![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие возраста. Возрастная периодизация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень физиологического и психологического развития. Они характеризуются совокупностью физиологических и психологических изменений. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью, характером воспитания. В нашей стране принята следующая периодизация возраста: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый (10-15 лет); юность (15-21 год); зрелость (21-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (от 90 лет).
Важный момент возрастного развития личности – кризисность. Кризис 1 года. С трудом воспринимает слово «нельзя» Кризис 3 лет. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует считаться со своим мнением. Кризис 7 лет. Адаптация или дезадаптация к школе. Кризис подросткового возраста (11-15 лет). Гормональное созревание, разбалансировка организма. Кризис 17 лет. Страх в связи с самоопределением в жизни. Кризис 30 лет. Возникает вследствие нереализованности жизненных замыслов. Кризис 40 лет связан с ощущением человека, что он стареет Кризис предпенсионного возраста. Боязнь остаться без работы. Кризис 60-75 лет. Эгоистическая стагнация. Человек зацикливается на своих болезнях. Остановимся на понятиях акселерации и ретрадации Акселерация (латынь – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процесса физического созревания организма и социализацией личности. Акселерация наступила в середине 70-х годов. Физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, которые являются основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.
К 13 – 15 годам у девочек, к 14 – 16 годам у мальчиков в средних регионах нашей страны физиологическое развитие организма, в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе и сексуальных, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим нагрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основное противоречие акселерации. Ретрадация. Отставание детей в физическом развитии, которое обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием канцерогенных веществ, неблагоприятной окружающей средой в целом. Наблюдается отставание не только физического развития, но и психического. Неравномерности развития. Закономерности физического развития: · В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется. · Физически ребенок развивается неравномерно; в одни периоды быстрее, в другие – медленнее. · Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально. Закономерности духовного развития: · Между возрастом человека и темпами интеллектуального, социального, духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше эти темпы; с возрастом темпы духовного развития замедляются. · Духовное развитие людей протекает неравномерно, то есть социальные функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств под влиянием внешних обстоятельств развиваются неравномерно. · Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов интеллектуальной, социальной деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называют сенситивными.
Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. По мере развития психики человека, его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано воспитание.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.43 (0.01 с.) |