Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институциально-организационные резервы борьбы с коррупцией
Известно, что залог успеха в противостоянии такому необычному явлению как системное взяточничество состоит в выкорчевывании глубоких корней коррупции, находящей питательную среду в нашей институционально-правовой и юридико-государственной деятельности. Однако положить границу продажничеству может и должно немедленное институциональное повышение ответственности конкретных людей, а не некие абстрактные условия желаемого общественного состояния. Для этого, необходимо привести в действия все возможные институционально-организационные средства. С нашей точки зрения практические основы для реализации такого проекта положены новейшими документами.[137] В данном документе обращается особое внимание как раз на правовое сознание и правовой нигилизм[138]. Институциональные меры борьбы с коррупцией, при таком подходе приобретают новые качества. Они целенаправленно формируют антикоррупционные условия, не столько контроля и правового преследования конкретных коррупционеров, как создания отделенных предпосылок данного правонарушения. Такое положение дел осложняется правовым нигилизмом должностных лиц общественно-государственной системы, который автоматически и непреодолимо приводит к моральному вырождению и «служит почвой для многих негативных социальных явлений…»[139] Реализация таких условий предполагает ряд общих и специфических мер, которые, развивая общую и правовую культуру, способствовали материальному и духовному росту государственных служащих Для этого необходимо, в первую очередь, высоко оплачивать профессиональный труд государственных служащих, заботиться об их статусе и условиях жизни. Во-вторых, необходимо сделать все возможное, чтобы отделить активных коррупционеров от случайных взяточников и честных служащих. Следует активно применять на практике Закон «О противодействии коррупции», сделать особые оговорки в отношении наиболее коррупциогенных зон и должностей, разработать способы подбора кандидатов на их замещение, в случае обнаружения коррупционеров необходимо избавиться от случайных, по отношению к государственной службе, людей. В-третьих, не делать «тайны» из общественных дел, представляя всех служащих особо честными людьми, ответственная деятельность которых несовместима с корыстью. Но, недоверие к определенному должностному лицу должно быть зафиксировано соответствующими актами или процедурами. Недвусмысленная дифференциация работников коррупциогенных государственно-правовых служб создаст нравственную и правовую нетерпимость к коррупции.
Преодоление инверсии профессиональных работников правоохранительных органов нуждается в целенаправленной инспирации, приглашении к новому способу деятельности. Им мог бы стать обновленный контроль над взяточничеством, стимулирование общественной нетерпимости, ощутимое повышение зарплаты чиновнику с резким увеличением его ответственности и т.д. Нужны практические шаги, поддержанные и стимулированные политической волей. Данные меры могли бы побудить работника государственного аппарата к внутреннему моральному конфликту с самим собой, к пониманию того, что не все до конца определяется объективными условиями и сложившимися традициями. Иначе говоря, всякое зло и коррупция, в том числе, может быть значительно потеснена, локализована. Для этого необходимо ей активно противодействовать. И добиться того, чтобы антикоррупционные действия проявились, наконец, положительным результатом. Важно, чтобы они были целенаправленны, последовательно проводились и вселяли надежду в тех, кто ее потерял, создавали дискомфорт для тех, кто уверовал в свою безнаказанность. Коррупция как крайне негативное для институционально-правовой деятельности явление всегда должно быть в поле пристального внимания со стороны внешнего, заинтересованного контроля самих граждан, контролирующих внутриведомственных, хорошо стимулируемых и профессионально ответственных инстанций и самих работников правоохранительных систем. По сути, это одна трехсторонняя проблема, находящая себе место в деятельности государственного служащего, злоупотребляющего своими должностными обязанностями. Отсюда следует, что возможности её решения на пути повышенного внимания со стороны граждан, специальных контролирующих организаций и собственной критичности исполнителей правоохранительных функций.
