Тема 5. Политические взгляды западников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Политические взгляды западников



П.Я. Чаадаев (1794–1856 гг.) Его влияние на формирование западничества и славянофильства. Основные черты философско-политической концепции Чаадаева. Расхождения с последующим западничеством. «Консервативная утопия».

Концепция свободы личности. Социальное и индивидуальное. Аристократизм и элитаризм Чаадаева. Идея создания новой философии истории. Провиденциализм. Роль личности и народа в истории. Религиозный фактор. «Христианство политическое» и «христианство социальное».

Эволюция взглядов Чаадаева на роль и место России в мире. «Философические письма». Причины отпадения России от мировой цивилизации. Изменение взглядов Чаадаева после революционных событий 30–40-х гг. в Европе. «Апология сумасшедшего». Обоснование необходимости петровских реформ. Консерватизм и западничество, их соотношение в концепции Чаадаева.

В.С. Печерин (1807–1885 гг.) и продолжение пессимистической традиции в русской общественной мысли XIX в.

Т.Н. Грановский (1813–1855 гг.). Сравнительно-историческое исследование политического процесса. Органистический подход к развитию человека и человечества. Отрицание национализма и национальной исключительности.

Роль личности в истории. Личность и массы. Великая личность как основной объект исторического рассмотрения.

Проблема соотношения революции и эволюции. Критика социалистических идей. Оценка буржуазного общества Западной Европы. Конечная цель истории – создание нравственной и образованной человеческой личности и общества, соответствующего потребностям такой личности.

С.М. Соловьев (1820–1879 гг.). Его труд «История России с древнейших времен». Основная цель – изучение генезиса политических форм и социальных отношений, политики и права. Исторический прогресс как объективно обусловленное постепенное совершенствование общественных отношений. Принцип историзма. Органицизм. Географический фактор в истории, его воздействие на формы государства.

Роль государственной организации в истории России. Государство как «необходимая форма» для народа. Обоснование неограниченности верховной власти. Закрепощение сословий.

Соловьев о роли личности в истории. Оценка преобразований Петра I. «Публичные чтения о Петре Великом». Концепция революции «сверху».

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Пессимистическое направление в русской

 политической мысли второй четверти XIX в.

1. П.Я. Чаадаев. Жизненный путь и эволюция взглядов.

2. «Философические письма» и их значение в политической мысли России.

3. В.С. Печерин и его взгляды.

 

Тема 2. Политические идеи либерального западничества

1. Политические взгляды Т.Н. Грановского. Его концепция всемирно-исторического процесса.

2. С.М. Соловьев и его произведение «История России с древнейших времен».

 

Методические указания

Важно обратить внимание на то, какие политические течения в России имели своей основой западническое мировоззрение. Необходимо прояснить особенности позиций П.Я. Чаадаева и В.С. Печерина. Вопросы, посвященные либеральному западничеству, носят междисциплинарный характер и требуют актуализации знаний по отечественной и всеобщей истории.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается суть «пессимистического» направления в русской политической мысли?

2. Выделите консервативные и либеральные ценности в наследии П.Я. Чаадаева.

3. Какие идеи Чаадаева были востребованы западниками, а какие – славянофилами?

4. Какие политические ценности объединяют концепции исторического процесса Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Источники

Герцен А.И. Былое и думы. М., 1976; Грановский Т.Н. Тексты // Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 745–750; Печерин В.С. Замогильные записки // Русское общество 30-х гг. XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. 1. Предисловие. Гл. 1, 5. М., 1959. С. 55–59, 60–63, 78, 130, 132. (По изданию 1989 г. Кн. 1. Т. 1. Предисловие, гл. 1, 4. С. 51–59, 71–73, 120–123); Кн. 2. Т. 4. Гл. 3. М., 1960. С. 651–657, 453–455. (По изданию 1989 г. Кн. 2. Т. 4. Гл. 3. С. 439–444); Кн. 3. Т. 6. Гл. 7. М., 1960. С. 704–714 (По изданию 1989 г. Кн. 3. Т. 6. Гл. 7. С. 681–690); Кн. 7. Т. 13. М., 1962. Гл. 1. С. 7–21; Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984; Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989; Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Россия глазами русского. СПб., 1991; Чаадаев П.Я. Тексты // Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 694–702.

 

Исследования

 

Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990; Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1; Василенко А. Хищный цветок, или П.Я. Чаадаев в истинном свете // Молодая гвардия. 1993. №7; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX–XIX вв. Л., 1989; Гачев Г. Русская дума. М., 1991; Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993; Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1990; Каменский З.А. Грановский. М., 1988; Кантор В.К. Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева: история и судьба // Философские науки. 1988. №7. С. 83–98; Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001; Левандовский А.А. Время Грановского. М., 1990; Мережковский Д. Чаадаев // Мережковский Д. Акрополь. Избранные критические статьи. М., 1991; Милюков П.Н. Пушкин и Чаадаев // Русская речь. 1994. №3. С. 24–38; Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М., 1998; П.Я. Чаадаев: PRO ET CONTRA: личность и творчество П.Я. Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб., 1998; Панков А. Формула Чаадаева (о русской идее в творчестве философа) // Форум. 1993. №3. С. 76–85; Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. М., 1999; Ульянов Н.И. Басманный философ. Мысли о П.Я. Чаадаеве // ВФ. 1990. №8. С. 74–89; Цимбаев Н.И. Московские споры либерального времени // Русское общество 40–50-х гг. XIX в. Ч. 1. Записки А.И. Кошелева. М., 1991 Чемерисская М.И. Петр Яковлевич Чаадаев // ВИ. 1994. №10; Шмурко Е.Ф. Соловьев С.М. // ВИ. 1993. №9; Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // ВФ. 1992, №5; Щукин В.Г. На заре русского западничества // ВФ. 1994. № 7–8; Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX в. Л., 1977; «Я любил свою страну по-своему» (П.Я. Чаадаев) // Наше наследие. 1988. №1.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ветринский И. Гуманист 40-х годов Т.Н. Грановский. М., 1906; Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской революции / под ред. В.С. Иллерицкого. М., 1971 г. (Гл. о С.М. Соловьеве); История философии в СССР. М., 1968; Исупов К.Г. А. Пушкин и П. Чаадаев в споре о свободе воли и эстетика истории // Литература и история: исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. СПб., 1997. Вып. 2; Каменский З.А. Урок Чаадаева // ВФ. 1986. №1; Лазарев В.В. Чаадаев. М., 1986; Макаровская Г.В. «Философические письма» Чаадаева в оценке Пушкина // Освободительное движение в России. 1986. Вып. 11; Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991; Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1986; Шкуринов П.С. П.Я. Чаадаев. М., 1960; Философская энциклопедия. М., 1962;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.008 с.)