Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи и методы возрастной психологии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология – это отрасль психологической науки. Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека. Предмет возрастной психологии:
Центральная проблема возрастной психологии – условия и движущая сила развития. Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология (психология людей пожилого возраста) Возрастная психология тесно связана с другими науками: возрастной физиологией, общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, философией и др. науками. Возрастная психология и педагогическая психология составляют единство, у них общий объект изучения – ребенок, подросток, юноша. Зарождение возрастной психологии относится к 2-й половине 19 века и связано с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительным вкладом в развитие психолого – педагогической мысли стали труды Д. Ушинского. В одной из своих работ «Человек как предмет воспитания» Ушинский писал: «Нужно изучать законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». В начале 20 века в области возрастной психологии выявляются 2 течения по - разному трактующие источники (факторы) психического развития детей: биогенетическая и социогенетическое направления. Биогенетическое направление: в трактовке психического развития ребенка делается установка на врожденные особенности ребенка. Воспитание выступает здесь лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных, наследственно обусловленных психических качеств. Из биогенетического закона были сделаны реакционные педагогические выводы. Вмешательство в естественный ход развития ребенка рассматривалось как недопустимый произвол. Социогенетическое направление. Среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка и поэтому для того, чтобы изучить ребенка, достаточно проанализировать структуру его среды. Но, непонятно, почему в условиях одной и той же социальной среды формируются совершенно разные по множеству показателей личности, почему очень сходные по своему внутреннему миру, содержанию и формам поведения люди складываются в различном социальном окружении. Педология (наука о детях) – это совокупность биологических, психологических и социальных концепций развития ребенка. Возникла в конце 19 начале 20 веков в США и Западной Европе. Основывалась на методических представлениях о ребенке, судьба которого фатально предопределена наследственностью и влиянием окружающей среды. (С. Холл, Э. Мейман, В. Прейер, В. М. Бехтерев, А. П. Нечаев) Теория развития высших психических функций Л. С. Выготского (1896-1934г.). Обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развития. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды. Выготский утверждает, что за всеми высшими психическими функциями генетически выступают социальные отношения людей. Психическое развитие осуществляется путем усвоения социального опыта, через учение. Ученые – психологи: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень физиологического и психологического развития. Они характеризуются совокупностью физиологических и психологических изменений. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью, характером воспитания. В нашей стране принята следующая периодизация возраста: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый (10-15 лет); юность (15-21 год); зрелость (21-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (от 90 лет).
Важный момент возрастного развития личности – кризисность. Кризис 1 года. С трудом воспринимает слово «нельзя» Кризис 3 лет. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует считаться со своим мнением. Кризис 7 лет. Адаптация или дезадаптация к школе. Кризис подросткового возраста (11-15 лет). Гормональное созревание, разбалансировка организма. Кризис 17 лет. Страх в связи с самоопределением в жизни. Кризис 30 лет. Возникает вследствие нереализованности жизненных замыслов. Кризис 40 лет связан с ощущением человека, что он стареет Кризис предпенсионного возраста. Боязнь остаться без работы. Кризис 60-75 лет. Эгоистическая стагнация. Человек зацикливается на своих болезнях. Остановимся на понятиях акселерации и ретрадации Акселерация (латынь – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процесса физического созревания организма и социализацией личности. Акселерация наступила в середине 70-х годов. Физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, которые являются основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13 – 15 годам у девочек, к 14 – 16 годам у мальчиков в средних регионах нашей страны физиологическое развитие организма, в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе и сексуальных, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим нагрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основное противоречие акселерации. Ретрадация. Отставание детей в физическом развитии, которое обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием канцерогенных веществ, неблагоприятной окружающей средой в целом. Наблюдается отставание не только физического развития, но и психического. Неравномерности развития. Закономерности физического развития: · В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется. · Физически ребенок развивается неравномерно; в одни периоды быстрее, в другие – медленнее. · Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально. Закономерности духовного развития: · Между возрастом человека и темпами интеллектуального, социального, духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше эти темпы; с возрастом темпы духовного развития замедляются. · Духовное развитие людей протекает неравномерно, то есть социальные функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств под влиянием внешних обстоятельств развиваются неравномерно. · Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов интеллектуальной, социальной деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называют сенситивными. Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. По мере развития психики человека, его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано воспитание. Лекция 5 Практическая работа Игра как средство формирования социального опыта ребёнка.
Зрелость - 36-60 лет Этот возраст – психологи называют кризисом идентичности. Человек подводит итоги своей жизни, и результат не всегда бывает положительным. Точную дата таких переживаний назвать сложно. Объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, достиг профессиональной вершины, но… позади молодость, а впереди старость… Идут изменения в физиологической активности организма, появляются явные признаки старения. Дети уходят из семьи, женятся, нужно осваивать новые роли – дедушки и бабушки. Нужно научиться жить вдвоем. Классификация людей предпенсионного возраста:
Пожилой возраст - 60-75 лет Человек в этом возрасте может попасть в состояние эгоистической стагнации – человек зацикливается на физической боли и организм отвечает букетом разнообразных заболеваний (всегда сначала заболевает душа, а потом тело). В этом состоянии обостряются личные качества человека: разговорчивость превращается в старческую болтливость, рассудительность переходит в подозрительность, осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью. Создание личностного отношения к бренности существования – это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности существования может принимать разные формы: от обострения философско - религиозных исканий до приобретения экзотических хобби. Болезни пожилого возраста, инфаркт, стенокардия, инсульт, склероз, гипертония. Уменьшается интерес к своей внешности, гигиене собственного тела. Возрастная психология. Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень физиологического и психологического развития. Они характеризуются совокупностью физиологических и психологических изменений. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью, характером воспитания. В нашей стране принята следующая периодизация возраста: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый (10-15 лет); юность (15-21 год); зрелость (21-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (от 90 лет).
