Монтаж в творчестве сценариста и режиссёра. Виды монтажа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монтаж в творчестве сценариста и режиссёра. Виды монтажа.



Массо­вый праздник— это явление необычное, синтезирующее действи­тельность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.Поэтому режиссёру и сценаристу массовых праздников и представлений никак не обойтись без овладения такого художественного приёма, как монтаж.

Монтаж – это особая форма мышления, это язык режиссёра и сценариста, которые должны уметь сопоставить лица, события, факты, героев так, чтобы зрителю было понятно.

Монтаж - принцип свойственный разным видам искусства. С. Эйзенштейн говорил, что монтаж - это метод создания художественного образа, а это основополагающий принцип творческого процесса. Эйзенштейн так же заметил, что монтаж не является прерогативой кинематографа — его можно обнаружить и в литературе, и в живописи, и в других искусствах, что подробно разбирал в своих исследованиях.

И.Г.Шароев говорил: «Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ всё нарастает».

В 20-е годы в молодом советском искусстве возникло новое понятие- «МОНТАЖ». Это слово пришло в искусство из современной техники. Французское слово monteur буквально означает: «строить», «собирать». Эти слова определили первоначально только технический смысл составления картины из кусков и появились на заре кинематографа.

Лев Владимирович Кулешов (1899-1970), один из первых советских режиссеров-теоретиков, экспериментируя в области монтажа, попытался установить особенности восприятия зрителем одного и того же кадра актера Мозжухина, трижды смонтированного попарно с содержанием других кадров: 1-й кадр — крупного плана актёра Мозжухина. 2-й кадр — общий план: тарелка супа на столе. 1-й кадр — кр. пл.: Мозжухин смотрит вперед. 2-й кадр — общ.пл.: играющий ребенок. 1-й кадр — кр. пл.: Мозжухин смотрит вперед. 2-й кадр— общ. пл.: гроб с телом умершей женщины.

Кулешов продемонстрировал ролик небольшой аудитории, состоящей из его коллег по кинопроизводству.

Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть, и привлечён хорошим обедом, на втором – умиляется игре ребёнка, а на третьем, печалится об умершей девушке, но на самом деле выражение лица актера во всех трех случаях было одинаковым.

Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова». Он сделал вывод, что не столько важны кадры, как способ их соединения.

В работах Владимиро Николаевича Яхотова (1899-1945), русского актёра, мастера художественного слова, ярко выражен монтажный метод. Например, в работе «Петербург» (1927 г.) Рассмотрев три классических произведения: «Белые ночи» Достоевского, «Медный всадник» Пушкина, «Шинель» Гоголя, он нашёл нечто единое- он нашёл эпоху. Итак, один из основных принципов строения «Петербурга»- монтаж совпадающих аналогичных тем и мотивов, взятых из разных литературных источников. Каждому мотиву соответствовали те или иные ситуации, в которых оказывались герои «Петербурга», таким образом, композиционную основу спектакля составляет сравнительный монтаж ситуаций., историй, связанных между собой ассоциативной связью и ассоциативным не логически последовательным развёртыванием темы.

Нельзя не согласиться и с таким пониманием монтажа, которое дает Ромм: «Монтаж — это мысль художника, его видение мира, его идея, выраженная в отборе в сопоставлении, кусков кинематографического действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде». Что и показал  в своём фильме «Обыкновенный Фашизм», который посмотреть должен каждый сценарист, так как перед пишущим сценарий театрализованного представления стоит задача не только и не столько логически связной подачи реального материала, сколько максимально взволнованного рассказа о нем, создания художественно осмысленной новой действительности, то владение основными приемами монтажа является для него делом едва ли не первостепенной важности. Ведь, насколько ярко и умело, подан монтаж в этом фильме, каждый кадр и последующий кадр даёт всё новую и новую эмоцию. С самого начала Ромм не даёт нашему мозгу и доли секунды на отдых. Показывает нам сначала детские рисунки, затем детей- весёлых, беззаботных, познающих мир и пытающиеся запечатлеть его как могут. Дальше кадры детишек идущих с мамами, затем идут кадры резкие и даже неожиданные- кадры мёртвых детей, погибших на войне, ужасные изуродованные трупы.

Сущность монтажа, как основного приема кинематографического творчества, не прерывно связана с природой драматургии. Так же и в нашей специфике, в драматургически-зрелещной структуре обрела жизнь свободная подача материала- раскованный монтаж времени и действия, вольное чередование эпизодов, ассоциативность и т.д.

Это определило специфику своеобразного философского мышления, ставшего мышлением действия, активным соединением, казалось бы, несоединимого, где в единое целое сплетены обобщения и контрастность, событийность и философские раздумья, динамичность и статика, сиюминутная злободневность и величавая эпичность, мировой хаос и мировая гармония. Говоря о театре масс, речь идёт, как правило, о вторичном, монтажном искусстве, син­тезирующем новое художественное произведение на основе це­лого ряда других, имеющем свою особую драматургию. В таком произведении нет отдельно существующего номера или публици­стического выступления, нет кинофрагмента или фонограммы, а есть театрализованное массовое действо, пред­ставляющее собой особый, чрезвычайно сложный вид искусства.

Основой искусства монтажа является мастерство соединения отдельных, совершенно разных частей чего-либо так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося движения, действия в непрерывном развитии единой идеи.

