Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика общественного развития↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЗАНЯТИЕ 2. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Глобализация Глобализация – глобализация — процесс интеграции всех стран и народов во всех областях деятельности. Формы (проявления) глобализации: 1) экономическая — состоит в создании мирового единого экономического пространства. формы экономической интеграции: экономические союзы; зона свободной торговли; общие рынки; таможенные союзы; валютные союзы. Организации: Таможенный союз ЕврАзЭС; Европейский союз; Европейская экономическая зона; Общий рынок Карибского сообществ; Североамериканское соглашение о свободной торговле. 2) политическая (ООН — предотвращение или ликвидации угрозы миру; Лига арабских государств (ЛАГ) — взаимодействие арабских стран, СНГ — интеграция на постсоветском пространстве.), 3) духовная (туризм), социальная (взаимопомощь). Последствия глобализации Положительные 1. страны третьего мира получают доступ к достижениям научно-технического прогресса. Например, многие слаборазвитые страны Африки и Азии получили доступ к высоко технологическим товарам и технологиям (интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь и т.д), что улучшает качество жизни населения; 2. способствует углублению специализации и международного разделения труда, что способствует более рациональному распределению ресурсов, переносу производств, удешевлению товаров и услуг и в конечном итоге повышению жизненного уровня населения. 3. позволяет решить глобальные проблемы. Например, совместная борьба ведущих стран мира против международного терроризма в Сирии, почти полное уничтожение террористов ИГИЛ. Негативные 1. насаждение единого стандарта потребления. Например: наш обожаемый фаст-фуд. Такая еда неизбежно приводит к нарушению обмена веществ, а следом к ожирению, диабету, повышенному кровяному давлению. 2. создание препятствий для развития отечественного производства 3. навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества 4. утрата специфических черт национальных культур ДЛЯ ЧТЕНИЯ Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются.
Глобальная экономика. Возникает глобальная экономика. Все большее количество товаров производятся совокупными усилиями многих стран. Но в возникающей глобальной экономике доминируют 40 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), которые в своем подавляющем большинстве принадлежат капиталу США, Западной Европы и Японии. Они нередко оттесняют на второй план или даже подчиняют себе экономики средних и небольших стран. Из 100 наиболее крупных экономических субъектов на планете 51 является ТНК и лишь 49 - странами. Речь идет о таких ТНК, как «Coca Cola», «Ford Motor», «Philip Morris», «Mitsubishi», «General Motors», «Toyota». Годовой оборот «General Motors» превышает валовой внутренний продукт (ВВП) Таиланда и Норвегии, оборот «Ford» - ВВП Польши, Греции, Малайзии. Глобальная политика. Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «восьмерка»), либо “подминают” их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития). Национальные государства отступают перед глобальной мощью сообщества западных держав. США и их союзники во имя алчных интересов своих ТНК, во имя своекорыстных политических интересов все более нагло и бесцеремонно попирают нормы международного права и совершают преступления против суверенных государств и их народов. Это убедительно продемонстрировали войны против Югославии и Ирака. В этих ситуациях роковым образом проявились негативные последствия прекращения существования СССР в качестве второй сверхдержавы, которая была противовесом США, мощным сдерживающим фактором по обузданию их агрессивной политики, давая возможность свободно развиваться другим народам незападных стран.
