагноз и обосновать его;

д) составить схемы этапного лечения у конкретного больного;

е) обучить родителей способам контроля состояния ребенка (пикфлоуметрия, ведение дневника самоконтроля);

д) изучить современные системы доставки лекарственных препаратов в дыхательные пути;

Практические навыки:

1. Подсчет ЧДД, оценка результатов.

2. Аускультация легких у детей, оценка результатов.

3. Перкуссия легких,оценка результата.

4. Проведение пикфлоуметрии, трактовка результатов.

5. Техника применения современных систем доставки препаратов в дыхательные пути.

6. Спейсер, небулайзер, турбохаллер, мультидиск и др.

Практическое занятие № 16

Вопросы к занятию:

1. Анатомо-физиологические особенности желчевыделительной системы у детей.

2. Аномалии развития желчевыделительной системы.

3. Классификация заболеваний желчевыделительной системы у детей.

4. Клинические проявления холецистопатий у детей.

5. Методы диагностики холецистопатий у детей.

6. Принципы лечения детей с различными проявлениями холецистопатий.

7. Диспансерное наблюдение и санаторное лечение детей с заболеваниями желчевыделительной системы.

Термины к занятию: холецистит, дискинезия, холецистограмма, гипертоническая дискинезия, гипотоническая дискинезия, френикус-симптом, лямблиоз, диспепсический синдром, ахолия, стеаторрея, креаторрея.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:
а)осмотреть больного с заболеванием желчевыделительной системы с целью уточнения клинических симптомов заболевания;
б)обосновать предварительный диагноз;
в)разработать план обследования больного с заболеваниями желчевыделительной системы;

г) разработать план лечения больного с заболеваниями желчевыделительной системы.

Практические навыки:

1. Пальпация живота.

2. Определение симптомов Ортнера, Керра, Мерфи.

3. Определение размеров печение.

4. Оценка анализа микроскопии дуоденального содержимого.

5. Оценка результатов фракционного дуоденального зондирования.

Практическое занятие № 17

Геморрагические диатезы и системные васкулиты у детей.

Вопросы к занятию:

1. Современные понятия о системе гемостаза.

2. Классификация геморрагических заболеваний у детей.

3. Этиология, клиника геморрагического васкулита, дифференциальная диагностика

4. Этиология, клиника гемофилии, лабораторные критерии диагностики.

5. Тромбоцитопеническая пурпура, клиническая картина, лабораторная диагностика

6. Лечение геморрагических диатезов.

Термины к занятию: геморрагии, экхимоз, гематома, гемартроз, тромбоцитопения, вазопатия, гемостаз, фибринолиз.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:
а) изучить анамнез болезни и жизни, и сделать выводы об их значении в развитии заболевания;
б) определить основные клинические признаки геморрагического диатеза у ребенка;
в) изучить и охарактеризовать данные дополнительных исследований, обосновать назначения недостающих;
г)поставить диагноз и обосновать его;
д)назначить лечение конкретному больному.

Практические навыки:

1. Выявление геморрагического симптома.

2. Проведение эндотелиальных проб.

3. Оценка анализа крови.

4. Оценка коагулограммы.

 

Практическое занятие № 18

Пиелонефриты у детей.

Вопросы к занятию:

1. Классификация заболеваний почек у детей.

2. Методы исследования мочевой системы у детей.

3. Этиология и патогенез пиелонефритов, классификация у детей.

4. Клинические проявления пиелонефритов у детей. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.

5. Принципы лечения и профилактики пиелонефритов у детей.

Термины к занятию: пиелонефрит, энурез, тубулопатия, уремия, дисметаболические нефропатии, азотемия.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:
а) изучить анамнез болезни и жизни, сделать выводы об их значении в развитии заболевания;
б)осмотреть больных с целью выявления ренальных и экстраренальных симптомов заболевания;
в)изучить и характеризовать данные дополнительных исследований, обосновать назначения недостающих;
г)обосновать предварительный диагноз и лечение;
д)доставить схемы этапы лечения у конкретного больного.

