Занятие 1. Введение в историческую науку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Введение в историческую науку.



Занятие 1. Введение в историческую науку.

Восточные славяне:

Происхождение, расселение

 

Цель самостоятельной работы: студенты должны получить общее преставление об исторической науке, её принципах, методах и научных подходах; рассмотреть периодизацию исторического процесса в целом и отечественной истории в частности. Особое внимание студентам следует обратить на происхождение и расселение древних славянских народов и выделение из их массы восточных славян; изучить особенности материальной и духовной культуры восточных славян.

 

Рекомендации: для подготовки к семинарскому занятию по данной теме студент может использовать соответствующие разделы учебника История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

При изучении материалов учебника студент должен обратить внимание на особенности исторического развития России, её место во всемирной истории.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникла история как наука?

2. Что изучает историческая наука?

3. Какие научные подходы, принципы и методы помогают в изучении истории?

4. Какие периоды развития прошло человеческое общество?

5. Какую периодизацию отечественной истории предложил В. О. Ключевский?

6. К какой языковой семье относятся древние славяне?

7. Когда произошло отделение восточных славян от общей славянской группы?

8. Какие наиболее крупные восточнославянские племена вы знаете? Назовите места их расселения в VI-IX вв.

9. Какие отрасли экономики были развиты у восточных славян в VI-IX вв.?

10. Какая религия господствовала у восточных славян? Какое влияние она оказала на культурное развитие восточнославянских племён в VI-IX вв.?

 

Задания для самостоятельной работы:

Полученные знания о местах расселения восточных славян в VI-IX вв., особенностях их материальной и духовной культуры, оформите в следующую таблицу:

 

Племя Места расселения Основные занятия Особенности развития
1        
2        

 

Источники:

 

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 27-48.

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

5.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

6.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

7. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Занятие 2. Образование и развитие Древнерусского государства (Киевской Руси)

Цель самостоятельной работы: студенты должны получить представление о предпосылках образования государства у восточных славян, о деятельности первых киевских князей по становлению и развитию Древнерусского государства; выяснить, с какими князьями связаны периоды расцвета Киевской Руси.

 

Рекомендации: для самостоятельного изучения данной темы студенты могут использовать материал учебной литературы, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

Особое внимание следует обратить на хронологические рамки периода и деятельность великих киевских князей, направленную на политическое, социально-экономическое и духовно-религиозное развитие Древнерусского государства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие внутренние предпосылки для образования государства сложились у восточных славян в конце IX века?

2. Кто является родоначальником первой княжеской династии на Руси?

3. Какие теории образования Древнерусского государства возникли в XVIII? Назовите имена учёных и основные положения их теорий.

4. Кто считается основателем Киевской Руси?

5. Какие киевские князья совершали походы на Византию? Их последствия.

6. Кто из великих киевских князей упорядочил налоговую систему внутри страны?

7. Какой великий киевский князь провёл религиозную реформу? Назовите предпосылки и последствия крещения Руси.

8. При каких князьях была создана «Русская правда»?

9. При каком великом киевском князе появились первые библиотеки на Руси?

10. Когда окончательно были разгромлены печенеги? Какой храм был построен в честь этого события?

11. Какой великий киевский князь выступал против феодальных усобиц?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. В таблицу впишите имена великих киевских князей, деятельность которых была вами изучена, годы и результаты их правления:

Великий князь Период правления Основные события Итоги правления
1        
2        

 

2. Глоссарий (дайте определение понятиям): куны, полюдье, урок, погост, каганат, вече.

 

Источники:

 

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 48-58.

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

5.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

6.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

7. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Занятие 4. Образование единого (централизованного) российского государства

 

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить основные процессы, связанные с объединением русских земель вокруг Москвы; оценить деятельность московских князей, направленную на становление единого русского государства; обратить внимание на формирование аппарата управления, земельных отношений и атрибутики великокняжеской власти.

 

Рекомендации: при изучении темы студенты могут использовать лекции и учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто является родоначальником династии московских князей?

2. Какой князь стал первым собирателем русских земель вокруг Москвы?

3. Какой город был соперником Москвы в первой половине XIV века?

4. Какое государство претендовало на русские северо-восточные земли во второй половине XIV века? Какой московский князь организовал защиту северо-востока?

