Герой в сценарии театрализованных представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герой в сценарии театрализованных представлений



Одной из особенностей драматургии театрализованных представлений и праздников, является, синтетический характер. Мы соединяем разнообразный материал, разные вида искусства в единое целое, чтобы донести свою идею до зрителя. Но все мы прекрасно понимаем, что праздник без героев - это не праздник. Нет героев - нет драматургии! Именно они двигают действие, а действие – это развитие основного конфликта. Герои его затевают, ведут и заканчивают.

Таким образом, конфликт – зависит от героя  (от его решения и поступка). Герои развивают сюжет, доносят идеи до зрителя! Существует персонифицированный конфликт (когда конфликт выражен в персонажах) и надличный конфликт, в нашей специфике чаще встречается, конечно, надличный конфликт. Это не личное столкновение героев, их интересов, а отражение социальных конфликтов (например, Петербуржцы и Блокада).

Зачастую мы проводим наши мероприятия на совершенно разных и зачастую, казалось бы, совсем не приспособленных для праздников площадках. Но это большое преимущество в театре массовых зрелищ. В наших праздниках и представлениях действующими лицами, то есть героями могут стать не только люди как таковые, но и дворцы, крепости, музеи, озера. Мы можешь наделить этих «героев» голосом, показывать их эмоции при помощи выразительных средств: света, дыма, лазера, огней. Все это прекрасно работает на наш замысел. И вызывает огромное количество эмоций у зрителя.

Так, например, на праздновании по случаю Дня города Котельнича, одно из театрализованных представлений проходило на исторической улице города. Действующими лицами стали исторические дома этой улицы (дома купцов и других известных людей). Каждый дом рассказывал свою историю. Так сами дома «рассказали» и «показали» при помощи проекции, света, звука свою историю. Дома были главными действующими лицами. И Таким образом, наша специфика подразумевает использование тех местностей, и строений как природных, так и рукотворных для более точного выражения наших замыслов и идей.

Нам важно понять, для чего нужны нам герои, каким образом, они будут «работать» для раскрытия нашего замысла, как будут помогать донести идею. Все герои должны быть оправданы, и необходимы нашему сценарию (если их убрать из сценария, должна теряться логика и смысл). Но, важно также правильно выбрать подачу героя. Существует масса решений. Можно использовать больших кукол, разнообразные маски, тантамарески, сам актер выносит картину с изображением той или иной личности. Иными словами, мы должны найти то решение подачи героя, которое наиболее гармонично и зрелищно будет выглядеть в контексте нашего сценария.

Как положено режиссеру праздников, мы стремимся «уйти» от быта и превратить наш праздник и представление в зрелище. Поэтому, нам не обойтись без героя СИМВОЛИЧЕСКОГО. Это условно заданный герой, некий символ, образ. Совсем не обязательно в исполнении человека. Например, в сценарии театрализованной конкурсной программы молодых педагогов колледжа был такой символический герой как Дух колледжа, который вступал в диалог с главными участниками и зрителями. Символический герой должен не только «выглядеть» условно, но и говорить не бытово, а в соответствии со своим образом. Если мы используем в своем сценарии Духа, значит, он не может говорить бытовым языком. Специфика наших представлений и праздников, подразумевает использование символических героев.

Нельзя забывать про героев ИСТОРИЧЕСКИХ. Поскольку, при написании сценария мы часто обращаемся к историческому материалу, мы не можем упустить возможность использовать исторических героев. Это реально жившие когда-либо люди (Петр 1, Ломоносов и т.д.) Часто таких героев мы используем при постановке исторических сценариев и эпизодов, где мы обращаемся в прошлое. Например, День города, в таком празднике мы обязательно используем исторических героев, которые внесли вклад в этот город, или более того, без них этого города бы не было. Ещё один пример - в сценарии театрализованного представления, посвящённого Дню славянской письменности, таковыми героями являются Кирилл и Мефодий.

Нельзя обойти стороной и героя ЛИТЕРАТУРНОГО.

К ним мы относим героев различных литературных произведений: сказок, мифов, легенд и т.д. Сложность заключается в том, чтобы найти такого героя, который бы соответствовал нашему замыслу, но, в тоже время, «не изменил» себе (своему образу) и автору оригинального произведения. Если мы берем текстовые куски из произведения, мы должны правильно их «включить» в наш сценарий, не вырывать из контекста и не менять смысл этих слов в авторском произведении. Если мы делаем праздник детской книги, мы, непременно, можем использовать героев из сказок, которые оживают на глазах у зрителей, могут переходить из сказки в сказку. Например, в сценарии, посвященном войне, можно использовать Василия Теркина с диалогами, привалы солдат с их песнями т.д. Ещё одним примером является появление в одном из эпизодов, рассказывающих об А. Грине, литературных героев Грея и Ассоль из повести «Алые паруса». Но все это должно быть «вписано в наш сценарий и не существовать отдельно, а работать на наш замысел.

