На Руси. Монгольское завоевание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На Руси. Монгольское завоевание



Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить причины феодальной раздробленности на Руси в XII-XIV вв., формы государственного устройства русских земель в этот период, последствия данного политического и социально-экономического феномена; особое внимание студентам нужно обратить на вопрос о монгольском завоевании Руси, о формах подчинения русских княжеств в течение XIII-XV вв.

Рекомендации: для ответа на вопрос о феодальной раздробленности на Руси можно использовать материал учебной литературы, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

Вопрос о монгольском нашествии полностью выносится на самостоятельное изучение. Для лучшего запоминания текста учебника и сохранения структуры изложения студентам рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Как развивалось монгольское государство в XIII веке? Примечание: При ответе необходимо обратить внимание на политическую, экономическую и социальную структуру монгольского государства, объяснить его военно-захватническую направленность.

2. Какие русские земли были захвачены монголами в первые годы нашествия? Примечание: При ответе необходимо дать периодизацию монгольского нашествия, которое делится на два неравных этапа – 1) 1237-1243 гг., когда был осуществлён военный захват основных центров Руси; 2) 1243-1480 гг., известный как монгольское иго, то есть политическое и экономическое подчинение русских земель. Кроме того, надо назвать первое княжество, захваченное монголами (Рязанское); сражение на р. Сить (1238г.), проигранное великим князем Юрием Всеволодовичем; сожжение Киева в 1240 г. В конце ответа студенты должны сделать вывод о военной слабости русских княжеств, которые не смогли оказать отпор монгольской агрессии и в течение нескольких лет были покорены.

3. В каких формах осуществлялось подчинение русских княжеств? Примечание: При ответе необходимо указать политическую (ярлык) и экономическую (дань) формы подчинения Руси. Кроме того, надо знать точную дату выдачи первого ярлыка на великое княжение (1243 г.) и дату введения подворного налогообложения (1257 г.) В конце ответа студенты должны сделать вывод о влиянии монголов на политическое и экономическое развитие Руси.

4. Каковы последствия монгольского нашествия на Русь? Примечание: Необходимо обратить внимание на негативные последствия, выраженные в разорении городов, отсталости ремесла и сельского хозяйства, потере института самоуправления, изменении психологии русского народа. Особенно сильное влияние монголы оказали на политическую власть на Руси, что выразилось в рабском подчинении всего населения сначала монгольскому хану, затем великому князю и царю. Таким образом, монголы способствовали не столько централизации Руси, сколько становлению абсолютной власти монарха.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите хронологические рамки феодальной раздробленности.

2. Какие формы государственного устройства характерны для данного периода?

3. Когда происходит перемещение центра Руси с юго-запада на северо-восток? С деятельностью каких князей связан этот процесс?

4. При каком князе произошло перемещение великого княжения из Киева во Владимир?

5. Когда произошла первая встреча русских и монгольских войск? Кто одержал победу?

6. На какие периоды делится монгольское нашествие?

7. Какие формы подчинения русских земель существовали во время монгольского ига?

8. При каком великом князе прекратилась зависимость от монгольского ярлыка?

9. Какой великий князь перестал платить дань Орде?

10. Когда произошло стояние на реке Угре? Что явилось следствием этого события?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Глоссарий (дайте определение понятиям): монгольскоеиго, ярлык на великое княжение, подворное налогообложение, баскак, выход, дань.

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 58-131, 149-177.

4. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – М.: Мысль, 1993. – С. 41-129.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

6.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

7.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

8. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Занятие 4. Образование единого (централизованного) российского государства

 

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить основные процессы, связанные с объединением русских земель вокруг Москвы; оценить деятельность московских князей, направленную на становление единого русского государства; обратить внимание на формирование аппарата управления, земельных отношений и атрибутики великокняжеской власти.

 

Рекомендации: при изучении темы студенты могут использовать лекции и учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто является родоначальником династии московских князей?

2. Какой князь стал первым собирателем русских земель вокруг Москвы?

3. Какой город был соперником Москвы в первой половине XIV века?

4. Какое государство претендовало на русские северо-восточные земли во второй половине XIV века? Какой московский князь организовал защиту северо-востока?

5. Какое событие положило начало процессу освобождения русских земель от монгольского ига?

6. Когда произошла смена порядка престолонаследия на Руси? Каковы последствия этого события?

7. Почему Ивана III называют Великим? Охарактеризуйте его правление.

8. Какой князь получил титул «великий государь всея Руси»? Что он означает?

9. При каком князе впервые издан Судебник? Назовите его основные положения.

10. Кто является последним собирателем русских земель вокруг Москвы? Какой крупный город последний вошёл в состав Московской Руси?

11. Каким был политический и социальный строй Московского государства?

 

Задания для самостоятельной работы:

1.Выпишите из учебного пособия История России с древнейших времён до наших дней под ред. А. Н. Сахарова основные социальные слои и основные формы землевладения в Московском государстве в XV-XVI вв.

2. Глоссарий (дайте определение понятиям): поместье, вотчина, уезд, бармы, посадские люди, барщина, черносошные крестьяне, тягло, волостель, наместник, Казна, Дворец, Дьячьи избы, Боярская Дума, Судебник.

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 178-410.

4. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – М.: Мысль, 1993. – С. 130-431.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

6.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

7.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

8. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.01 с.)