5. Какое событие положило начало процессу освобождения русских земель от монгольского ига?

6. Когда произошла смена порядка престолонаследия на Руси? Каковы последствия этого события?

7. Почему Ивана III называют Великим? Охарактеризуйте его правление.

8. Какой князь получил титул «великий государь всея Руси»? Что он означает?

9. При каком князе впервые издан Судебник? Назовите его основные положения.

10. Кто является последним собирателем русских земель вокруг Москвы? Какой крупный город последний вошёл в состав Московской Руси?

11. Каким был политический и социальный строй Московского государства?

 

Задания для самостоятельной работы:

1.Выпишите из учебного пособия История России с древнейших времён до наших дней под ред. А. Н. Сахарова основные социальные слои и основные формы землевладения в Московском государстве в XV-XVI вв.

2. Глоссарий (дайте определение понятиям): поместье, вотчина, уезд, бармы, посадские люди, барщина, черносошные крестьяне, тягло, волостель, наместник, Казна, Дворец, Дьячьи избы, Боярская Дума, Судебник.

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 178-410.

4. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – М.: Мысль, 1993. – С. 130-431.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

6.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

7.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

8. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Российского государства

Цель самостоятельной работы: студенты должны обратить внимание на противоречивость внутренней политики Ивана IV Грозного, выраженную в его реформах и опричнине; дать оценку внешней политики первого русского царя; сделать вывод об окончании процесса централизации российского государства.

 

Рекомендации: для самостоятельного изучения темы можно использовать учебную литературу, в том числе соответствующий раздел учебника История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каком году Иван IV стал царём? Каковы последствия этого политического акта?

2. Кто входил в Избранную Раду? Какие цели она преследовала?

3. Какие сферы жизни русского общества затронули реформы Ивана IV? Дайте краткую характеристику основных реформ.

4. В чём заключается отличие земской и губной реформы?

5. Какая система налогообложения была введена вместо системы кормлений?

6. С какой целью была введена опричнина? Что послужило поводом для её создания?

7. Какие методы использовало опричное войско? Каковы их последствия?

8. Какие территории были присоединены в период правления Ивана IV Грозного?

9. Какой политический строй был создан в России в конце XVI века?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Глоссарий (дайте определение понятиям): Стоглав, Земский собор, Приказ, Разряд, губа, земские избы, кормления, опричнина, земщина.

2. Выпишите из учебной литературы, указанной в конце темы, основные реформы Ивана IV, проведите их сравнительный анализ в таблице:

 

Реформа (название) Период проведения Основные положения Итоги реформы
1        
2        

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

4.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

5.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

6. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

Модернизация России

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить вопросы, связанные с правлением Петра I, сделать выводы о становлении абсолютной монархии, модернизации страны в области внутренней и внешней политики.

Рекомендации: для ответа на вопросы следует использовать материал учебной литературы, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда Пётр I стал самодержавным правителем?

2. Какая внешнеполитическая акция положила начало деятельности Петра I по утверждению России на мировой арене.

3. Было ли удачным южное направление внешней политики Петра I?

4. В результате какого события Россия стала империей?

5. Какие реформы были проведены Петром I в области государственного управления? Какую цель он преследовал, создавая Сенат, Синод, коллегии и другие управленческие органы?

6. Какие реформы были проведены в военной и социально-экономической сфере жизни российского государства в период правления Петра I?

7. Была ли изменена сущность внутренней и внешней политики России?

8. В чём проявилась модернизация России в первой четверти XVIII века?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Для проверки и закрепления своих знаний по теме «Правление Петра I: модернизация России» студенты могут составить таблицу, которая укажет необходимость и значимость реформ Петра I.

Реформа Цель Итоги
1      
2      

 

2. Глоссарий (дайте определение понятиям): Сенат, Тайная канцелярия, Синод, Табель о рангах, коллегии, единонаследие, рекрутский набор, губернии, подушная подать.

 

Источники:

1. Аббасов А. М. Воронеж исторический. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352 с.

2. Записки воронежских краеведов. Выпуск второй. Сост. А. И. Гайворонский. – Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1983. – 239 с.

3. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

4.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

5. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: «Просвещение», 1993. – С. 410-536.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

7.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

8. Панова В. И. История воронежского края: уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж: «Родная речь», 1995. – 192 с.