Практические навыки:

1. Пальпация почек.

2. Оценка общего анализа мочи.

3. Оценка общего анализа мочи по Нечипоренко.

4. Оценка общего анализа мочи по Зимницкому.

5. Оценка бактериологического посева мочи и степени бактериурии.

6. Измерение артериального давления.

7. Оценка биохимических анализов крови (остаточный азот, мочевина, креатинин, общий белок и фракции, холестерин.)

8. Выявление скрытых отеков.

Практическое занятие № 19

Вопросы к занятию:

1. Строение и функция щитовидной железы.

2. Эндемический зоб: определение, классификация, профилактика и лечение.

3. Диффузный токсический зоб: причины, клиническая картина, диагностика и лечение.

4. Воспалительные заболевания щитовидной железы у детей.

5. Гипотиреозы.

Термины к занятию: эндемический зоб, экзофтальм, миксидема, синдром Грефе, Мебиуса, (телеграфного столба), гипотиреоз врожденный, приобретенный, гипертиреоз врожденный, приобретенный, тиреоидит, тиреотоксикоз.

Задание на самостоятельную работу:

1. Провести работу с больными:
а) изучить анамнез болезни и жизни, сделать выводы об их значении в развитии заболевания;
б)определить размеры щитовидной железы у детей и оценить ее;
в)определить основные симптомы тиреотоксикоза;
г)изучить методы йодной профилактик у детей;

д) алгоритм профилактики и лечения эндемического зоба.

Практические навыки:

1. Пальпация, определение размеров щитовидной железы у детей старшего возраста

2. Оценка физического развития.

3. Оценка содержания тиреоидных гормонов (Т3, Т4).

4. Оценка содержания сахара в крови.

5. Оценка полового развития.

 

Практическое занятие №20

Оказание неотложной помощи детям на догоспитальном этапе

Вопросы к занятию:

1. Гипертермия. Клинические формы. Принципы оказания неотложной помощи. Показания к госпитализации.

2. Инородные тела дыхательных путей. Клинические проявления. Физические методы удаления инородных тел. Правила транспортировки.

3. Этиопатогенез судорожного синдрома. Неотложная помощь.

4. Причины острых отравлений у детей. Симптоматика. Принципы оказания неотложной помощи.

5. Острые аллергические реакции у детей: крапивница, отек Квинке, анафилактический шок. Меры неотложной помощи.

6. Синдром острой недостаточности кровообращения: сердечная недостаточность, нарушение ритма сердца.

Термины к занятию: лихорадка, антипиретики, прием Геймлиха, судорожный синдром, энтеросорбция, сердечные гликозиды, синдром «малого сердечного выброса», синдром WPW, брадиаритмии.

Задание на самостоятельную работу:

1. Провести работу с больными:

а)   изучить анамнез болезни, сделать выводы об их значении в развитии
заболевания;

б) оценить степень тяжести состояния больного;

в) оценить кожные покровы у детей;   

г) измерить температуру тела, оценить результаты;

д) подсчитать ЧСС, ЧДД, измерить АД у детей, оценить результаты.

Практические навыки:

1. Осмотр полости рта и зева у детей. Техника интубации трахеи.

2. Принципы физического удаления инородных тел дыхательных путей.

3. Методика проведения искусственной вентиляции легких (на догоспитальном этапе).

4. Техника промывания желудка, показания для проведения.

5. Очистительная клизма, показания и техника проведения.

6. Техника проведения непрямого массажа сердца.

 

Практическое занятие №21

Вопросы к занятию:

1. Корь. Определение, этиология, эпидемиология, патогенез.

2. Классификация. Клиническая картина периодов кори, осложнения кори.

3. Диагностика, дифференциальная диагностика кори.

4. Лечение, профилактика, противоэпидемические мероприятия в очаге кори.

5. Краснуха. Определение, этиология, эпидемиология, патогенез.

6. Клиническая картина приобретенной и врожденной краснухи.

7. Диагноз, дифференциальный диагноз краснухи, профилактика краснухи.

