Государственное и муниципальное управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное и муниципальное управление



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт развития города

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедры государственного и муниципального управления __________________________  «» августа 2020 г.    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Государственное и муниципальное управление

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Б1.Б.04 "Государство и общество: Анализ социально-экономических и политических процессов"

 (шифр и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)

 

Бакалавратура

(уровень высшего образования)

 

Очная, заочная 2020 г.

(форма обучения, год набора)

 

 

Севастополь

2020


Рабочая программа дисциплины " Государство и общество: Анализ социально-экономических и политических процессов" для обучающихся направления подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (профиль – Управление программами и проектами развития) разработана в кафедре государственного и муниципального управления Института развития города ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» с учетом требований, следующих нормативных правовых документов:

– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.07.2017. № 1518;

– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301.

Настоящая рабочая программа дисциплины разработана с учетом требований Положения о порядке разработки и утверждении основной образовательной программы в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», принятого решением ученого совета Севастопольского государственного университета (протокол №14 от 31.05.2019) и утвержденного приказом ректора от 04.06.2019 №956-п.

 

 

Впервые утверждена и введена в действие на заседании Департамента «Управление и предпринимательство» от «21» мая 20 19 г., протокол № 3.

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании заседании кафедры государственного и муниципального управления от «__» августа 2020г., протокол №____.

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании заседании кафедры государственного и муниципального управления  от «__»________20__г., протокол №____.

 

 

 

Разработчик (и) рабочей программы:

Бунецкий Л.Л., к.п.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Института развития города Сев. ГУ.


Содержание

 

 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы…………………………………………..4

 

2. Содержание и структура учебной дисциплины.. 6

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………….11

 

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………………….15

5. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………………………………………...28

6. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 29

 

7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. 30

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 30

 

Приложение А. Методические указания для обучающихся

по освоению дисциплины ………………………………….……………………..31

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цель учебной дисциплины " Государство и общество: Анализ социально-экономических и политических процессов" заключается в формировании у обучающихся профессиональных знаний технологиям исследования социально – экономических и политических процессов. Описаны методы и технологии исследования социально – экономических и политических процессов. Рассмотрены механизм разработки и реализации исследований социально – экономических и политических и политических процессов.

Ключевые слова: социально – экономические процессы, политические процессы, методы исследований, анкета, экспертная оценка, фокус-группы, социометрия, синергетика, конвергенция.

2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· Знать:

- основные понятие, виды, типы социально-экономических и политических процессов (ПК-16);

- свойства, особенности и классификацию социально-экономических и политических процессов (ПК-16);

- роль социально-экономических и политических процессов в жизни общества (ПК-16);

- особенности социальных, экономических и политических процессов (ПК-16);

- типологию и фактологическую основу научно-исследовательских программ (ПК-16);

- требования к качеству фактологического материала (ПК-16);

- основные положения общенаучных и конкретно-предметных методов, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-44).

· Уметь:

- анализировать и оценивать социально-экономические и политические процессы (ПК-16);

- свободно ориентироваться в видах, типах, свойствах, особенностях и классификации социально-экономических и политических процессов (ПК-16);

- конструктивно принимать решение в сфере исследования социально-экономических и политических процессов (ПК-44);

- принимать участие в исследовании социально-экономических и политических процессов.

- анализировать и оценивать научно-исследовательские программы (ПК-16);

- свободно ориентироваться в требованиях к качеству фактологического материала (ПК-16);

- свободно ориентироваться в общенаучных и конкретно-предметных методах, методах анализа, методах, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов; критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе общенаучных и конкретно-предметных методов, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-16).

· Владеть навыками:

- навыками работы с информацией в сфере социально-экономических и политических процессов (ПК-44);

- навыками в управления социально-экономическими и политическими процессами (ПК-44);

- основными способами и средствами информационного взаимодействия на исследование социально-экономических и политических процессов; навыками работы с информацией (ПК-44);

- навыками оценки информации (ПК-44);

- навыками разработке научно-исследовательских программ (ПК-44);

- основными способами и средствами информационного взаимодействия (ПК-44);

- навыками применения общенаучных и конкретно-предметных методах исследования, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-44).

