Федор богалевский (багневский, богневский . ) работал во второй половине XVIII – начале XIX века. Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами сатурна и истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федор богалевский (багневский, богневский . ) работал во второй половине XVIII – начале XIX века. Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами сатурна и истории.



Это копия эскиза «Портрета Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории», исполненного И.-Б. Лампи Старшим в 1793 году (ГЭ, инв. № ГЭ-2755).

Императрица изображена стоящей около трона с малой императорской короной на голове и скипетром в правой руке.

На первом плане слева, на круглом столе на подушке лежат большая императорская корона и держава. На груди Екатерины – ленты орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия. Этот портрет насыщен символикой: в правом нижнем углу, у ног императрицы – появляющаяся как бы из недр фигура бога Времени Сатурна с косой, тянущая левую руку к правительнице. За ней – богиня Истории Клио, в виде молодой женщины, записывающей в книгу деяния Екатерины Великой. Лев у подножия трона – это символ власти, колонна на заднем плане – аллегория силы. Общей концепцией портрета является проводимая Екатериной идея о том, что время ее деяний на троне Российской империи останется в веках, как утверждение твердого, разумного и славного абсолютного монархического правления.

Копия Богалевского 1796 года с того же оригинала, такого же размера, как и эрмитажная, принадлежит ГРМ (Ж 3210). Там же находится копия работы А. Белоусова (Ж 7946).

Мастерская Жана Антуана Гудона. Портрет Вольтера. Портрет Жан-Жака Руссо.

Бюсты Вольтера и Руссо были привезены из Парижа в 1779 году одним из знатнейших и богатейших русских вельмож графом Николаем Петровичем Шереметевым (1751–1809).

Вольтер (Франсуа Мари Аруа де Вольтер, 1694–1778) – философ, писатель, публицист, историк, социолог, оратор, один из выдающихся представителей французского Просвещения. В своих произведениях он подвергал всесторонней критике феодальные отношения, деспотические формы правления, клерикальные взгляды. Принимал участие в создании французской «Энциклопедии» VIII века, редакторами которой были Дидро и д’Аламбер. Проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. Вольтера ценили большинство либеральных мыслителей и просвещенных монархов; с Екатериной II философ состоял в постоянной переписке с 1763 по 1778 год.

Как только в феврале 1778 года Вольтер вернулся в Париж после двадцатилетней ссылки в Фернее, Гудон уговорил его дать ему три сеанса для позирования.

Скульптором были исполнены три варианта бюста: первый – с обнаженными плечами без парика, второй – без парика в античной драпировке и третий – в парике и современном костюме.

Первый вариант бюста, к которому восходит и наш портрет, больше всего нравился самому Вольтеру.

Ж.А. Гудон. Бюст Вольтера

Многие идеи государственных преобразований были почерпнуты Екатериной из трудов великих французских просветителей, которые она начала изучать еще в молодые годы. С некоторыми из авторов этих сочинений, в первую очередь с Вольтером, она на протяжении многих лет вела переписку. На выставке представлены мраморные и бронзовые бюсты энциклопедистов Жан-Жака Руссо, Дени Дидро и Вольтера.

Мраморный бюст Вольтера был исполнен в мастерской знаменитого французского скульптора Жана Антуана Гудона. В 1778 году Гудон уговорил Вольтера дать ему три сеанса для позирования. Скульптором были исполнены три варианта бюста: один представлял философа в парике и современном костюме, второй без парика и в античной драпировке, а третий – без парика и с обнаженными плечами. Последний тип, к которому относится и эрмитажный бюст, больше всего нравился самому Вольтеру.

Вольтер называл русскую императрицу «самой блестящей звездой Севера». Екатерина после смерти философа выкупила у наследников его библиотеку и даже хотела построить у себя в Царском Селе модель Фернейского замка Вольтера. Заказанная Екатериной разборная модель этого сооружения экспонируется на выставке.

Судя по количеству сохранившихся бюстов, вышедших из рук Гудона, Руссо оказался вторым по популярности после Вольтера из всех, кого ему доводилось портретировать.

Руссо Жан Жак (1712–1778) – философ, просветитель, писатель, композитор, видный представитель французского сентиментализма. Был близок с Дидро и другими просветителями, сотрудничал в знаменитой «Энциклопедии». Подвергал критике современную цивилизацию, противопоставляя ей «утраченный рай естественного состояния», где люди были равны и свободны от законов общества.

В отличие от Вольтера Руссо апеллировал не к просвещенному разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести.

Психологизм и социальный пафос произведений Руссо оказали огромное влияние на всю последующую философию и литературу.

Бюст Руссо, так же, как и бюст Вольтера, был исполнен Гудоном в нескольких вариантах и в разных материалах по маске, снятой на другой день после скоропостижной смерти писателя 2 июля 1778 года. В варианте без драпировок á l'antique бюст обрезан по ключицы, короткие волосы зачесаны наперед, острый взгляд глубоко посаженных глаз говорит об интенсивной духовной жизни.

Бюсты Вольтера и Руссо – не только яркие портретные характеристики, но и идеальные образы философов.

Они повторялись в мастерской Гудона до самого конца жизни скульптора, и их продолжали копировать после его смерти. Кроме мраморных бюстов для состоятельных заказчиков, к которым принадлежал и граф Н.П. Шереметев, исполнявшихся, как правило, лично Гудоном, в мастерской производили более дешевые гипсовые и терракотовые экземпляры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.005 с.)