8. Скарлатина. Определение, этиология, эпидемиология.

9. Патогенез, линии патогенеза.

10. Классификация, клиническая картина, осложнения скарлатины.

11. Лечение и профилактика скарлатины.

Термины к занятию: индекс контагиозности, экзантема, энантема, пятна Бельского-Филатова-Коплика, этапность высыпаний, митигированная корь, триада Грегга, «малиновый язык», «скарлатинозное сердце», мелко пластинчатое шелушение.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по теме.

2. Провести работу с больными:

а) изучить анамнез, эпиданамнез, прививочный анамнез у пациентов с корью, краснухой, скарлатиной;

б) определить основные опорные клинические симптомы у больных с корью (для каждого периода болезни), краснухой, скарлатиной;

в) дать морфологическую характеристику сыпи, определить основной морфологический синдром для дифференциально-диагностического поиска;

г) определить наличие осложнений у коревого больного, больного скарлатиной;

д) составить план обследования и лечения;

е) интерпретировать данные лабораторного обследования;

ж) назначить лечение больному с коревым крупом, коревой пневмонией;

з) составить план профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;

и) составить план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.

Практические навыки:

1. Введение лекарственных средств ингаляционным методом.

2. Осмотр полости зева.

3. Перкуссия, аускультация легких у детей.

4. Определение границ относительной сердечной тупости у детей, аускультация сердца.

5. Определение основных морфологических характеристик сыпи при кори, краснухе, скарлатине.

Практическое занятие №22

Коклюш.

Вопросы к занятию:

1. Определение, этиология, эпидемиология, патогенез коклюша

2. Классификация, клиническая картина коклюша

3. Особенности течения коклюша у детей первых месяцев жизни

4. Осложнения коклюша

5. Диагностика, дифференциальная диагностика коклюша, формулировка диагноза

6. Лечение, профилактика, диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими коклюш

Термины к занятию: ферменты патогенности, спазматический кашель, репризы, гипоксия, апноэ, диспноэ, паракоклюш, АКДС, одышка, дыхательная недостаточность, метод «кашлевых пластинок», коклюшный токсин, ИВЛ.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:

а) собрать эпидемиологический анамнез, прививочный анамнез у пациента с коклюшем;

б) провести объективный осмотр, определить основные опорно-диагностические признаки типичного коклюша;

в) выявить наличие осложнений коклюша;

г) составить план обследования и лечения, соблюдая основные принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии;

д) составить дифференциально-диагностический ряд заболеваний по основным синдромам коклюша в различные периоды заболевания;

е) обосновать клинический диагноз, сформулировать его в соответствии с классификацией коклюша;

ж) интерпретировать лабораторные данные (ОАК, результаты бактериологического исследования, ИФА);

з) составить план профилактических мероприятий в очаге коклюша;

и) дать рекомендации по диспансерному наблюдению после выписки из стационара.

Практические навыки:

1.Определить степень дыхательной недостаточности, необходимый метод респираторной поддержки.

2. Искусственная вентиляция легких.

3. Методика забора материала для бактериологического исследования при коклюше.

Практическое занятие №23

Вопросы к занятию:

1. Дифтерия. Определение, этиология, эпидемиология.

2. Патогенез дифтерии, патогенетический механизм образования дифтерийного налета.

3. Классификация, клиническая картина дифтерии.

4. Ранние и поздние осложнения дифтерии.

5. Диагностика, дифференциальная диагностика дифтерии.

6. Лечение, профилактика, прогноз дифтерии.

7. Инфекционный мононуклеоз. Этиология, эпидемиология, патогенез.

8. Клинические проявления инфекционного мононуклеоза.

9. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

10. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими инфекционный мононуклеоз.

Термины к занятию: дифтерия, дифтерийный экзотоксин, дифтерийный анатоксин, токсигенный штамм, среда Лефлера, фибринозная пленка, инфекционно-токсический шок, дифтерийный круп, триада Молчанова, лимфоаденопатия, атипичные мононуклеары, цитомегаловирус, Эпштейн-Барр вирус.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучение дополнительного информационного материала по данной теме.