 

2.3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

 

Таблица 1.2 – Распределение объема дисциплины по видам работ

 

Курс

Семестр

Общий объем,
ЗЕ (ч)

Контактная работа, ч

Самостоятельная работа, ч

Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум

Курсовой

проект (работа)

Зачет

(семестр)

Экзамен
(семестр)

Всего: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Очная форма обучения

1 1   108 32 18 18 - 72   - 2 -

Заочная форма обучения

1 2   108 32 4 4 - 100   - 2, 75 -

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-тематический план дисциплины
«Анализ социально-экономических и политических процессов

Очная форма обучения

пп

 

 

Тема

Семестр

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Формы контроля

Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа
1 2   4 5   6 7 9
1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов 3 4 2   18 24 Устный опрос, сообщения, глоссарий по теме
2 Технологии разработки и реализации социальных исследований 3 4 4   18 26 Участие в групповой дискуссии, презентация
3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов 3 4 6   18 28 Доклад, участие в деловой игре, контрольное задание, тест
4 Технологии проектирования социально-экономических и политических систем: принципы научного конструирования 3 6 6   18 30 Доклад, участие в деловой игре, контрольное задание, тест
  Промежуточная аттестация 4

Экзамен в составе модуля «Государство и общество»

  Итого (часов):   18 18   72 108  

 


Заочная форма обучения

пп

 

 

Тема

Семестр

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Формы контроля

Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа
1 2   4 5   6 7 9
1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов 3 1 -   25 26 Устный опрос, глоссарийпо теме
2 Технологии разработки и реализации социальных исследований 3 1 1   25 27 Участие в групповой дискуссии, презентация
3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов 3 1 1   25 27 Доклад, участие в деловой игре, контрольное задание, тест
4 Технологии проектирования социально-экономических и политических систем: принципы научного конструирования 3 1 2   25 28 Доклад, участие в деловой игре, контрольное задание, тест
  Промежуточная аттестация 4

Экзамен в составе модуля «Государство и общество»

  Итого (часов):   4 4   100 108  

 

 

РАЗДЕЛ 2 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Модуль 1. Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов. (4 часа).

  Тема 1. Общетеоретические основания методологии исследования социально-экономических и политических процессов (2 часа).

1.Методология и методы исследования социально-экономических и политических предметов как предмет курса «Государство и общество: анализ социально-экономических и политических процессов». Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

 2. Понятие социального процесса. Основные подходы к рассмотрению социального процесса: (1) акторно-структурный (позиционный); (2) нормативно-институциональный; (3) ситуационный; (4) коммуникативный (интеракционистский, реляционный).

3. Социальные системы. Виды систем – детеминированные, анимированные, социальные. Виды социальных систем: (1) референтные, (2) самореферентные.

4.Уровни субъектов социальных систем: (1) личность, (2) социальная группа (сообщество), (3) культура.

5. Динамика социальных систем: (1) линейные и нелинейные процессы; (2) эволюционные и бифуркационные процессы; (3) однофакторные и многофакторыне.

Форма проведения занятия – лекция.

Тема 2. Технологии разработки и реализации социальных исследований (2 часа).

1. Понятие социально-экономических и политических процессов. Функциональный принцип классификации. Основные отличия функционирования социально-экономических и политических процессов: (1, а) эквивалентные и (1, б) неэквивалентные отношения; (2, а) цикл «инновации-инвестиции» и (2, б) цикл «вызов-реакция», наличие целеполагающего вектора изменения социальных преобразований в рамках политического процесса.

2. Виды процессов: (1) контролируемые и неконтролируемые; (2) сложные и простые; (3) обратимые и необратимые; (4) инерционные и направленные; (5) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

3. Свойства социально-экономических и политических процессов: (1) многомерность, (2) динамизм, (3) неравномерность, (4) многовекторность. Уровни научного знания (4 часа) 1. Структура эмпирического знания.

4. Структура научной теорий социально-экономических и политических процессов. Основные черты, структура: (1) основания теории, (2) законы, (3) узловые понятии, категориальный аппарат, (5) идеи: связка отражения объективной реальности и постановки практических задач.

5. Онтологии эмпирического и теоретического знания о социально-экономических и политических процессов в обществе.

Форма проведения занятия – лекция.

