Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительные изречения мудрецов
23 Вот ещё изречения мудрецов: Выказывать лицеприятие на суде нехорошо. 24 На сказавшего виноватому: «Ты невиновен» – будут слать проклятия народы, и племена будут негодовать. 25 А осудившие виновного будут преуспевать, и придёт на них благословение.
26 Честный ответ – что поцелуй в губы.
27 Заверши работу на улице, приведи в порядок свои поля, а потом можешь строить дом свой.
28 Не лжесвидетельствуй против ближнего твоего и не лги своими устами. 29 Не говори: «Поступлю с ним, как он со мной; отплачу ему за то, что он сделал».
30 Я шёл мимо поля лентяя, мимо виноградника человека неразумного: 31 всё поросло колючкой, сорняками зарос участок, и ограда из камня рухнула. 32 Я глядел и думал об этом, я смотрел и понял урок: 33 немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь, 34 и придёт к тебе нищета, как грабитель 2, настигнет нужда, как разбойник 3.
1 24:7 Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства. 2 24:34 Или: «как бродяга». 3 24:34 Или: «как попрошайка». Мудрые изречения 25 Другие мудрые изречения Сулеймана
1 Вот ещё мудрые изречения Сулеймана, собранные людьми Езекии, царя Иудеи 1. 2 Слава Аллаха – окутывать дело тайной, слава царя – исследовать дело.
3 Как небеса высотой и земля глубиной, так и царское сердце непостижимо.
4 Удали примесь из серебра, и у ювелира будет сырьё для сосуда; 5 удали нечестивого от царя, и его престол утвердится праведностью.
6 Не заносись пред царём и не занимай места между великими; 7 лучше пусть он тебе скажет: «Сюда поднимись», чем унизит тебя перед знатным.
Если ты что-то видел своими глазами, 8 не спеши подавать в суд. Что ты станешь делать в конце, если ближний твой пристыдит тебя, выиграв дело?
9 Если ведёшь с ближним тяжбу, не открывай чужой тайны, 10 иначе люди услышат и пристыдят тебя, и слава дурная от тебя не отстанет.
11 Слово, сказанное уместно, подобно золотым яблокам в оправе из серебра.
12 Что золотая серьга или украшение из чистого золота, то упрёк мудреца для внимательного уха.
13 Что холод снега в жатвенный зной, то верный посланник для того, кто его посылает:
душу хозяина он бодрит.
14 Что облака и ветер без дождя – тот, кто хвастается подарками, которых не дарил.
15 Терпением можно убедить повелителя, и кроткий язык кость переламывает.
16 Нашёл мёд – ешь лишь сколько потребно, иначе объешься, и тебя стошнит. 17 Так же с другом: пореже ходи к нему в дом, иначе, устав от тебя, он тебя возненавидит.
18 Что булава, меч или острая стрела – человек, лжесвидетельствующий против ближнего.
19 Что зуб гнилой или хромая нога – надежда на вероломного в день беды.
20 Как снимающий одежду в холодный день или как уксус на рану 2, так и поющий печальному сердцу весёлые песни.
21 Если враг твой голоден – накорми его; если он хочет пить – напои его водой. 22 Поступая так, ты устыдишь его, и он будет сгорать со стыда, 3 а тебя наградит Вечный.
23 Как северный ветер приносит дождь, так язык клеветника – гневные лица.
24 Лучше жить на углу крыши, чем в доме со сварливой женой.
25 Что холодная вода для измученной жаждой души – добрые вести из дальнего края.
26 Как мутный ключ или загрязнённый родник – праведник, уступающий нечестивым.
27 Нехорошо есть слишком много мёда, как и постоянно искать себе славы.
28 Каков город, чьи стены рухнули, таков и человек, не владеющий собой.
1 25:1 Езекия правил Иудеей с 715 по 686 гг. до н. э. О его правлении см. 4 Цар. 18–20; 2 Лет. 29–32. 2 25:20 Или: «соду». 3 25:22 Букв.: «ты соберёшь ему на голову горящие угли». Мудрые изречения 26 1 Словно летом снег, словно в жатву дождь, так и слава не подобает глупцу.
2 Как упорхнувший воробей, как улетевшая ласточка, так и незаслуженное проклятие уйдёт в пустоту.
3 Плеть – для коня, узда – для осла, а розга – для спин глупцов!
