Существует множество ситуаций, когда необходима защита от манипуляций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует множество ситуаций, когда необходима защита от манипуляций.



Психологическая защита от манипуляции – это уклонение от манипулятивного воздействия или ослабление ущерба, грозящего со стороны манипулятора.

Первый прием касается того, что называется непредсказуемостью. Если человек непредсказуем, он неуязвим. Если адресат ведет себя так, что о нем сложно составить мнение, то манипулятору трудно к нему подстроиться. К непредсказуемому поведению более всего склонны люди самодостаточные, уверенные в себе, с высокой самооценкой. Они раскованны, спонтанны, естественны, адекватны ситуациям; изобретательны, находчивы, не теряются в сложных ситуациях.

Второй прием – задержка автоматических реакций, проявляющаяся в том, что адресат действует несколько более осторожно, чем обычно, тратит больше времени на принятие решения. Позитивный результат этого приема состоит в том, что появляется возможность задать уточняющие вопросы, оттянуть момент принятия решения, найти новые подходы. Кроме того, задержка автоматических реакций может способствовать появлению сомнений, колебаний.

Активные способы защиты от манипуляций предполагают: установки на разрушение технологических элементов воздействия на адресата и на их использование в своих интересах.

Установка на разрушение технологических элементов воздействия на адресата опирается на дезавуирование поведения манипулятора. Поскольку манипуляция есть тайное воздействие на адресата, то весьма эффективным может быть вскрытие не только намерения манипулятора, но и самого наличия неявного воздействия. Это удобно осуществить следующим образом: с интонациями недоверия попросить партнера уточнить какой-либо вопрос, задать вопросы о целях его выступления и т.д.

В случае применения установки на использование манипуляций в своих интересах речь обычно идет о том, чтобы либо продолжить манипуляцию, которую предпринял манипулятор, но уже под своим контролем и в своих интересах, либо предпринять собственную манипуляцию. Важно, чтобы эффект соответствовал интересам адресата.

Универсальные способы защиты от манипуляций следующие. Необходимо помнить основную задачу приемов манипулирования: отвлечь объект манипуляции от собственных интересов, сбить с толку, получить выгоду, используя искаженную реакцию. Следует четко и твердо сохранять в сознании свои главные интересы, оставаться на позициях реальности в восприятии своих приоритетов, установленных на определенную перспективу, осознавать разницу между подлинными обязательствами в пользу интересов собеседника и пустыми обещаниями ему.

Методы защиты от манипуляции (Как успешно противостоять манипуляции?)

Ключевая задача в эффективном противостоянии манипуляции — выявление самого факта манипулятивного воздействия и его мощности, так как именно от этого зависят негативные последствия для адресата, и в этом заключается основная опасность для личности. Мощность и эффективность манипулятивного воздействия зависит от наличия определенных преимуществ у манипулятора над адресатом. Скрытый для адресата характер манипулятивного воздействия сразу же создает преимущества манипулятору.

Также следует помнить, что, если человек манипулирует, значит у него неудачный жизненный сценарий. Он хочет свое счастье построить за счет другого. Его поведенческая гибкость носит ситуативный характер. Позитивное изменение ситуации посредством адекватной контраргументации приводит к обесцениванию манипулирования.

Можно критически рассмотреть предложенные ниже приемы противостояния манипуляции и сконструировать собственные.

•     • Осознание того, что стал объектом манипуляции. Осознание дезавтоматизирует процесс манипуляции. Нужно распознать тактику человека-манипулятора; открыто поставить о ней вопрос; подвергнуть сомнению желательность и законность такой тактики, т. е. обсудить ее открыто. Если манипулятор прикрывается выражениями типа: «Да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого, даже незначительного интереса не испытывает, то отсюда вытекает следующий прием: хотите отрезвить завравшегося манипулятора? Поставьте его в неловкое положение: скажите, например: «Я тебе не верю».

•     • Освободиться от идеи «долженствования» (по А. Эллису): разрешить себе быть самим собой и сообщить об этом своему собеседнику: «Боюсь, вы переоцениваете мое бескорыстие, увы, я не готов выполнять эту работу бесплатно».

