Критерии и шкалы оценивания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии и шкалы оценивания.



Таблица 4.5 – Оценивание тестов, баллы

Процент правильных ответов До 60 61-80 81-90 91-100
Количество баллов за решенный тест 0 1 1,5 2

Таблица 4.6 – Критерии и показатели, используемые при оценивании решений кейс-стади (максимальное количество баллов – 3)

Критерии оценивания Баллы
- соответствие решения сформулированным в задании вопросам; - новизна подхода (оригинальность, новаторство, креативность); - логичное свободное изложение материала; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение обосновать свои суждения; - правильные, полные ответы на дополнительные вопросы. 3
- соответствие решения сформулированным в задании вопросам; - традиционные подходы к решению проблем; - грамотное изложение материала, однако, содержание решения, ответов имеет отдельные неточности; - ответы на дополнительные вопросы правильные, с незначительными неточностями или недостаточно полный. 2
- решение не в полной мере соответствует поставленным в кейсе вопросам; - изложение материала неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий; - в ответах на дополнительные вопросы обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. 1
- студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать решение проблемы; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом 0

Таблица 4.7 – Оценивание результатов ИРС студентов, баллы

Наименование темы дисциплины   Вид работы   Количество баллов
Все темы Доклады, рефераты, эссе 10
Все темы Публикация статей, Участие в научно-практических конференциях с докладом 10

Итого:

20

Доклад/эссэ/реферат. Темы докладов (и тем самым – рефератов) распределяются в соответствии с тематическими направлениями в начале научного семинара; студенты получают материалы для подготовки в электронном виде. За надлежащий вклад в доклад студент получает максимально 10 баллов, при этом допуск к презентации происходит только в случае своевременного размещения (не позднее чем за сутки до «своего» семинара) в открытом доступе электронных версий презентации и раздаточного материала. За подготовку докладов выставляются баллы (таблица 4.5).

 

Таблица 4.8 – Оценка ИРС студентов

Баллы Характеристики ответа студента
10 - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет понятиями
8 - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет системой основных понятий
6 - тема раскрыта, но доклад носит исключительно теоретический характер; - нет связи теории и практики; - делает неполные выводы и обобщения; - владеет системой основных понятий в рамках основной литературы.
4 - тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой понятий
0 - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом

Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация по результатам изучения учебной дисциплины Анализ социально-экономических и политических процессов" в 1-ом семестре включает ответ на два теоретических вопроса и решение кейса экзаменационного билета. Оценка по результатам экзамена выставляется по следующим критериям:

- Первый теоретический вопрос – 10 баллов.

- Второй теоретический вопрос – 10 баллов.

- Решение кейса – 20 баллов.

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией.

Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом (таблица 4.4).

Таблица 4.9 – Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную

100-балльная система оценки   Традиционная четырехбалльная система оценки
85 – 100 баллов оценка «отлично»/«зачтено»
70 – 84 баллов оценка «хорошо»/«зачтено»
50 – 69 баллов оценка «удовлетворительно»/«зачтено»
менее 50 баллов оценка «неудовлетворительно»/«незачтено»

Типовые тесты, тематика рефератов, вопросы к экзамену и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Методические указания к написанию самостоятельной работы – ИРС.

Реферат – подробная запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. К.р. – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферат предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.


К.р. выполняется на стандартных листах бумаги формата А-4 в печатном варианте, либо в рукописном виде (в порядке исключения). Текст набирается через 1,5 межстрочных интервала, шрифт – 14. На странице не должно быть менее 27-29 строк, включая сноски. Поля страниц устанавливаются: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее по 20 мм. Объем реферата должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста. Выравнивание по ширине.

Страницы должны быть пронумерованы сверху в середине страницы. Нумерация начинается с титульного листа, но при этом номер на титульном листе не проставляется. Все остальные страницы нумеруются сквозной нумерацией до последней страницы, включая приложения.

План реферата поможет обучающемуся логично и последовательно излагать материал. Каждая структурная часть работы должна иметь название, набранное полужирным шрифтом.

Прежде чем приступить к написанию студенту необходимо подобрать соответствующую литературу, первоисточники.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы в современных условиях, указать на степень освещенности проблемы в учебной литературе. Основная часть представляет собой параграфы, которые соответствуют плану контрольной работы и освещают вопросы темы. Желательно, чтобы параграфы резко не отличались друг от друга по объему.

