Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030201-65 Политология

Поиск

М.А. Широкова

История политических учений
России XIX в.

 

(Учебно-методический комплекс)

 

Специальность 030201-65 Политология

(для студентов очного, очно-заочного и заочного обучения)

 

Издательство Алтайского государственного университета

 

Барнаул 2007


Автор: канд. ист. наук, доцент М.А. Широкова

Рецензенты: канд. филос. наук, профессор В.Я. Баркалов

                 канд. ист. наук, профессор Е.В. Притчина

 

Учебно-методический комплекс предлагается для студентов специальности «Политология» дневного, очно-заочного и заочного обучения. Данный комплекс может быть использован и студентами других специальностей при изучении общих курсов политологии и истории политических учений. Даны программное содержание основной части курса, темы, планы семинарских занятий, методические указания, вопросы для самоконтроля, примерные вопросы к экзамену по курсу «История политических учений России XIX в.». Приводятся библиографические списки рекомендованной литературы.

 

 

План УМД 2007 г., п.

 

Подписано в печать 1.12.2007 г. Формат 60 х 90/16.

Бумага газетная. Печать офсетная

Усл. п. л. 2,5. Тираж 100 экз. Заказ __________

Типография Алтайского государственного университета:

656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66


СОДЕРЖАНИЕ

1. Тематический план курса

2. Пояснительная записка

3. Содержание курса:

Тема 1. Основные черты и направления политической мысли в России XIX в.

Тема 2. Политическая мысль в России во второй половине 20-х–30-е гг. XIX в.

Тема 3. Консервативно-охранительное направление в русской политической мысли 30–40-х гг. XIX в.

Тема 4. Политические взгляды «старших» славянофилов.

Тема 5. Политические идеи западников.

Тема 6. Зарождение и развитие революционно-демократической идеологии в 30–40-е гг. XIX в.

Тема 7. Политические идеи социалистов-«шестидесятников».

Тема 8. Политические идеи революционных народников.

Тема 9. Либеральная политическая мысль в России второй половины XIX в.

Тема 10. Политические идеи неославянофильства.

Тема 11. Политические взгляды русских религиозных философов второй половины XIX в.

Тема 12. Идеи монархизма в условиях кризиса монархистского государства в России.

Тема 13. Марксистская политическая мысль в России XIX в.

4. Примерные вопросы к экзамену

5. Примерная тематика курсовых работ.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

 

 

Наименование тем

 

Всего (час.)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

Лекции Семинары
1 Основные черты и направления политической мысли в России XIX в. 8 4 - 4
2 Политическая мысль в России во второй половине 20-х–30-е гг. XIX в. 4 2 - 2
3 Консервативно-охранительное направление в русской политической мысли 30–40-х гг. XIX в. 8 4 - 4
4 Политические взгляды «старших» славянофилов. 12 4 2 6
5 Политические идеи западников. 8 2 2 4
6 Зарождение и развитие революционно-демократической идеологии в 30–40-е гг. XIX в. 4 2 - 2
7 Политические идеи социалистов-«шестидесятников». 8 2 2 4
8 Политические идеи революционных народников. 12 4 2 6
9 Либеральная политическая мысль в России второй половины XIX в. 8 2 2 4
10 Политические идеи неославянофильства. 8 2 2 4
11 Политические взгляды русских религиозных философов второй половины XIX в. 4 2 - 2
12 Идеи монархизма в условиях кризиса монархистского государства в России. 8 2 2 4
13 Марксистская политическая мысль в России XIX в. 8 2 2 4
  ИТОГО: 100 34 16 50

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «История политических учений России XIX в.» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Политология». В то же время, она содержит авторское видение предмета, его роли и цели в развитии мировоззрения студентов.

Предмет курса – история становления и развития теоретических воззрений на государство, власть, политику в России XIX столетия.