4 Если отвечаешь глупцу на его глупости, то сам ему уподобляешься. 5 А если не отвечаешь глупцу на его глупости, то он возомнит себя мудрецом.
6 Что ноги себе отрезать или терпеть насилие – посылать известие через глупца.
7 Неровно ступают ноги хромого, так и мудрое изречение в устах глупца.
8 То же, что камень к праще привязывать, –
глупому почести воздавать.
9 Как колючая ветка в руках у пьяного, так и мудрое изречение в устах у глупца.
10 Что лучник, ранящий всех без разбора, так и нанимающий глупца или первого встречного.
11 Как собака возвращается на свою блевотину, так и глупец повторяет свою глупость.
12 Видишь человека, который мнит себя мудрым? На глупца больше надежды, чем на него.
13 Лентяй говорит: «На дороге лев! Лев бродит на улицах!»
14 Дверь поворачивается на петлях, а лентяй ворочается на постели.
15 Запустит лентяй руку в блюдо, и уже чересчур утомлён, чтобы до рта донести.
16 Лентяй умнее в своих глазах, чем семь человек, отвечающих осмотрительно.
17 Что хватающий за уши пса – прохожий, ввязывающийся в чужую ссору.
18 Как безумец, что сыплет кругом горящие стрелы и сеет смерть, 19 так и тот, кто обманывает ближнего, а потом говорит: «Я только пошутил».
20 Без дров угасает огонь; без сплетен гаснет раздор.
21 Что уголь для жара и дрова для огня, то вздорный человек для разжигания ссоры.
22 Слова сплетен – как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева.
23 Что глазурь, покрывающая 1 глиняный горшок, – ласковые уста при злобном сердце.
24 Враг лицемерит в словах, а в сердце таит коварство. 25 Пусть его речь приятна – не доверяй ему: семь мерзостей у него в сердце; 26 пусть ненависть скрыта притворством, всё равно на людях злоба врага откроется.
27 Роющий яму, сам в неё упадёт; на катящего камень в гору камень и скатится.
28 Лживый язык ненавидит тех, кого губит; льстивые уста готовят крушение.
1 26:23 Или: «Что нечистое серебро, покрывающее». Мудрые изречения 27 1 Не хвастайся завтрашним днём, ты ведь не знаешь, что он принесёт.
2 Пусть другой тебя хвалит, а не твои уста, – посторонний, а не твой язык.
3 Камень увесист, тяжёл и песок, но раздражение от глупца тяжелее обоих.
4 Ярость жестока и гнев неукротим, но кто может устоять против ревности?
5 Лучше открытый упрёк, чем скрытая любовь.
6 Друг искренен, даже если он ранит, а враг рассыпает поцелуи.
7 Сытым и сотовый мёд отвратителен, а голодным и горькое кажется сладким.
8 Что птица, оставившая гнездо, – человек, который ушёл из дома.
9 Как ароматное масло и благовоние радуют сердце, так приятно слышать и душевный совет от друга.
10 Не бросай своего друга и друга своего отца; в беде не беги сразу к родственникам, ведь друг поблизости будет полезнее, чем родня вдали.
11 Будь мудрым, сын мой, и сердце моё порадуй; тогда я буду знать, что ответить попрекающему меня.
12 Разумный увидит опасность – и скроется, а простаки пойдут дальше – и пострадают.
13 Можешь смело забирать одежду у поручившегося за незнакомца; можешь удержать её в залог у ручавшегося за чужого. 1
14 Громогласно благословляющего ближнего ранним утром сочтут проклинающим.
15 Несмолкающая капель в дождливый день и сварливая жена схожи друг с другом; 16 пытаться сдержать её – что сдерживать ветер или масло в руке зажать.
17 Как железо оттачивает железо, так и люди совершенствуют друг друга.
18 Кто возделывает инжир, будет есть его плоды, а кто заботится о своём господине, будет в чести.
19 Как вода отражает лицо, так человеческое сердце – человека.
20 Мир мёртвых и царство смерти не знают сытости; ненасытны и человеческие глаза.
21 В тигле испытывается серебро, в горне плавильном – золото, а похвалами – человек.
22 Глупца истолки хоть в ступе, как пестом пшеницу, – не отделится от него его глупость.