Глобальная культура. Возникает глобальная культура, которая объединяет весь мир. Весь мир потребляет кинопродукцию Голливуда (в различных странах мира она составляет от 60 до 100% национального кинорынка), читает книги о Гарри Поттере, слушает преимущественно англоязычную поп- и рок-музыку и т.д. Нетрудно заметить, что в основном эта продукция произведена преимущественно в США, Великобритании и других западных странах. Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства). Глобальный язык. Возник глобальный язык - английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков - русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях. Национальные языки засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, национальные языки деградируют до уровня смеси с английским языком. 2. Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Особенности глобальных проблем: 1. планетарный характер 2. могут привести к гибели всего человечества 3. могут быть решены лишь при объединении усилий всех стран и народов Классификация и список глобальных проблем: 1. демографическая: проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа; демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых 2. экологическая: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия; глобальное потепление; озоновые дыры 3. энергетическая: ограниченность природных запасов углеводородного сырья 4. сырьевая: опустынивание 5. социально-экономические: проблема «Север-Юг»- преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности 6. политические: проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны, международный терроризм Задания 1. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Сначала укажите взаимосвязь каких глобальных проблем Вы будете приводить, а затем пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) Экологическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»; 2) Проблема международного терроризма и угроза новой мировой войны. Например, угроза международного терроризма в современных условиях тесно переплетена с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);
3) Демографическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран. 2. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Сначала укажите взаимосвязь каких глобальных проблем Вы будете приводить, а затем пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) Экологическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»; 2) Проблема международного терроризма и угроза новой мировой войны. Например, угроза международного терроризма в современных условиях тесно переплетена с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения); 3) Демографическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран. 3. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) Страны третьего мира получают доступ к достижениям научно-технического прогресса. Например, благодаря глобализации многие слаборазвитые страны Африки и Азии получили доступ к высоко технологическим товарам и технологиям (интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь и т.д), что улучшает качество жизни населения; 2) Объединение государств для решения мировых проблем. Например, совместная борьба ведущих стран мира против международного терроризма в Сирии, почти полное уничтожение террористов ИГИЛ.
3) Стимулирующее влияние на экономику. Например, крупные национальные фирмы, выходят на международные рынки и становятся транснациональными корпорациями (Apple, Samsung, Газпром и др.), создавая рабочие места и выплачивая налоги во многих странах мира. 4. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблемы, связанной с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны. 1) Индо−пакистанский конфликт является локальным вооружённым конфликтом стран третьего мира, которые располагают ядерным оружием и могут потенциально его применить; 2) Из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (война в Персидском заливе или американо-иракская война; уничтожение режима Муаммара Каддафи в Ливии); 3) Бедность отдельных регионов планеты (Сирия, Ирак, страны Африки) способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (ИГИЛ, Боко Харам, Аль-Каида). 5. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы. В ответе указаны глобальные проблемы: — демографическая; — экологическая; — разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга». 6. Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции. 1) любой локальный конфликт, локальная война могут стать ареной применения оружия массового поражения (химического, бактериологического, ядерного); 2) в локальный конфликт могут втянуться третьи страны, и тогда он перерастет в региональный или даже мировой; 3) любой локальный конфликт является почвой для финансовой подпитки террористических организаций, лагерей подготовки боевиков, усиления опасности деятельности международных террористов и т. д. Планы 1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Понятие глобальные проблемы современности и их виды: а) демографическая; б) экологическая; в) проблема севера и Юга и др. 2) Сущность демографической глобальной проблемы: а) неконтролируемый рост рождаемости; б) неравномерное расселение и т.д. 3) Негативное влияние демографической глобальной проблемы на жизнь общества: а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья; б) безработица; в) массовые миграции; г) проблемы ассимиляции приезжих. 5) Пути преодоления социально-демографических проблем: а) решение проблемы регулирования численности народонаселения; б) осуществление продуманной демографической политики; в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем. 2. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и пути её решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1) Проблема Севера и Юга — одна из глобальных проблем современности. 2) Другие виды глобальных проблем: а) экологическая; б) демографическая; в) международный терроризм и т.