Цель курса – формирование у студентов целостного представления об истории русской политической мысли XIX века, о закономерностях развития политических идеологий, о содержании и истории наиболее значительных и влиятельных концепций государства, власти политики рассматриваемого периода. В целом, освоение данного курса должно способствовать формированию научно-теоретического мышления, политического и исторического сознания студентов-политологов. Неотъемлемой частью целевой установки курса можно считать также воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение студентов к ценностям национальной культуры, углубление знаний о цивилизационной самобытности России, об особенностях ее исторического развития и взаимодействия с другими цивилизациями.

Перспективе достижения этой общей цели служат следующие задачи:

– построение моделей эволюции основных политических идей и направлений в России XIX в;

– выделение фундаментальных политических проблем и категорий в их исторической преемственности и перспективе;

– анализ взаимовлияния политических представлений вместе с проявлением их экономической и социокультурной обусловленности;

– понимание особого характера и роли современных идейно-политических проблем в их отношении к историческим традициям;

– практический анализ оригинальных политических концепций и выработка методологии работы с авторскими текстами.

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения курса «История политических учений России XIX в.» студенты должны:

- иметь представление о сущности и специфике истории политической мысли России XIX века;

- знать основные идеи, проблематику и категориальную базу политических учений России XIX столетия;

- ориентироваться в основных идейно-политических направлениях и персоналиях изучаемого периода;

- уметь соотносить развитие политической мысли с развитием религии, философии и искусства;

- уметь использовать соответствующий понятийный аппарат в самостоятельной научно-исследовательской работе;

- уметь оформить свою собственную позицию по изучаемым вопросам;

- уметь практически анализировать оригинальные политические концепции и работать с авторскими текстами.

 

Основными методами изучения данной дисциплины являются: сравнительно-исторический, хронологический, системный, метод реконструкции, метод актуализации, анализ литературы и источников.

 

Формы контроля. Организационные формы занятий: лекции и семинарские занятия. Текущая аттестация студентов очного и очно-заочного отделения осуществляется на семинарских занятиях через устные ответы, подготовленные сообщения, участие в дискуссии. Промежуточная аттестация проводится в середине семестра на основе текущей аттестации. Итоговая аттестация проводится в 6 семестре в форме курсового экзамена по билетам. Для студентов заочного отделения формой итоговой аттестации выступает курсовой экзамен, который сдается в 8 семестре.

 

Список сокращений:

СПН – Социально-политические науки

ВФ – Вопросы философии

ВИ – Вопросы истории

СМ – Свободная мысль

СПЖ – Социально-политический журнал

Вестник МУ – Вестник Московского Университета

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема семинарского занятия

Мысли России XIX в.

1. Консервативная политическая мысль в России XIX в., ее черты.

2. Социально-политические условия и особенности развития русского либерализма в XIX в.

3. Основные этапы развития социалистических идей в России XIX в. Роль и место социализма в русской политической мысли.

 

Методические указания

Данная тема является основной для усвоения курса в целом. Необходимо уяснить ключевые проблемы, освоить предлагаемую терминологию. Особое внимание при этом следует обратить на связь политических течений и категорий с определенными философскими, религиозными, эстетическими идеями и школами. Отсюда общей стратегией курса следует считать комплексное осмысление истории политических учений России XIX в. в контексте гуманитарных методологий, общих для культурологии, социологии, философии, этики, истории, религиоведения и других дисциплин

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается специфика XIX века по сравнению с предшествующими (и последующими) периодами развития политической мысли России?

2. Назовите основные факторы, оказавшие влияние на развитие политических идей в России XIX в.

3. Перечислите представителей системного и антисистемного консерватизма в русской политической мысли XIX в.

4. Проследите эволюцию русской либеральной мысли XIX в. и ее связь с изменениями в политической системе.

5. Укажите основные отличия русского либерализма от западного.