В заключении излагаются основные выводы по теме и ее значимость.

В конце работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке, который может содержать первоисточники, монографии, учебники, журнальные статьи, методические пособия и т.д.

В реферате  допускается высказывание своей точки зрения на раскрываемую проблему. При заимствовании материала из первоисточников обязательны ссылки на автора. Ссылки можно оформлять и как подстрочные, и как внутритекстовые. Сноски на страницах оформляются в соответствии с действующими стандартами.

Все структурные элементы р еферата, кроме параграфов, начинаются с новой страницы.

Если работа не зачтена, она, с учетом сделанных в рецензии преподавателем замечаний, должна быть переработана и представлена на повторное рецензирование.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

 

Методические указания для студентов по освоению дисциплины

 

Освоение обучающимся учебной дисциплины ««Государство и общество: Анализ социально-экономических и политических процессов". предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, практический занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся: самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины; проработку и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий; подготовка к практическим занятиям; написание реферата, подготовка презентаций; подготовка к рубежному контролю; исследовательская работа; подготовка к промежуточному контролю и др.

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Важным условием успешного освоения обучающимися дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций, практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.

Подготовка к лекциям. Лекция является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым учебным материалом;

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

- систематизирует учебный материал;

- ориентирует в учебном процессе.

Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от обучающихся требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая обучающемуся понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в процессе эволюции, так и в настоящее время.

С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции. С этой целью необходимо:

- внимательно прочитать материал предыдущей лекции;

- ознакомиться с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;

- внести дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;

- записать возможные вопросы, которые необходимо задать лектору по материалу изученной лекции;

- постараться уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;

- подготовиться к предстоящей лекции (тему необходимо узнать по тематическому плану), записать информацию, которой вы владеете по данному вопросу

Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность обучающегося. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию обучающийся должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами, учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и сети Интернет является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий, нормативно-правовых актов. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата, курсового проекта или другого задания.

Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:

- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с учебной задачей;

- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;

- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;

- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;

- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;

- пользоваться реферативными и справочными материалами;

- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования.

Подготовка к промежуточной аттестации. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:

- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;

- внимательно прочитать рекомендованную литературу;

- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

Подготовка к зачету. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить учебную дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии, как правило, приносят не слишком удовлетворительные результаты.

После предложенных указаний у обучающихся должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике. Самостоятельная работа выполняется как в аудитории, так и в внеаудиторно. Виды аудиторной самостоятельной работы: - ведение конспектов лекций; - работа на семинарских занятиях; - работа под контролем преподавателя на индивидуальных консультациях. Виды внеаудиторной самостоятельной работы: - подготовка к семинарским занятиям, при этом используя как литературу, имеющуюся в библиотеке, так и привлекая дополнительный материал, найденный самостоятельно; - перспективные задания с отсроченным сроком отчета (рефераты, доклады, презентации); - участие в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Самостоятельная работа студентов контролируется преподавателем, оценивается в баллах и учитывается в рейтинге дисциплины.

Тема 1. Предмет, цель и задачи курса. Понятие социального процесса Практические задания: 1. Укажите место дисциплины «Исследование социальноэкономических и политических процессов» в системе учебных дисциплин. 2. Укажите место дисциплины «Исследование социальноэкономических и политических процессов» в системе научных дисциплин. 3. Дайте определение социального процесса. 4. Раскройте содержание акторно-структурного подхода к рассмотрению социального процесса. 5. Раскройте содержание нормативно-институционального подхода к рассмотрению социального процесса. 6. Раскройте содержание коммуникативного (интеракционистского) подхода к рассмотрению социального процесса. 7. Назовите и раскройте основные виды социальных систем. 8. Назовите и раскройте понятие субъекта социальной системы. 9. Укажите уровни субъектов социальной системы.

Тема 2. Классификация социально-экономических и политических процессов Практические задания: 1. Укажите виды социально-экономических процессов по функциональному принципу классификации. 2. Укажите виды политических процессов по функциональному принципу классификации. 3. Назовите и раскройте основные специфические свойства социальноэкономических и политических процессов. 4. Приведите примеры социально-экономических и политических процессов: (1) необратимых и обратимых; (2) инерционных и направленных, (3) краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных*. * Здание № 4 выполняется письменно, в виде таблицы.