Важный момент возрастного развития личности – кризисность. Кризис 1 года. С трудом воспринимает слово «нельзя» Кризис 3 лет. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует считаться со своим мнением. Кризис 7 лет. Адаптация или дезадаптация к школе. Кризис подросткового возраста (11-15 лет). Гормональное созревание, разбалансировка организма. Кризис 17 лет. Страх в связи с самоопределением в жизни. Кризис 30 лет. Возникает вследствие нереализованности жизненных замыслов. Кризис 40 лет связан с ощущением человека, что он стареет Кризис предпенсионного возраста. Боязнь остаться без работы. Кризис 60-75 лет. Эгоистическая стагнация. Человек зацикливается на своих болезнях. Остановимся на понятиях акселерации и ретрадации Акселерация (латынь – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процесса физического созревания организма и социализацией личности. Акселерация наступила в середине 70-х годов. Физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, которые являются основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13 – 15 годам у девочек, к 14 – 16 годам у мальчиков в средних регионах нашей страны физиологическое развитие организма, в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе и сексуальных, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим нагрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основное противоречие акселерации. Ретрадация. Отставание детей в физическом развитии, которое обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием канцерогенных веществ, неблагоприятной окружающей средой в целом. Наблюдается отставание не только физического развития, но и психического. Неравномерности развития. Закономерности физического развития: · В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется. · Физически ребенок развивается неравномерно; в одни периоды быстрее, в другие – медленнее. · Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально. Закономерности духовного развития: · Между возрастом человека и темпами интеллектуального, социального, духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше эти темпы; с возрастом темпы духовного развития замедляются. · Духовное развитие людей протекает неравномерно, то есть социальные функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств под влиянием внешних обстоятельств развиваются неравномерно. · Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов интеллектуальной, социальной деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называют сенситивными. Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. По мере развития психики человека, его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано воспитание. Лекция 5 Практическая работа Игра как средство формирования социального опыта ребёнка.
Зрелость - 36-60 лет Этот возраст – психологи называют кризисом идентичности. Человек подводит итоги своей жизни, и результат не всегда бывает положительным. Точную дата таких переживаний назвать сложно. Объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, достиг профессиональной вершины, но… позади молодость, а впереди старость… Идут изменения в физиологической активности организма, появляются явные признаки старения. Дети уходят из семьи, женятся, нужно осваивать новые роли – дедушки и бабушки. Нужно научиться жить вдвоем. Классификация людей предпенсионного возраста:
Пожилой возраст - 60-75 лет Человек в этом возрасте может попасть в состояние эгоистической стагнации – человек зацикливается на физической боли и организм отвечает букетом разнообразных заболеваний (всегда сначала заболевает душа, а потом тело). В этом состоянии обостряются личные качества человека: разговорчивость превращается в старческую болтливость, рассудительность переходит в подозрительность, осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью. Создание личностного отношения к бренности существования – это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности существования может принимать разные формы: от обострения философско - религиозных исканий до приобретения экзотических хобби. Болезни пожилого возраста, инфаркт, стенокардия, инсульт, склероз, гипертония. Уменьшается интерес к своей внешности, гигиене собственного тела. Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология – это отрасль психологической науки. Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека. Предмет возрастной психологии:
Центральная проблема возрастной психологии – условия и движущая сила развития. Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология (психология людей пожилого возраста) Возрастная психология тесно связана с другими науками: возрастной физиологией, общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, философией и др. науками. Возрастная психология и педагогическая психология составляют единство, у них общий объект изучения – ребенок, подросток, юноша. Зарождение возрастной психологии относится к 2-й половине 19 века и связано с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительным вкладом в развитие психолого – педагогической мысли стали труды Д. Ушинского. В одной из своих работ «Человек как предмет воспитания» Ушинский писал: «Нужно изучать законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». В начале 20 века в области возрастной психологии выявляются 2 течения по - разному трактующие источники (факторы) психического развития детей: биогенетическая и социогенетическое направления. Биогенетическое направление: в трактовке психического развития ребенка делается установка на врожденные особенности ребенка. Воспитание выступает здесь лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных, наследственно обусловленных психических качеств. Из биогенетического закона были сделаны реакционные педагогические выводы. Вмешательство в естественный ход развития ребенка рассматривалось как недопустимый произвол. Социогенетическое направление. Среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка и поэтому для того, чтобы изучить ребенка, достаточно проанализировать структуру его среды. Но, непонятно, почему в условиях одной и той же социальной среды формируются совершенно разные по множеству показателей личности, почему очень сходные по своему внутреннему миру, содержанию и формам поведения люди складываются в различном социальном окружении. Педология (наука о детях) – это совокупность биологических, психологических и социальных концепций развития ребенка. Возникла в конце 19 начале 20 веков в США и Западной Европе. Основывалась на методических представлениях о ребенке, судьба которого фатально предопределена наследственностью и влиянием окружающей среды. (С. Холл, Э. Мейман, В. Прейер, В. М. Бехтерев, А. П. Нечаев) Теория развития высших психических функций Л. С. Выготского (1896-1934г.). Обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развития. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды. Выготский утверждает, что за всеми высшими психическими функциями генетически выступают социальные отношения людей. Психическое развитие осуществляется путем усвоения социального опыта, через учение. Ученые – психологи: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.011 с.) |