Модуль 2. Технологии разработки и реализации социально-экономических и политических процессов, их исследований (4 часа).

 Тема 3. Методология научных исследований в сфере социально-экономических и политических процессов (2 часа).

1. Понятие методологии научного изучения социально-экономических и политических процессов. Виды и уровни методов. Теоретические и эмпирические методы. Алгоритмические и эвристические методы.

2. Общелогические методы научного исследования социально-экономических и политических процессов: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и т.д.

3. Философские методы научного исследования социально-экономических и политических процессов: (1) диалектика и метафизика, (2) рационализм и эмпиризм, (3) материализм и идеализм, (4) рационализм и иррационализм. Законы и принципы диалектики. Методологический характер философских принципов.

4. Общенаучные и конкретно-предметные методы социально-экономических и политических процессов. Общенаучные методы системного подхода: (1) системный анализ, (2) моделирование. Эмпирико-теоретические: (1) эксперимент, (2) измерение, (3) наблюдение и т.д. Разновидности конкретно-предметных методов.

5. Специфика методов социально-экономических и гуманитарных исследований. Позитивистский подход. Методологический кризис конца XIX – начала XX века («науки о духе»: В. Дильтей: проблема понимания; «науки о культуре»: В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Герменевтический подход (Х.- Г. Гадамер) и структурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, У. Эко). 6. Специфика научного познания как специфика метода (классическая концепция науки, «второй позитивизм», К.Р. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). 6.Социологические подходы к определению сути и способов функционирования научного знания социально-экономических и политических процессов.

Форма проведения занятия – лекция.

 

Тема 4. Общество и государство как объекты научного анализа  социально-экономических и политических процессов (2 часа).

1. Формирование классической теории социального знания о социально-экономических и политических процессов. Проблематизация общества («как возможно общество»). Эволюционный подход к изучению социально-экономических и политических процессов (О. Конт, Г. Спенсер).

2. Функционализм. Анализ общества как системы (Б. Малиновский, А.Р. Редклиф-Браун). Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон).

3. Институционализм. «Первый институционализм» (Дж. Коммонс). Новая институциональная теория Р. Коуза и К. Поланьи. Теория игр.

4. Структурный подход (К. Леви-Строс, Л. Альтюссер). Структурносистемный подход Н. Лумана.

5. «Критическая теория» (М. Хокрхаймер, Т.В. Адорно) и «новая [левая] социология» (Ч. Миллс, А. Гоулднер). Рефлексивная социология – самоописание и саморефлексия, включение исследователя как объектсубъекта собственных исследований.

6. Метасоциологические теории – функции социального знания о социально-экономических и политических процессов в обществе.

Форма проведения занятия – лекция.

 

Модуль 3. Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов (4 часа).

Тема 5. Технологии проектирования социально-экономических и политических систем: принципы научного конструирования (2 часа).

1. Понятие и основные задачи системного подхода к социально-экономическим и политическим систем и процессам. Основные этапы развития системного подхода социально-экономических и политических систем и процессов.

2. Виды социально-экономических и политических систем и процессов: (1, а) открытые и (1, б) закрытые, (2, а) простые и (2, б) сложные, (3, а) жесткие, (3, б) мягкие, (4, а) демократические, (4, б) тоталитарные, (4, в) авторитарные и др.

3. Методологические основы системного подхода в работе со сложными социальными системами: структуризация или декомпозиция целей, задач. Методика построения «древа целей» (У. Черчмен).

Форма проведения занятия – лекция.

Тема 6. Методы эмпирического исследования соц и ально - экономических и политических процессов (2 часа).

1.Организация и проведение эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Постановка проблемы. Цели и задачи исследования. Место и роль программы в социальном исследовании.

2.Проблемная социальная, экономическая, политическая ситуация и научная проблема; научная и практическая проблема.

3. Определение объекта и предмета исследования социально-экономических и политических процессов. Объект исследования и единица наблюдения. Системный анализ объекта исследования.

4. Интерпретация и операционализация понятий. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Границы операциональных определений. Концептуальная модель. Иерархия показателей социального развития.

5. Выдвижение и проверка гипотез развития социально-экономических и политических процессов. Понятие гипотезы. Основные и выводные гипотезы.