23 Следи за тем, в каком виде твои отары, хорошо наблюдай за своими стадами, 24 ведь богатство не вечно, и власть не на все поколения. 25 Когда вывезут сено, и появится новая поросль, и станут собирать траву со склонов горных, 26 тогда ягнята одеждой тебя снабдят, а козлы пойдут на покупку поля. 27 У тебя будет вдоволь козьего молока, чтобы кормить себя и свою семью и давать пропитание служанкам.
1 27:13 Ср. Исх. 22:26-27; Втор. 24:10-13. Мудрые изречения 28 1 Нечестивец бежит, хотя никто его не преследует, а праведник смел, как лев.
2 Когда в стране много беззакония, у неё часто меняются правители, а при разумном правителе – стабильность.
3 Правитель 1, притесняющий нищих, точно дождь проливной, губящий урожай.
4 Забывающие Закон славят нечестивых, а исполняющие Закон противостоят им.
5 Злодеи не понимают справедливости, а те, кто ищет Вечного, понимают её до конца.
6 Лучше бедняк, чей путь беспорочен, чем богач, чьи пути бесчестны.
7 Тот, кто хранит Закон, – сын рассудительный, а кто дружит с расточителями, срамит своего отца.
8 Тот, кто множит богатство непомерными процентами, копит его для того, кто щедр к беднякам.
9 У затыкающего уши, чтобы не слушать Закон, даже молитвы – мерзость.
10 Ведущий праведных по дурному пути попадёт в свою же западню, а непорочные унаследуют благо.
11 Богач может быть мудр в собственных глазах, но разумный бедняк видит его насквозь.
12 Когда торжествуют праведники, царит бурная радость, а когда побеждают злодеи, люди прячутся.
13 Скрывающий свои грехи не преуспеет, а признающий и оставляющий их найдёт милость.
14 Благословен человек, всегда боящийся Вечного, а коснеющий сердцем в упрямстве в беду попадёт.
15 Точно ревущий лев или рыщущий медведь – злой правитель над бедным людом.
16 Жестокий правитель нерассудителен, а жизнь ненавидящего нечестную наживу продлится.
17 Тот, кто мучим виной за убийство, будет беглецом до самой смерти;
да не будет ему поддержки.
18 Тот, чей путь беспорочен, находится в безопасности, а тот, чьи пути лукавы, падёт внезапно.
19 Возделывающий свою землю будет есть досыта, а гоняющийся за пустыми мечтами насытится нищетой.
20 Верный человек будет богат благословениями, а спешащий разбогатеть не останется безнаказанным.
21 Проявлять лицеприятие нехорошо, но некоторые люди готовы сделать зло даже за кусок лепёшки.
22 Алчный человек 2 торопится разбогатеть и не ведает, что его ждёт бедность.
23 Впоследствии справедливо упрекающий будет приятнее, чем тот, чей язык льстив.
24 Тот, кто обирает отца и мать и говорит: «Это не грех», сообщник головорезам.
25 Жадный человек разжигает ссоры, но полагающийся на Вечного будет процветать.
26 Тот, кто полагается на себя, – глупец, а кто держится мудрости, находится в безопасности.
27 У того, кто даёт бедным, не будет недостатка, а закрывающего от них глаза будут много проклинать.
28 Когда злодеи приходят к власти, люди скрываются, а когда они гибнут, умножаются праведники.
1 28:3 Или: «бедняк». 2 28:22 Букв.: «Человек с дурным глазом» (см. сноску на 23:6). Мудрые изречения 29 1 Тот, кто коснеет в упрямстве после многих упрёков, будет внезапно погублен – без исцеления.
2 Когда умножаются праведники, люди радуются, а когда правят нечестивые, люди стонут.
3 Человек, любящий мудрость, приносит отцу радость, а приятель блудниц расточает богатство.
4 Правосудием царь укрепляет страну, а жадный до взяток её разоряет.
5 Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами.
6 Злодея ловит его же грех, а праведник может петь и радоваться.
7 Праведный заботится о правах бедняков, а нечестивый в них и не вникает.
8 Глумливые возмущают город, а мудрецы отвращают гнев.
9 Где мудрый судится с глупцом, там лишь злость и издёвки, и нет покоя.
10 Кровожадные люди ненавидят беспорочных и праведников хотят лишить жизни 1.
11 Глупец даёт гневу свободный выход, а мудрый владеет собой.
12 Если правитель внимает лжи, все его сановники становятся злодеями.
13 У бедняка с притеснителем вот что общее: Вечный дал зрение глазам обоих.