Тема 3. Уровни научного знания Практические задания: 1. Назовите и раскройте критерии научного знания. 2. Дайте определение эмпирического знания. 3. Укажите отличия эмпирического знания от чувственного. 4. Укажите и раскройте основные черты эмпирического знания. 5. Сопоставьте эмпирическое и теоретическое знание. Укажите взаимосвязи названных видов знания*. 6. Назовите и раскройте структуру научной теории. 7. Раскройте понятие метатеоретического уровня научного знания. Укажите, какие разновидности научного знания относятся к метатеоретическому уровню. 8. Укажите, какие социальные теории относятся к т.н. «большим теориям». Объясните – почему? *Задания № 1, 5, 6, 8 выполняются письменно

Тема 4. Методология научных исследований Практические задания: 1. Дайте определение методологии. 2. Укажите, чем различаются следующие понятия: «метод», «методика», «методология». 3. Перечислите и раскройте общелогические методы научного познания. 4. Назовите и раскройте философские методы научного познания. 5. Дайте развернутую сопоставительную характеристику диалектического и метафизического методов*. 6. Дайте развернутую сопоставительную характеристику материалистического и идеалистического методов*. 7. Раскройте понятие «редукции». Объясните, как соотносятся понятия «редукция» и «редукционизм». 8. Перечислите и раскройте общенаучные методы. 9. Назовите и раскройте основные конкретно-научные методы социальных дисциплин*. 10. Укажите, чем отличается понятие «наук о духе» от понятия «наук о культуре». *Задания № 5, 6, 9 выполняются письменно

Тема 5. Социально-экономические и политические процессы как объекты научного исследования Практические задания: 1. Укажите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития социального знания*. 2. Назовите и раскройте основные черты эволюционного метода в социальных науках. 3. Дайте определение функционализма. Назовите его основных представителей. 4. Дайте определение функции. Укажите, как понимается «функция» в социальных дисциплинах. Приведите примеры функционального анализа**. 5. Укажите и раскройте, чем функциональный подход отличается от структурного. 6. Дайте определения «системы» и «структуры». Сопоставьте их**. 7. Формирование «критической теории» и «рефлексивной социологии» связано с марксистским учением об «идеологии». Укажите: каков характер этой связи. 8. Раскройте содержание «рефлексивного метода» в социальных дисциплинах.

*Задание № 1 выполняется письменно, в виде таблицы **Задания № 4 и 6 выполняются письменно

Тема 6. Логические основы системного подхода Практические задания: 1. Дайте понятие системного подхода. 2. Назовите и раскройте основные этапы развития системного подхода*. 3. Перечислите основные черты закрытых и открытых систем. Приведите примеры**. 4. Перечислите основные черты жестких и мягких систем. Приведите примеры**. 5. Перечислите основные черты простых и сложных систем. Приведите примеры**. 6. Объясните методики стуктуризации/декомпозиции целей. 7. Дайте краткую характеристику методики «древа целей». Приведите примеры**. *Задание № 2 выполняется письменно, в виде таблицы **Задания № 3, 4, 5, 7 выполняются письменно

Тема 7. Организация и проведение эмпирических социальноэкономических и политических исследований Практические задания: 1. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов организации эмпирических социально-экономических и/или политических исследований. 2. Укажите, какие действия выполняются на стадии постановки проблемы. 3. Укажите, чем объект исследования отличается от предмета исследования. 4. Укажите, как соотносятся объект исследования и единица наблюдения. 5. Укажите, что такое «операционализация понятий». Приведите 2-3 примера. 6. Раскройте понятие «концептуальной модели». Укажите критерии, которым должна отвечать концептуальная модель. 7. Укажите соотношение организационно-методологического и рабочего плана исследования. Приведите примеры.

Тема 8. Статистические методы исследования Практические задания: 1. Раскройте понятие «измерения». 2. Укажите уровни измерения. 3. Назовите допустимые преобразования и типы шкал. 4. Назовите критерии и пределы адекватности математических методов. 5. Дайте понятие «статистической группировки». 6. Объясните исследовательское значение графической интерпретации эмпирических зависимостей. 7. Объясните, что такое «статистические гипотезы»; определите их научный статус. 8. Укажите и раскройте наиболее распространенные методики анализа статистических взаимосвязей.

