Дополнительные изречения мудрецов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные изречения мудрецов



 

23 Вот ещё изречения мудрецов:
 

Выказывать лицеприятие на суде нехорошо.

24 На сказавшего виноватому: «Ты невиновен» –

будут слать проклятия народы,

и племена будут негодовать.

25 А осудившие виновного будут преуспевать,

и придёт на них благословение.

 

26 Честный ответ –

что поцелуй в губы.

 

27 Заверши работу на улице,

приведи в порядок свои поля,

а потом можешь строить дом свой.

 

28 Не лжесвидетельствуй против ближнего твоего

и не лги своими устами.

29 Не говори: «Поступлю с ним, как он со мной;

отплачу ему за то, что он сделал».

 

30 Я шёл мимо поля лентяя,

мимо виноградника человека неразумного:

31 всё поросло колючкой,

сорняками зарос участок,

и ограда из камня рухнула.

32 Я глядел и думал об этом,

я смотрел и понял урок:

33 немного поспишь, немного подремлешь,

немного, руки сложив, полежишь,

34 и придёт к тебе нищета, как грабитель 2,

настигнет нужда, как разбойник 3.

 

1 24:7 Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства.

2 24:34 Или: «как бродяга».

3 24:34 Или: «как попрошайка».

Мудрые изречения 25

Другие мудрые изречения Сулеймана

 

1 Вот ещё мудрые изречения Сулеймана, собранные людьми Езекии, царя Иудеи 1.
 

2 Слава Аллаха – окутывать дело тайной,

слава царя – исследовать дело.

 

3 Как небеса высотой и земля глубиной,

так и царское сердце непостижимо.

 

4 Удали примесь из серебра,

и у ювелира будет сырьё для сосуда;

5 удали нечестивого от царя,

и его престол утвердится праведностью.

 

6 Не заносись пред царём

и не занимай места между великими;

7 лучше пусть он тебе скажет: «Сюда поднимись»,

чем унизит тебя перед знатным.

 

Если ты что-то видел своими глазами,

8 не спеши подавать в суд.

Что ты станешь делать в конце,

если ближний твой пристыдит тебя, выиграв дело?

 

9 Если ведёшь с ближним тяжбу,

не открывай чужой тайны,

10 иначе люди услышат и пристыдят тебя,

и слава дурная от тебя не отстанет.

 

11 Слово, сказанное уместно,

подобно золотым яблокам в оправе из серебра.

 

12 Что золотая серьга или украшение из чистого золота,

то упрёк мудреца для внимательного уха.

 

13 Что холод снега в жатвенный зной,

то верный посланник для того, кто его посылает:

душу хозяина он бодрит.

 

14 Что облака и ветер без дождя –

тот, кто хвастается подарками, которых не дарил.

 

15 Терпением можно убедить повелителя,

и кроткий язык кость переламывает.

 

16 Нашёл мёд – ешь лишь сколько потребно,

иначе объешься, и тебя стошнит.

17 Так же с другом: пореже ходи к нему в дом,

иначе, устав от тебя, он тебя возненавидит.

 

18 Что булава, меч или острая стрела –

человек, лжесвидетельствующий против ближнего.

 

19 Что зуб гнилой или хромая нога –

надежда на вероломного в день беды.

 

20 Как снимающий одежду в холодный день

или как уксус на рану 2,

так и поющий печальному сердцу весёлые песни.

 

21 Если враг твой голоден – накорми его;

если он хочет пить – напои его водой.

22 Поступая так, ты устыдишь его,

и он будет сгорать со стыда, 3

а тебя наградит Вечный.

 

23 Как северный ветер приносит дождь,

так язык клеветника – гневные лица.

 

24 Лучше жить на углу крыши,

чем в доме со сварливой женой.

 

25 Что холодная вода для измученной жаждой души –

добрые вести из дальнего края.

 

26 Как мутный ключ или загрязнённый родник –

праведник, уступающий нечестивым.

 

27 Нехорошо есть слишком много мёда,

как и постоянно искать себе славы.

 

28 Каков город, чьи стены рухнули,

таков и человек, не владеющий собой.

 

 

1 25:1 Езекия правил Иудеей с 715 по 686 гг. до н. э. О его правлении см. 4 Цар. 18–20; 2 Лет. 29–32.

2 25:20 Или: «соду».

3 25:22 Букв.: «ты соберёшь ему на голову горящие угли».

Мудрые изречения 26

1 Словно летом снег, словно в жатву дождь,

так и слава не подобает глупцу.

 

2 Как упорхнувший воробей, как улетевшая ласточка,

так и незаслуженное проклятие уйдёт в пустоту.

