Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Политические взгляды «старших»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СЛАВЯНОФИЛОВ Оформление политических концепций славянофилов и западников и их значение в политической мысли России XIX в. Причины и предпосылки их появления. Толкования терминов «западничество» и «славянофильство» в современной философской и политической науке. Проблема политико-идеологической идентификации этих течений. Общие черты концепций славянофилов и западников и идейно-политические разногласия между ними. Отношение славянофилов и западников к государству и власти. Западническая идея «революции сверху». Самодержавие как политический идеал славянофилов. Антитеза «самодержавие - абсолютизм». А.С. Хомяков (1804–1860 гг.). Богословский характер политических идей Хомякова. Церковность как основа методологии исследования политической жизни общества. Критика западных вероисповеданий. Термин «соборность», его сущностное содержание. Соборность как основа славянофильской этики, гносеологии и философии политики. Концепция всемирной истории. Деление народов по племенам, по верам и по государствам. Иранство и кушитство. Возникновение политического начала в истории. Смысл существования государства. Предназначение русского народа – создание первого в истории христианского самодержавного государства в соборном обществе. И.В. Киреевский (1806–1856 гг.). Эволюция взглядов от западничества к славянофильству. Западнические идеи Киреевского в статье «Девятнадцатый век». Славянофильские воззрения Киреевского. Концепция истории России и Запада. Структура западноевропейского общества и государства. Оценка западноевропейского законодательства и теории «общественного договора». «Закон переворотов» как основа социально-политического развития Запада. «Ретроспективная утопия» Киреевского. Идея будущего синтеза духовного наследия Руси со всем положительным опытом европейской цивилизации. К.С. Аксаков (1817–1860 гг.). Радикализм и утопизм славянофильских взглядов Аксакова. Дуалистическое видение мира. Историософские взгляды Аксакова. Основания западного и русского государства. Отличие взглядов Аксакова от теории «официальной народности». Понятия «народность» и «народ» в концепции Аксакова. Соотношение народа и государства. Учение о «внутренней» и «внешней» правде. Обоснование самодержавия как наилучшей из возможных форм правления. Критика республиканизма. Теория «Государства и Земли». Принципы их взаимоотношений. Земский собор как орган выражения мнения народа. Аксаков о современной ему российской действительности и о необходимых преобразованиях. «Записка о внутреннем состоянии России». Ю.Ф. Самарин (1819–1876 гг.). Влияние конкретно-исторических условий пореформенной России на его идеи и деятельность. Историческая концепция. Полемика с западниками о роли общины в жизни славянских племен. Социально-политический идеал Самарина – иерархия общин, складывающихся в единую государственную общину с верховной властью во главе. Самодержавие как народная монархия. Его установление как акт народного суверенитета. Критика дворянского либерального конституционализма. Идея ограничения власти царя православием и народностью в их славянофильском понимании. Темы семинарских занятий Политические взгляды «старших» славянофилов Занятие 1 1. Всемирная история в интерпретации Хомякова. Иранство и кушитство. Роль политического начала в истории человечества. 2. Происхождение и сущность российского государства. 3. Представления Хомякова о будущем России. Политический идеал.
Занятие 2 1. Антитеза «Россия – Запад» в философско-политической концепции И.В. Киреевского. 2. Теория «Государства и Земли» К.С. Аксакова. 3. Ю.Ф. Самарин и его вклад в славянофильское политическое учение.
