Психолого-педагогического направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогического направления



Темы для самостоятельного изучения дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» для направления подготовки 050400.68Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

 

Модуль 1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

 

1.

Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования.  

2.

Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ФГОС  

3.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.    

4.

Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий  

Модуль 2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

 

5.

Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала  

6.

Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности.  

7.

Профессиональное сознание и самосознание педагога.  

8.

Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности  

9.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления  

Модуль 3. Профессиональное становление

 

10.

Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога  

11.

Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение  

12.

Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.  

13.

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.  

14.

Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога  
       

Практическое занятие 1.

Тема: Состав, структура и виды профессиональной деятельности;
классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога

План

1. Понятия «профессионал» и «деятельность».

2. Состав деятельности. 

3. Структура компонентов трудовой деятельности.

4. Виды профессиональной деятельности.

5. Классификация профессий.

6. Профессиональная деятельность педагога-психолога:

· научно-исследовательская деятельность;

· организационно-воспитательная деятельность;

· коррекционно-развивающая деятельность;

· преподавательская деятельность;

· культурно-просветительная деятельность;

· консультативная деятельность.

Практические задания

1. Подготовиться к использованию на практическом занятии кейс метода по основным видам профессиональной деятельности психолога.

2. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова.

· Методика «Карта интересов».

· Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику «профессионал» и «деятельность». Определить состав деятельности и структуру компонентов трудовой деятельности. Охарактеризовать виды профессиональной деятельности. Раскрыть основные конпоненты профессиональной деятельности педагога-психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

6. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т; науч. ред. А. В. Белошистая. - Мурманск: МГПУ, 2010.

7. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

8. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». - М.: Академия, 2008.

9. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.

10. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - СПб. [и др.]: Питер, 2012.

11. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / Савенков А. И. - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

12. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебное пособие по дисц. "Психология и педагогика" для студ. вузов / Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 671 с.: ил. - (Основы наук).

13. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г. И. Хозяинов. - М.: Физическая культура, 2006. - 224 с.

Практическое занятие 2.

Тема: Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества
и психологический портрет профессионала

План

1. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.

2. Психологический портрет профессионала.

3. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.

4. Схема описания профессии.

5. Профессиональные качества психолога.

6. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

7. Психологический портрет профессионала.

8. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.

Практические задания

1. Изучить схему описания профессиональной деятельности по Г.С. Никифорову.

2. Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.

3. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.

4. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.

5. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Опросник "психологический портрет учителя".

· Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть функциональную модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Определить психологический портрет профессионала. Охарактеризовать мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сферы специалиста, отражаемые в психограмме. Раскрыть основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

5. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003.

6. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов / Е. А. Климов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004.

7. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

8. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

9. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / Г.С. Никифоров /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

Практическое занятие 3.

Тема: Профессиональная деятельность как условие
реализации основных жизненных ориентаций человека.
Мотивация педагогической деятельности

План

1. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.

2. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих.

3. Оценка организационной среды рабочих и служащих.

4. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.

5. Понятие «мотив» в психологической литературе.

6. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

· Опросник Рокича.

· Тест смысложизненных оринтаций.

· Опросник «Мотив достижения успеха».

· Опросник «Мотив избегания неудач».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть операциональную модель жизненных ориентаций работника. Определить степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Охарактеризовать связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций. Раскрыть проблему мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

4. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Академия, 2000. – 380 с.

6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.

7. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология". - Т. 1, 2 - М.: Академия, 2009.

Практическое занятие 4.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.023 с.)