6. Охарактеризуйте взаимовлияние и взаимообогащение либеральной и социалистической традиций в русской политической мысли XIX в.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники

(сборники)

Антология мировой политической мысли. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993; Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000; Опыт русского либерализма: антология. М., 1997; Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М., 2002; Утопический социализм: хрестоматия. М., 1982;

 

Исследования

 

Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский социализм Нового времени. М., 1991; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // О России и русской философской культуре. М., 1990; Бродский А.И. Об одной ошибке русского либерализма // Вопросы философии. 1995. №10; Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. Истоки и эволюция. М., 1993; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1994; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: В 3 т. М., 1997; Исследования по истории русской мысли. СПб., 1997; Кириллова Е.А. Очерки радикализма в России XIX в. Новосибирск, 1991; Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. // Отечественная история. 1994. №2; Корнев А.В. К истории формирования либеральной политико-правовой теории в России // История государства и права. 2004. №2; Костюченко И. Реформизм и революционаризм в российском либеральном движении // Кентавр. 1994. №1; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Малинин В.А. История русского утопического социализма. Вторая половина XIX–начало XX в. М., 1991; Масарик Т.Г. Либерализм (из книги «Россия и Европа») // Вопросы философии. 1997. №10; Мещерский В.П. Нечто о консерваторах в России // Родина. 1993. №5/6; Мочкин А.Н. Парадоксы неоконсерватизма: Россия и Германия в конце XIX – начале XX в. М., 1999; Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973; Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX в. М., 1986; Революционеры и либералы России: сборник статей. М., 1990; Российские либералы: сборник статей. М., 2001; Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX в.: сборник статей. М., 2003; Рудницкая Е.Л. Русская революционная мысль. М., 1984; Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000; Русская философская мысль в 80-е гг. XIX в. о будущем России. М., 1990; Соловьев Э.Г. У истоков российского консерватизма // Полис. 1997. №3; Филиппова Т.А. Российское реформаторство второй половины XIX в.: проблема либерально-консервативного синтеза // Преподавание истории в школе. 1995. №1; Филиппова Т.А. Мудрость без рефлексии: консерватизм в политической жизни России XIX в. // Кентавр. 1993. №6; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Хавролина В.М. Революционно-демократическая мысль. М., 1986; Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. М., 1983.

 

 

Тема семинарского занятия

 Русская политическая мысль в 20–30-е гг. XIX в.

1. Социально-политическая обстановка в России после разгрома восстания декабристов.

2. Формирование самостоятельной русской философии и ее влияние на политическую мысль.

3. Развитие политических идей в философских кружках 20–30-х гг.

 

Методические указания

Вопрос о причинах возникновения самостоятельной философии в России и об особенностях русской философии чрезвычайно важен с точки зрения изучения проблем национального самосознания, в том числе политического. Важно уяснить, какое место занимают политические идеи в концепциях первых русских философов, и какова была цель создания этих концепций.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Проанализируйте социально-политическую ситуацию в России второй четверти XIX в. Какие изменения произошли в русском обществе и государстве по сравнению с предшествующим периодом?

2. Выделите основные причины возникновения русской философии.

3. Как представляли себе роль философии в общественной жизни члены кружка любомудров?

4. Сравните отношение к политике в кружке Станкевича и в кружке Герцена и Огарева.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники

Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980; Герцен А.И. Былое и думы. М., 1976; Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982; Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975; Кошелев А.И. Мои записки // Русское общество 40–50-х гг. XIX в. М., 1991.

Исследования

 

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в и начала XX в. // О России и русской философской культуре. М., 1990; Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Русская философия. Свердловск, 1991; Гулыга А.Г. Русская идея и ее творцы. М., 1995; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1994; Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980; Каменский З.А. Русская философия начала XIX в. и Шеллинг. М., 1980; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии М., 1996; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994; Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989; Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991; Песков А.М. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров // Вопросы философии. 1994. №5; Познанский В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975; Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. №2; Рудницкая Е.Л. Поиск пути: русская мысль после 14 декабря 1825 г. М., 2004; Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995; Сто русских философов: биографический словарь. М., 1995; Философия Шеллинга в России. СПб., 1998; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аникин А.В. Путь исканий. М., 1990; Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России М., 1982; Рудницкая Е.Л. Огарев в русском революционном движении. М., 1969; Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии // Вопросы философии. 1995. №3;

 

 

Х гг.