14 Если царь судит бедных по справедливости, его престол утвердится навеки.
15 Розга и обличение дают мудрость, а ребёнок, оставленный в небрежении, срамит свою мать.
16 Когда умножаются нечестивые, умножается грех, но праведники увидят их гибель.
17 Наказывай сына, и он принесёт тебе покой; он доставит душе твоей радость.
18 Где нет откровений свыше, народ распоясывается; но благословенны те, кто соблюдает Закон.
19 Раба не исправить одними словами: он понимает, но не внимает.
20 Видел ли ты человека, что говорит не подумав? На глупца больше надежды, чем на него.
21 Если раб избалован с детства, то в конце концов он принесёт тебе печаль 2.
22 Гневливый разжигает ссоры, и несдержанный совершает много грехов.
23 Гордость человека его принизит, а смиренный духом будет прославлен.
24 Сообщник воров – враг самому себе; он слышит, как заклинают выйти свидетелей, но не осмеливается. 3
25 Страх перед человеком – ловушка, а надеющийся на Вечного находится в безопасности.
26 Многие ищут приёма у правителя, но справедливость – от Вечного.
27 Нечестивые – мерзость для праведников, а честные – мерзость для неправедных.
1 29:10 Или: «а праведники заботятся об их жизни». 2 29:21 Или: «то в конце концов он захочет стать сыном». 3 29:24 См. Лев. 5:1. Мудрые изречения 30 Высказывания Агура
1 Высказывания Агура, сына Иаке, массаита 1. Этот человек сказал Итиилу, Итиилу и Ухалу 2: 2 «Я самый невежественный из людей; я разума человеческого не имею. 3 Мудрости я не учился; нет у меня познания Святого. 4 Кто восходил на небо и нисходил? Кто ветер собрал в ладони? Кто воду в Свой плащ завернул? Кто утвердил пределы земли? Как имя Ему? И как имя Сыну Его? Скажи мне, если знаешь!
5 Всякое слово Аллаха чисто; щит Он уповающим на Него. 6 К словам Его не прибавляй, иначе Он упрекнёт тебя, и окажешься ты лгуном.
7 Двух вещей я прошу у Тебя, Вечный, не откажи мне, пока я жив: 8 удали от меня пустословие и ложь, и не давай мне ни бедности, ни богатства, но хлебом насущным меня питай, 9 чтобы мне не пресытиться и не отвергнуть Тебя, сказав: „А кто такой Вечный?“, и чтобы мне не обеднеть и красть не начать, бесчестя тем имя моего Бога.
10 Не клевещи на раба перед хозяином его, чтобы его проклятие не пало на тебя, и ты не пострадал.
11 Есть такие, что проклинают своих отцов и не благословляют матерей. 12 Есть такие, что в глазах своих чисты, хотя от грязи своей не отмыты. 13 Есть такие – о, как надменны глаза их, как взгляды презрительны! 14 Есть такие, чьи зубы, словно мечи, чьи клыки, как ножи, чтоб пожирать бедняков с земли и нищих среди смертных.
15 У пиявки две дочери. „Дай! – кричат они. – Дай!“ Вот три вещи, что ненасытны, даже четыре, что никогда „довольно“ не скажут: 16 мир мёртвых, бесплодное чрево, земля, что вечно жаждет воды, и огонь, что „довольно!“ не скажет.
17 Глаз, глумящийся над отцом и презирающий послушание матери, выдолбят вороны из долины, птенцы орлиные расклюют.
18 Вот три вещи, необъяснимые для меня, даже четыре, которых не понимаю: 19 путь орла в небесах, путь змеи на скале, путь корабля среди моря и путь мужчины к девушке.
20 Таков путь неверной жены: поела, вытерла рот и говорит: „Я ничего дурного не сделала“.
21 Под тремя вещами дрожит земля, даже четырёх она не в силах вынести: 22 раба, когда он делается царём, невежу, насытившегося пищей, 23 ненавистную женщину, выходящую замуж, и служанку, занявшую место хозяйки.
24 Четверо малы на земле, но мудрее мудрецов: 25 муравьи – народец не сильный, а делают летом запасы; 26 даманы 3 – народец не крепкий, а жилища делают в скалах; 27 саранча – нет у ней царя, но вся выступает строем; 28 ящерка – её можно схватить рукой, но она 4 бывает даже в царских дворцах.