•     • Обратная связь в виде описания своих чувств. Разрешите себе быть настолько плохим, насколько вам хочется, и сообщите об этом своему собеседнику: «Мне жаль разочаровывать тебя, но мне совсем не хочется целоваться».

•     • Обозначение причин, которые лежат в основе манипулирования. Важно определить намерения, цели и средства манипулятора. Возможно, манипулятор желает переложить на вас свою ответственность.

•     • Целесообразно выяснить: на какой крючок он хочет вас поймать. Очень часто наши достоинства оказывают нам медвежью услугу. Например, когда вам говорят, что вы добрый человек, вы можете согласиться выполнить просьбу. Крючок, на который хочет поймать манипулятор, может быть разнообразным (алчность, доверчивость, отзывчивость).

•     • Уметь сказать «нет» твердо и уверенно, аргументируя при этом свою позицию. Стараться быть внутренне направляемой личностью, т. е. самодостаточным человеком, способным самостоятельно решать собственные проблемы. Внутренне направляемая личность — это личность со встроенным в детстве психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или близкие ребенку люди). Такой компас постоянно претерпевает изменения под влиянием различных авторитетов.

•     • Творческий подход (нестандартное, неожиданное реагирование). Очень часто творческий подход реализуется в форме юмора (басня, притча, анекдот, намек, «метод кавычек»).

•     • Открытость высказывания: «Когда мной манипулируют, я чувствую себя огорченным, хочу чтобы наши отношения честными и открытыми».

•     • Вскрыть сценарий манипулирования с целью ломки замысла манипуляции. Отсрочка реализации принятого решения. Пауза, молчание — основа для ломки сценария. Следует помнить при этом, что манипулятор не дает своей «жертве» ни минуты на раздумья.

•     • Невербальные ответы (мимика в ответ на манипуляцию: презрительный взгляд, тогда манипуляция не проходит).

•     • Иметь свой набор манипулятивных действий и знать возможные манипулятивные действия другого.

•     • Манипуляторы (например, некоторые цыгане-гадалки) умеют цеплять за интимные чувства (обращение к беременной женщине: «У тебя есть король... Спасибо за доброту душевную... Дай, сколько не жалко... Эти деньги помогут твоему чреву»), поэтому целесообразно использовать опережающие действия: не вступать с такими людьми в контакт.

•     • Ориентация на компромиссное решение проблемы.

•     • Активное приспособление к той ситуации, которая есть, и постепенное ее переструктурирование.

•     • Отделение проблемы от личности.

•     • Точно знать, чего хочешь ты сам. Манипулирование рассчитано на то, что скажут окружающие. Например, пожилая женщина собрала с клумбы цветы и продает их молодому человеку, который сидит с девушкой в вечернем кафе и не хочет выглядеть жадным в ее глазах.

•     • Вежливость. Играть роль «славного парня».

•     • Многоплановость поведения помогает оперативно «поймать» манипулятора на его неблаговидных действиях.

•     • Опираться на конкретные факты в процессе противостояния аргументам, выражаемым в виде полуправды, полулжи.

•     • Попросите оппонента изложить то же самое, но позитивно: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо».

•     • Пропустите некоторые враждебные замечания мимо ушей.

•     • Своевременное обнаружение факта манипулятивного воздействия и его направленности. В случаях, когда оппонент прибегает к использованию уловок, это может быть открыто обсуждено с ним как недопустимая тактика ведения споров. Нейтрализация конкретной манипуляции может осуществляться путем раскрытия сути уловки с соответствующими пояснениями.

•     • Прогноз вероятной цели и последствий воздействия (изменение поведения, взглядов, оценок, возможный ущерб адресату, мишени и т. п.).

•     • Формирование адекватной ответной реакции, собственного поведения в ситуации манипулятивного воздействия.

Таким образом, успешная контраргументация включает в себя следующие алгоритмы, реализуемые в виде следующих вопросов, задаваемых самому себе.

•     1. Имеются ли противоречия у оппонентов?

•     2. Можно ли оспорить приводимые факты и положения?

