Витрина с камеями и слепками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Витрина с камеями и слепками



Екатерина II была страстным коллекционером, благодаря чему к концу своей жизни стала обладательницей одного из крупнейших и лучших художественных собраний в Европе. Именно при ней стали складываться коллекции Императорского Эрмитажа.Она приобретала живопись и скульптуру, гравюры и рисунки, естественнонаучные коллекции и многое другое. Но истинной ее страстью была глиптика. Так называют резные камни. Это свое увлечение сама она называла «камейной болезнью».Императрица покупала знаменитые европейские собрания резных камней, заказывала произведения современным ей мастерам. Среди представленных в витрине произведений глиптики, принадлежавших Екатерине II, находится инталия «Венера и Марс, застигнутые Вулканом». Эта вырезанная на халцедоне композиция происходит из собрания герцогов Орлеанских, приобретенного Екатериной в 1787 году. Эта родовая коллекция собиралась многими поколениями герцогов. Ее покупку русской правительницей парижские корреспонденты описывали как огромную художественную потерю для Франции.

Сервиз с камеями                                                                

На столе представлены предметы из «Сервиза с камеями», заказанного Екатериной II во Франции на знаменитой Севрской мануфактуре. Для фона по желанию императрицы был выбран небесно-голубой цвет. Неповторимым украшением сервиза, благодаря чему он и получил своё название, стали резные фарфоровые камеи. Почти на всех предметах присутствует вензель Екатерины. Во Франции к сервизу были изготовлены серебряные позолоченные столовые приборы, также украшенные императорским вензелем. Великолепный фарфоровый ансамбль предназначался в подарок фавориту и тайному супругу Екатерины, князю Григорию Александровичу Потемкину. Российская правительница не могла официально выйти замуж за своего подданного, поэтому их брак держался в секрете. Получив от императрицы в подарок роскошный сервиз, Потемкин сделал ответный презент, преподнеся ей пушистого ангорского кота.

Сервиз на 60 персон был изготовлен на Севре по заказу Екатерины II для друга и соратника императрицы князя Г.А. Потемкина. Для фона по желанию заказчицы был выбран небесно-голубой цвет. Неповторимым украшением сервиза, благодаря чему он и получил свое название, стали резные фарфоровые камеи. Особого восхищения заслуживает тонкость и виртуозность исполнения миниатюрных барельефов, сравнимых с изделиями древних резчиков. Многочисленные изображения в виде круглых медальонов, также копирующих геммы, и овальные картуши с сюжетами из греческой и римской истории и мифологии, где на фоне цвета винного осадка тепло мерцает белым светом фарфорового черепка изысканная миниатюрная роспись, украшают около 700 предметов, которые и составляют столовый, десертный и кофейно-чайный сервиз. Почти на всех предметах сервиза присутствует «вензель Ея Величества». В состав сервиза также вошло настольное украшение, изготовленное из бисквита (неглазурованного фарфора).

Потемкин, подаривший царице в благодарность за роскошный подарок ангорского кота, продал сервиз в казну в 1782 году. С этого времени сервиз находился в Зимнем дворце и использовался только в самых торжественных случаях. В 1910 году по высочайшему разрешению императора Николая II в Императорском Эрмитаже была организована Галерея фарфора, в которой находились и предметы из Сервиза с камеями. После революции 1917 года сервиз поступил в Государственный Эрмитаж.

Игральный стол Екатерины

Часто в личных комнатах императрицы проходили вечерние собрания, на которых играли в бильярд и карты. Екатерина очень любила карточную игру, отдавая предпочтение висту, макао и рокомболю. Для игр предназначались специальные столики, один из которых можно увидеть на выставке. Даже на балах государыня, поприветствовав гостей, обычно садилась за принесенный для нее карточный стол, ведя с партнерами по игре непринужденную беседу. Для расчетов в игре использовали фишки, играли также на деньги и на бриллианты. Считается, что моду играть на бриллианты ввел при дворе светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, о богатстве которого ходили легенды.  