6. Организационно-методологический план исследования социально-экономических и политических процессов. Стратегический план исследования. Методический план исследования социально-экономических и политических процессов.

7. Рабочий план исследования и подготовка исполнителей. Понятие рабочего плана исследования, сетевой график проведения исследования социально-экономических и политических процессов.

Форма проведения занятия – лекция.

 

Вопросы для самоконтроля по практическим занятиям (семинары)

№ п/п № темы Тематика занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1.   1. Основные направления исследований социально-экономических и политических процессов.  2. Экономические модели.  
2.   1. Социальные процессы. 2. Политические процессы. 3. Экономические процессы. 4. Управление социально-экономических и политических процессов.  
3.   1. Типология научно-исследовательских программ. 2. Фактологическая основа научно-исследовательских программ.  
4.   1. Метод структуризации проблем для принятия решений. 2. Метод «Дерево целей». Понятие миссии. 3. Социометрия как инструмент формирования социальных групп. 4. Индексный метод. 5. Организация фокус-групп. 6. Метод мозгового штурма.  
5.   1. Системный анализ. 2. Методы анализа внешней и внутренней среды. 3. Факторный анализ. 4. Контент-анализ.  
6.   1. Метод парных сравнений. 2. Метод «Дельфи» 3. Отбор экспертов. 4. Метод «черного ящика».  

Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
           
1. Государственное регулирование экономики + +        
2. Методы принятия управленческих решений     + + + +
3. Основы математического моделирования социально-экономических процессов     + + + +
4. Принятие и исполнение государственных решений     + + + +
5. Социология управления + +        
6. Оптимизация разработки управленческих решений     + + + +
7. Государственные и муниципальные услуги + + +      
8. Социальная политика и социальная защита населения + +        
9. Геополитика + +        
10. Управление социально-экономическими системами     + + + +
11. Региональная экономика и управление +          

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Вопросы для самопроверки (по темам):

Вопросы тестирования по курсу

1. Экономические и политические процессы:

а. понятия несопоставимые;

б. совокупность всех динамических изменений в поведении, отношениях субъектов в исполнении ими своих функций.

2. Возможно ли отделение экономической сферы от политической?

а. да, так как каждая из них самостоятельна

б. нет

3. Особенностями политических и экономических процессов является:

а. цикличность;

б. данные процессы всегда порождает конфликт;

в. ненормативный характер;

г. наличие определённых технологий и процедур действий.

4. Какой типологии экономических и политических процессов НЕ существует:

а. явные и скрытые;

б. стабильные и переходные;

в. глобальные и локальные;

г. открытые и закрытые.

5. Что не относится к типам политических и экономических изменений?

а. функционирование;

б. зарождение;

в. развитие;

г. упадок.

6. Общество с закрытой социальной структурой:

а. аграрно-индустриальное;

б. индустриально-аграрное;

в. аграрное.

г. постиндустриальное.

7. Следуя теории катастрофы, причиной политических изменений является:

а. наличие у людей определённых архетипов в сознании и мышлении

б. связывает политические изменения с критическим состоянием экономики в стране;

в. изменения связаны со сменой властной элиты.

8. Такой вид политических и экономических процессов как цивилизационный:

а. в качестве критерия выдвигается тип цивилизации;

б. проходят с применение современных технологий;

в. такой классификации не существует.

9. К ……………. процессам относятся те, в которых интересы граждан систематически объявляются в их публичных, открытых притязаниях и дискуссиях:

а. открытым и закрытым;

б. скрытым и явным;

в. стабильным и переходным.

10. В каких процессах в качестве критерия выступает значимость тех или иных изменений для общества в целом?

а. стабильные и переходные;

б. открытые и закрытые;

в. базовые и периферийные.

3.4 Распределение самостоятельной работы обучающихся ИРС

Таблица 2.4 – График недельной загрузки СРС обучающегося ОФО

№ недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 С Итого
Подготовка к лекциям 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 18
Подготовка к практическим занятиям 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 18
Подготовка к текущему контролю 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 18
Подготовка к промежуточному контролю (экзамен)                                     36 36
Итого 1 3   3 1 3 3 3 1 3 3 3 1 3 1 3 1 3 36 76

 

Таблица 2.5 – Распределение СРС обучающегося ЗФО

 

Вид работ Объем, ч
Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическим (семинарским) занятиям  
Выполнение контрольной работы  
Подготовка к промежуточному контролю  
Итого  

Перечень вопросов для подготовки к зачету.

Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация по результатам изучения учебной дисциплины Анализ социально-экономических и политических процессов" в 1-ом семестре включает ответ на два теоретических вопроса и решение кейса экзаменационного билета. Оценка по результатам экзамена выставляется по следующим критериям:

- Первый теоретический вопрос – 10 баллов.

- Второй теоретический вопрос – 10 баллов.

- Решение кейса – 20 баллов.

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией.

Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом (таблица 4.4).

Таблица 4.9 – Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную

100-балльная система оценки   Традиционная четырехбалльная система оценки
85 – 100 баллов оценка «отлично»/«зачтено»
70 – 84 баллов оценка «хорошо»/«зачтено»
50 – 69 баллов оценка «удовлетворительно»/«зачтено»
менее 50 баллов оценка «неудовлетворительно»/«незачтено»

Типовые тесты, тематика рефератов, вопросы к экзамену и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Методические указания к написанию самостоятельной работы – ИРС.

Реферат – подробная запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. К.р. – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферат предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.


К.р. выполняется на стандартных листах бумаги формата А-4 в печатном варианте, либо в рукописном виде (в порядке исключения). Текст набирается через 1,5 межстрочных интервала, шрифт – 14. На странице не должно быть менее 27-29 строк, включая сноски. Поля страниц устанавливаются: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее по 20 мм. Объем реферата должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста. Выравнивание по ширине.

Страницы должны быть пронумерованы сверху в середине страницы. Нумерация начинается с титульного листа, но при этом номер на титульном листе не проставляется. Все остальные страницы нумеруются сквозной нумерацией до последней страницы, включая приложения.

План реферата поможет обучающемуся логично и последовательно излагать материал. Каждая структурная часть работы должна иметь название, набранное полужирным шрифтом.

Прежде чем приступить к написанию студенту необходимо подобрать соответствующую литературу, первоисточники.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы в современных условиях, указать на степень освещенности проблемы в учебной литературе. Основная часть представляет собой параграфы, которые соответствуют плану контрольной работы и освещают вопросы темы. Желательно, чтобы параграфы резко не отличались друг от друга по объему.

В заключении излагаются основные выводы по теме и ее значимость.

В конце работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке, который может содержать первоисточники, монографии, учебники, журнальные статьи, методические пособия и т.д.

В реферате  допускается высказывание своей точки зрения на раскрываемую проблему. При заимствовании материала из первоисточников обязательны ссылки на автора. Ссылки можно оформлять и как подстрочные, и как внутритекстовые. Сноски на страницах оформляются в соответствии с действующими стандартами.

Все структурные элементы р еферата, кроме параграфов, начинаются с новой страницы.

Если работа не зачтена, она, с учетом сделанных в рецензии преподавателем замечаний, должна быть переработана и представлена на повторное рецензирование.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

 

Методические указания для студентов по освоению дисциплины

 

Освоение обучающимся учебной дисциплины ««Государство и общество: Анализ социально-экономических и политических процессов". предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, практический занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся: самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины; проработку и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий; подготовка к практическим занятиям; написание реферата, подготовка презентаций; подготовка к рубежному контролю; исследовательская работа; подготовка к промежуточному контролю и др.

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Важным условием успешного освоения обучающимися дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций, практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.

Подготовка к лекциям. Лекция является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым учебным материалом;

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

- систематизирует учебный материал;

- ориентирует в учебном процессе.

Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от обучающихся требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая обучающемуся понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в процессе эволюции, так и в настоящее время.

С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции. С этой целью необходимо:

- внимательно прочитать материал предыдущей лекции;

- ознакомиться с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;

- внести дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;

- записать возможные вопросы, которые необходимо задать лектору по материалу изученной лекции;

- постараться уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;

- подготовиться к предстоящей лекции (тему необходимо узнать по тематическому плану), записать информацию, которой вы владеете по данному вопросу



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.139 с.)