 

3 Плеть – для коня, узда – для осла,

а розга – для спин глупцов!

 

4 Если отвечаешь глупцу на его глупости,

то сам ему уподобляешься.

5 А если не отвечаешь глупцу на его глупости,

то он возомнит себя мудрецом.

 

6 Что ноги себе отрезать или терпеть насилие –

посылать известие через глупца.

 

7 Неровно ступают ноги хромого,

так и мудрое изречение в устах глупца.

 

8 То же, что камень к праще привязывать, –

глупому почести воздавать.

 

9 Как колючая ветка в руках у пьяного,

так и мудрое изречение в устах у глупца.

 

10 Что лучник, ранящий всех без разбора,

так и нанимающий глупца или первого встречного.

 

11 Как собака возвращается на свою блевотину,

так и глупец повторяет свою глупость.

 

12 Видишь человека, который мнит себя мудрым?

На глупца больше надежды, чем на него.

 

13 Лентяй говорит: «На дороге лев!

Лев бродит на улицах!»

 

14 Дверь поворачивается на петлях,

а лентяй ворочается на постели.

 

15 Запустит лентяй руку в блюдо,

и уже чересчур утомлён, чтобы до рта донести.

 

16 Лентяй умнее в своих глазах,

чем семь человек, отвечающих осмотрительно.

 

17 Что хватающий за уши пса –

прохожий, ввязывающийся в чужую ссору.

 

18 Как безумец, что сыплет кругом

горящие стрелы и сеет смерть,

19 так и тот, кто обманывает ближнего,

а потом говорит: «Я только пошутил».

 

20 Без дров угасает огонь;

без сплетен гаснет раздор.

 

21 Что уголь для жара и дрова для огня,

то вздорный человек для разжигания ссоры.

 

22 Слова сплетен – как лакомые куски,

что проходят вовнутрь чрева.

 

23 Что глазурь, покрывающая 1 глиняный горшок, –

ласковые уста при злобном сердце.

 

24 Враг лицемерит в словах,

а в сердце таит коварство.

25 Пусть его речь приятна – не доверяй ему:

семь мерзостей у него в сердце;

26 пусть ненависть скрыта притворством,

всё равно на людях злоба врага откроется.

 

27 Роющий яму, сам в неё упадёт;

на катящего камень в гору камень и скатится.

 

28 Лживый язык ненавидит тех, кого губит;

льстивые уста готовят крушение.

 

 

1 26:23 Или: «Что нечистое серебро, покрывающее».

Мудрые изречения 27

1 Не хвастайся завтрашним днём,

ты ведь не знаешь, что он принесёт.

 

2 Пусть другой тебя хвалит, а не твои уста, –

посторонний, а не твой язык.

 

3 Камень увесист, тяжёл и песок,

но раздражение от глупца тяжелее обоих.

 

4 Ярость жестока и гнев неукротим,

но кто может устоять против ревности?

 

5 Лучше открытый упрёк,

чем скрытая любовь.

 

6 Друг искренен, даже если он ранит,

а враг рассыпает поцелуи.

 

7 Сытым и сотовый мёд отвратителен,

а голодным и горькое кажется сладким.

 

8 Что птица, оставившая гнездо, –

человек, который ушёл из дома.

 

9 Как ароматное масло и благовоние радуют сердце,

так приятно слышать и душевный совет от друга.

 

10 Не бросай своего друга и друга своего отца;

в беде не беги сразу к родственникам,

ведь друг поблизости будет полезнее, чем родня вдали.

 

11 Будь мудрым, сын мой, и сердце моё порадуй;

тогда я буду знать, что ответить попрекающему меня.

 

12 Разумный увидит опасность – и скроется,

а простаки пойдут дальше – и пострадают.

 

13 Можешь смело забирать одежду у поручившегося за незнакомца;

можешь удержать её в залог у ручавшегося за чужого. 1

 

14 Громогласно благословляющего ближнего ранним утром

сочтут проклинающим.

 

15 Несмолкающая капель в дождливый день

и сварливая жена схожи друг с другом;

16 пытаться сдержать её – что сдерживать ветер

или масло в руке зажать.

 

17 Как железо оттачивает железо,

так и люди совершенствуют друг друга.

 

18 Кто возделывает инжир, будет есть его плоды,

а кто заботится о своём господине, будет в чести.

 

19 Как вода отражает лицо,

так человеческое сердце – человека.

 

20 Мир мёртвых и царство смерти не знают сытости;

ненасытны и человеческие глаза.

 

21 В тигле испытывается серебро,

в горне плавильном – золото,

а похвалами – человек.

 

22 Глупца истолки хоть в ступе,

как пестом пшеницу, –

не отделится от него его глупость.