д. 3) Сущность проблемы Севера и Юга: а) «демографический взрыв»; б) голод, нищета, неграмотность, болезни; в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира. 4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»: а) осуществление продуманной демографической политики; б) установление нового мирового экономического порядка; в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга. 3. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности и пути их решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие глобальные проблемы. 2. Виды глобальных проблем современности: а) экологическая; б) проблема Севера и Юга; в) угроза Третьей мировой войны и т.д. 3. Особенности глобальных проблем, обуславливающие специфику поиска путей их решения: а) масштабность; б) затрагивает интересы всех стран и народов; в) определяющее влияние на развитие общества; г) подверженность влиянию лишь объединённым усилиям всего человечества. 4. Пути решения глобальных проблем современности: а) создание международных организация, чья деятельность направлена решение глобальных проблем; б) обращение к поиску общечеловеческих ценностей; в) выработка эффективных форм сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций; г) опора на определённые базисные ценностные ориентации (например, гуманизм). 5. Решение глобальных проблем как условие сохранения цивилизации — общее дело всего человечества. 4. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие глобальные проблемы. 2. Виды глобальных проблем современности: а) экологическая; б) проблема Севера и Юга; в) угроза Третьей мировой войны и т.д. 3. Особенности глобальных проблем, обуславливающие специфику поиска путей их решения: а) масштабность; б) затрагивает интересы всех стран и народов; в) определяющее влияние на развитие общества; г) подверженность влиянию лишь объединённым усилиям всего человечества. 4. Пути решения глобальных проблем современности: а) создание международных организация, чья деятельность направлена решение глобальных проблем; б) обращение к поиску общечеловеческих ценностей; в) выработка эффективных форм сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций; г) опора на определённые базисные ценностные ориентации (например, гуманизм). 5. Решение глобальных проблем как условие сохранения цивилизации — общее дело всего человечества. 5. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие глобальные проблемы, их виды: а) экологическая; б) проблема Севера и Юга; в) международный терроризм. 2.Сущность глобального экологического кризиса: а) исчезновение биологических видов; б) загрязнение атмосферы, почвы, мирового океана; г) глобальное потепление и т.д. 3. Причины глобальной экологической проблемы: а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей. б) Потребительское отношение к природе. 4. Признаки глобальной экологической проблемы: а) затрагивает интересы всех стран и народов; б) требует немедленного решения и объединения усилий всего человечества и т.д. 5. Пути преодоления экологического кризиса: а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) международное сотрудничество в решении экологических проблем. 6. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие глобальные проблемы, их виды: а) экологическая; б) проблема Севера и Юга; в) международный терроризм. 2. Причины возникновения международного терроризма: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей; в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире. 3. Особенности международного терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных сетевых технологий и ресурсов; в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов; г) использование религиозных и социокультурных программных установок. 5. Основные направления деятельности международных террористов: а) организация психологических атак с использованием медиа-технологий; б) подготовка и проведение террористических актов; в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки. 6. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. 7. Роль РФ в противодействии террористической угрозе. 7. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобализация современного общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие глобализации. 2. Экономическая глобализация: а) мировое разделение труда; 6) деятельность ТНК; в) международная финансовая система; г) мировая торговля и др. 3. Миграция населения в современном мире: 4. Межэтнический диалог. 5. Развитие коммуникаций, информационных технологий. 6. Глобализация в сфере культуры: а) распространение массовой культуры; 6) вестернизация; в) интеграция национальных образовательных систем; г) интеграция и координация научных исследований и др. 8. Глобальные проблемы современного общества: а) экологическая; б) проблема Севера и Юга; в) международный терроризм и т.д. 9. Глобальные политические институты. 8. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобализация и её последствия». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Глобализация — понятие. 2. Факторы глобализации: а) деятельность транснациональных корпораций; б) развитие средств коммуникации; в) новый виток научно-технического прогресса и т.д. 3. Позитивные последствия глобализации: а) углубление специализации и международного разделения труда; б) экономия на масштабах производства; в) ускорение обмена новыми технологиями и т.д. 4. Негативные последствия глобализации: а) обострение глобальных проблем; б) неравномерность распределения преимуществ от глобализации и т.д. Задания 1.Назовите любые два социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером. 1. Благодаря развитию коммуникаций, мир стал «единым», расстояние теперь не мешает общению людей. Не так давно был изобретен Интернет, но во многом именно благодаря ему каждый человек теперь может связаться с другим, где бы он ни находился. 