Тема 4. Политические взгляды «старших» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Политические взгляды «старших»



СЛАВЯНОФИЛОВ

Оформление политических концепций славянофилов и западников и их значение в политической мысли России XIX в. Причины и предпосылки их появления. Толкования терминов «западничество» и «славянофильство» в современной философской и политической науке. Проблема политико-идеологической идентификации этих течений.

Общие черты концепций славянофилов и западников и идейно-политические разногласия между ними. Отношение славянофилов и западников к государству и власти. Западническая идея «революции сверху». Самодержавие как политический идеал славянофилов. Антитеза «самодержавие - абсолютизм».

А.С. Хомяков (1804–1860 гг.). Богословский характер политических идей Хомякова. Церковность как основа методологии исследования политической жизни общества. Критика западных вероисповеданий.

Термин «соборность», его сущностное содержание. Соборность как основа славянофильской этики, гносеологии и философии политики.

Концепция всемирной истории. Деление народов по племенам, по верам и по государствам. Иранство и кушитство. Возникновение политического начала в истории. Смысл существования государства. Предназначение русского народа – создание первого в истории христианского самодержавного государства в соборном обществе.

И.В. Киреевский (1806–1856 гг.). Эволюция взглядов от западничества к славянофильству. Западнические идеи Киреевского в статье «Девятнадцатый век».

Славянофильские воззрения Киреевского. Концепция истории России и Запада. Структура западноевропейского общества и государства. Оценка западноевропейского законодательства и теории «общественного договора». «Закон переворотов» как основа социально-политического развития Запада.

«Ретроспективная утопия» Киреевского. Идея будущего синтеза духовного наследия Руси со всем положительным опытом европейской цивилизации.

К.С. Аксаков (1817–1860 гг.). Радикализм и утопизм славянофильских взглядов Аксакова. Дуалистическое видение мира.

Историософские взгляды Аксакова. Основания западного и русского государства.

Отличие взглядов Аксакова от теории «официальной народности». Понятия «народность» и «народ» в концепции Аксакова. Соотношение народа и государства. Учение о «внутренней» и «внешней» правде. Обоснование самодержавия как наилучшей из возможных форм правления. Критика республиканизма.

Теория «Государства и Земли». Принципы их взаимоотношений. Земский собор как орган выражения мнения народа. Аксаков о современной ему российской действительности и о необходимых преобразованиях. «Записка о внутреннем состоянии России».

Ю.Ф. Самарин (1819–1876 гг.). Влияние конкретно-исторических условий пореформенной России на его идеи и деятельность.

Историческая концепция. Полемика с западниками о роли общины в жизни славянских племен. Социально-политический идеал Самарина – иерархия общин, складывающихся в единую государственную общину с верховной властью во главе. Самодержавие как народная монархия. Его установление как акт народного суверенитета. Критика дворянского либерального конституционализма. Идея ограничения власти царя православием и народностью в их славянофильском понимании.

Темы семинарских занятий

Политические взгляды «старших» славянофилов

Занятие 1

1. Всемирная история в интерпретации Хомякова. Иранство и кушитство. Роль политического начала в истории человечества.

2. Происхождение и сущность российского государства.

3. Представления Хомякова о будущем России. Политический идеал.

 

Занятие 2

1. Антитеза «Россия – Запад» в философско-политической концепции И.В. Киреевского.

2. Теория «Государства и Земли» К.С. Аксакова.

3. Ю.Ф. Самарин и его вклад в славянофильское политическое учение.

 

Методические указания

Полемика западников и славянофилов является выражением русского самосознания, основой развития русской философии и политической мысли. Необходимо уяснить важнейшие политические вопросы, по которым существовали разногласия между двумя течениями. Что касается взглядов славянофилов, то важно обратить внимание на специфически русскую модель политических отношений и политической системы, описываемую ими.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите общие и особенные черты политических воззрений славянофилов и западников

2. Проанализируйте методологию славянофильской политической теории (на примере А.С. Хомякова)

3. Как славянофилы представляли происхождение государства в России и на Западе?

4. Какой смысл идеологи славянофильства вкладывали в понятия «Православие, Самодержавие, Народность», в чем отличие их трактовки от теории «официальной народности»?

5. В чем отличие самодержавия от абсолютизма (деспотизма) с точки зрения славянофилов?

6. Каков религиозный и социально-политический смысл понятия «соборность»?