2. Работа с больными:

а) изучение жалоб, анамнеза заболевания и эпиданамнеза пациента с дифтерией и инфекционным мононуклеозом;

б) клинический осмотр, выявление основных патогмоничных симптомов дифтерии, инфекционного мононуклеоза;

в) определить наличие и характер имеющихся осложнений у госпитализируемого больного с дифтерией;

г) организовать забор материала для бак. исследования у пациента с дифтерией и контроль за своевременной доставкой материала в бактериологическую лабораторию;

д) составить план обследования и лечения;

е) составить дифференциально-диагностический ряд по основным синдромам дифтерии, инфекционного мононуклеоза;

ж) оценить результаты лабораторного обследования (ОАК, ИФА, ПЦР, бактериологического исследования на BL);

з) обосновать клинический диагноз, сформулировать его в соответствии с классификацией изучаемых нозологий;

и) составить план противоэпидемических мероприятий в очаге дифтерии, план диспансерного наблюдения.

Практические навыки:

1. Измерение АД, ЧСС, ЧД, адекватности тканевой перфузии (с-м «бледного пятна»), интерпретация полученных данных.

3. Забор материала для бак. исследования при дифтерии;

4. Введение противодифтерийной сыворотки по методу Безредко;

5. Пальпация, перкуссия печени, селезенки.

6. Пальпация лимфатических узлов, оценка результата.

Практическое занятие №24

Вопросы к занятию:

1. Острый вирусный гепатит А, этиология, эпидемиология, патогенез.

2. Клиническая картина, классификация, дифференциальный диагноз.

3. Основные принципы диагностики и лечения.

4. Профилактика, меры в очаге гепатита А.

5. Острый вирусный гепатит В, этиология, эпидемиология, патогенез.

6. Классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальный диагноз.

7. Лечение и профилактика вирусного гепатита В.

8. Острый вирусный гепатит С, этиология, эпидемиология, патогенез.

9. Классификация, клиническая картина, диагностика, прогноз.

10. Лечение и профилактика гепатита С.

11. Вирусные гепатиты Е, Д, дельта. Особенности эпидемиологии, патогенеза.

12. Дифференциальный диагноз гепатитов.

Термины к занятию: гепатит, холестаз, гипербилирубинемия, печеночная энцефалопатия, печеночная кома, перинатальный контакт по гепатиту, трансаминазы, синдром цитолиза.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больными:

а) изучить анамнез жизни, болезни, эпиданамнез у больного с гепатитом;

б) определить основные клинические симптомы гепатита;

в) провести оценку лабораторных показателей;

г) составить алгоритм дифференциально-диагностического поиска;

д) назначить план лечения больному с вирусным гепатитом;

е) составить план профилактических мероприятий в очаге вирусного гепатита.

Практические навыки:

1. Пальпация, перкуссия печени и селезенки.

2. Определение степени желтухи.

3. Техника проведения дуоденального зондирования.

4. Фототерапия новорожденных.

5. Подготовка к ультразвуковому исследованию печени, поджелудочной железы.

Практическое занятие №25

Вопросы к занятию:

1. Ветряная оспа. Этиология, эпидемиология, патогенез.

2. Классификация, клиническая картина, осложнения ветряной оспы. Врожденная ветряная оспа.

3. Диагностика, дифференциальная диагностика ветряной оспы.

4. Лечение, профилактика, прогноз.

5. Эпидемический паротит. Определение, этиология, эпидемиология, патогенез.

6. Клиническая картина, осложнения эпидемического паротита.

7. Диагностика, дифференциальная диагностика эпидемического паротита.

8. Лечение, профилактика, прогноз эпидемического паротита.