 

23 Следи за тем, в каком виде твои отары,

хорошо наблюдай за своими стадами,

24 ведь богатство не вечно,

и власть не на все поколения.

25 Когда вывезут сено, и появится новая поросль,

и станут собирать траву со склонов горных,

26 тогда ягнята одеждой тебя снабдят,

а козлы пойдут на покупку поля.

27 У тебя будет вдоволь козьего молока,

чтобы кормить себя и свою семью

и давать пропитание служанкам.

 

 

1 27:13 Ср. Исх. 22:26-27; Втор. 24:10-13.

Мудрые изречения 28

1 Нечестивец бежит, хотя никто его не преследует,

а праведник смел, как лев.

 

2 Когда в стране много беззакония, у неё часто меняются правители,

а при разумном правителе – стабильность.

 

3 Правитель 1, притесняющий нищих,

точно дождь проливной, губящий урожай.

 

4 Забывающие Закон славят нечестивых,

а исполняющие Закон противостоят им.

 

5 Злодеи не понимают справедливости,

а те, кто ищет Вечного, понимают её до конца.

 

6 Лучше бедняк, чей путь беспорочен,

чем богач, чьи пути бесчестны.

 

7 Тот, кто хранит Закон, – сын рассудительный,

а кто дружит с расточителями, срамит своего отца.

 

8 Тот, кто множит богатство непомерными процентами,

копит его для того, кто щедр к беднякам.

 

9 У затыкающего уши, чтобы не слушать Закон,

даже молитвы – мерзость.

 

10 Ведущий праведных по дурному пути

попадёт в свою же западню,

а непорочные унаследуют благо.

 

11 Богач может быть мудр в собственных глазах,

но разумный бедняк видит его насквозь.

 

12 Когда торжествуют праведники, царит бурная радость,

а когда побеждают злодеи, люди прячутся.

 

13 Скрывающий свои грехи не преуспеет,

а признающий и оставляющий их найдёт милость.

 

14 Благословен человек, всегда боящийся Вечного,

а коснеющий сердцем в упрямстве в беду попадёт.

 

15 Точно ревущий лев или рыщущий медведь –

злой правитель над бедным людом.

 

16 Жестокий правитель нерассудителен,

а жизнь ненавидящего нечестную наживу продлится.

 

17 Тот, кто мучим виной за убийство,

будет беглецом до самой смерти;

да не будет ему поддержки.

 

18 Тот, чей путь беспорочен, находится в безопасности,

а тот, чьи пути лукавы, падёт внезапно.

 

19 Возделывающий свою землю будет есть досыта,

а гоняющийся за пустыми мечтами насытится нищетой.

 

20 Верный человек будет богат благословениями,

а спешащий разбогатеть не останется безнаказанным.

 

21 Проявлять лицеприятие нехорошо,

но некоторые люди готовы сделать зло даже за кусок лепёшки.

 

22 Алчный человек 2 торопится разбогатеть

и не ведает, что его ждёт бедность.

 

23 Впоследствии справедливо упрекающий будет приятнее,

чем тот, чей язык льстив.

 

24 Тот, кто обирает отца и мать

и говорит: «Это не грех»,

сообщник головорезам.

 

25 Жадный человек разжигает ссоры,

но полагающийся на Вечного будет процветать.

 

26 Тот, кто полагается на себя, – глупец,

а кто держится мудрости, находится в безопасности.

 

27 У того, кто даёт бедным, не будет недостатка,

а закрывающего от них глаза будут много проклинать.

 

28 Когда злодеи приходят к власти, люди скрываются,

а когда они гибнут, умножаются праведники.

 

 

1 28:3 Или: «бедняк».

2 28:22 Букв.: «Человек с дурным глазом» (см. сноску на 23:6).

Мудрые изречения 29

1 Тот, кто коснеет в упрямстве после многих упрёков,

будет внезапно погублен – без исцеления.

 

2 Когда умножаются праведники, люди радуются,

а когда правят нечестивые, люди стонут.

 

3 Человек, любящий мудрость, приносит отцу радость,

а приятель блудниц расточает богатство.

 

4 Правосудием царь укрепляет страну,

а жадный до взяток её разоряет.

 

5 Льстящий ближнему своему

раскидывает сеть у него под ногами.

 

6 Злодея ловит его же грех,

а праведник может петь и радоваться.

 

7 Праведный заботится о правах бедняков,

а нечестивый в них и не вникает.

 

8 Глумливые возмущают город,

а мудрецы отвращают гнев.

 

9 Где мудрый судится с глупцом,

там лишь злость и издёвки, и нет покоя.