29 Вот трое, чей шаг величав, даже четверо, чья величава поступь: 30 лев, могучий среди зверей, что ни перед кем с пути не свернёт, 31 петух перед курами, 5 козёл впереди стада и царь во главе своего войска.
32 Если ты был так глуп, что занёсся, или если задумывал зло, – рукою уста закрой! 33 Ведь если взбивать молоко, получится масло, если ударить по носу, польётся кровь, а если гнев разжечь, вспыхнет вражда».
1 30:1 Массаит – т. е. потомок Массы, сына Исмаила (см. Нач. 25:14). Но это слово можно перевести и как «изречение». То же в 31:1. 2 30:1 Или: «…сказал: „Я устал, Аллах! Я устал, Аллах! Я изнемог!“» 3 30:26 Даман – млекопитающее размером с кролика, внешне напоминающее грызунов. Обитает, преимущественно, в горных районах. 4 30:28 Или: «паук… но он». 5 30:31 Или: «боевой конь в упряжи». Мудрые изречения 31 Высказывания царя Лемуила
1 Высказывания Лемуила, царя массаитов, которым научила его мать: 2 «О сын мой, сын моего чрева; о сын мой, ответ на молитвы мои 1! 3 Не давай своей силы женщинам, мощи своей – губительницам царей.
4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, не правителям жаждать пива, 5 чтобы, напившись, они не забыли законов и не отняли прав у всех угнетённых. 6 Дайте пиво погибающим, вино – тем, кто скорбит жестоко. 7 Пусть выпьют и бедность свою забудут, и не вспомнят больше своих невзгод.
8 Говори за тех, кто не может сказать сам за себя, для защиты прав всех обездоленных. 9 Говори, отстаивая справедливость; защищай права бедных и нищих». Хорошая жена 2 10 Хорошая жена – кто её найдёт? Камней драгоценных она дороже. 11 Всем сердцем верит ей муж; с ней он не будет в убытке. 12 Она приносит ему добро, а не зло, во все дни своей жизни. 13 Она добывает шерсть и лён и охотно трудится своими руками. 14 Она подобна купеческим кораблям – издалека добывает свой хлеб. 15 Затемно она встаёт, готовит пищу своей семье и даёт служанкам работу. 16 Присматривает поле и покупает его; на заработанное ею насаждает виноградник. 17 С жаром принимается за работу; её руки крепки для труда. 18 Она знает, что её торговля доходна; не гаснет ночью её светильник. 19 Руки свои на прялку кладёт, пальцы её держат веретено. 20 Для бедняка она открывает ладонь и протягивает нищим руку помощи. 21 В снег не боится за свою семью: вся её семья одевается в двойные одежды. 22 Она делает покрывала для своей постели, одевается в тонкий лён и пурпур 3. 23 Мужа её уважают у городских ворот 4 – со старейшинами страны место его. 24 Она делает льняные одежды и продаёт их, поставляет купцам пояса. 25 Одевается силою и достоинством и весело смотрит она в завтрашний день. 26 Она говорит с мудростью, и доброе наставление на её языке. 27 Она смотрит за делами своей семьи; хлеб безделья она не ест. 28 Её дети встают и благословенной её зовут, также муж – и хвалит её: 29 «Много есть хороших жён, но ты превзошла их всех». 30 Прелесть обманчива, и красота мимолётна, но женщина, что боится Вечного, достойна хвалы. 31 Дайте ей награду, которую она заслужила; пусть дела её славятся у городских ворот.