Теория «официальной народности». Идеологические и социально-политические предпосылки ее появления. Попытки создания охранительной идеологической доктрины в истории Российской империи. Отказ от западных религиозно-политических концепций и стремление выработать национальную, самобытную теорию государственности.

С.С. Уваров (1786–1855 гг.), его политическая деятельность. Формула «самодержавие, православие, народность», ее содержание. Проблема народности. Англо-французская и германская традиции понимания термина «народность» («национальность»).

Пропаганда идей «официальной народности» в русском обществе, внедрение их во все сферы общественной жизни, в образование, науку и искусство.

М.П. Погодин (1800–1875 гг.). Концепция происхождения государства в России и на западе. Бесконфликтность русской истории. «Первичные начала» русской цивилизации. Отличия политических взглядов Погодина от учения «старших» славянофилов.

С.П. Шевырев (1806–1864 гг.). Его статья «Взгляд русского на современное образование Европы». Необходимость освобождения России от духовной власти Запада.

Тема семинарского занятия

Политическое содержание теории «официальной

Народности»

1. Причины появления теории «официальной народности».

2. Формула «самодержавие, православие, народность», ее содержание. С.С. Уваров.

3. Пропаганда идей «официальной народности» в русском обществе. М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

 

Методические указания

Главное в изучении данной темы – ознакомление с опытом формирования и распространения в российском обществе официально-государственной идеологии. Важно показать многообразие подходов к оценке теории «официальной народности», а также противоречивые оценки значения этой доктрины в истории России. Необходимо обратить внимание на ценности православия, самодержавия и народности как основания российского консерватизма.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте причины возникновения теории «официальной народности».

2. Какие трактовки понятия «народность» существовали к началу XIX в. в Европе и России?

3. Почему проблема народности стала одной из наиболее острых в русской общественной мысли?

4. Изложите концепцию русской истории М.П. Погодина.

5. Как рассматривает соотношение России и Запада С.П. Шевырев в статье «Взгляд русского на современное образование Европы»?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники

Аксаков К.С. Биографический очерк. Воспоминания студента 1832–1835 гг. // Русские мемуары 1826–1856 гг. М., 1990; Бенкендорф А.Х. Тексты // Антология мировой политической мысли: в пяти томах. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 655–659; Уваров С.С. Тексты // Там же. С. 679–684; Шевырев С.П. Тексты // Там же. С. 717–724; Погодин М.П. Тексты // Там же. С. 792–795; Погодин М.П. Исторические афоризмы // Тайны истории. М., 1994. С. 15–76.

Исследования

Абрамов А. Шевырев Степан Петрович // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 589–590; Акульшин П.В. Граф С.С. Уваров и его роль в жизни российского общества // Педагогика. 1993. №4; Бестужев-Рюмин К. Михаил Петрович Погодин // Новый журнал. 1994. №1; Джонг Хи-Сок М.П. Погодин и Кирилло-Мефодиевское общество 30–50-х гг. XIX в. о славянском единстве // Вопросы истории. 1996. №7; Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла…»: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX в. М., 2001; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: В 3 т. Т.1. М., 1997; Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. Лекция XVIII. М., 1993; Кюстин А. де. Николаевская Россия. М., 1989; Мильчина В.А., Осповат А.Л. Петербургский кабинет против маркиза де Кюстина: нереализованный проект С.С. Уварова // Новое литературное обозрение. 1995. №13; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994; Новикова Л., Сиземская И. Погодин Михаил Петрович // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 412–413; Павленко Н.И. Михаил Погодин. М., 2003; Павленко Н.И. История будет помнить меня во веки веков (о М.П. Погодине) // Наука и жизнь. 1993. №7; Познанский В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975; Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX в.: сборник статей. М., 2003; Русское общество 40–50-х гг. XIX в. Мемуары современников. М., 1989; Сыромятников Б.И. Эпоха промышленного переворота и николаевская реакция // энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 36. Ч. IV; Хотенков В., Чернета В. Граф С.С. Уваров – министр и просветитель // Высшее образование в России. 1996. №1–2; Хретинина С.И. Погодин М.П. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): Учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997; Хретинина С.И. Шевырев С.П. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997; Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: забытое прошлое российского либерализма. М., 1999.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Окунь С.Б. Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX в. Л., 1957; Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Русская философия. Свердловск, 1991.