•     3. Есть ли неудачные примеры и сравнения?

•     4. Есть ли у оппонентов ошибочные или неудачные заключения?

•     5. Не слишком ли оппоненты упростили проблему, и можно ли показав ее другие стороны усилить доказательность собственного тезиса?

•     6. Есть ли у оппонентов неверные оценки?

•     7. Если сразу нельзя оспорить контраргументацию в целом, возможно ли поставить вопросы к отдельным частям (элементам)?

•     8. Можно ли показать противоречия в контраргументации оппонентов уточнениями и вопросами?

•     9. Не пользуются ли оппоненты спекулятивными (непозволительными) приемами и уловками и каким образом это можно использовать для усиления собственной аргументации?

С учетом выделенных алгоритмов нами разработан видеотренинг, доминантой которого служит моделирование развивающих конфликтов. Тренинг насыщен ситуациями, в которых проявляется манипулирование со стороны участников коммуникативного процесса. Поиск приемов противостояния манипулированию является коммуникативным творчеством, т. е. поиском и нахождением тренером новых задач и способов взаимодействия с обучаемыми. Для этого требуются следующие коммуникативные умения.

•     1. Умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения.

•     2. Уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения.

•     3. Найти адекватные средства для передачи этого содержания.

•     4. Уметь обеспечить обратную связь.

В случае нарушения звеньев общения труднее будет добиться ожидаемых результатов. Следовательно, объяснение станет неэффективным.

Структурирование ситуации означает умение изменить ситуацию в соответствии со своими потребностями и целями. Это активное вмешательство тренера в ситуацию, ее преобразование в соответствии с поставленными педагогическими целями.

Управление педагогическое предполагает превращение объекта воспитания — участника учебных занятий — в субъект самовоспитания. С этой целью тренер постоянно включает в процесс решения коммуникативных задач самих участников. При этом позиция тренера может быть «скрытой», а действия его опосредованными, идущими через тренинговую группу.

Перечислим условия, способствующие неманипулятивному общению.

•     1. Человек должен отдавать себе отчет в том, чем он может быть интересен людям, что он для них делает.

•     2. Никогда не подходить к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего.

•     3. Общение, взаимоотношения людей должны быть активны, должны проявляться не только в словах, в созерцательном отношении к действительности, а в реальной деятельности.

•     4. Умение человека правильно раскрыть подтекст поведения другого, т. е. то, что этот другой хотел сказать своим поведением.

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что для успешного противостояния манипулированию необходима реализация надситуативного профессионального мышления. Отмеченная реализация возможна при соблюдении следующих условий: во-первых, реализация метапозиции, умение тренера подняться над ситуацией. Данный подход позволяет участникам научиться «сердиться, не сердясь», «переживая происходящее, не принимать остроту конфликтной ситуации близко к сердцу»; во-вторых, актуализация творческого потенциала участников, умение гибко реагировать на происходящее и находить оригинальные способы разрешения конфликтной ситуации; в-третьих, осуществление решения от конца. Участник формулирует для себя конкретную цель, к достижению которой он стремится в процессе разрешения конфликтной ситуации. Затем он выстраивает, уже более целенаправленно, свои интеллектуальные и практические действия.

Способы выявления манипуляции

Для выявления манипулятивных приемов общения прибегают к различным способам контроля и проверки получаемой информации: уточнению данных через независимые друг от друга источники, использованию технических средств контроля, созданию проверочных ситуаций, изучению реакций объекта с помощью полиграфа или, как его еще называют, «детектора лжи». Кроме того, для выявления неискренности необходимо уделять внимание анализу поведения в ходе непосредственного общения. Это связано с тем, что во многих ситуациях контактного взаимодействия другие способы проверки получаемой информации затруднены или требуют некоторого времени.

Анализ поведения партнера в ходе непосредственного общения позволяет также внести коррективы в тактику беседы, отмечать, что вызывает внешние реакции (или не вызывает) и выяснить причины этого. Глубина переживаний по поводу лжи также связана с наличием самооправдательной позиции, когда человек подводит определенную базу под необходимость прибегнуть к обману.