Термины к занятию: везикула, пустула, толчкообразность высыпаний, сыпь «рэш», ложный полиморфизм сыпи, энцефалит, паротит, субмаксиллит, панкреатит, орхит.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Работа с больными:

а) определить основные клинические симптомы у больного ветряной оспой;

б) провести дифференциальный диагноз сыпи по синдрому везикулезная сыпь;

в) назначить лечение больному ветряной оспой;

г) составить план противоэпидемических мероприятий в очаге ветряной оспы, определить сроки изоляции и разобщения контактных лиц;

д) определить клинические симптомы у больного эпидемическим паротитом;

е) провести дифференциальный диагноз заболевания;

ж) назначить лечение пациенту с эпидемическим паротитом;

з) составить план противоэпидемических мероприятий в очаге эпидемического паротита.

Практические навыки:

1. Оценка сыпи у детей.

2. Пальпация околоушных желез.

3. Выявление менингеальных симптомов.

4. Техника проведения спинномозговой пункции детям, оценка результата.

Практическое занятие №26

Острые кишечные инфекции

Вопросы к занятию:

1. Острые кишечные инфекции. Определение, этиология, эпидемиология.

2. Патогенез острых кишечных инфекций. Секреторные, инвазивные и осмотические диареи у детей.

3. Клиническая картина острых кишечных инфекций. Основные топические синдромы поражения ЖКТ при острых кишечных инфекциях у детей.

4. Сальмонеллез.

5. Дизентерия.

6. Эшерихиозы.

7. Ротавирусная инфекция.

8. Иерсиниоз.

9. Кишечные инфекции, вызванные условно-патогенной флорой.

10. Диагностика, дифференциальная диагностика.

11. Осложнения острых кишечных инфекций.

12. Лечение, профилактика, прогноз острых кишечных инфекций.

Термины к занятию: диарея, эксикоз, токсикоз, инфекционно-токсический шок, гемолитико-уремический синдром, оральная регидратация, кишечные антисептики, бактериофаги.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить блок дополнительной информации по данной теме.

2. Провести работу с больным:

а) определить основные клинические симптомы, вид диареи, ведущий клинический синдром, наличие признаков токсикоза и/или эксикоза у больного острой кишечной инфекцией;

б) назначить план обследования, определить тяжесть течения острой кишечной инфекцией;

в) провести дифференциальную диагностику заболевания, определить наличие осложнений заболевания;

г) назначить оральную регидратацию больному с эксикозом;

д) составить план профилактических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции.

Практические навыки:

1. Проведение контрольного взвешивания у детей раннего возраста.

2. Пальпация живота у детей.

3. Техника введения газоотводной трубки.

4. Техника промывания желудка.

5. Техника очистительной клизмы.

6. Проведение оральной регидратации.

 

ЗАДАЧИ ДЕЖУРСТВА

Преподаватель дает задание на дежурство. Дежурство у студентов 5-го курса начинается с 18 часов и до 8 часов утра. Студент обязан явиться без опозданий в соответствующей форме и представиться дежурному врачу. План работы студента строится в соответствии с работой дежурного врача: обход по отделениям, осмотр тяжелобольных. Студент участвует в приеме больных, в выполнении назначений дежурного врача, при необходимости оказывает экстренную помощь.

Дежурство помогает студенту овладеть всеми практическими навыками. 

Студент пишет отчет о проведенной работе во время дежурства, отчет заверяется дежурным врачом.

На следующее утро студент отчитывается о проделанной работе перед группой. В отчет включается следующая работа: количества осмотренных больных, какие выполнил диагностические и лечебные манипуляции.

 

ФГБОУ ВО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова»

 

 

медицинский факультет
кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии

 

Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Жетишев Р.А.
Преподаватель: к.м.н., доцент

 

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

 

ФИО пациента

Возраст              (дата рождения)

Основной клинический диагноз:

 

Осложнения основного заболевания:

Сопутствующая патология:

 

 

Куратор студент __ курса ЛД (СТ),  подгруппа

ФИО___________________

Начало курации:________

Окончание курации:_______

г. Нальчик 2017


ПЛАН ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Паспортная часть

1. Фамилия, имя, отчество больного

2. Возраст

3. Дата поступления в клинику

4. Занятие родителей

5. Адрес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.303 с.)