7. Выделите либеральные, консервативные и социалистические ценности в наследии славянофилов.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники

Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981; Аксаков К.С. Голос из Москвы. Западная Европа и народность // Литература и история. Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. Л., 1992; Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. (Ст. «Девятнадцатый век», «В ответ А.С. Хомякову», «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» и др.); Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1–12. М., 1877–1911 (Т. 1. Ст. «По поводу мнения «Русского Вестника» о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации», «О мнениях «Современника» исторических и литературных». Т. 6. Ст. «Об отношении Церкви к свободе» и др.); Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997 (Ст. «На чем основана и чем определяется верховная власть в России», «По поводу толков о конституции» и др.); Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. (Ст. «О старом и новом», «О сельской общине», «По поводу Гумбольдта», «К сербам. Послание из Москвы» и др.); Хомяков А.С. Записки о всемирной истории // Хомяков А.С. Сочинения: в 2-х т. М., 1994. Т.1; Хомяков А.С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. №3; Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Философские науки. 1991. №11; Хомяков А.С. Тексты // Антология мировой политической мысли: в 5-ти т. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 703–708; Киреевский И.В. Тексты // Там же. С. 709–716; Аксаков К.С. Тексты // Там же. С. 787–792; Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2002; Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Там же; Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении // Там же.

 

Исследования

 

Анненкова Е.И. Русское смирение и западная цивилизация: спор славянофилов и западников в контексте 40–50-х гг. XIX в. // Русская литература. 1995. №1; Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996; Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990; Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1; Благова Т.И. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский – родоначальники славянофильства. М., 1995; Блехер Л.И. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового средневековья: научное издание М., 2003; Волкогонова О. Хомяков Алексей Степанович // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 571–574; Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991; Герцен А.И. Былое и думы. М., 1976. Гл. 30; Графский В.Г. Славянофилы и западники // Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993; Дмитриев С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории, 1993. №5; Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М, 1983; Живое слово Алексея Хомякова: Семирамида (Записки о всемирной истории) // Россияне. 1994. №9. С. 3–18; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1994; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997 Т. 1; Кавелин К.Д. Московские славянофилы 40-х годов // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989; Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб., 2003; Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001; Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: Биографические очерки. Челябинск, 1994; Керимов В. Славянофильство // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 474–476; Китаев Т.А. Славянофильство и либерализм // Вопросы истории. 1989. №1; Кошелев В.А. История и современность в «Семирамиде» А.С. Хомякова // Литература и история: исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. Л., 1992; Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова: заметки и наблюдения М., 2004; Кузнецова С.В. Хомяков А.С. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Милюков П.Н. Славянофильство // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 30. СПб., 1900. С. 307–314; Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975; Попов А.А. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова // СПН. 1991. №11; Рудницкая Е.Л. Поиск пути: русская мысль после 14 декабря 1825 г. М., 2004; Сапов В. Киреевский Иван Васильевич. // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 254–256; Сербиненко В. Аксаков Константин Сергеевич // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 12–14; Сербиненко В. Самарин Юрий Федорович // Там же. М., 1995. С. 459–461; Славянофильство и современность: сборник статей. СПб., 1994; Славянофильство: PRO ET CONTRA. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006; Сто русских философов: биографический словарь. М., 1995; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Хретинина С.И. Киреевский И.В. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997 С. 140–145; Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.,1986; Цимбаев Н.И. «Никто из нас не доживет до жатвы» (А.С. Хомяков и славянофилы) // Свободная мысль. 1993. №16.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Вернадский Г.В. Константин Аксаков и Юрий Самарин // Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998; Гиренок Ф. Мысль и невыразимость мысли. Немая речь И.В. Киреевского // Гиренок Ф. Патология русского ума: Картография дословности. М., 1998. С. 85–113; Гиренок Ф. Опыт синонимов. К. Аксаков // Там же. С. 136–153; Гиренок Ф. Личность как вербальная рана на теле соборной жизни. Ю.Ф. Самарин // Там же. С. 114–135; Курилов А. И возродится Русь святая // Молодая гвардия. 1992. №8. С. 260–267; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Смирнова З.Т. К спорам о славянофильстве // Вопросы истории. 1987. №11; Фомин В.Е. Национальный дух: метафизическое основание русской религиозной философии. Барнаул, 2002; Шапошников Л.Е. Педагогические воззрения А.С. Хомякова // Педагогика 2004. №4; Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М., 1981.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.008 с.)