Можно выделить следующие основные блоки, которые составляют основу для выявления неискренности и стремления манипулировать партнером по общению: особенности голоса и речи; движение глаз и мимика лица; соответствие жестов и поз содержанию передаваемой информации; особенности содержания и техники передачи информации.

Наличие у человека тенденций к манипулированию другими с помощью лжи формируется при соответствующих предпосылках воспитания и развития на протяжении длительного времени. Поэтому и приемы, которыми привыкают пользоваться люди подобного склада, очень индивидуальны. Попытка систематизации признаков, свидетельствующих о возможности присутствия манипуляции, позволяет более целенаправленно подойти к развитию коммуникативной компетентности.

При описании процесса межличностных манипуляций необходимо выделить его характерные особенности и в соответствии с ними задать определенные средства описания, которые позволят проводить анализ и представлять общую схему реализации данного процесса.

Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуются его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны — человека, выступающего как объект манипуляций.

В рамках манипулятивного подхода было разработано, как подчеркивает Г. А. Ковалев, наибольшее количество специальных теорий воздействия (около 40), которые основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека. Однако «многочисленные экспериментальные исследования и социальная практика ясно убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы психической природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества. Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой» (1987).

Конкретизировать способы выявления манипуляции можно по разным критериям. Нам представляется перспективным выделение операционных, тактических и стратегических интенций манипулирования.

Операционное направление манипулирования характеризуется тем, что манипулятор выдает себя не за того, кем является на самом деле. Он как бы подыгрывает в данной ситуации и предлагает партнеру по коммуникации тот образ, который от него ожидают. Для манипулятора ясно видно различие между его истинным намерением и намерением, выдаваемым за истинное. Фальсификация и ложь являются постоянными «спутниками» манипуляции. Манипулятор смотрит на человека как на средство достижения собственной выгоды и объект приложения собственных усилий с целью подчинения собственной воле (В. Н. Степанов, 2001).

Тактическое (технологическое) направление — это совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и действия с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Данный фактор непосредственно связан с содержанием и структурой манипулятивных технологий, используемых для оказания соответствующего воздействия на человека.

Стратегическое направление служит наиболее универсальной манипулятивной технологией формирования и распространения образов. Суть его в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм, идей, программ, товаров и т. п. Образы, которые являются продуктом манипулятивных технологий, как правило, неадекватно отражают реальные существенные характеристики предметов или явлений и, таким образом, дезориентируют людей, на которых направлено информационно-психологическое воздействие.

 

Психолог Эрик Берн выделяет три роли у манипуляторов: Жертвы, Агрессора и Спасителя.

Жертва - пассивный манипулятор, оружием является слабость, мнимая или реальная. Пытается снять ответственность за свои ошибки и действия, освободить себя от части работы через драматизацию ситуации и сопровождает соответствующим поведением. Главной причиной, по которой используют роль жертвы – неумение справляться с жизненными трудностями, высокими нагрузками или устоявшаяся привычка находить причины неудач в окружении, людях или обстоятельствах. Зачастую эти люди испытывают стрессовое напряжение при разных уровнях личной ответственности.

Агрессор – активный, соревнующийся манипулятор. Считает коллектив область, требующую постоянной бдительности, так как здесь возможен как проигрыш, так и выигрыш. Добивается власти и контроля над окружающими. Чаще всего в их роли выступают начальники, молодые перспективные сотрудники и любые руководящие должности. Воздействует на коллектив и подчиненных применением грубой силы, оскорблениями и криками или психологическим давлением. Объясняет он это заботой о процветании коллектива и организации, но его личная выгода состоит в быстром продвижении по карьерной лестнице.

Спаситель – активный манипулятор, убеждает всех окружающих в его незаменимости. Добивается статуса, материальных поощрений. Он не использует грубой силы, наоборот, действует тактично, вежливо, внимателен. Активно скрывает свои истинные чувства, играет роль постоянно полного сил и позитивного лидера. Данную роль используют люди опасающиеся конкуренции со стороны и не умеющие жестко играть по чужим правилам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.042 с.)