Монтаж в этом смысле определяет уровень общей культуры сценариста и режиссёра, позволяющий ему не только знать факты, но и правильно понимать жизнь. Он определяет способность наблюдать действительность и разбираться в этих наблюдениях, самостоятельно мыслить о них. Монтаж определяет, наконец, и степень одаренности художника, позволяющей превратить внутреннюю, скрытую связь реальных явлений в связь как бы обнаженную, ясно видимую, непосредственно воспринимаемую без объяснений.

Виды и приёмы монтажа.

Виды и приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы произведения, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы в нашем сценарии.

Чечётин и Силин выделяют несколько приёмов монтажа. К наиболее распространенным приемам художественного монтажа относится контрастность.

Монтаж по контрасту — один из самых сильных подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в театрализованном представлении.

То есть контрастность, как прием монтажа, основана на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, части номеров, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность. Чаще всего конфликтность выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целом органический сплав, и именно органический сплав форм, и художественно-выразительных средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.

В практике создания современных театрализованных представлений эти закономерности учитываются далеко не всеми постановщиками: не вычленяются структурные элементы, а разнородный материал монтируется на уровне элементарного смыслового «сцепления», на уровне «склейки», как говорят в кино.

Сильного воспитательного эффекта они, конечно, не достигают, так как целое в театрализованном представлении, как и в любом театральном искусстве, достигается лишь единством драматургического действия, специфическими средствами, моделирующими  его важный и существенный процесс действительности. И здесь монтаж, как эстетический принцип, становится действительно главным, доминирующим, ибо самую композицию театрализованного представления следует понимать только как, монтаж внешне разнородных, но имеющих глубокую внутреннюю связь элементов. 

Пример: В сценарии о Великой Отечественной войне на сцене молодые ребята, готовятся к вступительным экзаменам. На экране в этот момент вражеские самолёты поднимаются в воздух. Два совершенно разных действия, но одновременно дают зрителю понять что произошло, не смотря на то, что главные герои на сцене ещё не знают об этом, тогда мы начинаем наблюдать с ещё большим интересом, что же будет, когда они тоже узнают о начале войны, как поведут себя, кто вернётся?!

В делении монтажного приёма на виды, существует немало разногласий и споров. Например, Д.Н. Аль считал, что любой монтаж является ассоциативным. А ряд таких деятелей искусства как А.И. Чечётин, А.Д. Силин выделяют несколько видов монтажа. Однако это формальное деление помогает в учебном процессе понять, какими разными путями может развиваться мысль и воображение от соединения материала различными способами.

Параллельный монтаж. Этот вид монтажа свойственен именно сценарной драматургии. Параллельный монтаж подчёркивает похожесть.

Вообще в народных представлениях и празднествах применялся и применяется, по сей день - принцип симультанности, то есть действие происходит на нескольких сценических площадках параллельно (или одновременно). На нынешний день этим приемом широко пользовались при постановках различных видов театрализованных представлений, и конечно пользуются сейчас. Этот принцип позволяет монтажно показать, что делается одновременно и в одном и в другом (и в третьем) месте действия, или, что делается в разных местах, в разное время.

Вот пример параллельного монтажа в театрализованном представлении, посвящённом жизни Юрия Никулина: на экране кадры весёлого клоуна, а на сцене клоун снимает грим под музыкальную композицию «Старый клоун».

В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, на нескольких экранах сразу, в разных частях сцены и зрительного зала и т. д. В структуре театрализованных массовых празднеств этот вид монтажа является одним из важнейших. Параллельным монтажом можно показать, с чем ассоциируется данное явление или действие и на что оно похоже.

Лейтмотив (напоминание). Для драматургии театрализованных представлений этот вид монтажа весьма характерен. Наиболее полно лейтмотив проявляется в так называемом авторско-режиссерском ходе. В сценарии «Дороги, которые мы выбираем» через каждый номер и эпизод, в отдельных репликах, в стихах, читаемых всеми участниками представления, лейтмотивом звучала фраза о том, что восемьсот человек не дождался их город с полей Великой Отечественной войны...Так же лейтмотивом может являться музыкальная тема, например в спектакле «Король Лир» театра на выход шута звучала определённая мелодия, которая продолжала звучать и после его смерти, как насмешка над происходящим.Лейтмотивом может являться не только музыка или фраза, но и изображение, и видео ряд, и многое другое.

Последовательный монтаж (хронология) - это воспроизведение материала, в том числе и документального, в порядке один за другим. Хронология событий в театрализованных представлениях довольно частое явление, к примеру,День города- где хронология событий непрерывно прослеживается от начала заложения города (его основания), до сегодняшнего дня.

Чечётин А.И. и Силин А.Д. выделяют ещё один вид монтажа, называя его ассоциативный монтаж, как наиболее важный для сценариста театрализованного представления, так как с помощью ассоциативного монтажа может возникнуть образ, художественное решение эпизода, а может и целого сценария.А Д. Н. Аль считал, что вообще любой монтаж является ассоциативным. И действительно, приведённый выше пример: в сценарии о Великой Отечественной войне, где на сцене молодые ребята готовящиеся к вступительным экзаменам, а на экране в этот момент вражеские самолёты поднимаются в воздух- является примером контрастного монтажа, но ведь он же является и параллельным и естественно ассоциативным (если выделять это как вид).

Следовательно, что вопрос о приёмах монтажа достаточно дискуссионный, но в одном можно не сомневаться - ассоциация в основе любого монтажа.

В заключении хотелось бы сказать, что монтаж даёт возможность отбросить всё лишнее, оставить только самое главное и значимое. А основной идеей монтажа является не просто соединение материала, а такое соединение, при котором зритель получил бы иллюзию целого непрерывного ряда и рождение нового осмысления материала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.016 с.)