 

10 Кровожадные люди ненавидят беспорочных

и праведников хотят лишить жизни 1.

 

11 Глупец даёт гневу свободный выход,

а мудрый владеет собой.

 

12 Если правитель внимает лжи,

все его сановники становятся злодеями.

 

13 У бедняка с притеснителем вот что общее:

Вечный дал зрение глазам обоих.

 

14 Если царь судит бедных по справедливости,

его престол утвердится навеки.

 

15 Розга и обличение дают мудрость,

а ребёнок, оставленный в небрежении, срамит свою мать.

 

16 Когда умножаются нечестивые, умножается грех,

но праведники увидят их гибель.

 

17 Наказывай сына, и он принесёт тебе покой;

он доставит душе твоей радость.

 

18 Где нет откровений свыше, народ распоясывается;

но благословенны те, кто соблюдает Закон.

 

19 Раба не исправить одними словами:

он понимает, но не внимает.

 

20 Видел ли ты человека, что говорит не подумав?

На глупца больше надежды, чем на него.

 

21 Если раб избалован с детства,

то в конце концов он принесёт тебе печаль 2.

 

22 Гневливый разжигает ссоры,

и несдержанный совершает много грехов.

 

23 Гордость человека его принизит,

а смиренный духом будет прославлен.

 

24 Сообщник воров – враг самому себе;

он слышит, как заклинают выйти свидетелей, но не осмеливается. 3

 

25 Страх перед человеком – ловушка,

а надеющийся на Вечного находится в безопасности.

 

26 Многие ищут приёма у правителя,

но справедливость – от Вечного.

 

27 Нечестивые – мерзость для праведников,

а честные – мерзость для неправедных.

 

1 29:10 Или: «а праведники заботятся об их жизни».

2 29:21 Или: «то в конце концов он захочет стать сыном».

3 29:24 См. Лев. 5:1.

Мудрые изречения 30

Высказывания Агура

 

1 Высказывания Агура, сына Иаке, массаита 1.
 

Этот человек сказал Итиилу, Итиилу и Ухалу 2:
 

2 «Я самый невежественный из людей;

я разума человеческого не имею.

3 Мудрости я не учился;

нет у меня познания Святого.

4 Кто восходил на небо и нисходил?

Кто ветер собрал в ладони?

Кто воду в Свой плащ завернул?

Кто утвердил пределы земли?

Как имя Ему? И как имя Сыну Его?

Скажи мне, если знаешь!

 

5 Всякое слово Аллаха чисто;

щит Он уповающим на Него.

6 К словам Его не прибавляй,

иначе Он упрекнёт тебя,

и окажешься ты лгуном.

 

7 Двух вещей я прошу у Тебя, Вечный,

не откажи мне, пока я жив:

8 удали от меня пустословие и ложь,

и не давай мне ни бедности, ни богатства,

но хлебом насущным меня питай,

9 чтобы мне не пресытиться и не отвергнуть Тебя,

сказав: „А кто такой Вечный?“,

и чтобы мне не обеднеть и красть не начать,

бесчестя тем имя моего Бога.

 

10 Не клевещи на раба перед хозяином его,

чтобы его проклятие не пало на тебя, и ты не пострадал.

 

11 Есть такие, что проклинают своих отцов

и не благословляют матерей.

12 Есть такие, что в глазах своих чисты,

хотя от грязи своей не отмыты.

13 Есть такие – о, как надменны глаза их,

как взгляды презрительны!

14 Есть такие, чьи зубы, словно мечи,

чьи клыки, как ножи,

чтоб пожирать бедняков с земли

и нищих среди смертных.

 

15 У пиявки две дочери.

„Дай! – кричат они. – Дай!“

Вот три вещи, что ненасытны,

даже четыре, что никогда „довольно“ не скажут:

16 мир мёртвых,

бесплодное чрево,

земля, что вечно жаждет воды,

и огонь, что „довольно!“ не скажет.

 

17 Глаз, глумящийся над отцом

и презирающий послушание матери,

выдолбят вороны из долины,

птенцы орлиные расклюют.

 

18 Вот три вещи, необъяснимые для меня,

даже четыре, которых не понимаю:

19 путь орла в небесах,

путь змеи на скале,

путь корабля среди моря

и путь мужчины к девушке.

 

20 Таков путь неверной жены:

поела, вытерла рот и говорит:

„Я ничего дурного не сделала“.

 

21 Под тремя вещами дрожит земля,

даже четырёх она не в силах вынести:

22 раба, когда он делается царём,

невежу, насытившегося пищей,

23 ненавистную женщину, выходящую замуж,

и служанку, занявшую место хозяйки.

