Общая характеристика процедуры медиации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика процедуры медиации.



Согласно статья 2 Закона о медиации процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Прежде всего, при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином. В этой связи медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Также одним из основных принципов медиации является независимость медиатора.

Общепризнано, что при проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Вообще в мировой практике у медиаторов есть такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внут­ренне «пустым», никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно, важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Этот принцип не­разрывно связан с принципом равноправия сторон. Если только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпати­зирует другой стороне, процесс медиации будет сорван, и медиа­тор может быть обвинен в сговоре со второй стороной.

Именно поэтому согласно части 5 статьи 11 Закона о медиации медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

Хотя, в силу части 6 статьи 11 Закона о медиации в течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

Примечательно, что закон устанавливает запрет для сторон, организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатора, а также для других лиц, присутствовавших при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в ее проведении;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Согласно статье 10 Закона о медиации деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - на платной основе.

Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Медиатор: понятие, основные требования, организация деятельности, выполняемые функции.

В соответствии со статьей 2 Закона о медиации медиатором является независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Деятельность медиатора не является предпринимательской. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

В соответствии с Законом о медиации деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

На непрофессиональной основе осуществлять деятельность медиатора могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 16 Закона о медиации процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств[iv].

 

Функции, которые выполняет медиатор при проведении медиации, сводятся к следующему:

1. организация переговоров и создание атмосферы для достижения соглашения.

2. побуждение стороны к анализу конфликта.

3. активное слушание на всех этапах проведения медиации.

4. генерация идеи.

5. расширение ресурсов сторон.

6. обучение сторон переговорам.

7. тестирование на реальность.

8. вентилирование эмоций[v].

Рассмотрим эти функции более подробно.

Итак, прежде всего, медиатор подготавливает место прове­дения переговоров. Психологи утверждают, что переговоры лучше проводить за круглым столом, на столе должны быть ручки и бумага для записей (в ходе медиации это может при­годиться). Медиатор создает необ­ходимую атмосферу для переговоров, разряжает возможное на­пряжение между сторонами, сообщает им правила, по которым будет проходить процесс медиации, устанавливает рег­ламент работы, рассказывает об этапах проведения медиации, что­бы стороны до начала переговоров представляли себе ход про­цесса. Медиатор контролирует последовательность ведения переговоров, не позволяет сторонам вести себя некорректно, по­стоянно следит за тем, чтобы соблюдались принципы медиации.

Такая функция медиатора как побуждение стороны к анализу конфликта ходе переговоров своими вопросами шире взглянуть сторонам на ситуацию, постараться понять точку зрения своего партнера, объективно оценить свои возможности, сильные и слабые стороны позиций, а также по­следствия, которые могут возникнуть., сводится к необходимости в

Также медиатор помогает сторонам высказать свое мнение о сложившейся ситуации, прояснить все необходимые детали и спорные моменты, используя технику активного слушания. Иными словами, медиатор дает возможность самой стороне услышать свой соб­ственный рассказ из его уст, попутно сглаживая все острые углы (некорректные слова, замечания, интонации), что даст возмож­ность и второй стороне услышать менее эмоциональный рассказ своего партнера из уст нейтрального человека. Медиатор работа­ет своеобразным переводчиком, постоянно следя за тем, чтобы смысл сказанного стороны понимали одинаково.

Генерация идеи как одна из основных функций медиатора сводится к тому, что медиатор помогает сторонам увидеть иные пути разрешения их ситуации, но ни в коем случае не должен напрямую сообщать сторонам об этом решении, никогда не должен давать сторонам рекомендации, как им следует поступить в сложившейся ситуации. Стороны должны найти решение сами, их переговоры, и ответственность за результаты этих переговоров лежит на них. Если медиатор нарушит это правило и предложит сторонам конк­ретный способ разрешения конфликта, а стороны выполнят его указания, то в случае возникновения по окончании медиации у сторон постконфликта, в нем может быть обвинен медиатор, так как именно он дал неверный совет.

Расширение ресурсов сторон заключается в снабжении участников спора необходимой информацией или ее поиске. Вся предо­ставляемая информация должна содержать только действитель­ные факты и не зависеть от побочных сведений, уточнений и ин­терпретаций. Если есть вероятность, что сведения, которыми располагают стороны, неполны, неверны или допускают различные толкования, медиатор рекомендует сторонам обратиться к соответствующим надежным источникам, где они смогут полу­чить правильную информацию, разъяснение или совет. Например, он может дать сторонам прочесть формулировку закона или другого юридического документа, но при этом не имеет права интерпретировать этот документ, а в случае возникающих проблем обязан рекомендовать им обратиться к юристу.

Также медиатор своим примером и своими действиями обучает стороны переговорам, помогает вести их с ус­тановкой на сотрудничество, пресекает любые попытки давления, оскорблений, прочего некорректного поведения, создает комфор­тную атмосферу для переговоров и просит стороны об уважитель­ном отношении друг к другу.

Немаловажно в процессе медиации медиатору выполнять такую функцию, как тестирование на реальность. Во время переговоров меди­атор своими вопросами помогает сторонам оценить реалистич­ность обсуждаемых предложений и принимаемых решений.

Для установления и поддержания доброжела­тельной и рабочей атмосферы, снятия напряжения в беседе сто­рон, медиатор применяет технику «вен­тилирование эмоций». В иной ситуации стоит дать сторонам открыто «сбросить» накопившиеся негативные эмоции, но при этом необходимо тщательно контролировать весь этот процесс, чтобы стороны не зашли слишком далеко.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.009 с.)