 

СЛАВЯНОФИЛОВ

Оформление политических концепций славянофилов и западников и их значение в политической мысли России XIX в. Причины и предпосылки их появления. Толкования терминов «западничество» и «славянофильство» в современной философской и политической науке. Проблема политико-идеологической идентификации этих течений.

Общие черты концепций славянофилов и западников и идейно-политические разногласия между ними. Отношение славянофилов и западников к государству и власти. Западническая идея «революции сверху». Самодержавие как политический идеал славянофилов. Антитеза «самодержавие - абсолютизм».

А.С. Хомяков (1804–1860 гг.). Богословский характер политических идей Хомякова. Церковность как основа методологии исследования политической жизни общества. Критика западных вероисповеданий.

Термин «соборность», его сущностное содержание. Соборность как основа славянофильской этики, гносеологии и философии политики.

Концепция всемирной истории. Деление народов по племенам, по верам и по государствам. Иранство и кушитство. Возникновение политического начала в истории. Смысл существования государства. Предназначение русского народа – создание первого в истории христианского самодержавного государства в соборном обществе.

И.В. Киреевский (1806–1856 гг.). Эволюция взглядов от западничества к славянофильству. Западнические идеи Киреевского в статье «Девятнадцатый век».

Славянофильские воззрения Киреевского. Концепция истории России и Запада. Структура западноевропейского общества и государства. Оценка западноевропейского законодательства и теории «общественного договора». «Закон переворотов» как основа социально-политического развития Запада.

«Ретроспективная утопия» Киреевского. Идея будущего синтеза духовного наследия Руси со всем положительным опытом европейской цивилизации.

К.С. Аксаков (1817–1860 гг.). Радикализм и утопизм славянофильских взглядов Аксакова. Дуалистическое видение мира.

Историософские взгляды Аксакова. Основания западного и русского государства.

Отличие взглядов Аксакова от теории «официальной народности». Понятия «народность» и «народ» в концепции Аксакова. Соотношение народа и государства. Учение о «внутренней» и «внешней» правде. Обоснование самодержавия как наилучшей из возможных форм правления. Критика республиканизма.

Теория «Государства и Земли». Принципы их взаимоотношений. Земский собор как орган выражения мнения народа. Аксаков о современной ему российской действительности и о необходимых преобразованиях. «Записка о внутреннем состоянии России».

Ю.Ф. Самарин (1819–1876 гг.). Влияние конкретно-исторических условий пореформенной России на его идеи и деятельность.

Историческая концепция. Полемика с западниками о роли общины в жизни славянских племен. Социально-политический идеал Самарина – иерархия общин, складывающихся в единую государственную общину с верховной властью во главе. Самодержавие как народная монархия. Его установление как акт народного суверенитета. Критика дворянского либерального конституционализма. Идея ограничения власти царя православием и народностью в их славянофильском понимании.

Темы семинарских занятий

Занятие 1

1. Всемирная история в интерпретации Хомякова. Иранство и кушитство. Роль политического начала в истории человечества.

2. Происхождение и сущность российского государства.

3. Представления Хомякова о будущем России. Политический идеал.

