Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легче было вам, Дантовых девять
Атлетических дисков, звенеть. Не разнять меня с жизнью: ей снится Убивать и сейчас же ласкать, Чтобы в уши, в глаза и в глазницы Флорентийская била тоска. Не кладите же мне, не кладите Остроласковый лавр на виски, Лучше сердце мое разорвите Вы на синего звона куски... И когда я усну, отслуживши, Всех живущих прижизненный друг, Он раздастся и глубже и выше - Отклик неба - в остывшую грудь. С этого четверостишия начинаются два единство составляющие стихотворения. Заблудился – но не отчаялся – потому что в Небе, а не в беспросветной мгле, не «на лестнице чёрной», не в лабиринте лагерей смерти или в лесу с вышками. Прорыв, полёт, поиск истинного пути, духовное преображение и восхождение! Невольно вспоминается знаменитое «Зеркало» А.А.Тарковского. Бесконечные, тёмные, узкие коридоры типографии словно безысходность, словно «ад» на земле. И выход только один – Любовь. Так и в этих загадочных произведениях О.Э.Мандельштама – от мглы ихрамы уничтожающего «тарана», «чёрных лестниц» и «сброда тонкошеих вождей», «труса, хлипкой грязцы» и «зверем» ставшего «века» к Небесам! Снова приходит мысль о том, что многие произведения Поэта-Мученика напоминают картины, которые увидеть, понять, постичь можно только на расстоянии – и не только в пространстве, но и во времени. Кстати, и знаменитое есенинское «большое видится на расстоянье» тоже о времени – возможно, о духовном взрослении. Как некий вывод, итог жизненного пути звучат и многие произведения Поэта, Крестный Путь России, разделившего. А эти строки созданы в окаянном тридцать седьмом – за год до смерти в пересыльном лагере... Вот уж поистине – дано великим, много выстрадавшим видеть за границами земного бытия… «Тот, кому оно близко,- ответь!». К кому же обращается лирический герой, явно, считающий себя «неофитом»? Кому Небо «близко»?! Конечно же, Святым, Угодникам Божиим! И вопрошает их поэт вместе со своим лирическим героем. И звучит «вопрос» сей словно «Все Святые. Молите Бога о нас». О Богопознании, о Спасении… Очевидно, отразилась в произведении и Тайная Вечеря, которой посвящено одно из самых трагических произведений – мы уже говорили о нём. Отразился, очевидно, и глубоко символический образ Тернового Венца – повторяться не стоит.
Главное, что Небо больше не безразлично к людям, что есть надежда… На что?! На то, что «раздастся и глубже и выше - отклик неба - в остывшую грудь». Что прекращение земного бытия не конец – что есть «продолжение» - в Небе. Потому что Небо «откликнулось»… А самое главное, что отразил поэт, как и многие другие - великие, духовное восхождение, лирическим героем совершаемое. Восхождение, отразившееся и в Русском Осмогласии – потому что музыка и стих неделимы, даже если стихи на музыку не положены. А у О.Э.Мандельштама большинство великих произведений в «ритме вальса» создано… Но, как мы помним, состоит произведение из двух неделимых по сути частей. И вот - продолжение - не только литературного текста, но и восхождения. Заблудился я в небе — что делать? Тот, кому оно близко, — ответь! Легче было вам, Дантовых девять Атлетических дисков, звенеть, Задыхаться, чернеть, голубеть. Если я не вчерашний, не зряшний, Ты, который стоишь надо мной, Если ты виночерпий и чашник — Дай мне силу без пены пустой Выпить здравье кружащейся башни Рукопашной лазури шальной. Голубятни, черноты, скворешни, Самых синих теней образцы, — Лед весенний, лед вышний, лед вешний — Облака, обаянья борцы, — Тише: тучу ведут под уздцы. Снова много загадочных образов, снова, наверное, можно сказать о дохристианских символах, смыслом Священного Писания наполненных. Прежде всего, конечно, «виночерпий и чашник», который «стоит над» лирическим героем, да и над всеми, конечно. Если в предыдущем стихотворении обращается лирический герой к «тем, кому» небо «близко», то здесь к тому, кто «над» - к тому, кто выше. Значит, снова «используя» образ первых веков Христианства, обращается поэт к Самому Создателю!
Обращается, потому что «не вчерашний, не зряшний» - а духовно обновлённый,хоть немного начинающий понимать суть и смысл бытия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.) |