 

24 Четверо малы на земле,

но мудрее мудрецов:

25 муравьи – народец не сильный,

а делают летом запасы;

26 даманы 3 – народец не крепкий,

а жилища делают в скалах;

27 саранча – нет у ней царя,

но вся выступает строем;

28 ящерка – её можно схватить рукой,

но она 4 бывает даже в царских дворцах.

 

29 Вот трое, чей шаг величав,

даже четверо, чья величава поступь:

30 лев, могучий среди зверей, что ни перед кем с пути не свернёт,

31 петух перед курами, 5

козёл впереди стада

и царь во главе своего войска.

 

32 Если ты был так глуп, что занёсся,

или если задумывал зло, –

рукою уста закрой!

33 Ведь если взбивать молоко, получится масло,

если ударить по носу, польётся кровь,

а если гнев разжечь, вспыхнет вражда».

 

1 30:1 Массаит  – т. е. потомок Массы, сына Исмаила (см. Нач. 25:14). Но это слово можно перевести и как «изречение». То же в 31:1.

2 30:1 Или: «…сказал: „Я устал, Аллах! Я устал, Аллах! Я изнемог!“»

3 30:26 Даман  – млекопитающее размером с кролика, внешне напоминающее грызунов. Обитает, преимущественно, в горных районах.

4 30:28 Или: «паук… но он».

5 30:31 Или: «боевой конь в упряжи».

Мудрые изречения 31

Высказывания царя Лемуила

 

1 Высказывания Лемуила, царя массаитов, которым научила его мать:
 

2 «О сын мой, сын моего чрева;

о сын мой, ответ на молитвы мои 1!

3 Не давай своей силы женщинам,

мощи своей – губительницам царей.

 

4 Не царям, Лемуил,

не царям пить вино,

не правителям жаждать пива,

5 чтобы, напившись, они не забыли законов

и не отняли прав у всех угнетённых.

6 Дайте пиво погибающим,

вино – тем, кто скорбит жестоко.

7 Пусть выпьют и бедность свою забудут,

и не вспомнят больше своих невзгод.

 

8 Говори за тех, кто не может сказать сам за себя,

для защиты прав всех обездоленных.

9 Говори, отстаивая справедливость;

защищай права бедных и нищих».

Хорошая жена 2

10 Хорошая жена – кто её найдёт?

Камней драгоценных она дороже.

11 Всем сердцем верит ей муж;

с ней он не будет в убытке.

12 Она приносит ему добро, а не зло,

во все дни своей жизни.

13 Она добывает шерсть и лён

и охотно трудится своими руками.

14 Она подобна купеческим кораблям –

издалека добывает свой хлеб.

15 Затемно она встаёт,

готовит пищу своей семье

и даёт служанкам работу.

16 Присматривает поле и покупает его;

на заработанное ею насаждает виноградник.

17 С жаром принимается за работу;

её руки крепки для труда.

18 Она знает, что её торговля доходна;

не гаснет ночью её светильник.

19 Руки свои на прялку кладёт,

пальцы её держат веретено.

20 Для бедняка она открывает ладонь

и протягивает нищим руку помощи.

21 В снег не боится за свою семью:

вся её семья одевается в двойные одежды.

22 Она делает покрывала для своей постели,

одевается в тонкий лён и пурпур 3.

23 Мужа её уважают у городских ворот 4 –

со старейшинами страны место его.

24 Она делает льняные одежды и продаёт их,

поставляет купцам пояса.

25 Одевается силою и достоинством

и весело смотрит она в завтрашний день.

26 Она говорит с мудростью,

и доброе наставление на её языке.

27 Она смотрит за делами своей семьи;

хлеб безделья она не ест.

28 Её дети встают и благословенной её зовут,

также муж – и хвалит её:

29 «Много есть хороших жён,

но ты превзошла их всех».

30 Прелесть обманчива, и красота мимолётна,

но женщина, что боится Вечного, достойна хвалы.

31 Дайте ей награду, которую она заслужила;

пусть дела её славятся у городских ворот.

 

1 31:2 Букв.: «сын обетов моих». Вероятно, здесь имеется в виду обеты, которые мать Лемуила дала Аллаху, прося у Него сына (см., напр., 1 Цар. 1:11).

2 31:10-31 В оригинале этот отрывок написан в форме акростиха: каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита.

3 31:22 Тонкий лён и пурпур  – то есть одежды из дорогих для того времени тканей.