 

Занятие 2

1. Антитеза «Россия – Запад» в философско-политической концепции И.В. Киреевского.

2. Теория «Государства и Земли» К.С. Аксакова.

3. Ю.Ф. Самарин и его вклад в славянофильское политическое учение.

 

Методические указания

Полемика западников и славянофилов является выражением русского самосознания, основой развития русской философии и политической мысли. Необходимо уяснить важнейшие политические вопросы, по которым существовали разногласия между двумя течениями. Что касается взглядов славянофилов, то важно обратить внимание на специфически русскую модель политических отношений и политической системы, описываемую ими.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите общие и особенные черты политических воззрений славянофилов и западников

2. Проанализируйте методологию славянофильской политической теории (на примере А.С. Хомякова)

3. Как славянофилы представляли происхождение государства в России и на Западе?

4. Какой смысл идеологи славянофильства вкладывали в понятия «Православие, Самодержавие, Народность», в чем отличие их трактовки от теории «официальной народности»?

5. В чем отличие самодержавия от абсолютизма (деспотизма) с точки зрения славянофилов?

6. Каков религиозный и социально-политический смысл понятия «соборность»?

7. Выделите либеральные, консервативные и социалистические ценности в наследии славянофилов.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники

Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981; Аксаков К.С. Голос из Москвы. Западная Европа и народность // Литература и история. Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. Л., 1992; Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. (Ст. «Девятнадцатый век», «В ответ А.С. Хомякову», «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» и др.); Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1–12. М., 1877–1911 (Т. 1. Ст. «По поводу мнения «Русского Вестника» о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации», «О мнениях «Современника» исторических и литературных». Т. 6. Ст. «Об отношении Церкви к свободе» и др.); Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997 (Ст. «На чем основана и чем определяется верховная власть в России», «По поводу толков о конституции» и др.); Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. (Ст. «О старом и новом», «О сельской общине», «По поводу Гумбольдта», «К сербам. Послание из Москвы» и др.); Хомяков А.С. Записки о всемирной истории // Хомяков А.С. Сочинения: в 2-х т. М., 1994. Т.1; Хомяков А.С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. №3; Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Философские науки. 1991. №11; Хомяков А.С. Тексты // Антология мировой политической мысли: в 5-ти т. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 703–708; Киреевский И.В. Тексты // Там же. С. 709–716; Аксаков К.С. Тексты // Там же. С. 787–792; Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2002; Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Там же; Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении // Там же.

 

Исследования

 