Нередко в наших праздниках используется герой КОЛЛЕКТИВНЫЙ. Это группа людей, которая выражает одну и ту же идею. Люди в этой группе, по сути, одинаковы, имеют одну и ту же позицию, одинаково мыслят, действуют и говорят. Такой герой обязательно должен существовать в крупных праздниках (уличных, площадных), на больших площадках. Это очень выгодно для режиссера и для зрителя. Для режиссера, потому что коллективный герой, укрупненный герой, с более яркой окраской, и на зрителя это, безусловно, оказывает большее воздействие, как эмоциональное, так и идейное. Коллективный герой более зрелищен и масштабен, что необходимо в праздниках. Например, в сценарии театрализованного представления, посвященного Дню города «Котельнич: годы и люди» коллективным героем были Котельничане, которые хотели оставить ярмарку в городе и Вятчане, которые хотели перенести ярмарку на Вятку.

Нужно помнить, что коллективный герой не говорит длинные тексты, это речевой хор. Можно говорить поэтические отрывки, но коротко. Особенности этого героя мы тоже должны учитывать при написании сценария.

Часто используем КИНОГЕРОЕВ. Целое театрализованное представление, можно построить на обыгрывании сюжетов их разных фильмов. Мы должны правильно выбрать конкретных героев, или целые эпизоды из фильмов, чтобы они «работали» на наш замысел, были зрелищны и несли свои идеи, которые сродни идеям всего праздника. Для разных сценариев, можно выбрать многих героев из разных фильмов. Например, в театрализованном концерте, посвященному «Дню учителя» можно использовать героев всеми любимого фильма «Большая перемена» Ганжу, Светлану Петровну и Нестора Петровича. Например, в сценарии фестиваля «Наш многонациональный колледж» использовали таких героев как Шурик и Нина (фильм «Кавказская пленница»).

Особый разговор о героях РЕАЛЬНЫХ. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Появление такого героя на сцене вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, не поддельное, правдивое. Важно всегда помнить о специфике работы с реальным героем.

Нельзя ставить героя в неловкую ситуацию, если эта ситуация не задумана как специальная провокация, не давать человеку непосильных задач. Он не актер, он ничего «не изображает», а «играет» самого себя. Реальный герой, очень важен в наших праздниках и в наших представлениях, они добавляют некую эмоциональность в духе праздника. Мы можем использовать ветеранов, в постановке праздника, посвященного войне, или заслуженного учителя в празднике, посвященного дню учителя и т.д. Например, в сценарии праздника Копорская потеха найден прекрасный приём вовлечения реального героя в действие - на сцену для общего юбилейного снимка под лозунгом: «Даёшь больше смеха на душу населения!» были приглашены все копорские дети от 0 до 5 лет, появившиеся на свет за время проведения «Потехи», конечно, с родителями.

Не нужно забывать о том, для кого мы пишем сценарии и создаем праздники и представления. Главный наш герой- ЗРИТЕЛЬ! На праздниках и представлениях, как правило, собирается много зрителей. Наша задача – превратить пришедшего зрителя из стороннего наблюдателя в соучастника событий. В этом есть одна из особенностей организации праздников – подтолкнуть зрителей к тому, чтобы они сопереживали. Если гости не просто наблюдают за происходящим со стороны, а активно, вместе с актерами влияют на ход событий, значит, они эмоционально захвачены, значит – они участники (герои)! Это такое пассивное участие зрителей, но от этого не менее важное. Есть и активное участие, особенно ярко это проявляется в массовых уличных, фольклорных праздниках, где множество конкурсов, викторин, загадок, игр. (Масленичные гуляния). Поэтому важно создавать такие праздничные условия для зрителя, что бы он чувствовал себя соучастником, в этом случае, наш праздник состоится. В одной из глав книги М.Н. Тытюк в главе «Главный герой - зритель» приведён такой пример активного вовлечения зрителя в действие: «На сцене необычный музыкальный коллектив: солируют по очереди: кто на пиле, кто на стиральной доске, кто на поленьях. Главный герой – солдат, не хочет им уступать, легко играет – на бутылке, на чайнике с водой, на ложках. Предлагается и зрителям – поучаствовать в конкурсе. Желающим раздаются инструменты: трещотки, детские погремушки, ложки, барабаны, свистульки, стиральные доски». Например, в театрализованном представлении, посвященном Дню студента, в одном из эпизодов, когда два режиссёра готовятся к съемке фильма, им сообщают, что главный герой заболел. Они решили выйти из положения, взяв на роль студента из зрителей.

Огромное разнообразие героев можно собрать в одном сценарии: исторические, литературные, символические, коллективные, киногерои, реальные герои, даже сам зритель может стать участником нашего представления. В этом и есть одна из особенностей и преимуществ наших сценариев. Можно создать и объединить разнообразных героев, создать неповторимое и уникальное. Главное, нельзя забывать о том, что все герои должны работать на замысел сценария.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)