4 31:23 Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Размышления

Введение

Книга Размышления Сулеймана относится к «литературе мудрости» – жанру, который был широко распространён в древности на Ближнем Востоке. Автор рассказывает, как он искал смысл жизни в мудрости (1:12-18), в удовольствиях (2:1-11), в работе (2:17-26) и в богатстве (5:9–6:12), но все эти вещи, как оказалось, напрасны, если их не благословит Сам Аллах (2:25; 5:17-19). Желания людей могут привести их к ощущению либо пустоты и безысходности, либо полноты и насыщенности, дарованных Аллахом. Всё зависит от того, ищет человек Аллаха или нет. Эта книга противопоставляет эгоцентричную жизнь той жизни, которая устремлена к Самому Аллаху. В заключении Учитель пишет, что важнее всего – послушание Аллаху, потому что именно Ему человек даст ответ после своей смерти (11:9; 12:13-14).

Традиционно иудеи читают эту книгу на празднике Шалашей, который отмечается по окончании сбора урожая, в память о сорокалетнем странствовании их предков по пустыне после их исхода из Египта.

Содержание

1. Поиски смысла жизни (1:1–3:15)

2. Мудрость перед лицом несправедливости и бессмысленности жизни (3:16–11:6)

3. Наслаждайся жизнью, но помни своего Создателя (11:7–12:8)

4. Заключение (12:9-14)

Размышления 1

Всё – пустое

 

1 Слова Учителя 1, сына Давуда, царя в Иерусалиме.
 

2 «Пустое! 2 Пустое! –

сказал Учитель. –

Всё бессмысленно,

всё пустое!»

3 Что приобретает человек от всех трудов своих,

которые он делает под солнцем?

4 Поколения приходят и уходят,

а земля остаётся навеки.

5 Солнце всходит, и солнце заходит,

и вновь спешит к месту своего восхода.

6 Летит ветер на юг,

потом направляется к северу,

кружится, кружится

и возвращается на свои круги.

7 Все реки текут в море,

но море не переполняется.

И возвращаются реки к своим истокам,

чтобы течь снова.

8 Все эти вещи утомляют:

человек не может всё пересказать,

глаз не насытится тем, что видит,

ухо не наполнится тем, что слышит.

9 Что было, то и будет,

и что делалось, то и будет делаться опять.

Нет ничего нового под солнцем!

10 Бывает такое, о чём говорят:

«Смотри, вот что-то новое!»

Но и это уже бывало в прежние времена,

ещё задолго до нас.

11 Никто не помнит о живших прежде,

и о тех, кто ещё не родился,

не вспомнят те, кто будет жить после них.

Мудрость – пуста

 

12 Я, Учитель, был царём над Исраилом в Иерусалиме. 13 Я решил изучить и испытать мудростью всё, что делается под небом. Это тяжёлое бремя, которое Аллах возложил на людей. 14 Я видел всё, что делается под солнцем, и всё – пустое, всё – погоня за ветром 3.
 

15 Кривое не выпрямить,

а чего нет, того не сосчитать.

 

 

16 Я сказал себе: «Величием и мудростью я превзошёл всех, кто правил Иерусалимом до меня. Я приобрёл много мудрости и знаний». 17 Затем я решил узнать, в чём мудрость, а также в чём безумие и глупость, но понял, что и это погоня за ветром.
 

18 Ведь с большой мудростью приходит много печали,

и чем больше знаний, тем больше скорбь.

 

1 1:1 Букв.: «Екклесиаста». Слово «екклесиаст» с языка оригинала можно перевести и как «возглавляющий собрание» или «проповедник».

2 1:2 Слово, стоящее здесь в оригинале, переводится как «дуновение ветра», «выдох» и означает что-то бессмысленное, ничтожное и мимолётное.

3 1:14 Или: «томление духа». Также в остальных местах этой книги.

Размышления 2

Пустота удовольствий

 

1 Я сказал себе: «Попробую-ка повеселиться и получить от этого удовольствие». Но и это оказалось пустым. 2 О смехе я сказал: «Безумие», а о веселье: «Что оно даёт?» 3 Я пытался утешить себя вином и, сохраняя мудрость, предаться глупости. Я хотел увидеть, что стоит людям делать под небом в немногие дни их жизни.

4 Я совершил великие дела: построил себе дома и насадил виноградники, 5 разбил сады и рощи и посадил в них разные плодовые деревья. 6 Я сделал водоёмы, чтобы поливать цветущие деревья в роще. 7 Купил себе рабов и рабынь, и были у меня и другие рабы, рождённые в доме моём. Также крупного и мелкого скота было у меня больше, чем у кого-либо, кто жил до меня в Иерусалиме. 8 Я собрал себе серебро, и золото, и богатство царей и областей. Приобрёл я певцов, и певиц, и много наложниц 1 – отраду сердца мужчин. 9 Я превзошёл величием всех, кто жил в Иерусалиме до меня. При всём этом мудрость моя оставалась со мной.
 