Методические указания Полемика западников и славянофилов является выражением русского самосознания, основой развития русской философии и политической мысли. Необходимо уяснить важнейшие политические вопросы, по которым существовали разногласия между двумя течениями. Что касается взглядов славянофилов, то важно обратить внимание на специфически русскую модель политических отношений и политической системы, описываемую ими.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите общие и особенные черты политических воззрений славянофилов и западников 2. Проанализируйте методологию славянофильской политической теории (на примере А.С. Хомякова) 3. Как славянофилы представляли происхождение государства в России и на Западе? 4. Какой смысл идеологи славянофильства вкладывали в понятия «Православие, Самодержавие, Народность», в чем отличие их трактовки от теории «официальной народности»? 5. В чем отличие самодержавия от абсолютизма (деспотизма) с точки зрения славянофилов? 6. Каков религиозный и социально-политический смысл понятия «соборность»? 7. Выделите либеральные, консервативные и социалистические ценности в наследии славянофилов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Источники Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981; Аксаков К.С. Голос из Москвы. Западная Европа и народность // Литература и история. Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. Л., 1992; Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. (Ст. «Девятнадцатый век», «В ответ А.С. Хомякову», «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» и др.); Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1–12. М., 1877–1911 (Т. 1. Ст. «По поводу мнения «Русского Вестника» о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации», «О мнениях «Современника» исторических и литературных». Т. 6. Ст. «Об отношении Церкви к свободе» и др.); Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997 (Ст. «На чем основана и чем определяется верховная власть в России», «По поводу толков о конституции» и др.); Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. (Ст. «О старом и новом», «О сельской общине», «По поводу Гумбольдта», «К сербам. Послание из Москвы» и др.); Хомяков А.С. Записки о всемирной истории // Хомяков А.С. Сочинения: в 2-х т. М., 1994. Т.1; Хомяков А.С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. №3; Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Философские науки. 1991. №11; Хомяков А.С. Тексты // Антология мировой политической мысли: в 5-ти т. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. М., 1997. С. 703–708; Киреевский И.В. Тексты // Там же. С. 709–716; Аксаков К.С. Тексты // Там же. С. 787–792; Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М., 2002; Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Там же; Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении // Там же.
Исследования
Анненкова Е.И. Русское смирение и западная цивилизация: спор славянофилов и западников в контексте 40–50-х гг. XIX в. // Русская литература. 1995. №1; Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996; Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990; Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1; Благова Т.И. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский – родоначальники славянофильства. М., 1995; Блехер Л.И. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового средневековья: научное издание М., 2003; Волкогонова О. Хомяков Алексей Степанович // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 571–574; Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991; Герцен А.И. Былое и думы. М., 1976. Гл. 30; Графский В.Г. Славянофилы и западники // Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993; Дмитриев С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории, 1993. №5; Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М, 1983; Живое слово Алексея Хомякова: Семирамида (Записки о всемирной истории) // Россияне. 1994. №9. С. 3–18; Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1994; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997 Т. 1; Кавелин К.Д. Московские славянофилы 40-х годов // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989; Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб., 2003; Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001; Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: Биографические очерки. Челябинск, 1994; Керимов В. Славянофильство // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 474–476; Китаев Т.А. Славянофильство и либерализм // Вопросы истории. 1989. №1; Кошелев В.А. История и современность в «Семирамиде» А.С. Хомякова // Литература и история: исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. Л., 1992; Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова: заметки и наблюдения М., 2004; Кузнецова С.В. Хомяков А.С. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Милюков П.Н. Славянофильство // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 30. СПб., 1900. С. 307–314; Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975; Попов А.А. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова // СПН. 1991. №11; Рудницкая Е.Л. Поиск пути: русская мысль после 14 декабря 1825 г. М., 2004; Сапов В. Киреевский Иван Васильевич. // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 254–256; Сербиненко В. Аксаков Константин Сергеевич // Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 12–14; Сербиненко В. Самарин Юрий Федорович // Там же. М., 1995. С. 459–461; Славянофильство и современность: сборник статей. СПб., 1994; Славянофильство: PRO ET CONTRA. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006; Сто русских философов: биографический словарь. М., 1995; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Хретинина С.И. Киреевский И.В. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997 С. 140–145; Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.,1986; Цимбаев Н.И. «Никто из нас не доживет до жатвы» (А.С. Хомяков и славянофилы) // Свободная мысль. 1993. №16.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вернадский Г.В. Константин Аксаков и Юрий Самарин // Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998; Гиренок Ф. Мысль и невыразимость мысли. Немая речь И.В. Киреевского // Гиренок Ф. Патология русского ума: Картография дословности. М., 1998. С. 85–113; Гиренок Ф. Опыт синонимов. К. Аксаков // Там же. С. 136–153; Гиренок Ф. Личность как вербальная рана на теле соборной жизни. Ю.Ф. Самарин // Там же. С. 114–135; Курилов А. И возродится Русь святая // Молодая гвардия. 1992. №8. С. 260–267; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Смирнова З.Т. К спорам о славянофильстве // Вопросы истории. 1987. №11; Фомин В.Е. Национальный дух: метафизическое основание русской религиозной философии. Барнаул, 2002; Шапошников Л.Е. Педагогические воззрения А.С. Хомякова // Педагогика 2004. №4; Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М., 1981.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.011 с.) |