2. Развитие автомобилестроения, авиастроения и т.д. позволило людям попадать в любые места гораздо быстрее чем раньше. Если когда-то чтобы попасть с одного материка на другой надо было несколько недель плавать на кораблях, теперь туда можно попадать на самолетах за считанные часы. 3. Развитие технологий в области машиностроения позволило людям почти отказаться от ручного труда. С использованием машин отпала нужда в труде рабочих, то что раньше требовало усилий нескольких десятков или сотен человек сейчас может быть выполнено всего одной машиной. 2.Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример. 1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей; 2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами; 3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса. 1. «Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека». 2. Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. 3. Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. 4. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером. 1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация); 2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана; 3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества. 1) понятие: общественный (социальный) прогресс; 2) три критерия: - рост продолжительности жизни; - расширение образовательных возможностей людей; - активное развитие науки и техники; - улучшение уровня и качества жизни людей; - демократизация политической жизни. 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) переход к более высокому уровню развития (например, в период коллективизации в СССР происходит механизация сельского хозяйства, растет производительность труда и урожайность); 2) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы, которая поставила под угрозу существование всего человечества, с другой стороны был изобретен новый источник энергии — АЭС); 3) относительный характер (например, появление авангардных направлений в искусстве XX века было неоднозначно воспринято обществом, кто-то увидел в этом прогресс в искусстве, а кто-то его деградацию). 7. Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей; 2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами; 3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания. 8. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация); 2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана; 3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия. 9. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие социальный прогресс. 2. Специфика социального прогресса: а) противоречивость; б) относительность; в) способствует переходу общества к более совершенным формам социальной организации. 3. Противоречивость прогресса: а) неодинаковость прогресса в различных сферах; б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других. 4. Критерии общественного прогресса: а) развитие науки и техники; б) рост личностной свободы человека; в) развитие человеческого разума. 5. Формы социального прогресса: а) революция; б) эволюция; в) реформы. 6. Понятие социальный регресс. Практическая работа Текст 1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Названы три группы рисков: — Риски глобальных финансовых рынков; — Риски для занятости и доходов; — Опасности для здоровья. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Названы две позитивных характеристики глобализации. — способствует политическому и культурному сотрудничеству стран; — способствует углублению специализации и международного разделения труда; — позволяет решить глобальные проблемы. 2. Прокомментирована одна из характеристик, допустим: — Благодаря процессам глобализации углубляется специализация ряд стран, что способствует более рациональному распределению ресурсов, переносу производств, удешевлению товаров и услуг и в конечном итоге повышению жизненного уровня населения. Так, например, многие промышленные производства были перенесены из США в Китай, из Западной Европы в Восточную, так как там более дешевая рабочая сила. Могут быть указаны и прокомментированы другие характеристики. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Указаны формы экономической интеграции. — экономические союзы; — зона свободной торговли; — общие рынки; — таможенные союзы; — валютные союзы. 2. Названа реальная организация, например: — Таможенный союз ЕврАзЭС; — Европейский союз; — Европейская экономическая зона; — Общий рынок Карибского сообществ; — Североамериканское соглашение о свободной торговле. Текст 2. Как авторы определяют экономическую суть глобализации? Какой, по мнению авторов, главный фактор глобализации, разрушающий границы национальных экономик? В чём авторы видят сложность создания в настоящее время единой интеграционной модели мирового хозяйства? Какие перспективы видят мировые державы и развивающиеся страны в интеграции мировой экономики? Почему данное различие, по мнению авторов, является потенциальным источником конфликтов? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация». 3. Какой, по мнению авторов, фактор способствует успешной экономической интеграции? Назовите два примера экономической интеграции. В процессе глобализации наиболее отчетливо проявляются кардинальные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, именно финансовый капитал выступает главным фактором, разрушающим границы национальной экономики. Глобализация является наивысшим уровнем взаимодействия и взаимопроникновения национальных экономических систем, выражающихся в полной утрате всякой экономической самостоятельности, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики. Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой архитектуры в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, в них формируются “центры экономического притяжения капиталов”. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сф
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.021 с.) |