10 Чего бы ни пожелали глаза мои, я ни в чём им не отказывал;

сердцу своему я не отказывал в удовольствии.

Моё сердце радовалось от всего, что я делал, –

это и было наградой за весь мой труд.

11 Но когда я посмотрел на всё, что сделали мои руки,

и на тот труд, что я совершил,

я увидел, что всё пустое, всё – погоня за ветром,

и ни в чём нет пользы под солнцем.

Мудрость и глупость – пусты

12 Затем я стал размышлять о мудрости,

о безумии и глупости

(вряд ли мой преемник

сможет это сделать лучше меня).

13 И увидел я, что мудрость лучше глупости,

как и свет лучше тьмы.

14 Мудрый ясно видит куда идёт,

а глупый блуждает во тьме.

Но я понял,

что их обоих ждёт одна участь.

 

 

15 Затем я сказал себе:
 

«Участь глупого постигнет и меня,

так к чему же мне моя мудрость?»

И я сказал себе,

что и это пустое.

16 Потому что мудрого, также как и глупого,

не будут помнить вечно;

придёт время – забудут обоих.

Мудрый умирает, как и глупый!

Пустота человеческого труда

 

17 И возненавидел я жизнь, потому что печальным показался мне всякий труд, который делается под солнцем. Всё – пустое, всё – погоня за ветром. 18 Я возненавидел всё, ради чего трудился под солнцем, потому что всё это я должен оставить тому, кто придёт после меня. 19 И кто знает, будет ли он мудрым или глупым? А ведь он будет управлять всем, что я приобрёл под солнцем тяжёлым трудом и мудростью. И это тоже пустое.

20 И сердце моё впало в отчаяние от всего труда, который я делал под солнцем, 21 потому что человек может трудиться с мудростью, знанием и умением, а затем должен оставить всё тому, кто палец о палец не ударил. И это – пустое, это – большая несправедливость. 22 Что приобретает человек от всего своего труда и переживаний под солнцем? 23 Все дни труда его – боль и скорбь, и даже ночью разум его не знает покоя. Это тоже пустое.

24 Нет ничего лучше для человека, чем есть, пить и находить наслаждение в труде. Я понял, что и это даёт рука Аллаха, 25 ведь кто без Него может есть и наслаждаться? 26 Человеку, который угоден Ему, Он даёт мудрость, знание и счастье, а грешнику – бремя: собирать и копить богатство, чтобы передать его тому, кто угоден Аллаху. И это – пустое, это – погоня за ветром.

 

1 2:8 Или: «виночерпиев».

Размышления 3

Всему своё время

1 Всему есть своё время,

и для каждого дела под небом есть свой час:

 

2 время рождаться и время умирать;

время сажать и время искоренять;

3 время убивать и время исцелять;

время разрушать и время строить;

4 время плакать и время смеяться;

время скорбеть и время танцевать;

5 время раскидывать камни и время их собирать;

время обнимать и время воздерживаться от объятий;

6 время искать и время терять;

время хранить и время выбрасывать;

7 время рвать и время сшивать;

время молчать и время говорить;

8 время любить и время ненавидеть;

время для войны и время для мира.

 

 

9 В чём польза работнику от труда его? 10 Я видел бремя, которое Аллах возложил на людей. 11 Он создал всё прекрасным в своё время. Он также вложил осознание вечности в сердца людей, но они не могут 1 постичь всего, что делает Аллах, от начала до конца. 12 Я понял, что нет ничего лучше для людей, чем быть счастливыми и делать добро, пока они живы. 13 И если кто-то может есть, пить и находить удовольствие во всяком своём труде, то это дар Аллаха. 14 Я понял, что всё, что делает Аллах, пребудет вовек: к этому нечего прибавить и нечего от этого отнять. Аллах делает так, чтобы люди благоговели перед Ним.
 

15 Всё, что есть и что будет, уже было прежде,

ведь Аллах повторяет то, что прошло. 2

Несправедливость в мире

 

16 И вот, что я ещё видел под солнцем:
 

место суда,

а там царит беззаконие,

место праведности,

а там – несправедливость.

 

 

17 И подумал я:
 

«Аллах будет судить обоих –

праведника и злодея,

потому что назначено время всякому событию

и всякому делу».

 

 

18 И ещё я подумал о людях: «Аллах испытывает их, чтобы показать им, что они подобны животным. 19 Одна участь у людей и животных: умирают и те, и другие. Одно у тех и у других дыхание, и нет у человека никаких преимуществ перед животными. Всё пустое. 20 Всё возвращается на круги свои: всё пришло из праха, и в прах всё возвратится. 21 Кто знает, поднимается ли дух человека вверх, и опускается ли дух животного вниз, в землю?»