9.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

10. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Таблица № 1.

Император Период Цели Реформы управления Экономические реформы Внешняя политика
1            
2            

Таблица № 2.

Организация Период   Цели Программа Методы  

Результаты

1        

 

 
2        

 

 
               

 

3. Глоссарий (дайте определение понятиям): Указ о вольных хлебопашцах, Указ об обязанных крестьянах, министерства, Государственный совет, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, III Отделение, Парижский трактат, консерватизм, либерализм, социализм, теория официальной народности, промышленный переворот.

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

4.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

5.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

6. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

XIX века

 

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить реформы Александра II и контрреформы Александра III и их влияние на развитие России; ответить на вопросы о внешней политике России и об общественном движении в стране во второй половине XIX века.

 

Рекомендации: для ответа на вопросы по данной теме следует использовать учебную литературу, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой характер носили реформы Александра II?

2. Когда произошла отмена крепостного права в России?

3. Как был решён аграрный вопрос в результате крестьянской реформы? Какие формы землевладения получили развитие?

4. Какая реформа Александра II была самой радикальной и последовательной?

5. В чём заключалась суть земской и военной реформы?

6. Какие сословия были допущены к образованию?

7. Почему Александр III не продолжил реформаторский курс своего отца? Назовите основные контрреформы.

8. Какая революционная идеология господствовала в России во второй половине XIX века? Назовите её основные положения.

9. Какие ведущие народнические организации вы знаете? Раскройте их общие и особенные черты.

10. Какая организация совершила убийство Александра II? Каковы были последствия этого террористического акта?

11. Какие русско-турецкие войны произошли во второй половине XIX века? Каковы их результаты?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните деятельность Александра II и Александра III в таблице № 1.

2. Проведите сравнительный анализ деятельности ведущих народнических организаций в таблице № 2.

Таблица № 1.

Император Период   Реформы Контр-реформы Внешняя политика Итоги  
1            
2            

Таблица № 2.

Организация Период деятельности Цели Программа Метод деятельности Результаты
1            
2            

 

3. Глоссарий (дайте определение понятиям): контрреформы, народничество, русский социализм.

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

4.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

5.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

6. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Занятие 11. Основные тенденции развития

России в начале XX века

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить социально-экономическое и политическое положение России в 1900-1907 гг.; причины, этапы и результаты революции 1905-1907 гг.; основные тенденции развития страны между двумя революциями (1907-1917 гг.)

Рекомендации: для ответа на вопросы данной темы студенты должны использовать учебную литературу, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие отрасли экономики получили развитие в России на рубеже XIX-XX вв.? По какому пути развивались промышленное производство и сельское хозяйство? Найдите общие и особенные черты.

2. Какой была социальная структура общества в конце XIX-начале XX вв.? Дайте краткую характеристику.

3. Какие политические партии появились в России в начале XX века? Дайте краткую характеристику.

4. Какие противоречия накопились в российском обществе к 1905 г.?

5. Каковы причины и результаты Первой русской революции?

6. Когда в России появился первый парламент? Дайте общую краткую характеристику его деятельности на примере всех четырёх Государственных Дум.

7. Какая политическая система сложилась в России после Первой русской революции?

8. Какие основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина вы можете выделить?

9. Как отразилась Первая мировая война на политическом и социально-экономическом положении России?

10. Почему царское правительство своевременно не реагировало на революционную ситуацию в стране?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте деятельность ведущих политических партий в России в начале XX века в таблице № 1.

2. Проанализируйте деятельность Государственных Дум в России в начале XX века в таблице № 2.

Таблица № 1.

Политическая партия Период   Программа Метод деятельности Аграрный проект
1          
2          

Таблица № 2.

ГосДума Период деятельности Участие партий Проекты Результаты работы
1          
2          

 

3. Глоссарий (дайте определение понятиям): парламент, Государственная Дума, «Манифест 17 октября 1905 г.», кадеты, октябристы, РСДРП, меньшевики, большевики, эсеры, «Союз русского народа», винная монополия, аграрный проект П. А. Столыпина, третьеиюньская монархия, Антанта, Тройственный союз.

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

4.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

5.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

6. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Х гг.