1 31:2 Букв.: «сын обетов моих». Вероятно, здесь имеется в виду обеты, которые мать Лемуила дала Аллаху, прося у Него сына (см., напр., 1 Цар. 1:11). 2 31:10-31 В оригинале этот отрывок написан в форме акростиха: каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита. 3 31:22 Тонкий лён и пурпур – то есть одежды из дорогих для того времени тканей. 4 31:23 Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Размышления Введение Книга Размышления Сулеймана относится к «литературе мудрости» – жанру, который был широко распространён в древности на Ближнем Востоке. Автор рассказывает, как он искал смысл жизни в мудрости (1:12-18), в удовольствиях (2:1-11), в работе (2:17-26) и в богатстве (5:9–6:12), но все эти вещи, как оказалось, напрасны, если их не благословит Сам Аллах (2:25; 5:17-19). Желания людей могут привести их к ощущению либо пустоты и безысходности, либо полноты и насыщенности, дарованных Аллахом. Всё зависит от того, ищет человек Аллаха или нет. Эта книга противопоставляет эгоцентричную жизнь той жизни, которая устремлена к Самому Аллаху. В заключении Учитель пишет, что важнее всего – послушание Аллаху, потому что именно Ему человек даст ответ после своей смерти (11:9; 12:13-14). Традиционно иудеи читают эту книгу на празднике Шалашей, который отмечается по окончании сбора урожая, в память о сорокалетнем странствовании их предков по пустыне после их исхода из Египта. Содержание 1. Поиски смысла жизни (1:1–3:15) 2. Мудрость перед лицом несправедливости и бессмысленности жизни (3:16–11:6) 3. Наслаждайся жизнью, но помни своего Создателя (11:7–12:8) 4. Заключение (12:9-14) Размышления 1 Всё – пустое
1 Слова Учителя 1, сына Давуда, царя в Иерусалиме. 2 «Пустое! 2 Пустое! – сказал Учитель. – Всё бессмысленно, всё пустое!» 3 Что приобретает человек от всех трудов своих, которые он делает под солнцем? 4 Поколения приходят и уходят, а земля остаётся навеки. 5 Солнце всходит, и солнце заходит, и вновь спешит к месту своего восхода. 6 Летит ветер на юг, потом направляется к северу, кружится, кружится и возвращается на свои круги. 7 Все реки текут в море, но море не переполняется. И возвращаются реки к своим истокам, чтобы течь снова. 8 Все эти вещи утомляют: человек не может всё пересказать, глаз не насытится тем, что видит, ухо не наполнится тем, что слышит. 9 Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться опять. Нет ничего нового под солнцем! 10 Бывает такое, о чём говорят: «Смотри, вот что-то новое!» Но и это уже бывало в прежние времена, ещё задолго до нас. 11 Никто не помнит о живших прежде, и о тех, кто ещё не родился, не вспомнят те, кто будет жить после них. Мудрость – пуста
12 Я, Учитель, был царём над Исраилом в Иерусалиме. 13 Я решил изучить и испытать мудростью всё, что делается под небом. Это тяжёлое бремя, которое Аллах возложил на людей. 14 Я видел всё, что делается под солнцем, и всё – пустое, всё – погоня за ветром 3. 15 Кривое не выпрямить, а чего нет, того не сосчитать.
16 Я сказал себе: «Величием и мудростью я превзошёл всех, кто правил Иерусалимом до меня. Я приобрёл много мудрости и знаний». 17 Затем я решил узнать, в чём мудрость, а также в чём безумие и глупость, но понял, что и это погоня за ветром. 18 Ведь с большой мудростью приходит много печали, и чем больше знаний, тем больше скорбь.
1 1:1 Букв.: «Екклесиаста». Слово «екклесиаст» с языка оригинала можно перевести и как «возглавляющий собрание» или «проповедник». 2 1:2 Слово, стоящее здесь в оригинале, переводится как «дуновение ветра», «выдох» и означает что-то бессмысленное, ничтожное и мимолётное. 3 1:14 Или: «томление духа». Также в остальных местах этой книги. Размышления 2 Пустота удовольствий
1 Я сказал себе: «Попробую-ка повеселиться и получить от этого удовольствие». Но и это оказалось пустым. 2 О смехе я сказал: «Безумие», а о веселье: «Что оно даёт?» 3 Я пытался утешить себя вином и, сохраняя мудрость, предаться глупости. Я хотел увидеть, что стоит людям делать под небом в немногие дни их жизни. 4 Я совершил великие дела: построил себе дома и насадил виноградники, 5 разбил сады и рощи и посадил в них разные плодовые деревья. 6 Я сделал водоёмы, чтобы поливать цветущие деревья в роще. 7 Купил себе рабов и рабынь, и были у меня и другие рабы, рождённые в доме моём. Также крупного и мелкого скота было у меня больше, чем у кого-либо, кто жил до меня в Иерусалиме. 8 Я собрал себе серебро, и золото, и богатство царей и областей. Приобрёл я певцов, и певиц, и много наложниц 1 – отраду сердца мужчин. 9 Я превзошёл величием всех, кто жил в Иерусалиме до меня. При всём этом мудрость моя оставалась со мной. 10 Чего бы ни пожелали глаза мои, я ни в чём им не отказывал; сердцу своему я не отказывал в удовольствии. Моё сердце радовалось от всего, что я делал, – это и было наградой за весь мой труд. 11 Но когда я посмотрел на всё, что сделали мои руки, и на тот труд, что я совершил, я увидел, что всё пустое, всё – погоня за ветром, и ни в чём нет пользы под солнцем. Мудрость и глупость – пусты 12 Затем я стал размышлять о мудрости, о безумии и глупости (вряд ли мой преемник сможет это сделать лучше меня). 13 И увидел я, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. 14 Мудрый ясно видит куда идёт, а глупый блуждает во тьме. Но я понял, что их обоих ждёт одна участь.