Христиан Мейер, изготовивший стол, пользовался особым расположением и доверием Екатерины II – известно, что она поручила ему обучение «благородному столярному ремеслу» старших внуков. Мейера называли краснодеревцем императрицы. Именно он создавал мебель для ее личных покоев. К таким изделиям принадлежит и данный стол.

Грациозность орнаментальных композиций и тонкость их исполнения сравнимы с лучшими работами европейских мастеров. Но схема расположения разнообразных выдвижных подставок и ящичков с лотками больше нигде не встречается. Редкостью является и шиферная доска.

Рисунок деревянного набора, напоминающий предметы английских мастеров, свидетельствует об англомании Екатерины II. Как и в других работах Мейера 1780-х годов, стол создан на основе орнаментальных гравюр Микеланджело Перголези, сотрудничавшего со знаменитым Робертом Адамом.

Правила Эрмитажа

В царствование Екатерины II рядом с Зимним дворцом был построен павильон, соединенный с императорской резиденцией крытым переходом. Этот павильон получил название «Эрмитаж», то есть «место уединения». В этом небольшой строении было несколько комнат, включавших оранжерею, кабинеты с живописными коллекциями, зал для балов и концертов и комнату с подъемными столами. Здесь императрица проводила время в тесном кругу приближенных.

Для своих гостей Екатерина сочинила шутливые правила поведения. Доска с этой необычной инструкцией, до сих пор хранящаяся в Эрмитаже, висела перед входом в залы. Правила отражают атмосферу непринужденности и раскованности, царившую во время этих встреч. Самый первый пункт призывал «Оставить все чины вне дверей». Еще одним пунктом предписывалось «Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, несмотря ни на кого». Другие пункты в шутливой форме устанавливали границы дозволенного: «Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих, там находящихся, уши или головы не заболели». А вот еще одно правило, актуальное для любого застолья: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выходу из дверей». За нарушение правил следовали наказания, столь же шутливые, как и сами инструкции: провинившийся должен был выпить стакан воды или прочесть несколько стихов из поэмы Тредьяковского «Телемахида». А вот за несоблюдение последнего пункта, который призывал не выносить сор из избы, провинившийся более уже не допускался на такие вечерние собрания.

В 1769 году по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота был возведен северный павильон Малого Эрмитажа. На втором этаже здания наряду с оранжереей, парадным залом и кабинетами была устроена «комната с подъемными столами на шесть персон – наподобие царскосельского [Эрмитажа], чтобы два стола один за другим выходить могли».

Это позволяло за ужином обходиться без прислуги. Приглашенные Екатериной II гости должны были соблюдать «этикет без этикета», другими словами – общаться на равных «без чинов».

Правила поведения в Эрмитаже, а также наказания за их нарушение были придуманы самой императрицей.

Эти правила были вывешены в галерее, соединяющей Зимний дворец с Малым Эрмитажем.

Приемы, устраиваемые Екатериной в Эрмитаже, являлись проявлением европейской культуры салонов, где в окружении произведений искусства вели философские беседы, читали оды и пьесы, слушали музыку. Такое времяпрепровождение соответствовало Эпохе Просвещения, расцвет которой в России связан с правлением Екатерины II, о чем рассказывают экспонаты следующего зала.

4 зал. Екатерина II и Эпоха Просвещения.

Период царствования Екатерины II называют эпохой российского Просвещения. Он был ознаменован высочайшими достижениями в культуре, искусстве, науке и образовании. Все это справедливо отождествлялось с самой монархиней, которая являла образец человека трудолюбивого, стремящегося к разносторонним знаниям, деятельного, чуждого праздности. Не случайно на ее личной печати был изображен улей с пчелами и девизом «Полезное».

Во второй половине XVIII столетия умами Европы владели французские философы. Монархи и вельможи вели с ними переписку, читали их сочинения, составляли проекты преобразований на основе идей великих просветителей. Екатерина также не осталась в стороне от этой европейской тенденции. С юных лет погрузившись в изучение трудов энциклопедистов, она стала их прилежной ученицей, а затем и мудрым собеседником. Они сформировали ее, как политика и философа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.007 с.)