Тема 9. Выборочный метод в социально-экономических и политических исследования х Практические задания: 1. Назовите и охарактеризуйте основные виды выборок. Укажите сферы их применения. 2. Назовите и раскройте основные виду многоступенчатых и комбинированных способов формирования выборок. Укажите сферы их применения. 3. Укажите и охарактеризуйте основные способы построения шкал. 4. Раскройте методику шкалограммного анализа. 5. Назовите методики выявления систематических ошибок. 6. Укажите и раскройте методики повышения устойчивости и обоснованности измерения посредством выборок.

Тема 10. Анализ документов и существующих данных Практические задания: 1. Дайте развернутое понятие «документа». 2. Назовите и раскройте основные классификации документов. 3. Укажите основные методики анализа документов. 4. Укажите способы формирования документальных выборок. Приведите примеры (с указанием критериев выборки). 5. Назовите основные методы и способы критической оценки документов и документальной информации.

Тема 11. Наблюдение Практические задания: 1. Дайте определение и укажите основные характеристики наблюдения как метода социального исследования. 2. Назовите этапы планирования наблюдения. 3. Приведите 2-3 примера программы наблюдения. 4. Дайте определение «рамок соотнесения», 5. Укажите и раскройте методики, на основании которых осуществляется выбор признаков и единиц наблюдения. 6. Назовите и раскройте основные виды наблюдения. Укажите критерии классификации. 7. Укажите и раскройте способы фиксации результатов наблюдения. 8. Критерии, предъявляемые к наблюдателю. Способы подготовки наблюдателя.

Тема 12. Опрос как метод сбора данных Практические задания: 1. Дайте определение и укажите основные характеристики опроса как метода социального исследования. 2. Назовите и раскройте критерии качества данных опроса. 3. Назовите и раскройте основные фазы опроса. 4. Перечислите и дайте краткую характеристику основных типов и видов опроса. 5. Раскройте основные параметры методики анкетирования. 6. Укажите и раскройте основные характеристики интервью как разновидности опроса. 7. Назовите и раскройте типовые эмпирические способы обоснования методик опроса. 8. Назовите и раскройте основные способы эмпирической проверки вопросника. Тема 13. Методы социометрического исследования Практические задания: 1. Дайте определение и назовите основные характеристики методики «социометрический опрос». 2. Назовите и раскройте социометрические критерии. 3. Назовите требования к проведению социометрического опроса. 4. Назовите структуру социометрической карточки. 5. Раскройте процедуру обработки и анализа результатов социометрического опроса. 6. Укажите основные виды социограмм. 7. Назовите и раскройте социометрические индексы. 8. Укажите сферы использования и способы интерпретации информации социометрических индексов.

Тема 14. Эксперимент Практические задания: 1. Раскройте понятие эксперимента. 2. Укажите специфику метода эксперимента в социальногуманитарных дисциплинах. 3. Дайте определение экспериментальных переменных. Приведите примеры зависимых и независимых переменных. 4. Назовите условия проведения эксперимента. 5. Назовите основные методики контроля переменных. 6. Укажите и раскройте основные виды экспериментов.

Тема 15. Методология экспертных оценок Практические здания: 1. Дайте понятие эксперта. Укажите основные требования, предъявляемые к эксперту. 2. Дайте понятие «экспертного сообщества». Укажите виды экспертных сообществ и способы/средства их легитимации. 3. Назовите и охарактеризуйте сферу применения экспертных оценок. 4. Дайте краткую характеристику технологии проведения экспертного анализа. 5. Назовите и охарактеризуйте этапы проведения экспертного анализа. 6. Назовите и охарактеризуйте основные индивидуальные методы экспертной оценки. 7. Назовите и охарактеризуйте основные коллективные методы экспертной оценки.

Тема 16. Социальное программирование Практические задания: 1. Дайте развернутое определение «социального программирования». 2. Сопоставьте понятия «прогнозирование», «планирование» и «программирование». 3. Укажите субъектов, объектов и условия социального программирования. 4. Назовите задачи социального программирования. 5. Назовите и раскройте основные инструменты социального программирования. 6. Охарактеризуйте процедуры выработки целей и задач социального программирования. 7. Назовите и раскройте институциональные и функциональные технологии социального программирования. 8. Назовите и раскройте экономические, политические и социокультурные технологии социального программирования.