15 Затем я сказал себе: «Участь глупого постигнет и меня, так к чему же мне моя мудрость?» И я сказал себе, что и это пустое. 16 Потому что мудрого, также как и глупого, не будут помнить вечно; придёт время – забудут обоих. Мудрый умирает, как и глупый! Пустота человеческого труда
17 И возненавидел я жизнь, потому что печальным показался мне всякий труд, который делается под солнцем. Всё – пустое, всё – погоня за ветром. 18 Я возненавидел всё, ради чего трудился под солнцем, потому что всё это я должен оставить тому, кто придёт после меня. 19 И кто знает, будет ли он мудрым или глупым? А ведь он будет управлять всем, что я приобрёл под солнцем тяжёлым трудом и мудростью. И это тоже пустое. 20 И сердце моё впало в отчаяние от всего труда, который я делал под солнцем, 21 потому что человек может трудиться с мудростью, знанием и умением, а затем должен оставить всё тому, кто палец о палец не ударил. И это – пустое, это – большая несправедливость. 22 Что приобретает человек от всего своего труда и переживаний под солнцем? 23 Все дни труда его – боль и скорбь, и даже ночью разум его не знает покоя. Это тоже пустое. 24 Нет ничего лучше для человека, чем есть, пить и находить наслаждение в труде. Я понял, что и это даёт рука Аллаха, 25 ведь кто без Него может есть и наслаждаться? 26 Человеку, который угоден Ему, Он даёт мудрость, знание и счастье, а грешнику – бремя: собирать и копить богатство, чтобы передать его тому, кто угоден Аллаху. И это – пустое, это – погоня за ветром.
1 2:8 Или: «виночерпиев». Размышления 3 Всему своё время 1 Всему есть своё время, и для каждого дела под небом есть свой час:
2 время рождаться и время умирать; время сажать и время искоренять; 3 время убивать и время исцелять; время разрушать и время строить; 4 время плакать и время смеяться; время скорбеть и время танцевать; 5 время раскидывать камни и время их собирать; время обнимать и время воздерживаться от объятий; 6 время искать и время терять; время хранить и время выбрасывать; 7 время рвать и время сшивать; время молчать и время говорить; 8 время любить и время ненавидеть; время для войны и время для мира.
9 В чём польза работнику от труда его? 10 Я видел бремя, которое Аллах возложил на людей. 11 Он создал всё прекрасным в своё время. Он также вложил осознание вечности в сердца людей, но они не могут 1 постичь всего, что делает Аллах, от начала до конца. 12 Я понял, что нет ничего лучше для людей, чем быть счастливыми и делать добро, пока они живы. 13 И если кто-то может есть, пить и находить удовольствие во всяком своём труде, то это дар Аллаха. 14 Я понял, что всё, что делает Аллах, пребудет вовек: к этому нечего прибавить и нечего от этого отнять. Аллах делает так, чтобы люди благоговели перед Ним. 15 Всё, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Аллах повторяет то, что прошло. 2 Несправедливость в мире
16 И вот, что я ещё видел под солнцем: место суда, а там царит беззаконие, место праведности, а там – несправедливость.
17 И подумал я: «Аллах будет судить обоих – праведника и злодея, потому что назначено время всякому событию и всякому делу».
18 И ещё я подумал о людях: «Аллах испытывает их, чтобы показать им, что они подобны животным. 19 Одна участь у людей и животных: умирают и те, и другие. Одно у тех и у других дыхание, и нет у человека никаких преимуществ перед животными. Всё пустое. 20 Всё возвращается на круги свои: всё пришло из праха, и в прах всё возвратится. 21 Кто знает, поднимается ли дух человека вверх, и опускается ли дух животного вниз, в землю?» 22 И увидел я, что нет ничего лучше для человека, чем наслаждаться своим трудом, потому что такова его доля. Ведь кто может показать ему то, что будет после него?