Анненкова Е.И. Русское смирение и западная цивилизация: спор славянофилов и западников в контексте 40–50-х гг. XIX в. // Русская литература. 1995. №1; Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996; Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990; Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1; Благова Т.И. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский – родоначальники славянофильства. М., 1995; Блехер Л.И. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового средневековья: научное издание М., 2003; Волкогонова О. Хомяков Алексей Степанович // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 571–574; Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991; Герцен А.И. Былое и думы. М., 1976. Гл. 30; Графский В.Г. Славянофилы и западники // Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993; Дмитриев С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории, 1993. №5; Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М, 1983; Живое слово Алексея Хомякова: Семирамида (Записки о всемирной истории) // Россияне. 1994. №9. С. 3–18; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1994; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997 Т. 1; Кавелин К.Д. Московские славянофилы 40-х годов // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989; Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб., 2003; Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001; Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: Биографические очерки. Челябинск, 1994; Керимов В. Славянофильство // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 474–476; Китаев Т.А. Славянофильство и либерализм // Вопросы истории. 1989. №1; Кошелев В.А. История и современность в «Семирамиде» А.С. Хомякова // Литература и история: исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. Л., 1992; Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова: заметки и наблюдения М., 2004; Кузнецова С.В. Хомяков А.С. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Милюков П.Н. Славянофильство // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 30. СПб., 1900. С. 307–314; Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975; Попов А.А. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова // СПН. 1991. №11; Рудницкая Е.Л. Поиск пути: русская мысль после 14 декабря 1825 г. М., 2004; Сапов В. Киреевский Иван Васильевич. // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 254–256; Сербиненко В. Аксаков Константин Сергеевич // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 12–14; Сербиненко В. Самарин Юрий Федорович // Там же. М., 1995. С. 459–461; Славянофильство и современность: сборник статей. СПб., 1994; Славянофильство: PRO ET CONTRA. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006; Сто русских философов: биографический словарь. М., 1995; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Хретинина С.И. Киреевский И.В. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997 С. 140–145; Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.,1986; Цимбаев Н.И. «Никто из нас не доживет до жатвы» (А.С. Хомяков и славянофилы) // Свободная мысль. 1993. №16.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Вернадский Г.В. Константин Аксаков и Юрий Самарин // Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998; Гиренок Ф. Мысль и невыразимость мысли. Немая речь И.В. Киреевского // Гиренок Ф. Патология русского ума: Картография дословности. М., 1998. С. 85–113; Гиренок Ф. Опыт синонимов. К. Аксаков // Там же. С. 136–153; Гиренок Ф. Личность как вербальная рана на теле соборной жизни. Ю.Ф. Самарин // Там же. С. 114–135; Курилов А. И возродится Русь святая // Молодая гвардия. 1992. №8. С. 260–267; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Смирнова З.Т. К спорам о славянофильстве // Вопросы истории. 1987. №11; Фомин В.Е. Национальный дух: метафизическое основание русской религиозной философии. Барнаул, 2002; Шапошников Л.Е. Педагогические воззрения А.С. Хомякова // Педагогика 2004. №4; Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М., 1981.

 

 

Темы семинарских занятий

Методические указания

Важно обратить внимание на то, какие политические течения в России имели своей основой западническое мировоззрение. Необходимо прояснить особенности позиций П.Я. Чаадаева и В.С. Печерина. Вопросы, посвященные либеральному западничеству, носят междисциплинарный характер и требуют актуализации знаний по отечественной и всеобщей истории.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается суть «пессимистического» направления в русской политической мысли?

2. Выделите консервативные и либеральные ценности в наследии П.Я. Чаадаева.

3. Какие идеи Чаадаева были востребованы западниками, а какие – славянофилами?

4. Какие политические ценности объединяют концепции исторического процесса Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Источники

Герцен А.И. Былое и думы. М., 1976; Грановский Т.Н. Тексты // Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 745–750; Печерин В.С. Замогильные записки // Русское общество 30-х гг. XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. 1. Предисловие. Гл. 1, 5. М., 1959. С. 55–59, 60–63, 78, 130, 132. (По изданию 1989 г. Кн. 1. Т. 1. Предисловие, гл. 1, 4. С. 51–59, 71–73, 120–123); Кн. 2. Т. 4. Гл. 3. М., 1960. С. 651–657, 453–455. (По изданию 1989 г. Кн. 2. Т. 4. Гл. 3. С. 439–444); Кн. 3. Т. 6. Гл. 7. М., 1960. С. 704–714 (По изданию 1989 г. Кн. 3. Т. 6. Гл. 7. С. 681–690); Кн. 7. Т. 13. М., 1962. Гл. 1. С. 7–21; Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984; Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989; Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Россия глазами русского. СПб., 1991; Чаадаев П.Я. Тексты // Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 694–702.

 

Исследования

 

Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990; Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1; Василенко А. Хищный цветок, или П.Я. Чаадаев в истинном свете // Молодая гвардия. 1993. №7; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX–XIX вв. Л., 1989; Гачев Г. Русская дума. М., 1991; Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993; Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1990; Каменский З.А. Грановский. М., 1988; Кантор В.К. Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева: история и судьба // Философские науки. 1988. №7. С. 83–98; Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001; Левандовский А.А. Время Грановского. М., 1990; Мережковский Д. Чаадаев // Мережковский Д. Акрополь. Избр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.018 с.)