Внешний гражданский контроль – наиболее болезненная процедура для профессиональных работников политико-правовых ведомств. Для успеха общественно-гражданских контролеров необходимо не просто желание и живой интерес, но и знание, опыт, компетентность. В настоящее время данные предпосылки гражданского контроля только начинают складываться. Они будут достаточно зрелыми только тогда, когда каждый гражданин, опираясь на общественные организации, активную помощь профессиональных работников государственно-правовых структур сможет на равных выступать против любого должностного лица, нарушающего закон. Пока что можно говорить о робких попытках, осуществлять такие действия. Негативное общественное мнение по отношению к полиции, суду, прокуратуре в настоящее время распространяется и на институт адвокатуры, представители которого чаще предпочитают защите законных прав граждан, защиту преступников, профессиональной чести - высокий гонорар. Внешний контроль со стороны граждан – это дилетантский контроль. И в этом его главный недостаток. Данный вид контроля коррупции достаточно полно описан в литературе[140]. Разветвленный профессиональный внутриведомственный контроль деятельности государственных служащих – давно сложившаяся система государственно-правовых служб. Ее достоинство в профессионализме проверок, знании, понимании существа дела и возможностей проверяемых. Отсюда крайнее снисхождение к ним проверяющих, умение все свести к формальной работе, не желание что-либо менять принципиально, «выносить сор из избы» даже при обнаружении очевидных должностных правонарушений. Профессионально поставленная подотчетность государственных служащих позволяет отслеживать достижения и упущения каждого должностного лица и тем самым составлять дискретную и все учитывающую -континуальную картину его персональной службы. Такая форма опасна всесторонним влиянием на служащего, составлением досье и, в конечном итоге, чревата возможными последствиями. По результатам общественного и ведомственного контроля есть возможность производить оптимизацию штатов, конкретизировать нормативно-правовую базу и в том числе его антикоррупционную направленность, регулировать дискреционные полномочия служащих. Официальный внутриведомственный контроль как средство борьбы с коррупцией достаточно полно проанализирован в литературе[141]. Особое место в антикоррупционном контроле занимает спецконтроль. Он предполагает четкое исполнение своих должностных обязанностей представителями прокурорских органов, призванных по долгу службы осуществлять надзор за осуществлением законности. К нему относится также эффективная работа органов собственной безопасности правоохранительных структур, непосредственных начальников. Спецконтроль определяется умением и способностью тех, других и третьих преодолеть мощное воздействие «чести мундира» в процессе достижения конечных результатов своей деятельности, которыми является действительная защита прав и свобод граждан. Как известно и в этой области отмечается много трудностей. Политизация и идеологизация надзорно-контролирующих систем непосредственно способствует должностной деформации представителей этих ответственных исполнительных инстанций. Особенно много просчетов и ошибок делают различного рода комиссии, призванные от лица Верховных органов (Думы, Счетной палаты, Общественной палаты и т.д.) вернуть политико-правовые процессы России в русло закона. Все формы контроля не могут гарантировать требуемого результата, поскольку, он всецело определяется профессионализмом, ответственностью и гражданским мужеством проверяющего. Для получения оптимального, благотворного для упорядочения политико-правового процесса необходимы специально подобранные кадры. В современной литературе они все чаще носят название «комиссаров»[142].