 

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить вопросы, связанные с переходом от политики «военного коммунизма» к НЭПу; иметь представление о характерных чертах новой экономической политики, о причинах свёртывания НЭПа; выяснить объективные и субъективные предпосылки формирования культа личности И. В. Сталина. Особое внимание студентам следует обратить на меры, направленные на индустриализацию и коллективизацию экономики страны;

Рекомендации: для ответа на вопросы можно использовать учебную литературу, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда произошёл переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике? С какими событиями он был связан?

2. Когда в денежный оборот был введён червонец?

3. В чём заключается суть НЭПа?

4. Какие уклады сложились в советской экономике в 1920-е гг.?

5. Почему НЭП был свёрнут?

6. Каковы предпосылки культа личности И. В. Сталина?

7. Почему было принято решение о коллективизации сельского хозяйства?

8. Какими были основные достижения в области индустриализации советской экономики к концу 1930-х гг.?

9. Какое общество было построено в конце 1930-х гг. в СССР?

10. Когда был создан СССР? Когда была принята первая советская Конституция?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Глоссарий (дайте определение понятиям): НЭП, коллективизация, индустриализация, СССР, червонец, культ личности.

2. Составьте сравнительную таблицу экономического развития СССР в 1920-е гг. и в 1930-е гг.:

Период Название экономического курса Основные черты экономики Количество экономических укладов Итоги экономического развития
1          
2          

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

4.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

5.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

6. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

Таблица № 1.

Название   Дата и место проведения Страны- участники Основные решения
1        
2        

 

2. Составьте таблицу, включив в неё основные периоды Великой Отечественной войны и их характеристику:

 

Таблица № 2.

Период войны Основные сражения Командующие фронтами Итоги сражений
1        
2        

Источники:

1. Аббасов А. М. Воронеж исторический. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352 с.

2. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

3.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

5.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

6. Панова В. И. История воронежского края: уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж: «Родная речь», 1995. – 192 с.

7.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

8. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

 

В XXI веке

Цель самостоятельной работы: студенты должны изучить особенности политического и социально-экономического развития России в начале XXI века, внешнюю политику страны, её положение на международной арене.

 

Рекомендации: для ответа на вопросы темы студенты могут использовать учебный материал, в том числе учебник История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения были внесены в систему национально-государственных отношений в России в 2000 г.?

2. Какие кодексы были приняты в РФ в начале XXI века?

3. Какова цель стратегического курса на обеспечение «прозрачности» экономики?

4. Как современные нормативно-правовые акты влияют на социальную сферу?

5. Какое международное положение занимает России в современный период? На каких принципах строится внешняя политика государства?

6. Какие стратегии развития России предлагают современные политические партии?

 

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте данные учебных пособий и других источников, посвящённых проблемам современной России. Какой вывод можно сделать о политическом и социально-экономическом развитии страны?

 

 

Источники:

1. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2013. – 768 с.

2.История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф.О. Айсина [и др.]. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 686 c. / http://www.iprbookshop.ru/71152.html

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 786 с.

4.Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 408 c. / http://www.iprbookshop.ru/66417.html

5.Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Прядеин. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. - 192 c. / http://www.iprbookshop.ru/68335.html

6. Использование системы дистанционного обучения (СДО).

 

Тематика рефератов по дисциплине

«История»

Студенты дневной формы обучения в соответствии с планом должны выполнить один реферат. Тематика рефератов направлена на проверку знаний студентов по данной дисциплине.

 

1. Теории происхождения древних славян.

2. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян.

3. Исторические портреты первых киевских князей (по.выбору).

4. Внешняя политика киевских князей в IX-XII вв.

5. Владимиро-Суздальское княжество – новый центр Руси в XII-XIII вв.

6. Внешняя политика северо-восточных князей в XII-XIII вв.

7. Монгольское государство в XIII веке: возникновение и развитие.

8. Александр Невский как политический деятель.             

9. Роль Дмитрия Донского в Куликовской битве.

10. Политические портреты московских князей XIV-XV вв. (по выбору).

11. Внешняя политика московских князей в XIV-первой трети XV вв.

12. Особенности процесса образования единого Российского государства.

13. Правление Бориса Годунова: внутренняя и внешняя политика.

14. Освоение юга России на рубеже XVI-XVII вв.

15. Польско-шведская интервенция в начале XVII века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.263 с.)