1 3:11 Или: «Но Он также вложил неведение в сердца людей, чтобы они не могли…» 2 3:15 Или: «Аллах призовёт прошлое к ответу»; или: «Аллах возвратит прошлое». Размышления 4
1 И вновь посмотрел я и увидел все те угнетения, которые делаются под солнцем: я видел слёзы угнетённых, но никто их не утешит; сила на стороне их угнетателей, а у них нет утешителя. 2 И посчитал я, что те, кто уже умер, счастливее тех, кто ещё жив. 3 Но лучше всего тому, кто ещё не был рождён, кто ещё не видел зла, которое творится под солнцем.
4 И увидел я, что весь труд и все достижения происходят от зависти людей друг к другу. И это тоже пустое, это – погоня за ветром. 5 Глупый сидит сложа руки и слабеет от голода. 6 Лучше одна горсть с покоем, чем две горсти с трудом и погоней за ветром. Одиночество
7 И снова увидел я нечто пустое под солнцем: 8 вот одинокий человек, и никого нет рядом с ним; нет у него ни сына, ни брата. Трудам его нет конца, но глаза его не насыщаются богатством. «Для кого же я тружусь, – думает он, – и почему я лишаю себя удовольствий?» Это тоже пустое – несчастное дело!
9 Двоим лучше, чем одному, потому что они получат хорошую награду за свой труд. 10 Если один упадёт, то его друг поможет ему встать. Но горе тому, кто упадёт, и не будет никого, кто помог бы ему подняться! 11 И если двое лягут вместе, то им будет тепло. Но как согреться одному? 12 Хотя одного и можно одолеть, двое смогут защититься. Верёвка, свитая из трёх нитей, не скоро порвётся. Возвышение – пусто
13 Лучше бедный, но мудрый юноша, чем старый, но глупый царь, который уже не прислушивается к советам. 14 Юноша вышел из темницы, чтобы стать царём, хотя он и родился бедным в своём царстве. 15 Я увидел, что все, кто жил и ходил под солнцем, последовали за юношей – преемником царя. 16 Не было числа народу, что был на его стороне. Но тем, кто родился позже, не был угоден преемник. Это тоже пустое, это – погоня за ветром. Благоговение перед Аллахом
17 Следи за своим поведением, когда идёшь в дом Аллаха. Лучше прийти туда, чтобы слушать, нежели приносить необдуманную жертву, подобно глупцам, которые даже не знают, что творят зло. Размышления 5 1 Подумай, прежде чем что-то сказать, не торопись произнести слово перед Аллахом. Аллах на небе, а ты на земле, так будь же немногословен. 2 И как снятся беспокойные сны при множестве забот, так и речь глупца рождается при множестве слов.
3 Когда даёшь обет Аллаху, не замедли исполнить его. Ему не угодны глупцы; исполни то, что обещал. 4 Лучше не давать обещания, чем дать и не исполнить. 5 Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику 1: «Моё обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Аллах прогневался на слова твои и уничтожил дело рук твоих? 6 Пустота во множестве сноведений, как и в многословии, поэтому бойся Аллаха! Богатство – пусто
7 Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть ещё более высокое начальство. 8 Но всё же лучше для страны, чтобы у неё был царь, заботящийся о земле. 2 9 Кто любит деньги, тому их никогда не хватает, и кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. И это тоже пустое. 10 Когда увеличивается имущество, увеличивается и число нахлебников. В чём польза его владельцу, кроме как смотреть на него?
11 Сон работника сладок, много ли он съел или мало. Но объевшийся богач всё ворочается в своей кровати.
12 И видел я ужасное зло под солнцем: человек зря копил богатство – 13 оно было потеряно из-за неудачной сделки, а теперь ему нечего оставить своему сыну. 14 Нагим человек выходит из утробы матери, и каким он пришёл, таким и уходит. Он ничего не возьмёт от труда своего, не унесёт с собой и горсти.
15 И это тоже ужасное зло: каким человек пришёл, таким и уходит, и какая польза ему, что он трудится на ветер? 16 Все дни его жизни проходят во тьме, в большом разочаровании, огорчении и гневе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.536 с.) |