Тема 17. Эффективность управленческих решений: понятие, виды, критерии оценки Практические задания: 1. Раскройте понятие «эффективности». 2. Назовите основные подходы к определению эффективности управления. 3. Укажите методики описания и составления алгоритмов принятия управленческих решений. 4. Укажите, какие проблемы существуют в сфере алгоритмизации управленческой деятельности. 5. Назовите и охарактеризуйте основные методики оценки риска. 6. Назовите и охарактеризуйте основные виды рисков. 7. Раскройте содержание нормативного метода повышения эффективности управленческих решений. 8. Раскройте содержание балансового метода повышения эффективности управленческих решений. 9. Раскройте содержание морфологического метода повышения эффективности управленческих решений.

 

 

РАЗДЕЛ 7 ОБЩАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Вид работы Количество часов Баллы

Модуль I 1. Присутствие на лекциях и семинарах 26 0-13 2.

Текущий контроль самостоятельной работы 10 0-10 3. Промежуточный контроль 5 0-4 Итого: 41 0-27

Модуль II 1. Присутствие на лекциях и семинарах 12 0-6 2. Текущий контроль самостоятельной работы 6 0-6 3. Промежуточный контроль 2 0-1 Итого: 20 0-13

Модуль III 1. Присутствие на лекциях и семинарах 10 0-5 2. Текущий контроль самостоятельной работы 5 0-5 3. Промежуточный контроль 2 0-1 Итого: 17 0-11

Модуль IV 1. Присутствие на лекциях и семинарах 25 0-12 2. Текущий контроль самостоятельной работы 18 0-18 3. Промежуточный контроль 5 0-2 Итого: 48 0-32

Модуль V 1. Присутствие на лекциях и семинарах 12 0-6 2. Текущий контроль самостоятельной работы 10 0-10 3. Промежуточный контроль 2 0-1 Итого: 24 0-17

Всего: 0-100 Общая успеваемость студентов оценивается на основе рейтинговой системы по следующим критериям: Оценка Баллы «5» «отлично» 80-100 «4» «хорошо» 60-79 «3» «удовлетворительно» 50-51 «2» «неудовлетворительно» менее 50

РАЗДЕЛ 8 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 8.1. Промежуточный контроль знаний студентов

Примерные вопросы для проверки знаний по модулю

I: 1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Исследование социальноэкономических и политических процессов».

2. Понятие социального процесса. Основные подходы к определению социального процесса.

3. Виды социальных систем.

4. Уровни субъектов социальных систем.

5. Виды социально-экономических процессов (функциональная классификация).

6. Виды политических процессов (функциональная классификация).

7. Критерии научного знания.

8. Структура эмпирического знания.

9. Структура теоретического знания.

10.Метатеоретический уровень научного знания.

11.Общелогические методы научного познания.

12.Философские методы познания.

13.Общенаучные методы познания.

14.Конкретно-научные методы познания (социальные дисциплины). 15.Специфика социально-гуманитарного научного знания.

Примерные вопросы для проверки знаний по модулю II:

1. Позитивисткая методология социальных дисциплин (Конт, Спенсер, Милль).

2. Эволюционный метод социальных наук (Морган, Тейлор, Фрэзер).

3. Функционализм: методологические основания.

4. Структурный метод.

5. Системно-структурный подход.

6. Критическая теория и рефлексивная социология: методологические ориентиры.

7. Понятие, основные характеристики системного подхода. 8. Этапы развития системного подхода.

9. Типология систем.

10.Методика построения «древа целей».

Примерные вопросы для проверки знаний по модулю III:

1. Этапы организации и проведения эмпирических социальноэкономических и/или политических исследований.

 2. Соотношение понятий «объект», «предмет» и «цель» исследования.

 3. Соотношение понятий «объект исследования» и «единица наблюдения».

4. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.

5. Стадии разработки и критерии концептуальной модели.

6. Организационно-методологический и рабочий планы исследования.

7. Понятие «измерения», виды и уровни измерений.

8. Типы шкал. Способы построения шкал.

 9. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей. 10.Методики анализа статистических взаимосвязей.

 

Примерные вопросы для проверки знаний по модулю IV:

1. Понятие и типы выборок. Сферы применения выборок.

2. Многоступенчатые и комбинированные способы формирования выборок.

3. Способы построения шкал (для анализа данных по выборкам).

4. Методика шкалограммного анализа.

5. Методики выявления систематических ошибок (по данным выборок). 6. Понятие документа и документальной информации. Классификация документов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.094 с.)