Самоконтроль опирается на высокую нравственность, развитое чувство долга. Таким служащим должна быть оказана помощь, осуществлена этико-правовая подсказка, осужден порочащий профессию стереотип. Все формы контроля должны сопровождаться высоким материальным обеспечением и адекватным решением остропроблемной в условиях доверительно-клановой атмосферы отечественных государственно-правовых учреждений, премиально-наградной системы поощрений добросовестных некоррумпированных работников. Открытость, гласность, широкая реклама достижений составляют главное условие для творческой работы[143]. Принципиальные трудности в преодолении формальной работы, за которой, как правило, и скрывается коррупция, могут быть преодолены пристальным наблюдением конкретных процессов для их совершенствования[144]. Коррупция в государственно-правовых органах и организациях требует тонкой, деликатной, настойчивой и многосторонней работы со стороны специально подготовленных профессионалов, которые должны быть поддержаны руководством, широким общественным мнением и самими служащими. Главное, чтобы такая работа неустанно и последовательно осуществлялась и не превратилась в формальную отчетность, составляемую самими проверяемыми под подписью проверяющих. Для современных государственно-правовых процессов такой контроль вполне реален. Различные формы антикоррупционного контроля без специального выделения внутриведомственного, общественного или специального описаны в литературе[145]. Особая роль отводится борьбе с экономической коррупцией. Главные субъекты борьбы с нею - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба Безопасности Российской Федерации. В определенной степени участвует в этой работе и другие правоохранительные органы. Достаточно активно на факты взяточничества реагирует пресса. Вместе с тем, представители четвертой власти, особенно теле- и - радиожурналисты, судя по характеру и направленности, часто явной предвзятости современных передач, также непосредственно участвуют в коррупционных процессах.
Успехи в борьбе с коррупцией, в том числе с ее экономической разновидностью, нельзя на данной стадии назвать впечатляющими. И это потому, что официально фиксируемая часть совершаемых в этой области преступлений составляет, по мнению специалистов, не больше 1/1000 доли. Это примерно около 5 тыс. фактов взяточничества в 1993, 1994 и в последующие годы. С увеличением числа возбужденных уголовных дел по факту взяточничества в 2007 году до 10,5 тыс. В этом отношении проще подсчитать ущерб от коррупции, чем возбудить уголовное дело против коррупционеров. Предполагается, что ущерб от коррумпирования одних только государственных чиновников составил в 1993-1994-1995 гг. соответственно 65,5 млрд. руб. - 71,7 млрд. руб. - 913 млрд. руб.[146] В настоящее время положение с коррупционными преступлениям выглядит статистически утешительным [147]. В первой половине 2012 г. зарегистрировано на 13% меньше предыдущего года и почти на 30% меньше по сравнению с «ударным» 2010 г.[148] В целом, по приблизительным подсчетам коррупционный ущерб России исчисляется в триллионах рублей с обвальным ростом так, что в одной только Армии он исчисляется 4,4 миллиардами и вырос в 2013 году по сравнению с 2012 г. в 5,5 раза[149]. Возможность реальной борьбы с коррупцией необходимо рассматривать сквозь призму двух подходов. Первый из них заключается в том, чтобы совершенствовать всю общественную и государственную деятельность, преодолевая выявленные ранее предпосылки коррупции. Это будет верный, системный, упорно и последовательно очищающий наше общество, подход. Он, практически определен как неизбежный в сложившихся во второй половине XX века условиях российской государственной службы, требующей коренных преобразований. Как уже подчеркивалось ранее это «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».[150] Другой подход борьбы с коррупцией требует умножение усилий сотрудников правоохранительных органов. Тогда нет необходимости ожидать установления идеальных условий и принятия совершенных законов, так как по утратившим силу закона борьба с коррупцией останавливается. Особые осложнения представляет собой сам российский менталитет, когда, согласно опросам, свыше 55% считает, что взятка является нормой жизни, и с нею нет необходимости бороться, она привычна и удобна. Ее преодоления равно гибели всей системы. Но в таком случае сотрудник правоохранительных органов может выступать не только в роли добросовестного, но и бессильного борца с коррупцией, которому не дают адекватно исполнить свои обязанности. «В структуре коррупционеров, - отмечает В.В. Лунеев, - преобладают лица из учреждений госуправления (66,3%) и правоохраны свыше 92%. В числе коррупционеров из правоохранительных органов до 95 и более процентов составляют работники органов внутренних дел». Это заставило МВД в конце 1995 года создать собственную службу внутренней безопасности в виде внутренней инспекции».[151]