22 И увидел я, что нет ничего лучше для человека, чем наслаждаться своим трудом, потому что такова его доля. Ведь кто может показать ему то, что будет после него?

 

1 3:11 Или: «Но Он также вложил неведение в сердца людей, чтобы они не могли…»

2 3:15 Или: «Аллах призовёт прошлое к ответу»; или: «Аллах возвратит прошлое».

Размышления 4

 

1 И вновь посмотрел я и увидел все те угнетения, которые делаются под солнцем:
 

я видел слёзы угнетённых,

но никто их не утешит;

сила на стороне их угнетателей,

а у них нет утешителя.

2 И посчитал я, что те, кто уже умер,

счастливее тех, кто ещё жив.

3 Но лучше всего тому,

кто ещё не был рождён,

кто ещё не видел зла,

которое творится под солнцем.

 

 

4 И увидел я, что весь труд и все достижения происходят от зависти людей друг к другу. И это тоже пустое, это – погоня за ветром.
 

5 Глупый сидит сложа руки

и слабеет от голода.

6 Лучше одна горсть с покоем,

чем две горсти с трудом

и погоней за ветром.

Одиночество

 

7 И снова увидел я нечто пустое под солнцем:
 

8 вот одинокий человек,

и никого нет рядом с ним;

нет у него ни сына, ни брата.

Трудам его нет конца,

но глаза его не насыщаются богатством.

«Для кого же я тружусь, – думает он, –

и почему я лишаю себя удовольствий?»

Это тоже пустое –

несчастное дело!

 

9 Двоим лучше, чем одному,

потому что они получат хорошую награду за свой труд.

10 Если один упадёт,

то его друг поможет ему встать.

Но горе тому, кто упадёт,

и не будет никого, кто помог бы ему подняться!

11 И если двое лягут вместе, то им будет тепло.

Но как согреться одному?

12 Хотя одного и можно одолеть,

двое смогут защититься.

Верёвка, свитая из трёх нитей, не скоро порвётся.

Возвышение – пусто

 

13 Лучше бедный, но мудрый юноша, чем старый, но глупый царь, который уже не прислушивается к советам. 14 Юноша вышел из темницы, чтобы стать царём, хотя он и родился бедным в своём царстве. 15 Я увидел, что все, кто жил и ходил под солнцем, последовали за юношей – преемником царя. 16 Не было числа народу, что был на его стороне. Но тем, кто родился позже, не был угоден преемник. Это тоже пустое, это – погоня за ветром.

Благоговение перед Аллахом

 

17 Следи за своим поведением, когда идёшь в дом Аллаха. Лучше прийти туда, чтобы слушать, нежели приносить необдуманную жертву, подобно глупцам, которые даже не знают, что творят зло.
 

Размышления 5

1 Подумай, прежде чем что-то сказать,

не торопись произнести слово перед Аллахом.

Аллах на небе,

а ты на земле,

так будь же немногословен.

2 И как снятся беспокойные сны при множестве забот,

так и речь глупца рождается при множестве слов.

 

 

3 Когда даёшь обет Аллаху, не замедли исполнить его. Ему не угодны глупцы; исполни то, что обещал. 4 Лучше не давать обещания, чем дать и не исполнить. 5 Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику 1: «Моё обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Аллах прогневался на слова твои и уничтожил дело рук твоих? 6 Пустота во множестве сноведений, как и в многословии, поэтому бойся Аллаха!

Богатство – пусто

 

7 Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть ещё более высокое начальство. 8 Но всё же лучше для страны, чтобы у неё был царь, заботящийся о земле. 2
 

9 Кто любит деньги,

тому их никогда не хватает,

и кто любит богатство,

никогда не будет доволен своим доходом.

И это тоже пустое.

10 Когда увеличивается имущество,

увеличивается и число нахлебников.

В чём польза его владельцу,

кроме как смотреть на него?

 

11 Сон работника сладок,

много ли он съел или мало.

Но объевшийся богач

всё ворочается в своей кровати.

 

 

12 И видел я ужасное зло под солнцем:
 

человек зря копил богатство –

13 оно было потеряно из-за неудачной сделки,

а теперь ему нечего оставить своему сыну.

14 Нагим человек выходит из утробы матери,

и каким он пришёл, таким и уходит.

Он ничего не возьмёт от труда своего,

не унесёт с собой и горсти.

 

 

15 И это тоже ужасное зло:
 

каким человек пришёл, таким и уходит,

и какая польза ему,

что он трудится на ветер?

16 Все дни его жизни проходят во тьме,

в большом разочаровании, огорчении и гневе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.536 с.)