Становление личности в юношеском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление личности в юношеском возрасте



 

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возраст приходится становление нравственного самосознания.

Продолжается процесс познания своего «Я», но этот процесс теряет эмоциональную напряженность и проходит на спокойном эмоциональном фоне. Этому возрасту свойственен ряд противоречий: стремление к самовоспитанию сопровождается отрицательным отношением к призывам взрослых на этот счёт; чуткость к нравственным оценкам сочетается с внешним равнодушием к ним (сам разберусь, сам знаю); желание быть выдержанным - с импульсивностью и непоследовательностью. По меткому определению психолога Мудрика, юноши – люди выросшие, но не взрослые, увлекающиеся, но не увлечённые, информированные, но не компетентные.

На психическое развитие современного юношества колоссальное влияние оказывают культурные и исторические факторы: возрастная сегрегация (отдаление), удлиняющийся период материальной зависимости, экономическая нестабильность в стране, влияние средств массовой информации. Юношество

моделирует своё поведение по упрощённым схемам, предлагаемых средствами массовой информации.

Главное внимание юношеского возраста сосредоточено на развитии мотивационной сферы: определения места в жизни, формировании мировоззрения, самосознания, познавательной деятельности. На социальном уровне, в связи с окончанием школы, главной задачей возраста становится выбор профессии. Подготовка к выбору профессии проходит несколько этапов:

1 этап – детская игра с принятием на себя разных профессиональных ролей;

2 этап – подростковая фантазия, с возможной переоценкой своих профессиональных возможностей;

3 этап – предварительный выбор профессии, оценка разных видов деятельности с точки зрения их интересности, затем – с точки зрения способностей, и ещё позднее – с точки зрения ценностей;

4 этап – практическое принятие решения.

 3 и 4 этап приходятся на юношеский возраст. Важными факторами профессионального самоопределения являются уровень информированности и уровень притязаний, которые зависят от социальных условий и от образовательного уровня родителей.

Социальная ситуация развития определяется стремлением к взрослости и самостоятельности. Старшеклассник стремится удовлетворить эту потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к самосовершенствованию.

Возрастает интерес к своему внутреннему миру и потребность в самоанализе. В этом возрасте формируется достаточно устойчивый многокомпонентный образ «Я»: «Я» - реальное (есть сейчас), «Я» - динамическое (стараюсь быть), «Я»- идеальное (должен стать), «Я» - фантастическое (мог бы быть). Формирующийся образ «Я» влияет на самоуважение юноши.

Отмечается дифференциация юношеского самоуважения по уровням:

  • высокий – характеризуется принятием себя, социальной активностью, самостоятельностью, положительным отношением к окружающим;
  • низкий – проявляется в недовольстве собой, внушаемости, напряжённости, ранимостью.

Юность – благоприятный период развития умственных способностей. Мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Иногда юноши склонны преувеличивать свою информированность и познавательные возможности, поэтому им кажется обучение в школе малоинтересным.

Юношеская потребность в самораскрытии часто вызывает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Юношеская дружба носит исповедальный характер, для юношей типична идеализация друзей и самой дружбы.

 В юношеском возрасте возникает потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к нему как к идеалу. Доверие связано в данном случае не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значимостью того содержания, которое волнует юношу. В юношеском возрасте потребность в доверительном отношении со взрослыми не всегда находит свое удовлетворение и это отрицательно сказывается на развитии личности.

Юношеская мечта о любви – это, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте - понимание, душевная близость. Для юноши собственные переживания бывают более важны, чем объект привязанности (я готов полюбить каждого кто полюбит меня - эпизод их фильма «Доживем до понедельника»). Постоянная оглядка на мнение сверстников своего пола, хвастовство мнимыми победами. 16-17 летняя девушка производит впечатление взрослого человека, чувствует себя взрослее своих сверстников.

Для юношества очень важно принадлежать к определённой социальной группе. Средством культивирования этого чувства является юношеская субкультура, проявляющаяся в сленге, поведенческих манерах, одежде. Важное средство для того, чтобы быть «своим» - мода. Мода для юношей – это средство коммуникации и идентификации, средство приобретения статуса в своей среде, средство самовыражения.

Юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно – утешительной, снижающей как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями. Юные люди живут большой экзальтированностью (крайность), много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать. Внутренняя энергия растущего тела требует движения.

 

Вывод: юность - важный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью, это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, завершения физического, полового созревания, достижения социальной зрелости.

мотрят на взрослых с дистанции младших. ивание своего одиночества, своей непричастности к другим людям., создавая новый д Психология взрослого человека

Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень физиологического и психологического развития. Они характеризуются совокупностью физиологических и психологических изменений. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью, характером воспитания.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста взрослого человека: ранняя взрослость - 21 - 30 лет; средняя взрослость или переходный возраст - 30-35 лет;зрелость - 36-60 лет;   пожилой возраст - 60-75 лет;старческий возраст - 75-90 лет; долгожители – от 90 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.006 с.)