Иначе говоря, в должностной сфере стихийно сложившихся институтов и во вновь вводимых структурах остается непреодолимым своеобразный «дух нации», который как вирус мгновенно поражает новый институт. Для условий России это, так хорошо выраженный М.М.Сперанским двойственный подход к закону - на словах высокое уважение. На деле – убежденный правовой нигилизм. Данные тенденции государственной службы России не просто деформируют процесс институционализации западных форм правления, но практически блокируют его, усугубляя формализм существующих правовых регламентов и институтов. Особенно ярко это проявилось при попытке институционализировать правовое государство в условия России. Идея правового государства, которая пришла к нам из стран «развитой демократии», представляет собой определенную, по-видимому, больше теоретическую, чем практическую форму свободы. Она с одобрением принята нашим обновленным законодательством и, в значительной степени самой жизнью. Идея правового государства оживленно обсуждается в отечественной научной литературе, когда речь идет о правах и свободах человека и гражданина[152]. Оно в центре внимания тех, кто исследует проблему институционализации гражданского общества[153]. Однако эта идея многими была встречена настороженно, как «произвольная совокупность произвольных признаков неведомого явления», как «мечта теоретиков». Это результат «теологических домыслов» юристов и гипотетических изысканий обществоведов. Преодоление правового нигилизма для определенной части должностных лиц является проблемой. Так, например, В.М. Баранов обращает внимание на злоупотребление должностными полномочиями, на коррупцию в системе государственно-политической и правоохранительной деятельности. Опасно деформирована общественно важная деятельность от ответственных работников государственной власти и управления, муниципальных служащих, милиции, судов, прокуратуры, налоговой службы до преподавателей и врачей. В системе «официальной» политики и права формируются их неофициальные «теневые» прообразы.[154] Они связаны историей и взаимно влияют друг на друга, деформируя или приспосабливая к своим потребностям направленность оппонента. Преступность, в том числе рассматриваемая сквозь призму соотношения политики, права и гражданского общества, выступает важным, но всего лишь одним из моментов девиантного поведения, которое в одинаковой мере распространено среди представителей данных сфер. Продолжая отслеживать девиантные инновации, можно будет уже скоро сказать, что привычным для общественного мнения становится взятка, должностные злоупотребления как таковые. То есть девиантные аномалии становятся неофициальной нормой. А официально одобряемое поведение и нормативные способы деятельности граждан и должностных лиц выглядит аномалией. При этом опросы общественного мнения показывают, что деформация государственно-правовых процессов одинаково сильно беспокоит государственных служащих и граждан, но только способы решения проблемы видятся ими по-разному. Соотношение общества и государства, управляющих и управляемых приобрело в истории человечества определенную и труднопреодолимую несоразмерность, когда представители официальных учреждений выступают «отцами», рядовые граждане - «детьми». Первые всегда опекуны, вторые - опекаемые. В наиболее четкой форме такое положение отображено в теории и практике патернализма, который как бы распространяется на весь народ и тем самым защищается мощью суверена и его подданных. Нашему обществу, прошедшему сквозь всестороннюю «заботу», это явление, как никому другому, хорошо известно. Но, патернализм в чистом виде достаточно обтекаемое понятие. Он обретает реальность, когда конкретизируется в заботе со стороны властных персон, по отношению к своим соратникам, доверенным людям, приятелям. Это форма фаворитизма. Нет такого властного учреждения и субъектов власти, которые бы не пользовались данной недвусмысленной связью правящего с управляемыми. Эта связь ярко демонстрируется, например, вновь избранным «первым лицом», района, региона. Которые, принципиально не доверяя «чужим», немедленно мобилизуют в виде «команды» своих земляков, знакомых, приятелей и просто преданных людей. Но не все входят в этот состав. Другой формой патернализма проявляется непотизм, когда «под правящее ружье» ставится вся родня. Поэтому «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» утверждает основными принципами формирования государственной политики принципы законности, демократизма, гуманизма[155]. Если в условиях тоталитаризма фаворитизм официально ставил заслон непотизму, то в условиях демократии расцветает своячество. Общество как бы возвращается к давно забытым цеховым отношениям по поводу определенного ремесла, передаваемого в тайных учениях от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. В таких условиях сама государственная служба становится трудной проблемой[156]. И отдельным способом осуществляется правовая справедливость. Принципиальное решение проблемы законопослушности является важнейшей в современной России. Ее принципиальное решение определено «Основами государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», где речь идет не только о государственных служащих, но общей, можно сказать национальной атмосфере правового нигилизма. Его преодоления рекомендуется осуществлять, уделяя особое внимание, следующим факторам: - характеру воспитания и моральному климату в семье; - качественному уровню воспитания и обучения; -распространению и использованию правовой информации; - доступности услуг правосудия; -понятности и справедливости законодательства; - контролю процесса и результатов законодательства; -эффективности, профессионализму и законности деятельности правоохранительных органов; -информационному обеспечению пропаганды законопослушной модели поведения: средствам СМИ, телевидения, социальных сетей и др. Многие исследователи, в частности такие известные как В.В. Лунеев, Б.В. Волженкин и др., пришли к выводу, что центр коррупции, ее подлинный источник расположен в криминальной юстиции. Уголовные преступления, находящиеся в компетенции этой сферы правоохранительной деятельности, неустанно растут так, что, например, в период с 1989 по 2001 год их количество возросло в 3,8 раза. И это при огромной латентности, когда, как считают специалисты, около 80% преступлений не попадают в официальную уголовную статистику[157]. В настоящее время несмотря на проводимые реформы, переименования милиции в полицию их число явно не уменьшается[158]. В итоге следует, что источником коррупционной преступности может быть, в том числе и уголовная юстиция, которая явно не справляется с валом современной преступности и в целях экономии сил осуществляет выборочную регистрацию, обманную отчетность, дифференцированную работу по уходу от коррупционных скандалов, отягощенных высоким статусом коррупционеров, согласительным характером совершения, огромной латентностью и трудностью расследования. Вместе с тем, именно институционально-организационные условия тщательного контроля, педантичного и настойчивого отслеживания, создания атмосферы страха за коррупционные действия являются эффективным средством воздействия на чиновников государственно-правовых структур, создания атмосферы непримиримости и неприятия коррупции. Тем самым, универсальным способом актуализации политико-правовых институтов России является развитие их существующих форм до уровня максимальной блокировки правового нигилизма и произвола должностных лиц. В перспективе это постановка проблемы их воспитания с целью превращения харизматических безответственных политико-правовых функционеров в статус «ответственных должностных лиц». Нет сомнения, что контроль не может и не должен минимизироваться перечисленными формами внешнего, внутреннего, специального и самоконтроля. Необходимы новые формы. В крайнем случае, исторически испытанные и проверенные. К таким относится, например старинная идея, высказанная еще Платоном, о необходимости каждому гражданину его города-государства иметь ответственного за его поведение и результаты работы. На первый взгляд, это лишает гражданина свободы и самостоятельности, инициативы и творчества. Однако М. Вебер, уже практически в наше время подтвердил продуктивность этой идеи. И если у Платона запрещено вводить какие - либо новшества, и предписано всегда быть под началом у старшего, опытного и ответственного за успешность реализации государственных дел, то у М. Вебера узаконено идеей непреодолимости бюрократии буквально воспроизводящей должностную инструкцию. Последнюю точку в споре творческих работников и служебных рутинеров положил институт «омбудсмена», развитый во многих странах Европы и предписывающий, например, в Швеции непримиримое осуждение государственного служащего не только нарушившего регламент, но и того, который не оправдал надежд гражданина на помощь. Потому что практически других задач у должностного лица нет.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.96.188 (0.029 с.) |