Проведение медиации: порядок, сроки, основные правила и этапы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение медиации: порядок, сроки, основные правила и этапы.



Соглашение о проведении процедуры медиации – это соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами.

В соответствии со статьей 8 Закона о медиации соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации[vi];

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов (статья 9 Закона о медиации).

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора (медиаторов) или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон, на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Итак, мы подошли к вопросу о выработанных в мировой практике порядке и этапах проведения медиации, суть которых можно свести к следующему[vii].

 

 

Во вступитель­ном слове медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен, объясняет свои функ­ции и свою роль в предстоящих переговорах, зна­комится со сторонами, рассказывает сторо­нам, какую роль они играют в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным време­нем для ведения переговоров (в среднем 2,5-3 часа), все ли заинте­ресованные в разрешении конфликтной ситуации стороны при­сутствуют на переговорах, или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов (бесед медиатора с каждой стороной ин­дивидуально).

На этапе презентации сторон медиатор пре­доставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Во время рассказа сторон медиатор должен быть активным слушателем, для того, чтобы по окончании рассказа каждой стороны кратко пересказать услы­шанное.

На этапе дискуссии ме­диатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу ус­лышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что сто­роны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, «сбросить» накопившиеся эмоции, т.е. применить технику «вентилирование эмоций», но не выпустить ситуацию из-под своего контроля.

Если же дискуссия превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения кокусов, во время проведения которых могут быть выявлены новые об­стоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые сторо­ны не желают раскрывать в присутствии друг друга. Проведение кокусов позволяет медиатору выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.

Формируя повестку дня, меди­атор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопро­сы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. Сформулированные вопросы повестки дня должны пониматься сторонами однозначно и могут быть подкорректированы с учетом мнения сторон.

На следующем этапе осуществляется выработка предложений сторон по решению каждого вопроса, внесенного в по­вестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процес­се медиации. Медиатор помогает сторонам в случае необходимо­сти услышать друг друга, увидеть то положительное, что есть в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетво­ряющему обоих, и т.д.

Выработанные предложения по разрешению спор­ных вопросов, внесенных в повестку дня необходимо про­верить, протестировать на реальность. В том случае, если какое-либо из предложений не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению и выработке нового пред­ложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и прием­лемо для каждой из сторон. Те же предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляе­мый договор. Составленное соглашение должно однозначно тракто­ваться каждой стороной.

Важную роль на этом этапе играет обсуждение сторонами воз­можных последствий неисполнения составленного соглашения.

Заключительный этап – выход из медиации. Руководитель Санкт-петербур­гского Центра разрешения конфликтов О.В. Аллахвердова ком­ментирует этот этап следующим образом: «Обычно медиатор бла­годарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон, и т.п. Задача этого этапа - получение медиатором обратной связи о результатах ра­боты. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетво­рены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько удовлет­ворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние: стало им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло пси­хологическое напряжение и т.д.»[viii].

Все перечисленные этапы медиации должны быть завершены в сроки, установленные Законом о медиации.

По правилам статьи 13 Закона о медиации сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

В любом случае, срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.

В силу статьи 14 Закона о медиации процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

1) заключение сторонами медиативного соглашения;

2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;

3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации;

5) истечение срока проведения процедуры медиации.

Конечно же, самый благоприятный результат процедуры медиации – это заключение медиативного соглашения, которое в Законе о медиации определяется как соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Статья 12 Закона о медиации предусматривает, что медиативное соглашение должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.

В этой связи к такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

В заключение необходимо отметить что, для того, чтобы процедура медиации действительно зарекомендовала себя как совершенно новое достижение в деятельности российских судов, требуется большая практика в течение длительного времени.

Приживется ли медиация на российском поле урегулирования споров? Решит ли российский Закон о медиации проблему нагрузки на судей?

Ответы на эти вопросы, конечно же, даст время. По мнению Председателя Коллегии посредников при ТПП РФ А.К. Большовой, закрепление новой технологии среди населения и в широком общественном сознании - это вопрос «пропаганды». На Западе медиация была не просто легализована, она стала частью культуры, хотя для этого потребовалась грамотная работа с массовым сознанием.

Очевидно, что общая логика процесса предполагает сначала признание среди населения и формирование сильного сообщества медиаторов и только затем легализацию в системе правоохранительных органов. Однако даже на Западе для этого потребовалось минимум 20-30 лет[ix].

Таким образом, уже сейчас надо начинать ориентировать российские суды на достижение решений, приводящих к стабильному завершению конфликта, одним из которых должно стать применение процедуры медиации.


[i] Кристиан Райтемайер. Альтернативные способы разрешения споров в административном праве Германии // Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности: проблемы разрешения споров. – М.: Европейская комиссия, 2006, С. 87.

[ii] Большова А.К. Состояние и перспективы сокращения нагрузки на судей // Журнал российского права, 2010, N 10.

[iii] Тони Ален. Если есть спор, медиация уместна почти всегда // Медиация и право. 2010. № 1 (15). С. 50.

[iv] Правовое регулирование статуса и правового положения саморегулируемой организации медиаторов закреплено в статьях 18, 19 Закона о медиации, а также Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»

[v] Содержание и суть каждой функции приводятся по: Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. – М.: Дело, 2011. С. 315-318.

[vi] Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ч. 2, 3 ст. 11 Закона о медиации).

[vii] Содержание и суть каждого этапа приводятся по: Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. – М.: Дело, 2011.

[viii] Аллахвердов О.В. Медиация (пособие для посредников-медиаторов) / Межрегиональное общественное движение «Конфликтологический форум». СПб., 1999. С. 19.

[ix] Ржевский Н.К., Саркисова Е.А. Продвижение медиации в России: общий обзор процесса. Общественный Круглый стол в Российской академии правосудия // Вопросы ювенальной юстиции, 2009. №3.

 

Список литературы:

1.Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – С-Пб., 1993.

2.Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. – М., 1992.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.

4.https://infourok.ru/konspekt-klassnogo-chasa-konflikt-i-mi-973564.html Кунгурцева Мариана Анатольевна, учитель МХК и ИЗО МАОУ СОШ №141 г. Екатеринбург. Конспект классного часа «Конфликты и мы»- классный час в 6 классе.

 

Тест Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну:

Инструкция к тесту: Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

 3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

 6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

 8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

 20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).

Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ''ребенок''): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние ''взрослый''): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние ''родитель''): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Тест Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну:

Инструкция к тесту: Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

 3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

 6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

 8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

 20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель).

Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ''ребенок''): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние ''взрослый''): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние ''родитель''): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.057 с.)