Тема 11. Политические взгляды русских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Политические взгляды русских



РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Ф.М. Достоевский (1821–1881 гг.). Эволюция взглядов от христианского социализма к почвенничеству. Осуждение политического насилия. Идея слияния интеллигенции с народом. Задачи народные и задачи политические. Проблема внутреннего развития русского народа и его всемирного призвания.

Антиномичность как основа системы взглядов Достоевского. Антагонизм личности и общества. Критика буржуазной свободы и формального равенства.

Критика социализма. Неприятие его атеистического и революционного содержания. Отрицание теории «разумного эгоизма» Чернышевского.

В.С. Соловьев (1853–1900 гг.). Идея синтеза – социального, религиозного, политического как центральная идея в творчестве Соловьева.

Политическая организация как природно-человеческое благо, необходимое для жизни. Стадии общественного развития. Свободная теократия как социально-политический идеал Соловьева. Государство и право. Сочетание моральной и правовой концепции политики. Государство и церковь. Суверенитет божественный и суверенитет народный.

Христианский универсализм Соловьева. «Русская идея» как идея всеединства. Мессианизм русского народа.

 

Тема семинарского занятия

 Политические идеи в русской религиозной философии

Второй половины Х IX в.

1. Политический консерватизм и почвенничество Ф.М. Достоевского.

2. Теократическая концепция В.С. Соловьева.

Методические указания

Изучение данной темы позволяет еще раз подчеркнуть тесную связь русской политической мысли с философией, религией и литературой. Творчество Ф.М. Достоевского значимо для нас как с точки зрения продолжения традиции постановки в художественных произведениях важнейших общественно значимых проблем, так и с точки зрения выявления особенностей русского социально-политического сознания. Что касается концепции В.С. Соловьева, то в ней особого внимания заслуживает стремление преодолеть извечные бинарные оппозиции, обозначенные славянофилами и западниками.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте эволюцию политических взглядов Ф.М. Достоевского.

2. Каковы основные ценности идеологии «почвенничества»?

3. Поясните понятие «свободная теократия» С.М. Соловьева. Как должна быть организована власть в таком государстве?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники

Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М., 1983; Соловьев В.С. Сочинения. Т. 1–2. М., 1990. («Чтения о богочеловечестве», «Владимир Святой и христианское государство», «Визан­тизм и Россия», «Русская идея», «Из философии истории» и др.); Соловьев В.С. Задачи христианского государства (набросок статьи) // Родина. 1990. №8; Соловьев В.С. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться // Наше наследие. 1988. №2; Соловьев В.С. Тексты // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000; Соловьев В.С. Тексты // Антология мировой политической мысли: в 5-ти т. Т. 4. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX в. М., 1997. С. 294–305; Соловьев В.С. Идолы и идеалы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. №2.

 

Исследования

Азаркин Н. Программа русского социализма у Ф.М. Достоевского // Юридическая газета. 1999. №46; Амелина Е.М. В.С. Соловьев. Теократическая концепция // СПЖ. 1993. №7; Асанбаев Г.Д. Проблема личности и общества в философии Вл. Соловьева // Человек. Общество. Этика. М., 1990; Асоян А.А. Идея всемирного государства у Вл. Соловьева и Данте // Асоян А.А. Данте и русская литература. Свердловск, 1989; Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993; Владимир Соловьев: к 150-летию со дня рождения // Ползуновский альманах. 2003. №1–2; Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева // ВФ. 1994. №6; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX–XIX вв. Л., 1989; Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995; Гурьянова М.С. О монархизме Ф.М. Достоевского // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. Отеч. истор. 1998 №2; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX–начало XX в. М., 1991; Кантор В.К. «Карамазовщина» как символ русской стихии // ВФ. 2005. №4; Кантор В.К. Владимир Соловьев: имперские проблемы всемирной теократии // ВФ. 2004. №4; Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990; Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философские науки. 1992. №2; Максимов М.В., Рычков А.К. Соловьев В.С. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997. С.268–297; Малинин В.А. История русского утопического социализма: вторая половина XIX–начало XX в. М., 1991; Межуев Б. Владимир Соловьев по поводу последних событий. Русская идея перед вызовом современности // Диалог. 1993. №10/11/12. С. 55–61; Мережковский В.С. Пророк русской революции (о Достоевском) // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Л., 1991; Михайлов В.В. Достоевский Ф.М. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997. С. 245–258; Носов Н.С. Идея сверхчеловечества в философии Вл. Соловьева // Философские науки. 1991. №7;  Оболенская С. Метаморфозы и судьбы некоторых национальных идей в XIX столетии // Россия – XXI: общественно-политический и научный журнал. 2003. №2; Плимак Е. «Трагедия гения». Достоевский и нигилизм в России // СМ. 1993. №7; Осипов И.Д. По ту сторону либерализма и консерватизма: социальные искания В.С. Соловьева // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. №2; Пруцков Н.И. Утопия или антиутопия (о творчестве Достоевского) // Пруцков Н.И. Классическое наследие и современность. Л., 1988; Россия и Вселенская Церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества: сборник статей. М., 2004; Рукшина К.С. Достоевский и Эдмунд Берк // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. Т. 40. №5; Русские мыслители-идеалисты о социализме // Философские науки. 1991. №4; Соловьев С.М. Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция. М., 1997; Спиваковский Е.И. Достоевский: судьбы России: идеи – загадки – дискуссии. М., 2003; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. М., 1995.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Волгин И. Ввиду безмолвного потомства. Достоевский и гибель русского императорского дома // Октябрь. 1993. №11–12; Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991; Ерофеев В.В. Найти в человеке человека: Достоевский и экзистенциализм. М., 2003; К исследованию жизни и творчества В.С. Соловьева. Документы и материалы // ВФ. 1991. №2; Кротов Я. Мир не должен быть спасен насильно // Новое время. 1997. №37; Ланщиков А. Великие современники: Достоевский и Чернышевский // Наш современник. 1981. №11; Лопатин Л.М. Философское миросозерцание В.С. Соловьева // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995. С. 105–135; Недзвецкий В. Запрет на личность. Тюремная антиутопия Ф.М. Достоевского // Литература. Приложение к газете "Первое сентября". 1997. №32. С. 5–8; Полонский В. Бакунин и Достоевский // Полонский В. О литературе. М., 1988; Сухарев Ю.А. Религиозно-нравственные проблемы свободы личности в творчестве Достоевского // Философия и общество. 1999. №3;

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.005 с.)